Опыт работы
материал по биологии по теме

Антипенко Ирина Николаевна

Обзор используемых педтехнологий, результаты работы за последние годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Калининская СОШ № 7

Самоанализ

профессиональной

деятельности

 

                                                                     Антипенко Ирина Николаевна

                                                              Учитель биологии

                                                              МБОУ Калининской СОШ №7

                                                                     

                                                                   

п.Двуречье

Изучение методической литературы, творческое использование передового педагогического опыта других учителей и собственный опыт позволили мне  достичь определённых результатов  в  преподавании биологии в соответствии с целями, содержанием образования и возможностями учащихся.

В течение последних лет я работаю по рабочей программе, составленной на основе государственного образовательного стандарта, используя УМК В.В. Пасечника. Программа построена по концентрическому принципу, направлена на новое качество образования, на компетентностный подход и социализацию личности.

Начиная с 2000 года, поэтапно переходила на этот учебно-методический комплекс. За  эти годы собрала обширную библиотеку из учебников, тетрадей, методических разработок, дидактических пособий.

Наряду с работой  по этому  УМК постоянно экспериментирую.

Общаясь с коллегами, я не раз слышала хорошие отзывы об УМК Н.И.Сонина, и я, составив рабочую программу по УМК Сонина, работала в двух параллельных восьмых классах по разным рабочим программам. Причем в 2006-2007 учебном году  по УМК Сонина обучался более «сильный» класс, а в следующем, 2007-2008 учебном году, более «слабый». Теперь проработав два года с разными линиями УМК в восьмом классе, я могу их сравнить и сделала в текущем учебном году выбор в пользу рабочей программы по учебнику Д.В.Колесова (УМК Пасечника и других).УМК Сонина  уступает  УМК Пасечника и др. (учебник Д.В.Колесова) в главном: в них отсутствует практическая направленность (оказание первой помощи, правила гигиены, характеристика и профилактика заболеваний, практические и лабораторные работы).

В УМК Пасечника  лишь в последнее время появились учебники для средней школы Е.А.Криксунова «Общая биология». Таким образом, лишь в 2009 году выпускники закончили  изучение биологии по УМК В.В.Пасечника  в  полном  объёме.

«Слабым» звеном этого комплекса я и мои коллеги считаем учебник  В.В.Латюшина «Животные», поэтому  для работы в 7 классе по изучению курса «Животные»   с 2009 -2010 году взята  программа и учебник В.М. Константинова.

В пояснительной записке БУП дается возможность выделять в рабочих программах 10-15% учебного времени на изучение «регионального компонента». Это позволяет на уроках биологии изучать животный и растительный  мир Ростовской области, работу селекционных центров, охраняемые территории родного края и другое.

Так, я практикую  проведение уроков по темам «Рыбы Ростовской области», «Достижения донских селекционеров», «Заповедник Ростовский» и другие.

В настоящее время все-таки приоритетными в моей практике являются традиционные школьные уроки.

Проблема, над которой я работаю в последние годы, - «Активные формы работы на уроках биологии как фактор развития ведущих компетенции и творческой активности учащихся».

Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Я в своей практике использую многие, часть – регулярно, другие – единично.

Могу сказать, что в совершенстве владею игровыми технологиями (деловые, имитационные, операционные и ролевые игры).

Играем мы с детьми во всех классах, игра может быть небольшим фрагментом урока, его этапом или основной формой на уроке.

Для активизации учащихся на уроке, познавательной активности используется игра «Веселый алфавит» в любых вариантах; назвать растение (животное) на каждую букву, на заданную букву; животное или растение определенной систематичной группы (класс рыб, семейство крестоцветных)  - (жетон выдается всем или первому), аукцион - (жетон выдается последнему назвавшему), работа с терминами: «Вспомнить все термины на заданную букву и объяснить их и др.», работа с терминами может вестись и в другой форме:

  1. Мини-сочинение по теме урока (по - цепочке);
  2. Подводя итог урока, вспомним основные существительные, глаголы урока;
  3. Синквейн (подвести итог изученного по принципу японского стихотворения)

Синквейн – это стихотворение, которое  требует  изложения  большого объёма информации  в  кратких  выражениях. Синквейн – это  творение, состоящее из пяти  строчек.

        Такое задание  обычно  даю  группам  при  закреплении  полученных  на  уроке  знаний. Пока  ребята обсуждают  задание,  они  повторяют всё, что  каждый запомнил на уроке.  Этот  приём  расширяет арсенал  парных и групповых форм  деятельности  на  уроке.  

Игра «Отгадай задуманное»  тоже универсальна: задав два-три вопроса классу, отвечающему лишь «Да» и «Нет», ученик должен из перечня (живых объектов, рисунков, гербария, коллекций) назвать задуманное. Эта игра учит логике, вниманию, формированию мысли.

Ролевые игры: тема «Вегетативное размножение растений» 6-й класс. Симпозиум растениеводов: овощевод, садовод обучают способам вегетативного размножения растений.

Тема «Шляпочные грибы» 6-й класс. Грибнику предлагается собрать грибы с учетом правил сбора грибов.

Урок-игра по принципу известных телепередач, например, «Брейн-ринг»: «Дневные хищные птицы России»;  «Опорно-двигательная система человека»; «Кровь и кровообращение» по типу «Счастливый случай», а также «Рыбий аукцион» (викторина), урок-игра «Покорение вершины» (обобщение по типу червей),  «Клуб молодой семьи» (по генетике человека) и многие другие.

В своей работе использую проблемное обучение:

  1. частично-поисковый метод (например, при изучении темы «Возникновение жизни на Земле»);
  2. технологию учебного исследования (тема «Вид и его критерии»);
  3. эвристическое обучение (например, тема «Вирусы»)

Применяю модульное обучение. Модуль – это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.

Модульное  обучение  характеризуется  изменением  всего  процесса  обучения,  затрагивающим  содержание  образования, методы  преподавания и методы  учения.  Оно  ориентировано, прежде  всего, на  активную  учебную  деятельность детей, освоение  приёмов  которой  способствует  быстрому  и  качественному  усвоению  содержания  учебных  предметов и  развитию у  обучающихся  всех  «само»- самопланирование,  самоанализ, самоконтроль и т.д.

В школьном курсе биологии немало тем, последующие уроки которых дублируют схему предыдущего, например, в 6 классе- это  изучение семейств  цветковых растений, в 7 классе – отряды насекомых, птиц, млекопитающих, 9 класс- «Строение клетки», в 11 классе – «Развитие органического мира на Земле». Для  проведения  этих уроков я  использую технологические карты, которые беру  из предметных журналов или составляю  сама.

Достоинства  этой методики в  том, что она позволяет каждому ученику работать в своём ритме, проверить себя, но  для этих уроков нужна  научная – популярная информационная база, получение которой ранее было проблемой,  теперь же с возможностью  Интернет – ресурсов, использования информационных технологий эта проблема легко решается.

Использую в работе  технологию «Полного усвоения знаний ».

Такого  рода  уроки  позволяют  проверить  компетенции,  формируют  мотивацию  к  изучению  предмета,  выполняют  ряд  воспитательных  функций.

Использую  дифференцированное обучение внутри   класса,  хотя эта методика и подвергается  часто критике, но она позволяет каждому ребёнку освоить образовательный минимум на уровне его  возможностей.

        Дифференцированный подход приносит положительные  результаты.

В  практике  моей  работы  обычны  уроки-лекции, семинары, практикумы, диспуты, конференции.

На  таких уроках учащиеся  приобретают  навыки  систематизации  знаний,  конспектирования, публичных  выступлений, ведения  диалога,  а  это,  в  свою  очередь, развивает  коммуникабельность, менталитет, толерантность.

Примеры  таких уроков:

  1. лекции «Развитие эволюционного учения Дарвина»,  «Органические вещества клетки», «Главные  направления  эволюции  органического  мира»;
  2. семинары «Генетика- наука будущего»,  «Движущие  силы  эволюции», «Я  знаю  всё  о  клетке»;
  3. диспуты «Горькие  плоды  сладкой  жизни»  (о наркомании), «Борьба гипотез или  возникновение  человека».  «Сон и  сновидения»;
  4. конференции «,,Зелёного змия,,  в ,,чёрную книгу,,», «Возникновение  жизни  на Земле».

Согласно теории  нейро – лингвистического   программирования  люди   по способам  получения,  обработки  и хранения  информации    делятся на визуалов  (зрители), аудиалов  (слушатели) и кинестетов  (моторики),  поэтому  на  каждом  уроке  стараюсь  сочетать  наглядные,  словесные  и практические  методы  обучения  в  различных  комбинациях.  В  биологии  это   распознавание  и определение  природных  объектов,  визуальные  наблюдения с  последующей   регистрацией  явления, приготовление  препаратов, а также  общие  методы: использование  рисунков,  фотографий, таблиц, аудио и видеозаписей. Я очень  люблю  сама  и  приучаю  детей  к    изложению  материала  с помощью  схем  и таблиц,  использую  в  работе опорные  конспекты.

        В  моей  работе  очень  помогает  кабинет   биологии. Он всегда  был  неплохо  оснащён, а  в   2006 г.  в  рамках  приоритетного    национального  проекта «Образование»  наша  школа  получила  полный  комплект  оборудования  в  кабинет  биологии.  Теперь  ещё   больше  расширились  мои  возможности на  уроке,  в  первую  очередь, за счёт  технических  средств:  получен  графопроектор и фолии  к нему,  видеодвойка и  большое  количество  видеокассет, есть  в  школьной  библиотеке  диски,  кассеты  и  электронные  учебники,  которые  регулярно  применяю  на  уроках;  есть  многое для  того, чтобы  сделать  обучение     увлекательным  и  интересным. Например:  приготовление  микропрепарата и рассматривание его  под  микроскопом  сегодня, как  и  раньше,  вызывает  неизменный  восторг  у  ребят. В 2011-2012 учебном году кабинет пополнился компьютером и мультимедиа установкой.

        В оснащении  кабинета  принимают  участие  и  сами  дети, выполняя  летние  индивидуальные  задания, задания  к урокам.

        Как  бы ни  хороши  были  современные   методы  и передовые  технологии, главным  в  биологии остаётся  самый  старый  её  метод – наблюдение. А  самое  ценное  наблюдение – в  живой  природе. Экскурсии  в  природу, ведение  фенологических  дневников,  наблюдения  за  живыми  объектами, опытничество - эти  методы  практической  биологии  по–прежнему актуальны.  Мы  проводим  с учащимися, например, такие  экскурсии: «Ознакомление  с  цветковыми  растениями  в  окрестностях школы», «Деревья и кустарники  зимой», «Птицы зимой», «Приспособления  растений и  животных   к совместному  обитанию».  Учить  наблюдать, а  как  следствие,  заботиться  и  оберегать  живые  объекты   начинаю  с  5-го  класса.  Например,    выполнение  домашнего задания «Наблюдения за  птицами  у кормушки»  предусматривает, что  кормушку  нужно  сделать,  повесить, птиц  подкармливать,  а  потом уж  наблюдать.

Особое  место  в  моей  деятельности как  педагога, а  тем  более  учителя  биологии,  занимает  здоровьесберегающая  педагогика.  Она  не  может  выражаться какой-то  конкретной  образовательной технологией.  В  то же  время  понятие «здоровьесберегающие  технологии»  объединяет  в  себе  все  виды  моей  деятельности  по  формированию,  сохранению  и  укреплению  здоровья  обучающихся.

Для  достижения целей  здоровьесберегающих  образовательных технологий  обучения  применяются  следующие  группы  средств:

  1. средства  двигательной активности ;
  2. оздоровительные силы  природы;
  3. гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств  позволяет  решать  задачи  педагогики  оздоровления.

Применяю  на  уроках  средства  двигательной  активности: физкультминутки,  смену  видов  деятельности,  эмоциональной  разрядки,  постоянные  перемещения и  повороты  учащихся  в  ходе  урока и  прочее.

Использую оздоровительные силы  природы  при  проведении  уроков  на  свежем  воздухе, экскурсий,  практических работ,  применение  фито - и  аромотерапии.

Гигиенические здоровьесберегающие  факторы – это,  прежде  всего,  выполнение  на  уроке и  во  внеурочной  деятельности  санитарно – гигиенических требований, воспитания   культуры гигиены человека,  обучение  детей  приёмам  здорового  образа  жизни,  навыкам  оказания  первой  медицинской  помощи  в  различных  проблемных  ситуациях.

Таким  образом,   мы   учим  детей с раннего  возраста  ценить,  беречь и укреплять  своё  здоровье,  только  в  этом  случае  можно  надеяться, что  будущие  поколения  будут  здоровы не  только  личностно,  интеллектуально, духовно,  но  и  физически.

Таким  образом,  применяемый  мною  системный  подход  к  учебно-воспитательному  процессу,  можно  считать результативным и  инновационным,  поскольку  он  ориентирован  на  повышение  качества  образовательного  процесса:

  1. учащиеся  осваивают учебные программы  по  биологии  на  100 %, в  основном  это  подтверждается результатами  государственной (итоговой)  аттестации;
  2. наблюдается  позитивная  динамика  качества  освоения  учащимися учебных  программ   с  54%  до  63%;
  3. дети  с  удовольствием  посещают  уроки,  о чём  свидетельствуют  результаты  анкетирования;
  4. активно  участвуют в  школьных  и  районных  олимпиадах  по  биологии и  занимают  призовые места;
  5. увеличивается  количество  творческих работ по  биологии  и экологии;
  6. ежегодно     15-20%  выпускников связывают  свою  профессиональную деятельность  с  биологией.

Содержание предмета биологии позволяет ребенку познавать как мир живой природы, так и самого себя. Проблемы природы – это проблемы человека. Научиться разрешать их – задача наших учеников. Поэтому обучение должно проходить под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью». К сожалению, количество часов биологии в учебном плане сокращается, а   объем материала увеличивается. В связи с этим, по-моему, страдает «эмоциональная» и познавательная часть науки, а это, в свою очередь, снижает возможность расширения биологического кругозора, воспитания. А значит, появляется необходимость шире вовлекать детей во внеурочную деятельность.

Внеклассная эколого-биологическая работа ведется учащимися нашей школы в нескольких направлениях:

  1. просветительская: беседы, лектории, выпуски газет, конкурсы рисунков и плакатов, праздники, спектакли, турниры и пр.

Традиционно мы с учащимися готовим беседы и лектории к «значимым» датам:  «Дню защиты окружающей среды»; «Дню борьбы с наркоманией»; «Дню защиты животных»; «Дню борьбы со СПИДом»; «Дню биологического разнообразия» и т.д.  Праздники: «Орнитологический турнир»  (к 1 апреля), «Наш дом – планета Земля» (к 22 апреля), а также спектакли («Как дружат растения и животные», «Знакомые незнакомцы», «Возникновение жизни на Земле» и множество других)

  1. практическая – совместно с коллегами и детьми проводим озеленение школьного здания, двора, поселка, выращивание растений,  экологические десанты по уборке и благоустройству поселка, развешивание скворечников, кормушек и т.д.
  2. исследовательская – исследуется экологическое состояние школы, посёлка, мониторинг окружающей среды, ведется работа на экологической тропе. В первую очередь изучаем  родной край: его флору и фауну, демографию, экологические проблемы.

Результатами данной работы являются проекты, рефераты, доклады, научные работы, «рукотворные» альманахи, а главное – практические дела.

На уроках и во внеклассной деятельности я уделяю особое внимание детям, которые отличаются мыслительными способностями, эрудицией, стараюсь «не упустить» их в общей массе, даю особые задания, отслеживаю их знания, занимаюсь индивидуально, веду подготовку к олимпиадам, конкурсам, готовлю творческие работы и проекты. В настоящее время возможности такой работы существенно расширились с помощью  информационных технологий. При написании работ, при подготовке и проведении мероприятий используются   Интернет – ресурсы, мультимедийное оборудование. Расширилась возможность участия учащихся в дистанционных формах дополнительного образования.

Работа в рамках программы «Одаренные дети» приносит свои плоды.

Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Как правило, в I  (школьном) туре принимают участие до 80% учащихся, изучающих биологию, а победители успешно показывают знания на II (районном) туре.

Участие во II районном туре биологической олимпиады

Год

Количество участников

Класс

Место

ФИО участника

2005-2006

2

10

10

I

II

Самусев С.

Бауэр Т.

2006-2007

3

9

11

II

II

Светашкова Н.

Самусев С.

2009-2010

1

9

III

Васильченко Н.

2010-2011

1

8

Победитель

Выполнял работу 9 класса

Нестеренко Н.

2011-2012

2

9

11

II

II

Нестеренко Н

Васильченко Н.

2012-2013

2

10

11

Победитель

Нестеренко Н

Бауэр Татьяна успешно заканчивает факультет биологических наук ЮФУ, а Васильченко Никита в 2012 году начал там обучение.

Повышаю свое профессионально-методическое мастерство разными путями. Прежде всего путем самообразования:

  1. изучаю новинки научно-методической и учебной литературы, периодической печати, Интернет-ресурсы;
  2. совершенствую навыки работы с компьютером;
  3. участвую в работе школьного методического семинара;
  4. участвую в работе  РМО; районной творческой группе по экологическому воспитанию;
  5. своевременно повышаю квалификационную категорию;

  В 2009 году обучалась на курсах в ИПК и ПРО      по теме «Деятельностный подход к освоению содержания биологического образования в условиях ГОС нового поколения».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...