"Корень. Корневые системы"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Урок по биологии на тему: "Корень. Корневые системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_na_temu_koren.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии МБОУ «ООШ ст.Миннибаево»                                                                       Альметьевского муниципального района                                                                        Республики Татарстан                                                                                                     Шамсетдинова Ф.Д.

Урок по биологии в 6-м классе

на тему:

"Корень. Корневые системы"

Тип урока: урок-исследование.

Эпиграф урока:“Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В.Жак).

Задачи урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

3. практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа, гербарные образцы, микропрепараты).

Оборудование:

Демонстрационное – таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран, рельефная таблица, мультимедиапроектор.

Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол),  гербарий “Типы корневых систем”, микроскоп, лупа.

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Этап актуализации знаний:

Учитель: Ребята!  В начале урока я хотела бы предложить вам загадку:

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растениям жизнь дают.

Учитель:  Что же это?  Правильно, корни.

Тема нашего урока:  «Корень.  Корневые системы.»

Ребята,  но в начале урока  давайте вспомним, какую роль выполняют зеленые  растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос.

(Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород,   которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

3.Этап мотивации:

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

(В.Жак)

Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель.

Учитель:

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми  ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.

Ребята, а вы можете представить, какой величины могут быть  корни у растений?

А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Корни свеклы могут проникать в почву на глубину более  3 метров, пшеницы – на 2-2,5 м, у яблони корни разрастаются  в стороны на 10-12 метров, у верблюжьей колючки –  20 метров  вглубь.

3. Новая тема.

Объяснение учителя и выполнение исследования.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование   в ходе которого вы будете  выступать в роли исследователей.

А  объектом вашего  исследования будут корни и корневые системы.

Учитель сообщает учащимся задачу урока:

Вам необходимо исследовать особенности строения и образования корневых систем.

Учитель:  итак,

Корень- это один из основных вегетативных органов растения.

Он выполняет следующие функции:

-закрепляет растение в почве

-активно поглощает  из нее воду с минеральными веществами, т.е. отвечает за почвенное питания

-используют для вегетативного размножения

ИКТ см  диск (значение корня)

Учитель задает вопрос: Чем корень отличается от побега?

Уч-ся делают вывод:

От побега корень отличается отсутствием листьев и почек.

Учитель:      В течение жизни  у растения формируется много корней. Одни из них появляются в следствие ветвления главного корня,  другие образуются на побеге. Придаточные корни могут вырасти даже на листьях.   Боковые корни возникают на корнях всех видов.

Различают следующие виды корней:

Схему зарисовать  в тетрадь.

Виды корней

Главный боковые придаточные

Учитель задает вопрос:

Каким образом развивается главный корень?

Уч-ся работают с учебником.

Уч. стр 51, 2 абзац

Вопрос:

Каким образом образуются придаточные корни?

См уч. стр51

Вопрос:

Как возникают боковые корни?

Стр 51

Рассмотрели рис.32, нашли все виды корней.

Учитель:

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные.

 

Корневые системы

Стержневая Мочковатая

 

Выполняем лабораторную работу:

Лабораторная работа № 6.

“Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.

  1. Рассмотрите  с помощью лупы проросшие семена .Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь.
  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.
  3. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми
  4. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами  и составьте схему:

Корневые системы

  1. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
  2. Сделайте рисунки. Уч. стр 51, рис32,33

Учитель:  продолжаем исследование

Рассматривая внешний вид корня можно увидеть, что его беловатый , почти прозрачный кончик чуть утолщен и прикрыт защитным колпачком -корневым чехликом.

Есть и загадка про него:

Лезет в землю червячок,

На голове у него колпачок. (корень с чехликом)

Работа с микроскопом:  исследуем образец, находим корневой чехлик.

Учитель: Соблюдаем Правила работы и Технику безопасности при выполнении работы.

Сравниваем  свой объект с изображением на электронном микроскопе:

(ИКТ, электронный микроскоп)

Вопросы уч-ся:

Где  расположен корневой чехлик?

Чем образован? (Состоит из нескольких слоев клеток. Он ограждает делящиеся клетки корня от механического воздействия почвы.

А знаете ли вы, что

Клетки чехлика выделяют слизь, которая действует как смазка, облегчая продвижение растущего корня в почве.

Что выше чехлика вы видите?

( гладкая часть корня, над ней  участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как пушок вокруг корня. Это корневые волоски)

Вывод:  корень имеет клеточное строение. Строение корня связано с выполняемыми функциями.

( подробно будем изучать на следующем уроке)

Учитель:  Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня      осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на   верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.

Учащиеся записывают новые понятия в словарь.

4. Закрепление.

Организуется работа учащихся по вопросам .

См презентацию Корень. Корневые системы.

  1. Какие функции выполняет корень?
  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
  3. Что такое корневая система?
  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
  5. Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
  6. Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
  7. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся.

4. Диагностика.

Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

1 вариант.

1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

2 вариант.

1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

4. У одуванчика корневая система стержневая.

5. Придаточные корни образуются только на главном корне.

6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.

2. Кончик корня покрыт ….

3. Корневая система пшеницы называется….

4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.

5. Главный корень развивается из…….

Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.

6.Учитель подводит итоги урока:

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Что узнали нового на уроке?

- Было ли вам интересно?

7. Домашнее задание .

(дифференцированное)

1. Изучить параграф 13, знать основные понятия, рис. 32,33

2. Составить  сказку о значении корней.

3. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корень. Корневые системы.

Корневые системы.Корень....

Кроссворд на тему «Корень, корневые системы».

Кроссворд для закрепления знаний....

Урок на тему:"Корень и корневые системы"

Урок на тему:"Корень и корневые системы" для 7 классов...

Урок биологии "Корень. Корневые системы", 6 класс

Урок биологии  по теме "Корень. Корневые системы"  , урок-исследование с применением поисковых методов обчения...

Урок биологии "Корень. Корневые системы" 6 класс

Разработка урока биологии по теме "Корень. Корневые системы" для учащихся 6 класса...