Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 5 класса по УМК В.В. Пасечника к учебнику "Природоведение. Природа. Живая и неживая" В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._zap.doc | 50 КБ |
tematicheskoe_planirovanie-5_kl.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании:
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196;
- Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Природоведению 5 класс, Министерства образования и науки Российской Федерации 2007
- Авторской программы под ред. В.В. Пасечника, «Природоведение» , издательство Дрофа-Москва, 2010 год
- обязательного минимума содержания биологического образования для средней (полной) общеобразовательной школы (Сборник нормативных документов для ОУ РФ, под ред. Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, издательство «Дрофа», Москва, 2007г);
- БУП – 2004 (70 часов, 2 часа в неделю).
- Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год (70 часов, 2 часа в неделю).
- Запланировано 70 часов, но фактически будет проведено 68 часов, в связи с календарными праздничными днём (1, 9 мая). Программа будет выполнена за счёт блоковой подачи материала.
В 5 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ курса «Природа живая и неживая».
Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
- Освоение знаний о живой и неживой природе и присущих ей закономерностях.
- овладение умениями наблюдать за явлениями, происходящими в живой природе, работать с биологическими приборами.
ЗАДАЧИ курса:
- научить учащихся проводить наблюдения за биологическими объектами, простейшие биологические опыты и эксперименты.
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за явлениями природы, живыми организмами.
- Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе.
В результате изучения курса природоведения,
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Явления природы, строение и свойства веществ, воздуха, организмов, растений, животных, грибов, почвы
- основные биологические термины и определения понятий
- строение увеличительных приборов
- лекарственные растения и правила их сбора
- ядовитые грибы и правила оказания первой доврачебной помощи
- сравнительную характеристику атомов и молекул
- физические и химические процессы, происходящие в живой природе
- правила поведения во время грозы
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- давать сравнительную характеристику диким и домашним животным, культурным и дикорастущим растениям,
- отличать ядовитые грибы от съедобных. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.
- наблюдать за погодой своей местности, за явлениями природы
- проводить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
- вести дневник наблюдений
- использовать приобретённые ЗУН в повседневной жизни
Рабочая программа составлялась с учётом характеристики класса по предмету.
УМК, реализующий программу:
1. Учебник: «Природоведение» 5 класс, авт.В. М. Пакулова, Н. В. Иванова, «Дрофа», Москва 2008 год;
2. Программа к учебнику «Природоведение» 5 класс, авт. В.В. Пасечника, М. издательство «Дрофа», Москва 2007г,
3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику, авт.В. М. Пакулова, Н. В. Иванова «Дрофа», Москва 2008год.
Дополнительной литературы:
1. «Занимательные материалы и факты по биологии», авт.М. М. Бондарук, «Учитель», Волгоград, 2007год;
2. Электронные средства
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
В 5 классе в 2012-2013 уч. году будут обучаться 7 человек: 4 девочки и 3 мальчика. Национальный состав – 4 русских и 3 чеченца. За прошлый учебный год успеваемость по Окружающему миру составила-100%. Качество знаний – 70%
Окончили 2011-2012 уч. год: на «5»-3 учащихся
На «4»-4 учащихся
На «3»-3 учащихся
70 % учащихся полностью овладели программным материалом 4 класса. Они могут самостоятельно наблюдать за погодными условиями, сравнивать тела живой и неживой природы, называть их признаки.
30% учащихся не всегда чётко формулируют биологические понятия, дают характеристику биологическим процессам.
Таким образом, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, в 5 классе на уроках Природоведения целесообразно мотивировать учащихся к продолжению наблюдений за природными явлениями, использовать достаточное количество наглядного материала, который бы вызвал интерес к предмету. Для более быстрого усвоения новой темы использовать опорные конспекты (схемы, таблицы). Со слабыми учениками необходимы индивидуальные дополнительные занятия. Класс можно охарактеризовать как «сильный».
Предмет «Природоведение» изучается впервые.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Вселенная | 6 |
3 | Строение и свойства вещества | 11 |
4 | Воздух | 6 |
5 | Вода | 3 |
6 | Горные породы | 5 |
7 | Почва | 6 |
8 | Организмы | 6 |
9 | Растения | 6 |
10 | Грибы | 4 |
11 | Животные | 6 |
12 | Человек. Его здоровье и безопасность | 9 |
ИТОГО: | 70 ч. |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 5 класс
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | Дом. задание | Дата проведения урока | |
план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | ||||||
1 | Как изучают природу? | Методы , природа: живая, неживая, явления природы Наблюдать за природой, делать выводы | Фронтальный опрос | Введение, с. 7-9 | 03.09 | 03.09 |
2 | Экскурсия №1 «Природа живая и неживая» | Экскурсия №1 | Отчёт об экскурсии | 05.09 | 05.09 | |
ВСЕЛЕННАЯ (6 ч) | ||||||
3 | Звёзды на небе | Тела природы, знать созвездия, приборы для изучения звёзд | Лаб. Раб 1»Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария» | § 1, с.20 | 10.09 | 10.09 |
4 | Земля – наш дом | Ось Земли, Северное и Южное полушарие, вращение Земли | Лаб. Раб №2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий» | § 2 | 12.09 | 12.09 |
5 | Оболочки земли | Хар-ка сфер Земли | Фронтальный опрос | § 3 | 17.09 | 17.09 |
6 | Луна – естественный спутник Земли | Фазы луны | Фронтальный опрос | § 4 | 19.09 | 19.09 |
7 | Солнце. Солнечная система. | Значение солнца для жизни на Земле | Практ. Раб. №1, 2,3 «Ориентирование на местности» | § 5 | 24.09 | 24.09 |
8 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Основные термины и понятия | Индивидуальный опрос | Повт. § 1-5 | 26.09 | 26.09 |
СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11ч) | ||||||
9 | Тела и вещества | Вода: твёрдое, жидкое, газообразное | Фронтальный опрос | § 6 | 01.10 | 01.10 |
10 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов | Круговорот воды в природе | Лаб. Раб № 3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел» | § 7 | 03.10 | 03.10 |
11 | Вещества и смеси | Демонстрация свойств серы и железа | Фронтальный опрос | § 8 | 08.10 | 08.10 |
12 | Молекулы. Атомы. Элементы. | Св-ва твёрдых тел, жидкостей и газов | Фронтальный опрос | § 9 | 10.10 | 10.10 |
13 | Движение частиц вещества | Молекулы, св-ва молекул | Фронтальный опрос | § 10 | 15.10 | 15.10 |
14 | Взаимодействие частиц. | Движение частиц в-ва , | Фронтальный опрос | § 11 | 17.10 | 17.10 |
15 | Разнообразие веществ | Органические и неорганические в-ва | Биологический диктант | § 12 | 22.10 | 22.10 |
16 | Явления природы. Физические явления | Явления природы | Фронтальный опрос | § 13 | 24.10 | 24.10 |
17 | Химические явления. Горение | Способы тушения горящих в-в | Фронтальный опрос | § 14 | 07.11 | 07.11 |
18 | Окисление | Горение, хим. явления | Фронтальный опрос | § 15 | 12.11 | 12.11 |
19 | Обобщающий урок «Строение и св-ва вещества» | Знать определения понятий | Фронтальный опрос | Повт. § 6- 12 | 14.11 | 14.11 |
ВОЗДУХ (6 ч) | ||||||
20 | Воздух- смесь различных газов | Значение воздуха для человека | Фронтальный опрос | § 16 | 19.11 | 19.11 |
21 | Свойства воздуха | Свойства воздуха | Фронтальный опрос | § 17 | 21.11 | 21.11 |
22 | Вес воздуха и атмосферное давление. | атмосфера | Фронтальный опрос | § 18 | 26.11 | 26.11 |
23 | Изменение давления воздуха с высотой | Вес воздуха | Фронтальный опрос | § 19 | 28.11 | 28.11 |
24 | Погода и её предсказание | Практ. Раб № 4 «Описание погоды за месяц» | § 20 | 03.12 | 03.12 | |
25 | Обобщающий урок по теме «Воздух» | Основные термины и понятия | Индивидуальный опрос | Повт. § 16-20 | 05.12 | 05.12 |
ВОДА (3 ч) | 10.12 | |||||
26 | Три состояния воды | Св-ва твёрдой воды | Фронтальный опрос | § 21 | 10.12 | 10.12 |
27 | Тепловое расширение воды | Св-ва твёрдых и газообразных тел при нагревании и охлаждении | Фронтальный опрос | § 22 | 12.12 | 12.12 |
28 | Экскурсия №2 «Вода – растворитель. Работа воды в природе» | Значение воды и её охрана | Экскурсия №2 «Изучение работы текучих вод и ветра» | § 23 | 17.12 | 17.12 |
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (5 ч) | ||||||
29 | Внутреннее строение Земли. | Мантия, внутреннее и внешнее ядро, земная кора | Биологический диктант | § 24 | 19.12 | 19.12 |
30 | Горные породы | Происхождение горных пород, минералы, метаморфические. Осадочные, магматические горные породы | Лаб.раб №4 «описание минералов и горных пород, определение их свойств» | § 24, конспект | 24.12 | 24.12 |
31 | Разрушения горных пород | Выветривание. Использование обломочных гор. пород человеком | Фронтальный опрос | § 25 | 26.12 | 26.12 |
32 | Полезные ископаемые. Металлы | Охрана полезных ископаемых | Лаб. Раб. №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | § 26 | 14.01 | 14.01 |
33 | Обобщающий урок по теме «Воздух. Вода. Горные породы» | Основные термины и понятия | Фронтальный опрос | Повт. § 16-26 | 16.01 | 16.01 |
ПОЧВА – ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ (6 ч) | ||||||
34 | Образование почв и их разнообразие | Структурная и бесструктурная, горизонт | Фронтальный опрос | § 27 | 21.01 | 21.01 |
35 | Состав и свойства почвы | Плодородие почвы, удобрения | Фронтальный опрос | § 28 | 23.01 | 23.01 |
36 | Уход за почвой | Обработка почвы | Фронтальный опрос | § 29 | 28.01 | 28.01 |
37 | Влияние растений на почву. | Еловый лес, луг. Ветровая, водная эрозия | Фронтальный опрос | § 30 | 30.01 | 30.01 |
38 | Разрушение почв | Эрозия почв | Фронтальный опрос | § 31 | 04.02 | 04.02 |
39 | Обобщающий урок по теме « Почва» | Повторить определения | Самост работа | Повт п. 27-31 | 06.02 | 06.02 |
ОРГАНИЗМЫ (6 ч) | ||||||
40 | Организм и его свойства | Растения, грибы, животные, человек | Фронтальный опрос | § 32 | 11.02 | 11.02 |
41 | Где живут организмы? | Приспособленность к среде обитания | Фронтальный опрос | § 33 | 13.02 | 13.02 |
42 | ЭКСКУРИЯ №3 « Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды, относительный характер приспособленности» | Наблюдать за живой природой | Экскурсия № 3 | отчёт | 18.02 | 18.02 |
43 | Увеличительные приборы | Строение микроскопа | Фронтальный опрос | § 34 | 20.02 | 20.02 |
44 | Строение организмов | Микроорганизмы, строение клетки | Фронтальный опрос | § 35 | 25.02 | 25.02 |
45 | Обобщающий урок по теме «Организмы» | Среда обитания | Фронтальный опрос | Повт. §32 - 35 | 27.02 | 27.02 |
РАСТЕНИЯ – ПОСРЕДНИКИ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ (6 ч) | ||||||
46 | Признаки растения | Значение растений в природе | Фронтальный опрос | § 36 | 04.03 | 04.03 |
47 | Разнообразие растительного мира | Растения леса, луга, поля, водоёма | Фронтальный опрос | § 37 | 06.03 | 06.03 |
48 | Строение цветковых растений | Части растения | Лаб/раб № 6 «Распознавание органов цветковых растений на гербарных и живых образцах» | § 38 Лаб. Раб. №7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян (опыты в дом. условиях) (результаты опыта) | 11.03 | 11.03 |
49 | Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека» | Лекарственные растения | Фронтальный опрос | § 39 | 13.03 | 13.03 |
50 | Красная книга растений | Красная книга России, Ростовской области | Лаб. Раб. №8 «Определение названия растений» | § 40 | 18.03 | 18.03 |
51 | Многообразие культурных растений | Культурные растения | Фронтальный опрос | § 41 | 20.03 | 20.03 |
ГРИБЫ (4 ч.) | ||||||
52 | Разнообразие грибов | Строение грибов их классификация | Фронтальный опрос | § 42 | 01.04 | 01.04 |
53 | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые, правила сбора грибов | Лаб. Раб № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов» | § 43 | 03.04 | 03.04 |
54 | Правила сбора грибов и оказание первой доврачебной помощи при отравлении грибами | Памятка грибнику, первая доврачебная помощь при отравлении грибами. | Фронтальный опрос | § 43 | 08.04 | 08.04 |
55 | Обобщающий урок по темам «Почва. Организмы. Растения» | Знать определения и понятия | Фронтальный опрос | Повт. § 27 - § 43 | 10.04 | 10.04 |
ЖИВОТНЫЕ – БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (6 ч) | ||||||
56 | Признаки животных | Дикие и домашние животные | Фронтальный опрос | § 44 | 15.04 | 15.04 |
57 | Условия жизни и многообразия диких животных | Сезонные явления | Фронтальный опрос | § 45 | 17.04 | 17.04 |
58 | Значение диких животных и их охрана | Охрана животных | Лаб. Раб № 10 «Узнавание животных своей местности» | § 46 | 22.04 | 22.04 |
59 | Домашние животные | животноводство | Фронтальный опрос | § 47 сочинение | 22.04 | 22.04 |
60 | Связи живого и неживого | Цепи питания | Фронтальный опрос | § 48 | 24.04 | 24.04 |
61 | Обобщающий урок по теме «Животные-братья наши меньшие» | Основные термины и понятия | Фронтальный опрос | Повт. §44-48 | 29.04 | 29.04 |
ЧЕЛОВЕК. ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ ( 9 ч) | ||||||
62 | Человек и окружающая среда | Система органов человека | Лаб. Раб. № 11 «определение показателей развития своего организма» | § 49 | 01.05 | 06.05 |
63 | Как беречь своё здоровье и жизнь? | Первая помощь при травмах | Фронтальный опрос | § 50 | 06.05 | 08.05 |
64 | Основы безопасности жизнедеятельности | Оказание доврачебной помощи при травмах различного характера | Индивидуальный опрос | конспект | 08.05 | 13.05 |
65 | Практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи при травмах | Уметь накладывать стерильные повязки на условную рану, останавливать кровотечение | Лаб. Раб. №12 , №13, №14 «Оказание первой помощи при при ушибах, растяжении связок, кровотечениях» | Повт. § 50 | 13.05 | 15.05 |
66 | Вредные привычки и их предупреждение | Наркомания, алкоголизм, табакокурение | Фронтальный опрос | § 51 | 15.05 | 20.05 |
67 | Обобщающий урок по теме «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» | Знать систему органов человека | Фронтальный опрос | Повт. § 49-51 | 20.05 | 22.05 |
68 | Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая» | Основные термины и понятия | Фронтальный опрос | Повт. Записи в тетрадях | 22.05 | 27.05 |
69 | Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая» | Основные термины и понятия | Фронтальный опрос | Повт. Записи в тетрадях | 27.05 | 27.05 |
70 | Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая» | Основные термины и понятия | Фронтальный опрос | Повт. Записи в тетрадях | 29.05 | 29.05 |
ИТОГО:70 часов (2 часа в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...