Деятельностный подход на уроках биологии
статья по биологии по теме
В статье рассматриваются пути совершенствования биологической подготовки учащихся, обосновывается необходимость широкого внедрения деятельностного подхода в учебно-воспитательный процессе на примере школьного курса биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_biologii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход на уроках биологии
И.А. Краснова
МБОУ «Убеевская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Аннотация: В статье рассматриваются пути совершенствования биологической подготовки учащихся, обосновывается необходимость широкого внедрения деятельностного подхода в учебно-воспитательный процессе на примере школьного курса биологии.
Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный,
рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, школьники становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.
В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.
Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
- Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
- Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
- Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
- У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
- Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
- При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.
Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.
Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.
Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»
Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.
При изучении нового материала ставлю проблемные вопросы
Например, на уроках в 8 классе ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».
Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.
В своей педагогической деятельности использую информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.
Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
Изучая теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения) В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.
Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.
В 2011 году в классе появилась интерактивная доска. Интерактивная доска дала возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств, при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды. Интерактивную доску на различных этапах урока мы чаще используем в следующих направлениях:
- Презентации, демонстрации
Интерактивная доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций.
- Улучшение темпа и течения занятия.
Использование интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание материала. Правильная работа с интерактивной доской помогаем проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как средствами интерактивной доски легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы. Таким образом, всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, сделать выводы или повторить то, что некоторые из учеников не очень поняли. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.
Эффективно проведение индивидуальной работы, написанное закрыть и показать в нужный момент урока.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На одном и том же чертеже можно решать несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж остается.
Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Есть темы, при изучении которых применение интерактивной доски неэффективно. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения, т.е. использование фрагментарно.
Эффективное использование всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии должны естественно войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
Следующим методом развивающего обучения – это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 5- 8 классах и в работе инициативной группы «Возрождение». Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний» «Птичий калейдоскоп».
Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются:
1) введение
2) раскрытие темы
3)стихи и загадки о птичьих повадках
4) мои наблюдения за птицами
5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки»
6) используемая литература
7) приложение.
Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.
Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.
Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.
Сегодня, в условиях перехода на ФГОС ООО, анализируя свою педагогическую деятельность, направленную на развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии, я выделяю следующие положительные результаты: высокий уровень предметных знаний позволяет обучающимся успешно выступать на предметных олимпиадах (муниципального и регионального уровней): В 2009 году 1 место по биологии и экологии на муниципальном уровне занял ученик 10 класса , 2010 году 1 место по экологии и 2 место по биологии занял ученик 11 класса , 2011 году 3 место по биологии ученик 8 класса.
Участвовали на республиканских исследовательских конференциях и занимали призовые места. Например, ученик Ярзуткин Андрей в 2009году участвовал на7 межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри занял 2 место, на 6 Поволжской научно экологической конференции школьников в2010 году занял абсолютное первое место . Ученик 9 класса Чернов Дима в 2012 году принял участие на 2 республиканском конкурсе исследовательских работ «Академические чтения» и занял 3 место
Литература: Биология в школе №4 2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...