"Методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела"
учебно-методический материал

Кирмишова Татьяна Анатольевна

Важное значение для формирования знаний, умений, навыков имеет развитие творческих способностей обучающихся, таких, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»

         

Методические рекомендации                по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела

Разработаны преподавателем Кирмишовой Т.А.

2023 год

         Уровень  подготовки  обучающихся Детской школы искусств является  результатом  освоения    программы по  учебному  предмету  «Специальность и чтение с листа»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

         Важное значение для формирования этих знаний, умений, навыков имеет развитие творческих способностей обучающихся, таких как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование. Начинать заниматься этими видами работы следует с подготовительного класса (подбирать простые мелодии, попевки от разных звуков, читать ноты, применяя «графическое» восприятие нотной записи по методу Т.Смирновой). В 1 классе следует постоянно заниматься этими видами работы. На уроках внимательно разбирать, анализировать движение мелодии - вверх, вниз, на месте, постепенно приучая играть, не глядя на руки (преподаватель прикрывает руки ученика), к позиционной игре. Для точного соблюдения ритмического рисунка можно пропевать ритмослоги (по В.Кирюшину), считать. Также пропевать нотами, со словами песен. Задавать на дом новые 3-4 пьесы. Сборники для чтения с листа в младших классах:

       Литовко Ю. «Музыкальный букварь», изд. «Союз художников» СПб, 2002

       Королькова И. «Крохе-музыканту» 2006

       Барсукова С. «Азбука игры на фортепиано» изд.Кифара, 2007

       Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью», изд. «Композитор» СПб,   2006

       Смирнова Т. «Аллегро» Тетради №1-3

       Соколова Н. «Ребенок за роялем», «Музыка», 1983

       Милич Б. «Маленькому пианисту», изд. Кифара, 2012

       Игнатьев В., Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу», 1986 и другие.

       В последующие годы обучения рекомендуется читать с листа пьесы на 1-2 класса ниже.

       Систематически заниматься подбором мелодий по слуху от нескольких звуков. Во втором классе подбирать к мелодии басы, аккорды трезвучиями (тоника, субдоминанта, доминанта). В третьем классе подбираем к мелодии аккомпанемент: в виде польки (бас-терция), альбертиев бас (восьмыми или шестнадцатыми), триолями (в виде арпеджио). Песни подбирать в 2-3 тональностях.

        Также с 1 класса рекомендуется транспонировать простые мелодии на тон вверх и вниз, определить новую тональность, ключевые знаки альтерации. Этот вид занятий закрепляет материал, пройденный на уроках сольфеджио, знание гамм, позиционную игру в любой тональности (аппликатура остается неизменной). Во 2 классе транспонируем пьесы с басом или квинтой в левой руке также на тон вверх и вниз. Произведения выбирать из тех, которые читаем с листа.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.

Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

Приложение к методическим рекомендация по развитию творческих способностей

Практическое приложение включает в себя методические рекомендации по проведению занятий в объединении декоративно-прикладной направленности и конспект занятия по изготовлению матрешки-игольницы...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...