Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию творческих способностей

на уроках русского языка и литературы

 

Современное понимание  содержания образования включает в свою структуру опыт творческой деятельности. Задача современного учителя - реализовать данный компонент содержания образования в преподавании.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе  сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. Творческие способности – это, способности удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Интерес к обучению определяется в научно-методической литературе как  один из доминирующих мотивов учения. Интерес – это, внимание, возбуждаемое чем-нибудь значительным, привлекательным [5, с. 74]. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для  развития творчества. Ни один общеучебный навык не формируется без устойчивого познавательного интереса ученика к предметной области. В свою очередь развитие познавательной активности личности немыслимо без развития познавательного интереса.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию и деятельности учащихся. Использование на уроке проблемных ситуаций, применение задач поискового характера востребованы в современной школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок» [7, с. 45].

В условиях организованной поисковой деятельности обучение начинается не с усвоения учащимися способов решения частных задач, а с овладения общими способами решения задач определенного класса. В этом случае, сталкиваясь с каждой новой задачей, учащиеся могут определенным образом перестроить известные им способы действия или найти новые (продуктивный метод), соответствующие условиям задачи. Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования.

Наша практическая деятельность по данному вопросу позволяет сделать вывод, что в целях развития творческих способностей обучающихся при обучении русскому языку и литературе необходимо соблюдать ряд условий, в том числе: создание на уроке  атмосферы  творчества и сотрудничества; а также использование методик обучения, учитывающих возрастные особенности школьников: выбор учителем упражнений и  творческих заданий должен соответствовать уровню развития способностей каждого ученика. Нами разработаны методические рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. Мы полагаем, что наша работа позволит учителю повысить качество знаний учащихся, и будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.

  1. Средства активизации  творческой деятельности школьников

на уроках русского языка и литературы

Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Учеба - это труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. По-настоящему мыслящим ребенок становится тогда, когда он трудится не по принуждению, а по искреннему желанию учиться. Педагог должен поддерживать и развивать это желание путем активизации творческой деятельности. Развитие творческой деятельности обучающихся, под влиянием которой формируется личность, все функции обучения (образовательная, развивающая, воспитывающая) и все компоненты учебного процесса (содержание и методы, средства, организационные формы) выступают в неразрывном единстве. Так как в современной школе основной формой обучения является урок, то важным условие развития творческой деятельности школьников мы видим в совершенствовании этой организационной формы.

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию их кругозора.

Следует заметить, что характерными для лингвистических и литературоведческих интересов подростков оказываются две особенности. Одна из них заметна в стремлении школьников познакомиться с разными явлениями истории языка и литературы как искусства слова. Вторая особенность заключается в повышенном внимании детей к тем разделам лингвистики, которые определяются различными внеязыковыми факторами, и  отдельным вопросам литературоведения. Изучение запросов учащихся позволяет установить содержание урока русского языка и литературы, обеспечивающего развитие их творчества.

Однако не все в программном содержании учения привлекает школьников. Поэтому перед учителем встает задача - заинтересовать детей, привлечь их внимание через деятельность, в которой они могут реализовать свои творческие способности и проявить активность в получении новых знаний и умений. Мы полагаем, что привлекательность темы урока, заявленной в программе, достигается и рациональным отбором и использованием дидактических средств. Среди средств развития творческих способностей ведущее место занимает учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения. Каждый из методов повышения активизации творчества определяет некоторую функцию в зависимости от той или иной организационной формы обучения. В настоящее время сложилось большое разнообразие форм обучения.

        Методы обучения в дидактике и частных методиках рассматриваются применительно к работе в условиях классно-урочной системы. Традиционно выделяемые методы классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические.). Возьмем, для примера, один из распространенных методов, который носит обобщенное наименование «слово учителя». Оно служит для всех видов высказываний учителя на уроке с целью объяснения нового материала, разъяснения чего-то непонятного, ответа на вопросы учащихся, дополнений к материалу учебника, расширения круга сведений по тому или иному разделу программы. Слово (рассказ, сообщение, школьная лекция) на уроке русского языка и литературы занимает значительное место и далеко не всегда произносится учителем: это может быть, ученик, подготовленный учителем.

Классифицируя методы обучения русскому языку, Л. П. Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико-практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка (объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой), которая развивает культуру речи и творческие способности школьников,  например, при работе над нормами литературного языка. Приобщение учащихся к творческой деятельности, к элементарной исследовательской работе происходит чаще всего при использовании методов теоретико-практического изучения языка, путем решения школьниками различных задач. Овладение языком, продолжающееся у человека на протяжении всей жизни, постоянно ставит пред ним различные языковые задачи: выбор из нескольких вариантов слов, форм, конструкций одного, умение объяснить, доказать себе и другим оправданность выбранного варианта, оценка отбора языковых средств. Этой цели служат задачи, которые ставят ученика в позицию активного участника, самостоятельно познающего новое содержание, знакомящегося с методами лингвистического анализа.

        В связи с совершенствованием процесса обучения стал широко распространенным термин «познавательная задача», «задача, решение которой, как считает И. Я. Лернер, обращено на получение новых знаний с помощью уже известных или новых способов решения». Эти задачи можно было бы включить в группу тренировочных, но они имеют заметное своеобразие, так как обычно служат для проверки осознанности учениками полученных ранее знаний, умение применять их в незнакомой ситуации для укрепления приобретенных навыков. Цепочка связанных между собой задач способна составить основу эвристической беседы на уроке. Целенаправленное применение учителем различного рода задач помогает воспитанию у школьников осознанного отношения к языковым фактам, осмысленного отбора их в той или иной речевой ситуации, способствует выработке умения видеть разные проявления языка, умения оперировать этими фактами, устанавливать и обосновывать закономерности. Развитие творческих способностей ученика –  это один из ведущих мотивов к обучению. Русский язык и литература среди других учебных дисциплин имеют особое значение, так как интерес к «родному» способствует не только решению частно-предметных задач, но и воспитанию гражданина-человека, понимающего и любящего родной язык, родную культуру, воспитанию творческой личности.

Работа над проблемой развития творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы в школе идёт по многим направлениям. Одно из них связано с включением в процесс обучения эмоционального фактора. Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют единое взаимосвязанное целое. Эмоциональное помогает рациональному – захватывает, увлекает.

Многообразные и увлекательные формы проведения урока должны найти место при изучении русского языка и литературы, потому что это не просто развлечение, а особый эффективный способ постижения сложных языковых явлений и понятий. Кроме этого разнообразные типы уроков развивают ум и творческие способности учащихся, так как учат выбирать из различных вариантов наилучший. Такие уроки формируют волю, активность, самостоятельность, коллективизм. Они обогащают чувства, дают возможность испытать радость от сознания собственных сил, серьезно продумать свое личное отношение к проблеме и осмыслить связь прочитанных произведений с жизнью. Задача учителя – найти и развить такие формы учебной работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили роль самостоятельной деятельности учащихся в процессе учебной работы. Руководящая роль учителя при этом приобретает ещё большую значимость.

Метод упражнений, весьма активно «работает» на уроках русского языка,  например в групповых формах работы. Воспитание у школьников самостоятельности, инициативы, развитие их творческих возможностей, трудно представить без использования методов, включающих элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающих умение принять их в новых условиях, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Существенная роль в активизации творческой деятельности школьников принадлежит использованию учителем на уроках русского языка и литературы творческих заданий. Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоятельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятельность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Важно учитывать все эти виды деятельности учащихся.

1. Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

 Например, учащимся предлагается задание: вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

       Это эвристический вопрос, поиски ответа на который многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Происходит попутное повторение, причём, судя по результатам, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

При письменном выполнении задания учитель видит, какие орфографические правила трудны для данного ученика: именно они выделяются при составлении упражнения. В дальнейшем полученные учителем сведения послужат своего рода стартовой площадкой для индивидуальной работы с учеником по орфограммам.

        Эвристические задачи могут быть предложены и для домашней работы, причем ученик должен иметь право выбора любого варианта задания.

Например, к первому вопросу (о самостоятельных и служебных частях речи) предлагается следующая задача:

- Почему ученик не понял вопроса учителя?

Неожиданный ответ

Спросил учитель: «В слове «паровоз»
»Где корни? Кто ответит быстро?»

«В нем нет к ... рней, но много есть к... лес,

 И есть еще два сменных машиниста.

           Решая эту задачу, дети овладевают умением соотносить предметы реальной действительности и слова, называющие эти предметы.

          Другое эвристическое задание направлено на формирование у обучающихся обобщенных лингвистических умений:

 «Докажи, что слово «животное» является именем существительным».

2. Творческие задания для организации работы над ошибками.

          Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы. Если такая работа организована как творческая, она устраняет механическое воспроизведение знания и   активизирует познавательную деятельность.

Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: «Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой». При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на -ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы u в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки.

Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?»- или творческая: «Ошибка ли это?».

 Диалог при этом ведется как проблемно-поисковый, обнажающий логику и психологию орфографического мышления учащихся и позволяющий избегнуть долгого поиска нужного правила. При творческом взаимодействии происходит выявление ассоциаций, корректирующих речевое поведение учащихся. При этом не только ликвидируются стереотипные ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.

    Риторическая технология дискуссии, поддерживаемой учителем, приведет ученика к самостоятельному открытию.

    Многие задания формулируются как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины.

     Объясняю задание, проецируя текст на экран: «Я подчеркнула буквы, написание которых нуждается в уточнении. Попробуем объяснить выбранный нами вариант написания».

    Если это не контрольная работа, подчеркиваются не только нарочно сделанные ошибки, но и случаи правильного написания. Зная это, школьник с риторически пассивной позиции «обучаемый» перемещается на активную позицию «собеседник». В процессе аргументации он сам отыскивает ошибки и попутно припоминает условия написания подчеркнутых букв - не правила, а модели их применения. Проблемно-поисковая беседа приводит в этом случае к самостоятельному исправлению ошибок, а красный цвет в тетради становится сигналом, заостряющим внимание и призывающим к активному размышлению. Г.Г.Воробьёв подчеркивает: «Когда учитель не совсем уверен, что получит нужный ему ответ, он ... дарит идею. Дарить - в данном случае означает, что ... получивший не догадывается о дарении, полагая, что это его собственная идея. Как известно, свои идеи больше волнуют, увлекают и побуждают к самореализации». [2, с.61.]

Стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у ребят. Необходим отклик, которого в этом случае учитель не слышит, да и не предполагает. Творческая работа над ошибками, наоборот, делает возможным отклик: она действительно актуальна для ученика.

3. Игра.  Устойчивый познавательный интерес к предмету формируется различными средствами. Одним из них является урок-игра. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. Игра  позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке. В этом отношении интересны уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-следствия и т.д.

Например, в начале изучения темы «Члены предложения» я приношу в класс необычный, непонятный предмет «Нечто с другой планеты». Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете.

- Что это?

- Что он делает?

- Какие у него свойства?

- Где применяется?

- Как? Для чего? и т.д.

Каждый ответ рождает новый более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все члены предложения: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельство, и определение, и дополнение - в них отражены. Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого свое видение предмета. Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным.

Вот несколько ответов детей: «Это очень необычный цветок красного цвета из спрессованного песка, служит на планете Марс для украшения квартир». «Это лазерная пушка, которая сделана из марсианского железа, способная уничтожать космические инородные предметы с одного заряда энергии».

           Разбор под руководством учителя данного предложения по членам, анализ вопросов, которыми связаны в нем слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт ученикам понять, зачем вообще нужны «какие-то» члены предложения» и зачем нужно учиться видеть и выделять их в предложении. Главным достижением урока станет совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.

4. Графические диктанты - давно используются учителями как средство повышения пунктуационной грамотности. При выполнении этого задания учащиеся вместо предложений, диктуемых учителем, записывают схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания. В качестве дидактического материала при проведении графических диктантов можно использовать предложения (или небольшой текст), выписанные из какого-либо произведения детской художественной литературы. Желательно подобрать предложения с интригующим содержанием, чтобы ученикам интересно было узнать, о чем это произведение. После записи схем, перед тем как провести их проверку, учитель просит учеников подумать, откуда взяты эти предложения. Имя автора и название книги записываются в тетрадь. В классе всегда найдутся 2-3 ученика, которые уже знакомы с этим произведением и сумеют о нем кратко рассказать или хотя бы подтвердить мнение учителя, что произведение очень интересное и его стоит прочитать.

В дальнейшем иногда на дом вместо упражнения дается задание самим подобрать текст (или отдельные предложения) для графического диктанта, указать название книги и ее автора, рядом с каждым предложением записать схему, объясняющую расстановку знаков препинания. У учителя появится еще одна возможность узнать о том, какие книги читают его ученики. Наиболее удачно составленные диктанты используются при  работе в классе. Для учеников это служит дополнительным стимулом творчески относиться к домашнему заданию.

Таким образом, каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать в роли автора, принимая его позицию.

2. Организация творческой деятельности на уроках развития речи, как условие развития творческих способностей учащихся

Уроки развития речи - это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению - общению. Эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности учителя. Если учитель не сумел вызвать и организовать собственную творческую деятельность обучающихся, содержательное и разумное их общение, большого успеха он не добьётся. Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:

1. Работа по развитию речи обучающuxся на основе иллюстративного материала.

Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое

отношение. В учебнике русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) есть много творческих заданий по  предложенным рисункам.

      Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений.

2. Изложение. В системе работы по развитию речи большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа.

 Речь учащихся обогащается, они начинают использовать более разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические структуры. На уроках использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные, изложения с творческими заданиями, изложения с элементами сочинения и т.д. (см. приложения 1).

3. Творческий пересказ, творческое изложение - вид устного или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; развитие какого-либо эпизода, введение новых  эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация)  или составление киносценария; составление рассказа по аналогии с прочитанным.

4. Сочинения. Творческие работы необходимо планировать в соответствии с изучаемым грамматическим материалом и программой по развитию речи в определенной системе: от небольших работ творческого характера (миниатюр) к большим сочинениям на специальных уроках по развитию речи. Например, при изучении темы «Определение» характер работы определялся самой темой урока, которая естественно позволяет обратиться к сочинениям описательно-повествовательного характера.  При этом, большое значение для воспитания у обучающихся чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей школьников имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы.

Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. О связи музыки с развитием воображения и фантазии неоднократно писал В.А. Сухомлинский: «Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Музыка, звучащая на уроке, содействует развитию творческих речевых способностей школьников, увеличивает интенсивность речевого потока. При этом параллельно решаются и такие задачи, как воспитание внимательного слушателя и ценителя классической музыки, воспитание чувства прекрасного.

5. Ситуативные упражнения на уроках развития речи стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Можно предложить ребятам отредактировать школьное сочинение, а можно задание сформулировать иначе:

- Представьте, что вы тоже на воскресной прогулке. Переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что прогулка была интересной, что она удалась, что ребята захотят еще раз вместе отправиться на прогулку. Подумайте: какие подробности следует опустить;  о чем рассказать полнее;  как лучше озаглавить сочинение.

Ученик поставлен в определенную речевую ситуацию (мы, участники воскресной прогулки, рассказываем о ней), намечен адресат высказывания (читатель), сформулирована коммуникативная задача. Таким образом, сочинение перестало быть безадресным, ситуация нашла отклик у ребят.

Помимо написания сочинений привычных жанров, рекомендуется использовать творческие работы нетрадиционных жанров, когда в центре оказывается не столько текст, сколько ребенок - с его впечатлениями, потребностью в образном мышлении. Поощряя импровизацию ребят, употребление незапланированных индивидуальных языковых средств, учитель развивает его творческие способности.

Вызывают интерес школьников необычно названные виды работ: «сочинение-различение» стилизация), «сочинение-развлечение» (лингвистические миниатюры - подражания).

6. Творческий диктант – вид упражнения по развитию самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии. Под названием творческий диктант подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться, как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.

Однако в понимании термина «творческий диктант» до сих пор нет полного единства. СЛ. Резодубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами. А.Б. Текучев указывал, что творческий диктант - собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью обучения орфографии, и с целью развития речевых навыков учащихся.

Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определённые слова или словосочетания другими близкими по значению грамматическими категориями» [ 4 , c. 55 ].

Работу над творческим диктантом, можно организовать, учитывая идеи стилистического эксперимента А. М. Пешковского - Л. В. Щербы. Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи.

Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Например, в 6 классе, учащиеся пишут творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После рассмотрения картины, после анализа содержания, авторского замысла учитель читает предложения, ребята ставят вопросы к словам, подыскивают прилагательные. Вот пример:

К.Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень». (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу! В центре картины (пёстрые, весёлые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина. Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины. Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

7. Творческое чтение.

 Метод творческого чтения текста, предложенный Н.И. Кудряшевым, предполагает, что учитель, стимулируя воображение учащихся, организует творческое чтение текста классом.

 На начальном этапе работы по изучению текста происходит первое знакомство с произведением, обогащение словаря,  получение необходимых сведений, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия текста. Иногда бывает соблазн у педагога все рассказать самому, прочесть, даже «авансом» ответить на возможные вопросы. А между тем этот этап должен быть творческим не только для учителя, но и для ученика.

Если начинать изучение конкретного произведения с пересказа того, что услышал и прочел ученик на первом уроке знакомства с текстом, то элемент творчества в этом процессе будет минимален, да и учитель останется в полном неведении по поводу того, как воспринят учеником текст художественного произведения. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ, проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки.

9. Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

      Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве. Это увлекает детей. Многие ученики пишут стихи. В итоге ученики не просто знают, что «чтение есть лучшее учение», но и умеют читать, то есть наслаждаться красотой и силой слова, извлекать из книги духовно-нравственные ценности.

        При проведении уроков развития речи, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и другие. Особую актуальность в данной работе приобретает принцип индивидуального подхода к учащимся, обеспечивающий условия для развития индивидуальных задатков, интересов и творческих способностей  учащихся.

Список литературы

  1.  Акышина, А. А. Игры на уроках русского языка: Учебное наглядное пособие [Текст]/ А.А. Акышина, Т.Л. Жаркова, Т.Е. Акышина. – М.: Русский язык, 1990. – 93 с.
  2. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]/ П.П. Блонский// В 2-х т. Т.1/  Под редакцией А.В. Петровского. – М.: Педагогика. – 1979. – 368 с.
  3. Готовимся к олимпиаде [Текст]/  Учебно-методическое пособие/ Ред. коллегия:   Л.А.Богданова, Т.Р.Карпенко, Л.А.Лысенко; Научный консультант Н.В.Орлова. – Кемерово: Изд-во облИУУ. - 2001. – 143 с.
  4. Дейкина, А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст]/ А.Д. Дейкина. – М.: Просвещение. – 1991. – 350 с.
  5. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. - М., 1978. – 193 с.
  6. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]/ Кн. Для учителя/ В. И Капинос, А.Ю. Кулапова и др.: под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение. – 1991. – 240 с.
  7. Напольнова, Т.В. Формирование познавательного интереса и творческого отношения к учению [Текст]/ В.Т. Напольнова.-М., 1999. -250 с.
  8. Уроки русского языка в 6 классе [Текст]/ Кн. для учителя / Г.А. Богданова. – 5-е  изд. – М.: Просвещение. - 2008. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"

Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать  при подготовке к интедллектуальным ма...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

Методические рекомендации по формированию толерантности на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации  для создания условийдля формирования и  развития  толерантности у учащихся в многонациональной среде в школе и на уроках русского языка и литературы...

Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных услов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...