Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Данное открытое занятие является комбинированным уроком по теме "Зрительный анализатор. Строение глаза".
Проводится в 8-х классах.
Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая информация содержутся в прикрепленных файлах.
Основная информация приведена ниже.
Тема урока: Зрительный анализатор. Строение глаза.
Цели урока:
- образовательные:
- дать определение «анализатор», рассмотреть его устройство;
- разобрать строение глаза;
- разобрать принцип работы зрительного анализатора;
- выявить причины разрушения зрения и меры профилактики;
- развивающие:
- умение выделять главное;
- самостоятельно работать с учебником;
- воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к своему здоровью;
- здоровьесберегающие:
- гигиена зрения.
Тип урока: комбинированный (беседа, самостоятельная работа).
Метод: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: таблицы «Строение глаза», «Функции основных зон полушарий головного мозга», индивидуальные карты работы на уроке, презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», проектор, ноутбук, демонстрационный экран.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Данные формы работы подобраны с учетом особенностей учащихся данного класса, специфики взаимоотношений между ними, уровня формирования их познавательного интереса.
Технологии обучения: личностно-ориентированные (в том числе дифференцированное обучение), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 416.66 КБ |
Ход занятия | 53.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализаторы человека
Зрительный анализатор
Построение изображения
Задача Вариант I Постройте изображение предмета AB , даваемое линзой. Предмет расположен ЗА двойным фокусом линзы. Охарактеризуйте изображение. Вариант II Постройте изображение предмета AB , даваемое линзой. Предмет расположен ПЕРЕД двойным фокусом линзы. Охарактеризуйте изображение.
Вставьте слово Орган зрения – это ...... , В нем три ...... . Та, что белая снаружи, Назовем ...... Так прозрачна впереди – Со стеклом сравнится, Эту часть зовем мы Просто ...... . Слой второй – в нем есть сосуды, Впереди нее ...... В ней отверстие ...... И пигменты разные. За зрачком у нас ...... Он меняет ...... И поэтому мы видим, И вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает, Все в округе видно мне, Ведь в глазном есть ...... Тело ...... . В глубине лежит ...... , Этот слой необходим Коль ...... в порядке, То нормально мы глядим .
Вставьте слово Орган зрения – это ГЛАЗ, В нем три ОБОЛОЧКИ. Та, что белая снаружи, Назовем БЕЛОЧНОЙ Так прозрачна впереди – Со стеклом сравнится, Эту часть зовем мы Просто РОГОВИЦА. Слой второй – в нем есть сосуды, Впереди нее РАДУЖКА В ней отверстие ЗРАЧОК И пигменты разные. За зрачком у нас ХРУСТАЛИК Он меняет КРИВИЗНУ И поэтому мы видим, И вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает, Все в округе видно мне, Ведь в глазном есть ЯБЛОКЕ Тело СТЕКЛОВИДНОЕ. В глубине лежит СЕТЧАТКА, Этот слой необходим Коль РЕЦЕПТОРЫ в порядке, То нормально мы глядим .
Домашнее задание Изучить параграф «Зрительный анализатор». Устно ответить на вопросы для самоконтроля. Сделать модель белочной и сосудистой оболочек и сетчатки глаза
Изготовление модели белочной и сосудистой оболочек и сетчатки глаза Белочная оболочка (белый пластилин на картоне) Сосудистая оболочка (синий и красный (кровеносные), оранжевый (нервные) пластилин) Колбочки и палочки (пластилин и нитки) Размещаем колбочки и палочки на сосудистой оболочке. Концы ниток продеваем в отверстие. РЕЗУЛЬТАТ:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зрительный анализатор. Строение глаза.
Цели урока:
- образовательные:
- дать определение «анализатор», рассмотреть его устройство;
- разобрать строение глаза;
- разобрать принцип работы зрительного анализатора;
- выявить причины разрушения зрения и меры профилактики;
- развивающие:
- умение выделять главное;
- самостоятельно работать с учебником;
- воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к своему здоровью;
- здоровьесберегающие:
- гигиена зрения.
Тип урока: комбинированный (беседа, самостоятельная работа).
Метод: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: таблицы «Строение глаза», «Функции основных зон полушарий головного мозга», индивидуальные карты работы на уроке, презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», проектор, ноутбук, демонстрационный экран.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Данные формы работы подобраны с учетом особенностей учащихся данного класса, специфики взаимоотношений между ними, уровня формирования их познавательного интереса.
Технологии обучения: личностно-ориентированные (в том числе дифференцированное обучение), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.
№ | Этапы урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. | Организационный этап | слайд 1 | Проверка готовности к уроку (1 мин) | Подготовка к уроку, организация рабочего места | |
2. | Подготовка к основному этапу урока (актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока) | Объясняет, как работать в тетради | Внимательно слушают учителя | ||
Для актуализации опорных знаний организует индивидуальную работу учащихся, предлагает выполнить задание «Терминологическая разминка» (2 мин) | Отвечают устно | см. приложение А | |||
слайд 2 | Предлагает выполнить создать общую схему «Части анализатора» в тетради | Работают в тетради | см. приложение Б | ||
Читает несколько устойчивых выражений, которые мы применяем в своей лексике: – с глаз долой; – быть на глазах; – сделать на глаз; – глаза на мокром месте; – у страха глаза велики; – у семи нянек дитя без глаз; – правда глаза колет; – глазами кос, а душою прям; – в чужом глазу соринку видит, в своём глазу бревна не замечает, – в глаза ласкает, а за глаза лает | |||||
Задает вопрос: Как вы думаете о чем сегодня на уроке пойдет речь? | Отвечают: Зрительный анализатор. Строение глаза | ||||
Просит записать тему урока | Записывают в тетрадь тему урока | ||||
Начинает изучение нового материала | |||||
Задает вопрос: Давайте еще раз вспомним, из каких частей состоит любой анализатор? | Отвечают: А. Рецептор как периферическое воспринимающее звено; Б. Нервные пути как проводниковое звено; В. Мозговой центр как обрабатывающее звено | ||||
слайд 3 | Озвучивает задание: Так как мы с вами знаем строение анализатора, и отделы КГМ, составьте схему зрительного анализатора. Из каких частей он должен состоять? | Работают в тетради | см. приложение В | ||
Предлагает макет таблицы для лабораторной работы. Она заполняется в течение всего урока. Тетради сдаются в конце занятия. | Подготавливают таблицу в тетради | на демонстрационном столе разборная модель глаза см. приложение Г | |||
Переходит к основной проблеме урока. | |||||
Говорит: Итак, решаем проблему урока - как же устроен человеческий глаз? | |||||
Задает вопросы и дополняет ответы учеников: | Отвечают и записывают: | ||||
слайд 4 | Итак, решаем проблему урока – как же устроен человеческий глаз? | ||||
1. Какую форму он имеет? | Форму шара | ||||
Да. Совершенную природную геометрическую фигуру. Поэтому его называют «глазным яблоком» | |||||
2. Где располагается глазное яблоко? | На лицевой части черепа в полости глазного углубления – глазнице | ||||
А диаметр его 25 мм, масса 7,58 мг | |||||
3. Кроме основного аппарата глаза – глазного яблока, в состав органа зрения входят вспомогательные приспособления, служащие для защиты. Какие? | Брови, веки, ресницы | ||||
4. Вспомните портрет первобытного человека, как выглядели его глаза, когда он был частью дикой природы, полной опасностей? | Глаза были глубоко посажены в глазнице, мощные надбровные дуги защищали от воды, грязи, пыли | ||||
5. Особого внимания заслуживает следующий вспомогательный аппарат – слёзный. Он состоит из 1) слёзной железы (располагается над глазом в глазнице), 2) слёзного протока, который открывается в носовую полость, и 3) самой слёзной жидкости. Какую роль играет слёзная жидкость? | Смачивает и дезинфицирует глазное яблоко. | ||||
6. И еще один вспомогательный аппарат глаза – двигательный, состоящий из 6 мышц, прикрепляющихся одним концом к глазнице, другим к глазному яблоку. Что происходит в результате сокращения и расслабления этих мышц? Для того чтобы ответить на этот вопрос вы должны сейчас поработать в парах и определить функции глазных мышц (соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз). Что вы наблюдаете? | Движения глазного яблока – вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения | (опыт на движение мышц) | |||
Давайте еще раз повторим, что же относится к вспомогательному аппарату глаза | Веки, брови. ресницы, слезные железы, мышцы | ||||
Говорит: Теперь переходим к основному аппарату глаза – глазному яблоку | |||||
Задает вопросы и дополняет ответы учеников: | Отвечают и записывают: | ||||
Стенки глазного яблока образованы 3 оболочками: | |||||
1. Наружняя оболочка (белочная) – склера – состоит из соединительной ткани. Что в данном случае это даёт глазу, как и другим органам, которые снаружи покрывает соединительнотканная оболочка? | Придаёт и сохраняет форму глаза | ||||
2. Передняя часть склеры – роговица – выпуклая, прозрачная. Какую функцию она будет выполнять? | Пропускать и преломлять световой поток | ||||
3. Изнутри плотно прилегает к склере сосудистая оболочка. В ней располагаются кровеносные сосуды. Какую они играют роль? | Питание тканей глаза | ||||
4. Спереди, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную (радужка), в которой пигмент меланин в разном количестве даёт цвет глаз от серых тонов до коричневых. В центре радужки имеется отверстие – зрачок. Какого он цвета? | Черного | ||||
5. А ведь это отверстие, которое способно менять свой диаметр! Ещё одно доказательство эффекта «чёрной дыры» – поглощение лучей. Вспомните из курса физики, какая поверхность будет чёрной, а какая белой? | Белая та, от которой отражаются лучи, а чёрной - которой они поглощаются | ||||
Значит, через зрачок световые лучи проникают внутрь глаза, не рассеиваются, оказываясь как бы в ловушке. Через зрачок происходит регуляция поступления количества светового потока, так как он может сужаться и расширяться. Если световой поток мал, что происходит со зрачком? | Расширяется, если света много – наоборот, сужается | (опыт с глазами) | |||
6. Основную массу глазного яблока занимает стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество, которое находится внутри этих оболочек под определённым давлением, которое так и называется «внутриглазное давление». Не зря в народе говорят, что «Беречь как зеницу ока». Что может произойти, если при травме будут нарушены защитные оболочки глаза? | Т.к. это практически жидкость, то она может попросту вытечь, и у человека нарушится работа всего зрительного анализатора | ||||
Отсюда вывод , что к собственному здоровью и здоровью окружающих следует относиться очень ответственно!!! | |||||
7. Давайте с вами вспомним некоторые приборы. Лупа, микроскоп, бинокль, телескоп, очки. Что их объединяет? | Это оптические приборы | ||||
Какая их главная составная часть? | Система линз | ||||
Так вот за зрачком располагается хрусталик. Это тоже линза, двояковыпуклая толщиной 0,2 мм, но только живая. Линза эта собирает исходящие от предметов лучи, преломляет их. Благодаря эластичному волокнистому содержимому она способная менять свою кривизну (аккомодация). | (опыт с пленкой) | ||||
Этим обеспечивается точная фокусировка и отдалённых, и приближённых предметов на сетчатке глаза – внутренней её оболочке, где расположены зрительные рецепторы – палочки и колбочки. Палочки (их 30 млн.) отвечают за световосприятие и возбуждаются даже при слабом сумеречном свете, когда изображения кажутся нам серых тонов. Колбочки возбуждаются только ярким светом, и тогда при их помощи мы можем различать цвета. На сетчатке они располагаются неравномерно: ближе к центру напротив зрачка есть колбочки, но нет палочек – «жёлтое пятно». Дальше, к периферии колбочек меньше, палочек больше. Обнаружить это можно с помощью простого опыта | |||||
Как меняется цвет ручки? | Ближе к центру цвет яркий, дальше от центра – тона блёкнут и ручка кажется просто серой | (опыт с ручкой – учитель просит встать одному ученику перед классом, просит не водить глазами за яркой ручкой, которую учитель отводит от центра в стороны | |||
Попытайтесь объяснить наблюдаемое | Неравномерность рассредоточения палочек и колбочек по сетчатке | ||||
От рецепторов отходят аксоны. В одном месте сетчатки они сходятся вместе, образуя выходящий отсюда зрительный нерв. Здесь нет ни палочек, ни колбочек, поэтому называется оно «слепое пятно». | |||||
Попробуйте объяснить эксперимент | На определённом расстоянии под определённым углом зрения изображение попадает на слепое пятно, а т.к. там нет ни палочек, ни колбочек, мы объект не видим | (опыт: обнаружение «слепого пятна» по учебнику и слайду) | |||
Итак, хрусталик фокусирует, т.е. собирает лучи на сетчатке. Там изображение из огромного внешнего мира получается уменьшенным и перевёрнутым | (чертеж на слайде) | ||||
Как работают рецепторы глаза с физической точки зрения? Для этого вы должны вспомнить физическую природу нервного импульса – какова она? | Электрическая | ||||
8. Значит какую свою основную функцию будут выполнять зрительные рецепторы? | Они преобразуют световую энергию в электрическую энергию нервных возбуждений | ||||
Таким образом, мы с вами ещё на одном примере убедились в том, что в физиологии человеческого организма работает физический закон – закон сохранения энергии. Вспомните его | Энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает Она переходит из одной формы в другую | ||||
9. Итак, после этого преобразования электрический импульс по зрительному нерву направляется в головной мозг. Поэтому следующее звено анализатора – центральное обрабатывающее. Есть такая народная мудрость: «Смотрим глазами, а видим затылком». В чём её биологический смысл? | В расположении зрительного центра в затылочной доле коры головного мозга. Здесь происходит анализ и синтез зрительных ощущений и рождается зрительный образ. Наш головной мозг возвращает нам изображение реальной картины мира. | ||||
Вот так устроен наш глаз, так мы из окружающего мира получаем максимум информации | |||||
Озвучивает задание: Запишите вывод по теме: «Зрительный анализатор. Строение глаза» | Записывают вывод | ||||
3. | Контроль и самопроверка знаний | слайд 5 | Озвучивает задание: С уроков физики вы знаете как преломляются лучи в линзе. Решите следующую задачу | ||
слайд 6 | Вариант I Постройте изображение предмета AB, даваемое линзой. Предмет расположен ЗА двойным фокусом линзы. Охарактеризуйте изображение. | Получают в тетрадях УМЕНЬШЕННОЕ, перевернутое, действительное изображение | |||
Вариант II Постройте изображение предмета AB, даваемое линзой. Предмет расположен ПЕРЕД двойным фокусом линзы. Охарактеризуйте изображение. | Получают в тетрадях УВЕЛИЧЕННОЕ, перевернутое, действительное изображение | ||||
4. | Первичное закрепление | слайд 7, 8 | Предлагает задание в развлекательной форме «Строение глаза» | Выполняют задание, записывают ответы в тетради | см. приложение Д |
5. | Подведение итогов урока, рефлексия | Определение степени соответствия поставленных задач урока и результатов деятельности. Просит внимательно про себя прочитать еще раз цель урока, определить, достигнута она или нет | Выполняют задание устно. Сдают тетради | ||
Рефлексия. Просит выяснить для себя самые трудные моменты урока, самые интересные, что понравилось из предложенных заданий | |||||
6. | Домашнее задание | слайд 10, 11 | Озвучивает задание: Изучить параграф «Зрительный анализатор». Устно ответить на вопросы для самоконтроля. Сделать модель белочной и сосудистой оболочек и сетчатки глаза | Записывают домашнее задание в дневник |
Приложение А
Терминологическая разминка
Вопрос:
На прошлом уроке мы с вами изучали анализаторы. Дайте определение, что такое анализатор?
Ответ учеников:
Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и тд.).
Вопрос:
На какие доли делится КГМ? Покажите их на модели ГМ?
Ответ учеников:
Лобная, теменная, височная, затылочная.
Вопрос:
Мы с вами знаем, что у человека есть 5 органов чувств. Назовите их пожалуйста?
Ответ учеников:
Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Задание:
Соотнесите зону КГМ и функцию.
Ответ учеников:
Лобная доля – поведение и чувства, речь;
Теменная доля – точные и основные движения, осязание;
Височная доля – слух, обоняние;
затылочная доля – зрение.
Приложение Б
Части анализатора
Приложение В
Схема зрительного анализатора
Приложение Г
Строение и функции органа зрения
Системы | Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Вспомогательные | Брови | Волосы | Отводят пот со лба |
Веки | Кожные складки с ресницами | Защита от ветра, пыли, ярких лучей | |
Слезный аппарат | Слезные железы и слезовыводящие пути | Увлажнение, очистка, дезинфекция | |
Оболочки глаза | Белочная | Наружная плотная оболочка, состоит из соединительной ткани | Защита от механических и химических повреждений, от микроорганизмов |
Сосудистая | Сеть кровеносных сосудов; на внутренней стороне - слой черного пигмента | Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи | |
Сетчатка | Палочки + колбочки - фоторецепторы | Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы | |
Оптическая | Роговица | Прозрачная передняя часть белковой оболочки | Преломляет лучи света |
Водянистая влага | Жидкость, находящаяся в передней камере глаза | Пропускает лучи света | |
Радужка | Передняя часть сосудистой оболочки с пигментом и мышцами | Регулирует количество света при изменении диаметра | |
Зрачок | Отверстие в радужной оболочке | ||
Хрусталик | Двояковыпуклая эластичная линза, ресничная мышца | Преломляет и фокусирует лучи света, аккомодация | |
Стекловидное тело | Прозрачное студенистое вещество | Поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света | |
Световоспринимающая | Палочки + колбочки | Палочки - сумерки, форма; Колбочки - цвет |
Приложение Г
Строение глаза
(первичное закрепление)
Орган зрения – это ...... (глаз),
В нем три ...... (оболочки).
Та, что белая снаружи,
Назовем ...... (белочной)
Так прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится,
Эту часть ее зовем
Просто ...... (роговица).
Слой второй – в нем есть сосуды,
Впереди он ...... (радужка)
В ней отверстие ...... (зрачок)
И пигменты разные.
За зрачком у нас ...... (хрусталик)
Он меняет ...... (кривизну)
И поэтому мы видим,
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает,
Все в округе видно мне,
Ведь в глазном есть ...... (яблоке)
Тело ...... (стекловидное).
В глубине лежит ...... (сетчатка),
Этот слой необходим
Коль ...... (рецепторы) в порядке,
То нормально мы глядим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Биология. Природа и человек. 9 класс.
Элективный курс...
Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"
Цель урока:формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу,развитие чувства сопричастности к природ...
Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"
Данное открытое занятие является уроком обощения по теме "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов".Проводится в 9-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая инфор...
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....
Открытый урок: «Мир природы и человека» в 3 классе «Разнообразие цветов»
Цель: формировать представления о разнообразии, различии и сходстве цветов коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; развитие умения наблюдать, с...