Урок биологии в 7 классе "Кольчатые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: фишбон, инсерт, таблица "Знаю. Хочу узнать. Узнал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kolchatye_chervi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности организации кольчатых червей (7 класс)
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими круглыми червями
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование знаний учащихся о строении червей
- показать особенности строения систем органов дождевого червя в связи с выполняемыми функциями
Развивающие:
- развивать навыки работы с источниками информации
- развивать культуру речи, логическое мышление,
- развивать навыки работы с лабораторным оборудованием
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда,
- воспитывать умение слушать,
- продолжить формирование критического мышления.
Использованные технологии: технология развития критического мышления
Формы работы на уроке:
- Фронтальная и эвристическая беседа.
- Лабораторная работа по изучению внутреннего строения дождевого червя.
- Работа с текстом (инсерт), составление фишбона.
- Составление таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Оборудование: таблица «Дождевой червь», таблица «Аскарида», таблица «Свиной цепень», микроскопы, микропрепараты поперечного среза дождевого червя, учебные тексты «Дождевой червь»
Ход урока
- Проверка знаний учащихся о плоских и круглых червях. Составление фишбона.
Учащимся выдаются листочки с нарисованным силуэтом скелета рыбы. Они должны ответить на вопрос: Как защитить свой организм от червей – паразитов? На верхних рёбрах рыбы они записывают причины заражения гильминтами (несоблюдение личной гигиены, употребление плохо проваренного или прожаренного мяса, питьё воды из природных водоёмов, обилие вблизи жилья человека мух), а на нижних рёбрах факты о гильминтах (большая плодовитость, наличие у них органов прикрепления - присосок, крючков, наличие кутикулы, отсутствие некоторых систем органов). На основании этого ими делается вывод о том, как им уберечь свой организм от заражения червями – паразитами.
- Изучение новой темы: Особенности организации кольчатых червей
1. Стадия вызова – составление таблицы ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Обсуждение того, какой информацией о кольчатых червях на сегодняшний день владеют ученики. Озвучивание информации, записанной ими в графе «Хочу узнать».
2. Стадия осмысления. Чтение учащимися незнакомого текста методом инсерта – с пометками на полях текста
Y - Знакомая информация
+ - Новая информация
? - Не совсем понятно
! - Очень интересно
Текст. Внутреннее строение дождевого червя напоминает устройство подводной лодки: легко различимые снаружи кольца делят обтекаемое тело на отсеки, а передняя часть туловища, занятая на тяжёлых земляных работах, для прочности ещё разбита надвое продольной перегородкой. Внутри живого подземного кораблика проходит несколько труб: спинной и брюшной кровеносные сосуды, где кровь прокачивают пять миниатюрных насосов – примитивных сердец, и главная труба, тянущаяся от рта до самого конца. Вдоль неё стоит сложное оборудование, например, железы, выделяющие гигантское для такого небольшого организма количество извести, и жевательный желудок, где перемалывается провиант. Чтобы мельница работала лучше, подземный житель, словно птица, заглатывает крошечные камешки. А черви, жившие в глиняных горшках в доме Дарвина, с удовольствием глотали мелкий стеклянный бисер. Какие только штуки не проделывал Дарвин с обитателями глиняных горшков. В доме Дарвина черви слушали фагот и рояль, но были безразличны к творениям великих музыкантов, пока горшки не поставили на полированную крышку рояля. Её вибрации несказанно напугали слушателей, и они в панике забились в землю поглубже. Потом по поведению своих безухих слушателей Дарвин выяснил, что они различают одну и ту же ноту, взятую в басовом и скрипичном ключе.
3. Обсуждение результатов работы над текстом. Выдвижение проблемы: Действительно ли устройство подводной лодки и дождевого червя идентично?
Рассказ учителя по таблице о внешнем и внутреннем строении дождевого червя (кожно-мускульный мешок, сегментация внешняя и внутренняя, системы органов – кровеносная, нервная, пищеварительная, половая, выделительная,, дыхание).
4. Рассматривание учащимися в микроскоп микропрепарата поперечного среза дождевого червя. В печатной рабочей тетради подписываются увиденные структуры (кутикула, мускулатура, полость тела, кишечник, метанефридии, нервный узел, кровеносные сосуды, щетинки).
III. Рефлексия.
- Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста и до объяснения темы учителем. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения?
- Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять?
- Какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление?
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Кольчатые черви – животные, тело которых сегментировано как внешне, так и внутренне, каждый членик по бокам имеет щетинки, играющие важную роль в передвижении. По сравнению с плоскими червями они имеют кровеносную систему, пищеварительная система у них сквозная, нервная система узловая
IV. Домашнее задание: стр. 125-127 учебника, заполнение таблицы ЗХУ, колонка «Узнал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....
Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
тип урока: комбинорованый. Эта разработка поможет Вам в проведении урока при этом будет задействован весь класс....
Урок биологии "Круглые черви"
- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Общая характеристика плоских и круглых червей"
Интегрированный урок-игра по биологии и экологии по теме:«Общая характеристика плоских и круглых червей...
Технологическая карта урока по биологии "Паразитические плоские черви"
Технологичекая карта урока составлена в рамках требований ФГОС...
Презентация к уроку биологии 7 класс "Круглые черви"
Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, т...
Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)
Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...