программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
программа 6 класс учебник Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_6_klass_programma.docx | 49.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
программа по биологии составлена на основе нормативных документов:
1)федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.
3)преподавание данного курса осуществляется по программе И.Н.Пономаревой, В.С.Кучьменко, опубликованной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология. Программы 5- 11классы»,допущенном Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год с использованием учебника «Биология 6 класс» и методическим пособием к учебнику.
4)Биология. Развернутое тематическое планирование 5-11 классы авторы составители: М.В.Оданович, Н.И.Старикова. – Волгоград. Учитель 2007
5)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
Структура курса (35ч, 1ч в неделю)
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитана на 35ч.(1ч/н).П осле анализа программы курса была сделана небольшая корректировка тем, а именно, внесено некоторое изменение в распределение времени на изучение тем курса, т.к.распределение времени указано в программе ориентировочно и планирование учитель может менять по своему усмотрению. Это сделано с тех позиций, что:
- во-первых, проводятся обобщающие уроки, т.к. темы объемны и требую более глубокого осмысления;
- во -вторых, увеличивается объем лабораторных работ , т.к. знания, полученные при их выполнении необходимы для дальнейшего усвоения курса биологии в старшем звене.
Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
-технология формирования учебной деятельности;
-применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты);
-уроки-практикумы, проблемные уроки;
-технологии учебно-игровой деятельности;
-технологии коммуникативно-игровой деятельности;
-ИКТ и др.
Содержание учебного предмета
Введение
Наука о растениях — ботаника(1ч. )
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
1. Общее знакомство с растениями(2ч.)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.
2. Клеточное строение растений(3ч.)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение — многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.
3. Органы цветковых растений(8ч.)
Семя
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Корень
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дос-ковидные, присоски, втягивающие).
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч.)
(ГСМ Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность
роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
5. Основные отделы царства растений (8ч.)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: дву-дольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые)1. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)2.
6.Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2ч.)
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
7.Царство Бактерии(1ч.)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе.
1 Изучаются по выбору учителя любые два семейства. - Изучаются по выбору учителя два семейства.
8.Царство Грибы. Лишайники(2ч.)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
9.Природные сообщества(2ч.)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Тематическое планирование:
тема 1 Введение (1ч)
тема 2 Общее знакомство с растениями(2ч)
тема 3 Клеточное строении растений(3ч)
тема 4 Органы цветковых растений(8ч)
тема 5 Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч)
тема 6 Основные отделы царства растений(8ч)
тема 7 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2ч)
тема 8 Царство бактерий(1ч)
тема 9 Царство грибы. Лишайники(2ч)
тема 10 Природное сообщество (2ч)
Итого: 35ч.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ и проведение экскурсии
Лабораторных работ-18
Для контроля за уровнем облученности учащихся предусмотрено 10 тестов
Демонстрации: Классификация организмов
Строение растительной клетки
Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
Строение и многообразие бактерий
Строение шляпочного гриба
Многообразие грибов
Грибы – паразиты
Форма контроля знаний учащихся
Лабораторные работы:
1-2)Семенные и споровые растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).Знакомство с цветковым растением.
3-4)Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука).
5)Строение семени двудольных и однодольных растений. Разнообразие семян овощных культур.
6)Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы).
7)Строение вегетативных и цветочных почек.
8) Внешнее и внутреннее строение стебля. Годичные кольца на поперечном срезе (спиле) дерева.
9-10)Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Строение соцветий (3-5 разных).
11)Знакомство с растениями различных экологических групп по отношению к воде.
12)Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
13 Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
14)Изучение внешнего вида мохообразных растений.
15) Изучение внешнего вида папоротниковых растений.
16) Изучение внешнего вида хвойных растений.
17)Знакомство с разнообразием покрыто семенных растений.
18 Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Тесты по темам:
- Клеточное строение растительного строения.
- Корень. Побег.
- Размножение растений.
- Отделы растений
- Покрытосемянные растения
Биологические диктанты по темам:
1) семя
2) лист
3) побег
4) фотосинтез
5) грибы
6) лишайники
Уроки по биологии проводятся с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий.
Учащиеся должны знать:
- Основные признаки живого( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение)
- Особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток
- Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов.
- Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции.
- Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать органоиды клетки.
- Распознавать органы и системы органов изученных организмов.
- Составлять простейшие цепи питания
- Размножать комнатные растения вегетативным способом.
- Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Критерии и нормы оценки контроля знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
- ответ самостоятельный, использованный ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала , но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов;
- допущены ошибки и не точности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
отметка «1»:
- ответ на вопрос не дан.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
УМК к рабочей программе:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010 –учебник.
- Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя класс, Воронеж 2002
- Бодрова Н.Ф. рабочая тетрадь по биологии «. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6» -Воронеж 2012
Учебно - методическая литература для учителя:
Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя класс, Воронеж 2002
Биология в основной школе. Программы 5-9. –Москва , издательский центр «Вентана-Граф», 2005
Биология в школе. Сборник нормативных документов. – М., Просвещение 2000
Зверева И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. – М. Педагогика, 2003
Кузнецова В.И. Уроки ботаники – М., Просвещение 2001
Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. Современный урок биологии. – М., Просвещение 2005
Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 класс. Методическое пособие - М «Вентана-Граф» 2002
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботаники . – М., Просвещение 1988
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники . – М., Просвещение 1987
Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9классы. – М. «Глобус» 2008
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин Н.И. Занимательная биология –М. Молодая гвардия, 1972
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях –М. Дрофа, 2002
НовиковВ.С., Губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений –М Просвещение 1991
Медиаресурсы: лазерные диски:
электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; мультимедийное приложение к урокам. Уроки биологии, 6 класс;
Интернет-ресурсы:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Согласовано заместитель директора по УВР ___________________ «____» ____________ 200__ г. | Утверждена приказом |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
6 класс, базовый уровень
Разработана
Шишовой Ириной Анатольевной
учителем биологии высшей
квалификационной категории
________________
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...