"Корень. Корневые системы"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Урок по биологии на тему: "Корень. Корневые системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_na_temu_koren.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Шамсетдинова Ф.Д.
Урок по биологии в 6-м классе
на тему:
"Корень. Корневые системы"
Тип урока: урок-исследование.
Эпиграф урока:“Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В.Жак).
Задачи урока:
Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
3. практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа, гербарные образцы, микропрепараты).
Оборудование:
Демонстрационное – таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран, рельефная таблица, мультимедиапроектор.
Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), гербарий “Типы корневых систем”, микроскоп, лупа.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний:
Учитель: Ребята! В начале урока я хотела бы предложить вам загадку:
Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растениям жизнь дают.
Учитель: Что же это? Правильно, корни.
Тема нашего урока: «Корень. Корневые системы.»
Ребята, но в начале урока давайте вспомним, какую роль выполняют зеленые растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
(Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
3.Этап мотивации:
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В.Жак)
Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.
Учитель:
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.
Ребята, а вы можете представить, какой величины могут быть корни у растений?
А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Корни свеклы могут проникать в почву на глубину более 3 метров, пшеницы – на 2-2,5 м, у яблони корни разрастаются в стороны на 10-12 метров, у верблюжьей колючки – 20 метров вглубь.
3. Новая тема.
Объяснение учителя и выполнение исследования.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование в ходе которого вы будете выступать в роли исследователей.
А объектом вашего исследования будут корни и корневые системы.
Учитель сообщает учащимся задачу урока:
Вам необходимо исследовать особенности строения и образования корневых систем.
Учитель: итак,
Корень- это один из основных вегетативных органов растения.
Он выполняет следующие функции:
-закрепляет растение в почве
-активно поглощает из нее воду с минеральными веществами, т.е. отвечает за почвенное питания
-используют для вегетативного размножения
ИКТ см диск (значение корня)
Учитель задает вопрос: Чем корень отличается от побега?
Уч-ся делают вывод:
От побега корень отличается отсутствием листьев и почек.
Учитель: В течение жизни у растения формируется много корней. Одни из них появляются в следствие ветвления главного корня, другие образуются на побеге. Придаточные корни могут вырасти даже на листьях. Боковые корни возникают на корнях всех видов.
Различают следующие виды корней:
Схему зарисовать в тетрадь.
Виды корней
Главный боковые придаточные
Учитель задает вопрос:
Каким образом развивается главный корень?
Уч-ся работают с учебником.
Уч. стр 51, 2 абзац
Вопрос:
Каким образом образуются придаточные корни?
См уч. стр51
Вопрос:
Как возникают боковые корни?
Стр 51
Рассмотрели рис.32, нашли все виды корней.
Учитель:
Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные.
Корневые системы
Стержневая Мочковатая
Выполняем лабораторную работу:
Лабораторная работа № 6.
“Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
- Рассмотрите с помощью лупы проросшие семена .Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.
- Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.
- По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми
- Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами и составьте схему:
Корневые системы
- Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
- Сделайте рисунки. Уч. стр 51, рис32,33
Учитель: продолжаем исследование
Рассматривая внешний вид корня можно увидеть, что его беловатый , почти прозрачный кончик чуть утолщен и прикрыт защитным колпачком -корневым чехликом.
Есть и загадка про него:
Лезет в землю червячок,
На голове у него колпачок. (корень с чехликом)
Работа с микроскопом: исследуем образец, находим корневой чехлик.
Учитель: Соблюдаем Правила работы и Технику безопасности при выполнении работы.
Сравниваем свой объект с изображением на электронном микроскопе:
(ИКТ, электронный микроскоп)
Вопросы уч-ся:
Где расположен корневой чехлик?
Чем образован? (Состоит из нескольких слоев клеток. Он ограждает делящиеся клетки корня от механического воздействия почвы.
А знаете ли вы, что
Клетки чехлика выделяют слизь, которая действует как смазка, облегчая продвижение растущего корня в почве.
Что выше чехлика вы видите?
( гладкая часть корня, над ней участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как пушок вокруг корня. Это корневые волоски)
Вывод: корень имеет клеточное строение. Строение корня связано с выполняемыми функциями.
( подробно будем изучать на следующем уроке)
Учитель: Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.
Учащиеся записывают новые понятия в словарь.
4. Закрепление.
Организуется работа учащихся по вопросам .
См презентацию Корень. Корневые системы.
- Какие функции выполняет корень?
- Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
- Что такое корневая система?
- Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
- Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
- Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
- Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?
Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.
4. Диагностика.
Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
5. Корень растёт в длину своей ….
2 вариант.
1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. У одуванчика корневая система стержневая.
5. Придаточные корни образуются только на главном корне.
6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.
2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.
2. Кончик корня покрыт ….
3. Корневая система пшеницы называется….
4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.
5. Главный корень развивается из…….
Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
6.Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Что узнали нового на уроке?
- Было ли вам интересно?
7. Домашнее задание .
(дифференцированное)
1. Изучить параграф 13, знать основные понятия, рис. 32,33
2. Составить сказку о значении корней.
3. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Сравнительная характеристика развития корневой системы, стеблей пшеницы, и размножение инфузории туфельки в воздушном пространстве пластикового и деревянного окон.
В презентации отражены все этапы исследования с фото и выводами....
Корень. Корневые системы.
Корневые системы.Корень....
Кроссворд на тему «Корень, корневые системы».
Кроссворд для закрепления знаний....
Урок на тему:"Корень и корневые системы"
Урок на тему:"Корень и корневые системы" для 7 классов...
Урок биологии "Корень. Корневые системы", 6 класс
Урок биологии по теме "Корень. Корневые системы" , урок-исследование с применением поисковых методов обчения...
Урок биологии "Корень. Корневые системы" 6 класс
Разработка урока биологии по теме "Корень. Корневые системы" для учащихся 6 класса...