Урок-игра по биологии: Покорение Севера.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Урок приурочен к юбилею округа, направлен на повторение и закрепление биологических понятий, знакомит учащихся с особенностями северной природы, правилами поведения в природе, отношением хантов к природе, особенностями обычаев северных народов, пословицами и поговорками народов севера о природе и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по биологии к юбилею хмао | 975.23 КБ |
урок-исследование по биологии, земноводные, среда обитания и внешнее строение | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«ПЕДАГОГ ГОДА - 2013»
В НОМИНАЦИИ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2013»
Урок – игра «Покорение Севера».
Автор: Бикбаева Наталья Витальевна
Учитель химии и биологии
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ»
2012/2013
Тема урока: Урок- игра « Покорение Севера», посвященный 80-летию ХМАО-Югра.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования представлений о природном многообразии родного края, культуре и традициях народов севера.
Тип урока: урок- игра в 6-7 классах.
Цели по содержанию:
Образовательная: Закрепить ранее пройденный материал о многообразии растительного и животного мира края, дикой и редкой флоре и фауне севера, взаимосвязях живых организмов в природе, познакомить с культурой ХМАО и культурой ее коренных жителей, отношением коренных народов Севера к природе.
Развивающая: Продолжить обучение умениям:
- применять знания о многообразии живых организмов, их классификации, взаимосвязях в природных сообществах;
-развивать творческое мышление, коммуникативные качества;
Воспитательная: Способствовать воспитанию уважения к результатам собственной деятельности ученика на уроке и к результатам деятельности учителя и одноклассников.
Тип урока: урок- игра в 6-7 классах.
Структура урока:
- Организация начала урока (психологический настрой учащихся);
- Целепологание, формулировка цели и задач, фиксирование объема работы на уроке учащимися.
- Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, актуализация знаний.
- Творческое применение ранее полученных знаний и умений, групповая работа.
- Индивидуальная работа учащихся в форме доклада.
- Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений и навыков.
- Формирование и закрепление первичных знаний и умений применение их (по аналогии) в стандартных ситуациях, упражнения для применения знаний и умений в измененных условиях, связь новых знаний, с ранее сформированными.
- Творческое применение умений и навыков.
- Итог урока и подведение результатов.
- Рефлексия.
Материально-техническое оснащение урока: Наглядные пособия - стенд « Флора и фауна Крайнего Севера», « Традиции и обычаи хантов и манси», презентация урока « Покорение Севера», доска, украшена символикой округа и района, герб, флаг.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организационный момент. | Встречаю детей в классе: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок, поэтому я предлагаю вам разделиться на 2 команды (по классам), занять места за специализированными « круглыми столами». Доска заранее оформляется атрибутами: символика, геральдика края (флаг, герб). На стене стенд с красочной информацией о природе ХМАО, стенд, посвященный творчеству хантов и манси (национальные рисунки, изображающие животных и растения). Приложение №1. | Учащиеся приветствуют учителя и занимают свои места, готовятся к уроку. Учащиеся обращают внимание на стенды, психологически настраиваются на то, что сегодняшний урок пройдет в необычной обстановке и форме. |
Целепологание. | Предлагаю рассмотреть символику края, района, стенды, оформленные на стене, и сделать соответствующие выводы: Ребята, а какой сегодня у нас день? Скажите мне, почему мы решили провести необычный урок биологии? Приложение №1. | Учащиеся обращают внимание на стенды, доску, называют дату, сообщают, что сегодня празднуется юбилей округа. Высказывают предположение о возможной причине необычной формы проведения и названия урока. |
Актуальность. | Предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы: -Какое географическое положение занимает наш округ? -Какое созвездие расположено вблизи полярного круга? - Что изображено на гербе, флаге? - Что означает данная символика? -Какая промышленность наиболее развита в округе? - Чем богата природа нашего края? -Какие коренные народы севера проживают на территории округа? - Какого рода деятельностью они занимаются? -Говорят, что северные народы с почтением относятся к природе. Почему? Докажите, что это так. | Ученики фиксируют внимание на школьной доске, несущей информацию о символике и геральдике родного края, изображениях природы края, лиц коренных народов севера, актуализируют свои знания, полученные во время урочной и внеурочной деятельности. |
Основная часть урока: Какая у нас погода? | У нас сегодня не просто урок, а урок – игра, состязание. Каждое задание будет оценено в баллах. Предлагаю учащимся отправиться в поход, - покорять Север, а так же проявить смекалку, показать свои знания и умения. Ребята, сегодня мы отправляемся в поход по Крайнему Северу. Но, как известно в поход идут в хорошую погоду, а так как в настоящее время пасмурно, (обращаю внимание на слайд презентации), нужно определить, какие высказывания хантов и манси совпадают с тем или иным временем года и расставить их по порядку, и тогда станет ясно. Обговариваю время выполнения задания. Приложение №2. | Учащиеся получают задание, выполняют его, поднимают руку, если ответ досрочный. Происходит знакомство с обычаями и поверьями коренных народов севера, связанных с распознаванием времен года. |
Что возьмем с собой в поход? | Но и это еще не все, ребята. Разве в поход ходят без снаряжения? Предлагаю учащимся взять со стола «конверты-рюкзачки», в которых вложены карточки с понятиями . Читаю задание: определите, о каком биологическом понятии идет речь. Уберите лишние термины из рюкзачка. Называю правильные ответы, сообщаю о целесообразности применения данных понятий на уроке биологии. Приложение №3. | Учащиеся получают задание, слушают формулировки определений биологических понятий, убирают из конверта лишнее. Конверты передают жюри. Учащиеся фиксируют внимание на значимости знаний именно биологических терминов в ходе урока, делают выводы о результативности своей работы. |
Природа родного края- знай « наших». | Наши группы двигаются в правильном направлении, но так как мы имеем дело с живой природой, неплохо было бы узнать, как хорошо вы ориентируетесь среди различных представителей флоры и фауны.
Команда 6 класса, определите, какое из перечисленных растений не является цветковым?! Команда 7 класса, определите, какое из перечисленных животных является млекопитающим?! Ребята, задание располагается на слайде презентации. Приложение №5. | Учащиеся выполняют задание. Отвечают после истечения времени, или поднимают руку, если выполнили задание раньше. Учащиеся оценивают результативность своей работы, сравнивая свои ответы с ответом учителя. |
Куда мы попали… | Ребята, мысленно сконцентрируйте свое внимание и подумайте, как выглядит природа нашего сурового края? Каких растений встречается больше, какие растительные сообщества они образуют и почему? Читаю определение сообществ: болото, тайга, бор, роща. Сообщаю, что березовая роща на севере округа – создана искусственно. | Ученики мысленно настраиваются на выполнение следующего задания, активизируют зрительную память, мышление. На столе каждой команды лежат карточки с понятиями , дети слушают определение и поднимают нужную карточку лицевой стороной к жюри. |
Знакомство с многообразием живых организмов, обитающих на территории округа | Знакомство с многообразием живых организмов, обитающих на территории округа. Этот материал заранее прошу подготовить учащихся по одному из каждой команды: 6 класс – «растения», 7класс - «животные». Время ограничено, на все выступление не более 5 минут. | Ученики обращают внимание на стенд, знакомятся с представителями дикой фауны и флоры родного края. Перечисляют известных им представителей дикой природы, занесенных в Красную Книгу. Демонстрируют умение работать с дополнительными источниками информации. |
Привал. | Рассказываю: Забрели мы в юрту хантов. Кругом лежат вещи, посуда- все в узорах. Да только узоры те непростые. Считается, что коренные народы севера почитают природу, они очень близки к ней. Обращаю внимание на стенд с орнаментами, потом на слайд презентации. Рассказываю о значении орнамента для народов севера, о том, что они обозначают. Упоминаю об оберегах, тотемах в виде изображений растений и животных. Говорю, сто узоры на одежде хантов и манси- это их визитная карточка, обозначающая род или фамилию, от которого (ой) он произошел. Предлагаю учащимся выбрать для своей команды бумажный тотем (хантыйский узор животного или растения), который будет их визитной карточкой и талисманом во время игры (помогут заработать баллы, хорошие оценки, а главное усвоить новый материал). | Учащиеся узнают новую, полезную информацию о культуре и обычаях северного народа, об их отношении к природным ресурсам. Учащиеся выбирают тотем, закрепляют бумажный символ на одежде. Знаковая символика позволяет учащимся глубже проникнуться в таинственный мир коренных жителей, дает возможность почувствовать себя частицей этого мира, жителем сурового края со своеобразным национальным колоритом. |
Загадки народов севера о природе. | Ханты и манси не только поклоняются дарам природы, но и сочиняют о ней загадки. Сможете ли вы их разгадать? Загадываю загадки, если команда не угадала, право предоставляется другой команде. Здесь можно использовать небольшие подсказки, пояснения,- если ученики затрудняются. Приложение №7. | Ученики знакомятся с культурой народов севера, развивают творческое мышление, стараясь найти сходство в мыслях и образах, представлениях коренных жителей с тем, что видят и знают они. Отвечают на вопросы, аргументируют. |
Пословицы хантов и манси. | Продолжаю знакомить учащихся с культурой и творчеством народов севера. Читаю пословицы, прошу аргументировать ребят по каждому высказыванию. Приложение №6. | Учащиеся по желанию высказывают свою точку зрения, принося дополнительные баллы команде. Учатся анализировать, аргументировать, развивать мышление. |
Посвящение в ханты. | Мы проделали очень длинный путь. Преодолели множество препятствий. Поэтому случаю я объявляю, что мы отправляемся на праздник. Но не простой, почитаемый народами севера. С одним нагрудным знаком вас на него не пустят. Чтобы вас приняли за хантов или манси нужно сшить себе национальный наряд. Объясняю задание: вы уже познакомились с разнообразием узоров, украшающих жилище и одежду хантов. Теперь пришло время самим изготовить платье или малицу. Для этого предлагаю воспользоваться заранее подготовленными средствами: клей, ножницы, малица из ватмана, полоски различных узоров и орнаментов. Оговариваю время выполнения работы. Сообщаю, что теперь, получив тотем и малицу, они могут считаться посвященными в ханты и отправляются на один из главных праздников хантов и манси – «Праздник Медведя». | Учащиеся знакомятся с блоком очередной информации, готовятся к выполнению следующего задания. Учащиеся получают задание, готовятся к работе в группе, один режет, другой клеит, третий решает, куда приклеить узор……Учащиеся учатся работать сообща, развивают коммуникативные качества, общение в коллективе. Демонстрируют свои наряды, оценивают результат собственных трудов. |
На праздник медведя! | Легенда гласит: Медведь у хантов – священное животное. Считают, что происхождение хантов связано именно с ним. Когда то давно от брака медведя и женщины появился первый человек. С тех пор шкуру медведя на праздник закидывают в жилье через печную трубу, делают из нее чучело, усаживают на нарты (сани), накрывают ему стол и совершают ритуал. В основном люди просят о помощи и прощении. Ваша задача создать импровизацию данного действа. Для этого один помощник (учитель) переодетый в медведя садится на стул, а команды по очереди в своих малицах отплясывают вокруг него и молят (это обговаривается заранее) о защите природы. Приложение №8. | Ребята знакомятся с мифологией родного края. На данном этапе им предоставляется возможность проявить свои творческие возможности. Ученики подвижно двигаются, выполняя последнее, творческое задание. |
Наведем порядок… | Рассказываю: Ребята, пока мы веселились на празднике, кто- то навел беспорядок в лесу. Вряд ли медведю, да и другим животным это понравится. Раздаю карточки с заданием: Составить цепь питания, включив в нее следующих живых организмов… | Ученики фиксируют внимание на характере и объеме выполняемого задания. Выполняют его в группе. |
Знакомство с музыкой северных народов. Подведение итогов. | Прошу учителей, выполняющих роль жюри, подвести итоги игры, а учащиеся, занять места для подведения итогов нашего путешествия по просторам севера. Музыка звучит фоном, на протяжении практически всей игры ( презентация). Ребята, а вы обратили внимание на своеобразие исполнения песен? Давайте познакомимся с ее происхождением и авторами. | Ученики рассаживаются на свои места, фиксируют внимание на слайде презентации. Высказывают предположения о происхождении песен, знакомятся с известными многим сочинениями бурятского певца Колы Бельды, и.т.д. Ждут результатов соревнования. |
Рефлексия. | После оглашения результатов соревнования между классами, предлагаю ребятам подойти по очереди к столу. На столе коробочка, заранее украшенная национальным орнаментом и две стопочки смайликов из картона. Ребята, если вы чувствуете, что мы справились с поставленными задачами и урок вам понравился, возьмите смайлик «+», если нет «-» , положите смайлики в отверстие коробочки. Благодарю всех за работу на уроке, объявляю урок законченным. | Учащиеся оценивают результаты трудов, своих и учителя, выбирают смайлик, опускают в коробочку |
Самоанализ урока биологии « Покорение Севера» в 6-7 классах
НРМОБУ «Усть-Юганская СОШ» Нефтеюганского района
учителя биологии Бикбаевой Натальи Витальевны.
Данный урок проходил в 6 и 7 классах, в рамках предметной декады и был приурочен к праздничной дате - празднование юбилея округа. Большинство учащихся этих классов имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. В 7 классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, испытывающие трудности в обучении. Урок был построен с учетом индивидуальных особенностей детей.
Тема урока: «Покорение Севера».
Урок повторения и обобщения знаний о многообразии живых организмов, их классификации, взаимосвязях в природе. Учитывая то, что он был приурочен к юбилейной дате, был сделан акцент на ознакомлении учащихся с флорой и фауной родного края, а так же в содержание урока была внесена информация об особенностях культуры коренных жителей севера, и конкретно их отношением к природе.
При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
- повторить и закрепить знания об эколого-географических особенностях округа; многообразии живых организмов родного края и его природных богатствах (ресурсах);
- закрепить знания основных биологических понятий и терминов, используемых при изучении биологических объектов, процессов их жизнедеятельности, взаимосвязях, биологической роли, охране;
- сформировать представление учащихся о культурных ценностях коренных народов севера, связанных тесным отношением с окружающей их средой, образом жизни, отношением к природным ресурсам;
- тренировать навыки устных и письменных мыслительных операций, связанных с решением творческих задач; воображение, интерес к предмету;
- развивать умения и навыки групповой работы, коммуникабельность;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края, к культурным ценностям коренных жителей округа;
- способствовать воспитанию бережного отношения к своему труду, труду одноклассников и учителя.
Данный тип урока (урок- игра, комбинированный урок) включает организационную часть, определение темы и цели, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания заданий и инструктаж по их выполнению, самостоятельную работу учащихся, работу в группах, индивидуальную работу, творческую самостоятельную работу, оценку и самооценку проделанной работы на уроке.
Для достижения поставленных целей я использовала следующие приемы и методы:
- словесные (рассказ учителя о культурном наследии хантов и манси, их вере, отношении к природе; фронтальная беседа об особенностях символики, географического положения округа, его ресурсах, богатствах природы, анализ информации -размышление над смысловым значением загадок и пословиц народов севера);
-наглядный и демонстрационный (мультимедийная презентация всех этапов урока, гербарный материал, стенды, оформленные по тематике урока);
- письменные и устные творческие задания для индивидуальной и групповой работы.
В ходе урока также были использованы различные формы работы учащихся. С целью формирования умений навыков коллективной работы, развития коммуникативных качеств была организована работа в группах; с целью получения дополнительной информации, развития умений использовать дополнительный материал и выделять основную мысль из него, более сильным учащимся была предложена индивидуальная работа по подготовке доклада.
С целью активизации познавательного интереса учащихся, мотивации к получению хорошего результата проделанной ими работы, была произведена оценка каждого задания, в результате возможностей чего, ученики могли проанализировать уровень своих способностей и возможностей и узнать, над какими вопросами им еще необходимо поработать.
В ходе урока ребята показали уровень знаний, умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Считаю, что данный урок достиг своей цели, так как дети показали, что владеют теми знаниями, которые необходимо было проверить в ходе урока, умеют эти знания применять в нестандартной ситуации, умеют логично и последовательно излагать материал, решать творческие задачи, грамотно рассуждать, излагать свою мысль, работать индивидуально и в группах. Материал урока был доступен как для учащихся 6, так и 7 класса.
Выбранный тип и форма урока себя оправдали. Этот вывод я сделала после окончания рефлексии, среди возможных вариантов « улыбочек», в коробке не оказалось ни одной « грустной».
Приложения.
Приложение №1. Оформление кабинета.
Приложение №2. Какая у нас погода? Вопросы и ответы.
Весна:
Малые заморозки, малый наст (март);
Большие заморозки, вороны прилетают (апрель);
Гуси- утки прилетают, лед уходит (май).
Лето:
Нерест рыбы, месяц листьев (июнь);
Месяц луговых озер, середина лета (июль);
Лесные озера (август).
Осень.
Зеленые листья, месяц хода щекура (сентябрь);
Маленькая осень, деревья без листьев (октябрь);
Большая осень, осенняя охота (ноябрь);
Примечание: У северных народов исчисление времен года отличается от православного, поэтому описание зимних месяцев заимствованно из старорусского календаря (можно использовать для сравнения, я использовала второй слайд этого задания в случае одной неудачной попытки команд).
Зима:
Студень, студено - холодно (декабрь);
Сечень - время вырубки леса (январь);
Лютый - морозное время (февраль).
Приложение № 3. Что возьмем с собой в поход?
В конверты - рюкзачки помещаю карточки биологическими понятиями: среда обитания, определитель, красная книга, цепи питания, заповедник, компас, телефон, карандаш, резинка, бумага и.т.п. Читаю определения понятий, ученики должны убрать лишнее, а в конверт положить ответы (карточки с понятиями). Вопросы к заданию также находятся на слайде презентации.
-Книга, в которую внесена информация о редких и вымирающих видах живых организмов.
-Форма охраны природных участков, на которых запрещена всякая хозяйственная деятельность, охота, сбор растений и выпас скота.
- Определитель сторон света.
- Схема, отражающая взаимосвязь живых организмов в сообществах.
-Пособие, в котором можно найти точное описание животного или растения, а также его название.
Приложение №4.Природа родного края (знай наших!).
Ответ 6 класса: мох-сфагнум.
Ответ 7 класса: млекопитающее - расомаха.
Приложение №5. Куда мы попали?
1.Избыточно увлажненный участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества. *Болото. 2.Сложное растительное сообщество, в котором преобладают деревья, одной или нескольких пород. *Тайга. 3. Лес, в котором преобладающими деревьями являются сосны. *Бор. 4.Лес, в котором преобладающими деревьями являются березы. *Роща. |
Приложение №6. Пословицы хантов и манси.
- Не убивай зверя больше, чем нужно для твоей семьи.
- Не лови рыбы больше, чем нужно чтобы накормить семью.
- Будь рыболовом с душой, охотником с головой.
- Берегущий тайгу - себя уважает.
- Жизнь на земле - не сладкая морошка.
Приложение №7. Загадки хантов и манси.
- В середине дерева лобаз с мукой. Дупло.
- Котел очень маленький, да соломат в нем очень сладкий. Орех.
- Посреди болота, женщина в красном платке сидит. Ягода, клюква.
- Легкий наездник вершины дерева. Белка.
- За деревней яркая звезда. Медведица.
- Сто человек в одежде, другие все раздетые. Хвойные и лиственные растения зимой в лесу.
- Встанет стол, ляжет калач. Собака.
Приложение№8. На праздник к медведю!
Бикбаева Наталья Витальевна, НРМОБУ «УСТЬ-ЮГАНСКАЯ СОШ»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...