Календарно-тематическое планирование уроков
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков по биологии 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ п/п | Разделы, темы, уроки. |
Дата | Оборудование и материалы | Межпредметные связи | Задание на дом | Знания, умения, навыки. |
1. Введение.(2ч.) | ||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | Таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных. | Химия | § 1.,ответить на вопросы параграфа | Назвать методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни | |
2 | Становление наук о человеке. | Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного. | История | § 2 и повторить § 1. | Знать значения наук о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, обществознание. Историю становления медицины. | |
2. Происхождение человека. (3 ч.) | ||||||
3 | Систематическое положение человека. | Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей. | История | § 3., выучить определения, отв. на вопр. | Определять принадлежность биологического объекта «человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. | |
4 | Историческое прошлое людей. | Рисунки древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков. | История, палеонтология | § 4., отв.на вопрос. | Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. | |
5 | Расы человека. | Таблица людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас. | История | § 5, основные положения главы 2. | Расы человека их происхождение и единство. | |
3. Строение организма. (4 ч. ) | ||||||
6 | Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. | таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего жив. | § 6, 7 заполнить таблицу на стр. 33. | Назвать органы и системы органов. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Сравнить клетки растений, животных, человека. | ||
7 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа «Ткани организма человека». | Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей. | § 8 до статьи «Нервная ткань». | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть основные группы тканей, строение тканей, и их выполняемые функции.. | ||
8 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга». | Физика | § 8 и 9 «Нервная ткань», проработать статью « Основные положения главы 3» | Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть: отделы нервной системы, принцип работы НС.. Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы НС.. | |
4. Опорно-двигательная система. (7 ч.) | ||||||
9 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». | Таблица «Трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; | Физика | § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа. | Называть: особенности строения скелета человека. Функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. | |
10 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей | Таблица «Обезьяны и древних людей», таблицы скелета человека и млекопитающих животных. | § 11 и 12 до статьи «Неподвижные соединения костей». | Называть особенности строения скелета головы и туловища. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. | ||
11 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Лабораторная работа № «Обзор мышц человека». | Таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей. | § 13. Ответить на вопросы после параграфа. Выполнить задания на с. 65. Повторить § 8, статью «нервная ткань», и § 9 «Нервная регуляция». | Распознавать на таблицах основные группы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. Раскрывать сущность биологического процесса работы. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. | ||
12 | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели. | § 14 . Повторить § 11 и 12. Выполнить раздел II лабораторной работы на с. 75 «Выявление плоскостопия». Принести отпечатки следов своей ступни. | Распознавать на таблицах основные группы мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. Раскрывать сущность биологического процесса работы. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. | ||
13 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № «Выявление нарушений осанки». | Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия. | § 15. Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 (с. 47, 48). | Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | ||
14 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. | § 16. Самостоятельно проработать «Основные положения главы 4» на с. 79 – 80. Ответить на вопросы. | Использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Соблюдения мер профилактики нарушения травматизма, нарушения осанки, оказания первой помощи при травмах. | ||
15 | Тестирование по теме «Опорно-двигательная система» | § 10 - 16. Повторить | ||||
5.Внутренняя среда организма. (3 ч.) | ||||||
16 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16. | Химия | § 17. Выполнить задания на с. 89. | Назвать признаки биологических объектов: составляющих внутренней среды организма., составляющие кровь (форменные элементы) Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. | |
17 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний. Лабораторное (демонстрационное) оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и крови лягушки. | § 18. Ответить на вопросы на с. 93. Подготовить доклады по истории возникновения вакцины. | Понятие иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснить проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | ||
18 | Иммунология на службе здоровья. | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний | § 19. Проработать статью «основные положения главы 5». Заполнить схемы и таблицу. | Назвать особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови. | ||
19 | Тестирование по теме « Внутренняя среда организма» | Использовать приобретенные знания | ||||
6. Кровеносная и лимфатическая системы. (5 ч.) | ||||||
20 | Транспортные системы организма. | Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. Для проведения опыта – резиновая трубка. | Физика | § 20. Выполнить задания на с. 105. | Давать определения понятия: аорта, артерия, капилляры, вены, лимфа. Назвать: особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем: признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.. | |
21 | Круги кровообращения Лабораторные работы: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Схемы кровообращения и лимфооттока человека; схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки) | Химия | § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа. | Давать определения понятия: аорта, артерия, капилляры, вены, лимфа. Назвать: особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем: признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.. | |
22 | Строение и работа сердца. | Разборная модель сердца; таблицы, иллюстрирующие: проведения наблюдений за состоянием сосбственного организма. Профилактики вредных привычек (курениеЮ алкоголтизма, схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности. | Физика | § 22. Срисовать рис. 53, Д в тетрадь. | Назвать: осбенности строения организма человека – органы кровеносной системы. Признаки биологического объекта сердца. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, систему лимфообращения, органы лимфатической системы.. | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторные работы № «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | Таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся. | Физика | § 23 | Характеризовать сущность биологических процессов, движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдения за состоянием собственного организма. | |
24 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа : «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой. | §24. Ответить на вопросы на с. 125. Повторить § 14 «Работа скелетных мышц и их регуляция». Повторить § 16 «Первая помощь при ушибах и травмах». | Анализировать оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу ССС). Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Профилактики вредных привычек (курению, алкоголизма, наркомании). Оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | ||
25 | Практическая работа № «Первая помощь при кровотечениях». | Таблицы к уроку 24; таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы. | § 25, «Основные положения главы 6 на стр. 129 и 130. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Профилактики вредных привычек (курению, алкоголизма, наркомании). Оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | ||
26 | Тестирование по теме «Кровь и круги кровообращения» | Характеризовать сущность биологических процессов, движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельности организма. | ||||
7.Дыхание.(4 ч.) | ||||||
27 | Значение дыхания. | Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения. | § 26, выполнить задание на стр. 139 – 140. | Назвать особенности строения организма – органы дыхательной системы. Распознавать описывать на таблицах основные органы дыхательной системы. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | ||
28 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения. | Химия. | § 27, ответить на вопросы в конце параграфа. | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Назвать особенности строения организма – органы дыхательной системы. | |
29 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № «Определение запылённости атмосферы в зимнее время». | Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека. | Физика. | § 28, ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!». Приготовить марлевый респиратор. | Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснить зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. | |
30 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации. | Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы. | § 29, измерить окружность грудной клетки в состоянии вдоха, выдоха и в покое. | Назвать приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья. | ||
31 | Тестирование по теме «Дыхательная система» | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. | ||||
8. Пищеварение.(6 ч.) | ||||||
32 | Питание и пищеварение. | Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. | § 30. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснить роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | ||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | Модель черепа человека, таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов. | § 31, Выполнить задания на стр. 165 учебника, начиная от заданий под символом «!» и до конца. | Давать определения понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. | ||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». | Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. Для лабораторной работы на каждый стол: чашки Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см, вата. | § 32. Ответить на вопросы на 169 и на вопросы лабораторной работы на с. 170 | Давать определения понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Давать определения понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. | ||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени. | § 33. Выписать названия структур, выделенных на с. 174, и найти их на рис. 76 – 79. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Описывать и объяснять сущность результаты опытов. | ||
36 | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии. | § 34 - 35. Разобрать основные положения к главе 8 на с. 181 учебника. Ответить на вопросы с. 177. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения, профилактики вредных привычек, оказания перовой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, проведение наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | ||
37 | Тестирование по теме « Пищеварительная система» | § 30 - 35. Повторить. | Давать определения понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. | |||
9. Обмен веществ и энергии. (3 ч.) | ||||||
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды. | § 36. Повторить статью «Питательные вещества» из § 30. | Давать определения понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. | ||
39 | Витамины. | Таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах». | § 37. Повторить § 27, 36, статью «Пластический и энергетический обмен» на с. 184, § 28, статью «Гуморальная регуляция дыхания» на с. 143, 144. | Назвать основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | ||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | Таблицы, изображающие схемы пищеварения, дыхания, регуляции дыхания; таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах. Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой). | § 38. Разработать «Основные положения главы 9». | Давать определения понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Описывать и объяснять сущность результаты опытов. | ||
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 ч.) | ||||||
41 | Кожа – наружный покровный орган. | Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол. | § 39. Ответить на вопросы перед параграфом на с. 200 и на вопросы 204 под символом «?» Повторить § 37 «Витамины» и статью об аллергии из § 19 на с. 97. | Назвать особенности строения кожи человека. Назвать функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | ||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. Для самостоятельной работы: бумажные салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь, чашки Петри с водой. | § 40. Ответить на вопросы в начале параграфа и в конце его. Повторить по § 29 статьи «Приемы искусственного дыхания» и «Непрямой массаж сердца». | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюде6ния мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | ||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание. | Таблицы, показывающие строение кожи. | § 41, ответить на вопросы под символом «?». | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм), для оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | ||
44 | Выделение. | Таблицы «Кожа», «Органы выделения». | § 42, повторить главу 10. | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. | ||
45 | Тестирование по теме: «Кожа. Мочевыделительная система» | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | ||||
11. Нервная система. (5 ч). | ||||||
46 | Значение нервной системы. Строение нервной системы. | Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном. | § 43 - 44, ответить на вопросы перед параграфом на стр. 220 и после него на стр. 221 и 222. | Давать определению понятию рефлекс. Называть особенности строения НС, спинного мозга, принцип деятельности НС . Функции НС и спинного мозга. Распознавать и описывать отделы и органы НС, основные части спинного мозга человека. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | ||
47 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Функции переднего мозга. Лабораторная работа № «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов. | § 44 - 46, ответить на вопросы перед параграфом, найти структуры, указанные в словаре на стр. 230, на рис. 93 и 97. Разобрать рис.91 А, Б. | Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, и их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | ||
48 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга. | § 47, разобрать статью «Основные положения главы 11» | Называть отделы НС их функции, подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной НС. | ||
49 | Тестирование по теме «Нервная система» | Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, и их функции. | ||||
12. Анализаторы. Органы чувств. (5 ч). | ||||||
50 | Анализаторы. | Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий. | Физика. | § 48, ответить на вопросы перед параграфом, повторить параграф 44. | Давать определения понятиям органы чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств,, анализатор, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | |
51 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа № «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», «Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения », «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов», «Изменение величины зрачков при разном освещении». | Таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор», «Чувствительные и моторные зоны коры, доли больших полушарий головного мозга», для лабораторной работы: на каждый стол полиэтиленовая плёнка размером 10 : 10 см. , в центре которой по кругу размещаются написанные фломастером буквы, карандаши с красным корпусом; трубки, свёрнутые из тетрадного листа. | § 49, ответить на вопросы на стр. 248 под символом «?». | Называть особенности строения органов зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов зрения и зрительного анализаторов. Объяснить результаты наблюдений. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | ||
52 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор, кору больших полушарий головного мозга. | Физика. | § 50. | ||
53 | Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы. Таблица «Слуховой анализатор», «Анализаторы обоняния и вкуса» | Физика. | § 51.- 52, разобрать статью «Основные положения главы 12». | Назвать особенности строения органов слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Влияние собственных поступков на здоровье. | |
54 | Тестирование по теме «Анализатор и органы чувств» | Назвать особенности строения органов слуха и слухового анализатора. | ||||
13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(5 ч). | ||||||
55 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | Модель головного мозга, таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга, дуги условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, строение органа слуха с вестибулярным аппаратом, строение кожи, носовой полости, органов обоняния, органов вкуса. | История. | § 53, разобрать рис. 113. | Давать определения понятиям безусловные и условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. строения. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | |
56 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов. | § 54, повторить опыты, поведённые в классе. | Давать определения понятиям безусловные и условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. строения. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | ||
57 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Сон и сновидения. | Таблицы черепов современного человека и питекантропа; таблицы с изображениями головного мозга, электроэнцефалограммы бодрствующего и спящего человека. Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. | Физика. | § 55 - 56, ответить на вопросы в начале параграфа на стр. 281. | Называть особенности ВНС деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности ВНС и поведения человека ( речь, память, мышление) их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, организации учебной деятельности. (формирования и сохранения знаний, умений, навыков) | |
58 | Тестирование по теме «Высшая нервная системе» | Называть особенности ВНС деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности ВНС и поведения человека ( речь, память, мышление) их значение. | ||||
14. Эндокринная система. (2 ч.) | ||||||
59 | Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции. | Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека. Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы. | § 58- 59 , ответить на вопросы перед параграфом, выполнить задание № 2 на стр. 301 под символом «!». | Давать определению понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельность, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | ||
60 | Тестирование по теме «Эндокринная система» | Давать определению понятию гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. | ||||
15. Индивидуальное развитие организма. (4 ч.) | ||||||
61 | Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша. | § 60. | Давать определению понятию размножение. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Распознавать и описывать на таблицах женскую и мужскую половые системы. Объяснить причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
62 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | Таблицы, иллюстрирующие развития зародыша и плода, стадии развития позвоночных животных и человека. | § 62, ответить на вопросы в начале параграфа. | Объяснить причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекций. | ||
63 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | То же, что и на прошлом уроке. | § 63 и 64, повторить «Основные положения» 3 и 4 глав. | Давать определение понятию размножение, оплодотворение, психологические особенности личности. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека, роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | ||
64 | Повторение темы «Строение организма». | Таблицы этой темы. | Повторить § 10-16. | Назвать органы и системы органов. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Сравнить клетки растений, животных, человека. | ||
65 | Повторение темы «Внутренняя среда организма». | Таблицы темы. | Повторить § 17-19. | Назвать признаки биологических объектов: составляющих внутренней среды организма., составляющие кровь (форменные элементы) | ||
66 | Повторение темы «Нервная система». | Таблицы темы. | Повторить § 43-47. | Давать определению понятию рефлекс. Называть особенности строения НС, спинного мозга, принцип деятельности НС . | ||
67 | Повторение темы «Пищеварение». | Таблицы темы. | Повторить § 30-35. | Давать определения понятиям фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. | ||
68 | Обобщение. | Таблицы, иллюстрирующие все системы органов, скелет, модели головного мозга, глаза, уха. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. |
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО ___________________ _____________________ Протокол № ___ от «___»_________2008г. «___»_________2008г. «___»_________2008г. |
Календарно - тематическое планирование по биологии в 8 классе 68 часов 2 часа в неделю |
Программа: «Биология. 5-9 классы». В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д Маш. «Дрофа» Москва 2001 год. Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» Москва «Дрофа» 2005 год. |
«Рассмотрено»
на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
МО естественных наук зам.директора по УВР Директор школы
___________/Нурзут-оол Е.М./ ____________/Тугжу З.Д./ ___________/Донгак Л.К./
Протокол №_____ Приказ №_________
от «___» _________________2010 г. от «____»______________2010 г.
Календарно-тематическое планирование
урока биологии в 8 классе
Количество часов: ______, в неделю____ Учитель: Койгунмай А.К.
Зачетов:_____ ч.
Тестов:______ч.
Лабораторных работ:______ч.
Планирование составлено по программе
Министерства Образования РФ_______год
Авторы__________________________________________
Учебник _________ класса Авторы ________________________________________ Год издания_______
Предварительный просмотр:
№ п/п | Разделы, темы, уроки. | Дата. | Оборудование и материалы. | Межпредметные связи. | Задание на дом. | Знания, умения, навыки. |
Введение.(3 ч.) | ||||||
1 | Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | Таблицы с представителями царств живой природы. Портреты учёных – биологов. | Химия, физика, математика, география, история. | Введение и § 1. § 2, составить схему научного исследования. Портреты учёных – биологов. | Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология. Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. | |
2 | Сущность жизни и свойства живого. | Таблица «Фотосинтез», «Вирусы». | § 3, «Краткое содержание вводного раздела». | Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система. | ||
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | ||||||
1. Молекулярный уровень.(12 ч.) | ||||||
3 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | Схема «Уровни организации живой природы». | Физика. | Текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1. | Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры. | |
4 | Углеводы. | Схема «Классификация углеводов и их функции». | Химия. | § 1.2, ответить на вопросы. | Липиды, воска, фосфолипиды. | |
5 | Липиды. | Схема «Строение и функции липидов». | Химия. | § 1.3, ответить на вопросы в конце параграфа. | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | |
6 | Состав и строение белков. Функции белков | Схема «Строение и функции белков». | Химия, физика. | § 1..4, в тетради заполнить таблицу «Структуры белковой молекулы». § 1.5, ответить на вопросы в конце параграфа. | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | |
7 | Нуклеиновые кислоты. | Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК». | Химия. | § 1.6, ответить на вопросы в конце параграфа. | Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК. | |
8 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Таблица «Строение и функции АТФ». | Химия. | § 1.7, повторить § 1.5. | Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь. | |
9 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода. | Химия. | § 1.8, повторить § 1.4 и 1.6. | Питание, автотрофы, гетеротрофы. | |
10 | Вирусы. | Таблица «Вирусы». Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах | § 1.9, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме 1. | Вирус, капсид, бактериофаг. | ||
11 | Зачет № 1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | Таблицы темы. Схема «Классификация углеводов и их функции». «Строение и функции белков». Строение и функции АТФ». | Текст «Краткое содержание главы». | Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | ||
12 | Тестирование № 1 по теме «Органические соединение клетки». | Таблицы темы. | Текст «Краткое содержание главы». | Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | ||
2. Клеточный уровень.(17 ч.) | ||||||
13 | Основные положения клеточной теории. | Таблица «Животная и растительная клетки». | § 2.1, ответить на вопросы в конце параграфа. | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории. Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | ||
14 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Таблица «Строение животной клетки». | § 2.2, ответить на вопросы в конце §. | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом. | ||
15 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | Таблица «Строение животной клетки». | § 2.3, ответить на вопросы . | Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы. | ||
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Таблица «Строение животной клетки». | § 2.4, повторить § 1.7. | . Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения. | ||
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Таблица «Строение животной клетки». | § 2.5, ответить на вопросы в конце параграфа. | Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма, органоиды движения | ||
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Лабораторная работа № 1 «Изучение органоидов клетки». | Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие». | § 2.6, повторить § 2.1 и 2.3. | Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида. Основные понятия темы. | ||
19 | Различия в строении клеток эукариот прокариот. Лабораторная работа № 2 «Изучить сходства и строение эукариотичес-ких и прокариоти-ческих клеток | Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка». «Строение животной клетки».«Простейшие». | § 2.7, ответить на вопросы в конце параграфа. | Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы. Основные понятия темы. | ||
20 | Зачет № 2 по теме «Строение клетки» | Таблица «Бактерии», «Растительная клетка». «Строение животной клетки».«Простейшие | § 2.7, ответить на вопросы в конце параграфа. | Обобщение , термины, определения, процессы. | ||
21 | Тестирование № 2 по теме: «Строение клетки» | § 2.7, ответить на вопросы в конце параграфа. | Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | |||
22 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Таблица «Функции АТФ». | § 2.8, повторить § 1.7. | Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент. | ||
23 | Энергетический обмен в клетке. | Таблица «Функции АТФ». | Химия. | § 2.9, ответить на вопросы в конце параграфа. | Подготовитель-ный этап (фосфорилирова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание. | |
24 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы. | Таблица «Фотосинтез». | § 2.10 и § 2.12. § 2.11, ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.4 и 1.6. | Питание, автотрофы, гетеротрофы. Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II. Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии | ||
25 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК. | Математика. | § 2.13 «Синтез белков в клетке» до раздела «Транспортные РНК» | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | |
26 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | Таблица «Редупликация ДНК». | § 2.13 до конца, ответить на вопросы . | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | ||
27 | Решение задач по молекулярной биологии. | Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК. | § 2.13 до конца, ответить на вопросы . | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | ||
28 | Деление клетки. Митоз. | Таблица «Митоз». | § 2.14 , ответить на вопросы в конце параграфа и заполнить таблицу «Фазы митоза». | Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, ре Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.пликация. | ||
29 | Тестирование № 3 по теме «Клеточный уровень организации живой природы». | Таблицы темы. | Текст «Краткое содержание главы». | Изучить «Краткое содержание главы». | ||
3. Организменный уровень.(17 ч.) | ||||||
30 | Размножение организмов. Оплодотворение. | Таблица «Эмбриогенез». | § 3.1 и § 3.2 до развития гамет. | Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры. | ||
31 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Таблицы «Эмбриогенез», «Мейоз». | §3.2 и § 3.3, ответить на вопросы в конце параграфов. | Мейоз, конъюгация, кроссинговер.Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники. | ||
32 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Таблица «Эмбриогенез позвоночных». | § 3.4, ответить на вопросы в конце параграфа. | Онтогенез, типы онтогенеза, м Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция.Метаморфоз, плацента. Периоды постэмбрионального развития: ювенальный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие | ||
33 | Тестирование по теме «Индивидуальное развитие» | §3.2 и § 3.3, ответить на вопросы в конце параграфов. | Мейоз, конъюгация, кроссинговер.Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники. | |||
34 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». | История. | § 3.5 до закона «Чистоты гамет», ответить на вопросы 1-5 в конце параграфа. | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. направительные тельца. | |
35 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | Таблица «Моногибридное скрещивание». | § 3.5 до конца и ответить на вопросы. | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида. | ||
36 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания. | § 3.6 и ответить на вопросы. | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида. | ||
37 | Практическая работа «Решение генетических задач». I, II – закону Менделя. | Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». | § 3.6 и ответить на вопросы | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. направительные тельца | ||
38 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. | Таблица «Дигибридное скрещивание». | §3.7, повтор. «Мейоз». | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | ||
39 | Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. (Перекрест. Взаимодействие генов. Генетика пола Сцепленное с полом наследование). | Таблица «Мутации». | § 3.8, ответить на вопросы в конце параграфа. | Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. | ||
40 | Практическая работа «Решение генетической задачи». III закону Менделя. | Таблица «Дигибридное скрещивание». | § 3.8, ответить на вопросы в конце параграфа. | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | ||
41 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | Таблица «Модификационная изменчивость». | § 3.11, выписать в тетрадь основные характеристики модификационной изменчивости. | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость. | ||
42 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | Таблица «Мутации». | § 3.12, ответить на вопросы. | Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия. | ||
43 | Тестирование по теме «Генетика» | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. направительные тельца. | ||||
44 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | Таблица «Центры происхождения культурных растений». | История. | § 3.13 и ответить на вопросы. | Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая. | |
45 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Муляжи плодов культурных растений. | § 3.14, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме «Организменный уровень организации живого». | Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт. | ||
46 | Тестирование № по теме «Селекцияанизации живого». | Таблицы темы. | Текст «Краткое содержание главы». | |||
4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.) | ||||||
47 | Вид. Критерии вида. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида». | Гербарные экземпляры растений, комнатные растения. Таблица «Виды». «Популяции» | § 4.1, ответить на вопросы. | Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический. | ||
48 | Популяции. Биологическая классификация. | Гербарные экземпляры растений, комнатные растения.. Таблица «Виды». «Популяции» | §4.2, § 4.3 для самостоятельного изучения. | Популяции. Генофонд популяции. Естественная и искусственная квалификация, систематика. | ||
49 | Зачет № по теме: «Вид .Популяция» | Гербарные экземпляры растений, комнатные растения.. Таблица «Виды». «Популяции» | § 4.1, §4.2, § 4.3 Прочитать, повторить | Популяции. Генофонд популяции. Естественная и искусственная квалификация, систематика. | ||
5. Экосистемный уровень.(3 ч.) | ||||||
50 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. | Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». | § 5.1, § 5.2, ответить на вопросы. | Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура. Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть. . | ||
51 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы | Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса». | Физика. | § 5.3, ответить на вопросы. § 5.5, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. | Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы. Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция | |
52 | Тестирование № по теме «Экосистемный уровень». | Таблицы темы. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | |||
6. Биосферный уровень.(3 ч.) | ||||||
53 | Биосфера. Среды жизни. | Таблица «Биосфера». | § 6.1, ответить на вопросы. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | ||
54 | Круговорот веществ в биосфере. | Схемы круговорота азота, углерода и фосфора. | Химия. | § 6.3, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. | Биосфера, учение В.И. Вернадского. | |
55 | Тестирование № по теме «Биосферный уровень». | Таблицы темы. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | |||
7. Основы учения об эволюции. (5 ч.) | ||||||
56 | Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов. | Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея. Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации». | История. | § 7.1, записать в тетради основные положения теории Ч. Дарвина, повторить § 3.11 и 3.12. § 7.2, повторить § 3.5, 3.7 и 3.8 | Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства. Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда. | |
57 | Борьба за существование. Естественный отбор. | Рисунки учебника. | § 7.4 и 7.5, повторить § 4.1 и 4.2. | Борьба за существование, формы борьбы за существование: внутри видовая, межвидовая, борьба с неблагоприят ными условиями. Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, полиморфизм, половой. | ||
58 | Видообразование. | Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования. | § 7.7, ответить на вопросы. | Микроэволюция, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (экологическое) видообразование. | ||
59 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | Рисунки учебника, диапозитив «Филогенетический ряд слонов». | § 7.8, § 7.9, ответить на вопросы. | Макроэволюция, переходные формы, Филогенетические ряды. Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. | ||
60 | Тестирование № по теме «Макроэволюция». | Таблицы темы. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | |||
8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(4 ч.) | ||||||
61 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | Рисунки учебника | История. | §8.1, § 8.2, 8.3 и 8.4. ответить на вопросы. | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, ко Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле. Коацерваты, пробионты. | |
62 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Слайд-фильм «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники, хвощи и плауны». | Физика. | § 8.5 и 8.6. | Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны. | |
63 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Слайд-фильм «Эволюция органического мира», окаменелости. | § 8.7 и 8.8, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку. | Эры и периоды развития жизни на Земле. Ароморфозы растений и животных, идиоадаптации растений и животных. Господство голосеменных и покрытосемен- ных | ||
64 | Зачет № по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | Стенд «Эволюция органического мира», рисунки учебника -окаменелости. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | |||
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ГЛАВА 9. Организм и среда. ( 3 ч.) | ||||||
65 | Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы | Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы. | Повторить § 3.1-3.10. | Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума. | ||
66 | Межвидовые отношения организмов. | Таблицы темы. | Повторить § 5.1-5.5. | Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция | ||
Глава 10. Биосфера и человек ( 2 ч.) | ||||||
67 | Эволюция биосферы. | Таблица Биосфера. Физическая карта полушарий. | Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере. | |||
68 | Обобщающий урок | Схема «Уровни организации жизни». |
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано с зам. директора Утверждаю.
Протокол №__ от______ Директор школы
Председатель _____ Аненко Р.И _______ Мачехиной Л.Е ______ Белогурова Л.Н.
.
Календарно - тематическое планирование по биологии в 9 классе учителя биологии МОУ СОШ № 10 Натальченко А.В.
Программа: «Введение в общую биологию и экологию. Тематическое планирование». В.В. Пасечник
«Дрофа» 2004 г.
(68 часов, 2 часа в неделю)
Лабораторных работ -2.
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО ___________________ _____________________ Протокол № ___ от «___»_________2008г. «___»_________2008г. «___»_________2008г. |
Календарно - тематическое планирование по биологии в 9 классе 68 часов 2 часа в неделю Лабораторных работ -2 |
Программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Москва «Дрофа» 2005 год. |
2008-2009 уч. год |
«Рассмотрено»
на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
МО естественных наук зам.директора по УВР Директор школы
___________/Нурзут-оол Е.М./ ____________/Тугжу З.Д./ ___________/Донгак Л.К./
Протокол №_____ Приказ №_________
от «___» _________________2010 г. от «____»______________2010 г.
Календарно-тематическое планирование
урока биологии в 9 классе
Количество часов: ______, в неделю____ Учитель: Койгунмай А.К.
Зачетов:_____ ч.
Тестов:______ч.
Практических работ:_______ ч.
Лабораторных работ:______ч.
Планирование составлено по программе
Министерства Образования РФ_______год
Авторы__________________________________________
Учебник _________ класса Авторы ________________________________________ Год издания_______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...