Урок биологии в 7 классе "Кольчатые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Сердюк Ольга Романовна

Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: фишбон, инсерт, таблица "Знаю. Хочу узнать. Узнал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kolchatye_chervi.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности организации кольчатых червей (7 класс)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими  круглыми червями

 Задачи урока:

Образовательные:  

  1. продолжить формирование  знаний учащихся о строении червей
  2. показать особенности строения систем органов дождевого червя в связи с выполняемыми  функциями

Развивающие:

  1. развивать навыки работы с источниками информации
  2. развивать культуру речи, логическое мышление,
  3. развивать навыки работы с лабораторным оборудованием

Воспитательные:                

  1. воспитывать культуру умственного труда,
  2. воспитывать умение слушать,
  3. продолжить формирование критического  мышления.

Использованные технологии: технология развития критического мышления

Формы работы на уроке:

  1. Фронтальная и эвристическая беседа.
  2. Лабораторная  работа по изучению внутреннего строения дождевого червя.
  3. Работа с текстом (инсерт), составление фишбона.
  4. Составление таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Оборудование:  таблица «Дождевой червь», таблица «Аскарида», таблица «Свиной цепень», микроскопы, микропрепараты поперечного среза дождевого червя, учебные  тексты «Дождевой червь»

Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся о плоских и круглых червях. Составление фишбона.

Учащимся выдаются листочки с нарисованным силуэтом скелета рыбы. Они должны ответить на вопрос: Как защитить свой организм от червей – паразитов? На верхних рёбрах рыбы они записывают причины заражения гильминтами (несоблюдение личной гигиены, употребление плохо проваренного или прожаренного мяса, питьё воды из природных водоёмов, обилие вблизи жилья человека мух), а на нижних рёбрах факты о гильминтах (большая плодовитость, наличие у них органов прикрепления - присосок, крючков, наличие кутикулы, отсутствие некоторых систем органов). На основании этого ими делается вывод о том, как им уберечь свой организм от заражения червями – паразитами.

  1. Изучение новой темы: Особенности организации кольчатых червей

1. Стадия вызова – составление таблицы ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обсуждение того, какой информацией о кольчатых червях  на сегодняшний день владеют ученики. Озвучивание информации, записанной ими в графе «Хочу узнать».

2. Стадия осмысления. Чтение учащимися незнакомого текста методом инсерта – с пометками на полях текста

Y - Знакомая информация

+ -  Новая информация

? -  Не совсем понятно

! -   Очень интересно

Текст. Внутреннее строение дождевого червя напоминает устройство подводной лодки: легко различимые снаружи кольца делят обтекаемое тело на отсеки, а передняя часть туловища, занятая на тяжёлых земляных работах, для прочности ещё разбита надвое продольной перегородкой. Внутри живого подземного кораблика проходит несколько труб: спинной и брюшной кровеносные сосуды, где кровь прокачивают пять миниатюрных насосов – примитивных сердец, и главная труба, тянущаяся от рта до самого конца. Вдоль неё стоит  сложное оборудование, например, железы, выделяющие гигантское для такого небольшого организма количество извести, и жевательный желудок,  где перемалывается провиант. Чтобы мельница работала лучше, подземный житель, словно птица, заглатывает крошечные камешки. А черви, жившие в глиняных горшках в доме Дарвина, с удовольствием глотали мелкий стеклянный бисер. Какие только штуки не проделывал Дарвин с обитателями глиняных горшков. В доме Дарвина черви слушали фагот и рояль, но были безразличны к творениям великих музыкантов, пока горшки не поставили на полированную крышку рояля. Её вибрации несказанно напугали слушателей, и они в панике забились в землю поглубже. Потом по поведению своих безухих слушателей Дарвин выяснил, что они различают одну и ту же ноту, взятую в басовом и скрипичном ключе.

3. Обсуждение результатов работы над текстом. Выдвижение проблемы: Действительно ли устройство подводной лодки и дождевого червя идентично?

Рассказ учителя по таблице о внешнем и внутреннем строении дождевого червя (кожно-мускульный мешок, сегментация внешняя и внутренняя, системы органов – кровеносная, нервная, пищеварительная, половая, выделительная,, дыхание).

4. Рассматривание учащимися в микроскоп микропрепарата поперечного среза дождевого червя. В печатной рабочей тетради подписываются увиденные структуры (кутикула, мускулатура, полость тела, кишечник, метанефридии, нервный узел, кровеносные сосуды, щетинки).

III. Рефлексия.

  1. Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста и до объяснения темы учителем. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения?
  2. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить  ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? 
  3. Какая часть полученной информации произвела на вас наибольшее впечатление?

К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Кольчатые черви –  животные, тело которых сегментировано как внешне, так и внутренне, каждый членик по бокам имеет щетинки, играющие важную роль в передвижении. По сравнению с плоскими  червями они имеют кровеносную систему, пищеварительная система у них сквозная, нервная система узловая

IV. Домашнее задание: стр. 125-127 учебника, заполнение таблицы ЗХУ, колонка «Узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....

Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»

тип урока: комбинорованый. Эта разработка поможет Вам в проведении урока при этом будет задействован весь класс....

Урок биологии "Круглые черви"

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Общая характеристика плоских и круглых червей"

Интегрированный урок-игра по биологии и экологии по теме:«Общая характеристика плоских и круглых червей...

Технологическая карта урока по биологии "Паразитические плоские черви"

Технологичекая карта урока составлена в рамках требований ФГОС...

Презентация к уроку биологии 7 класс "Круглые черви"

Разработка представляет собой презентацию  к уроку биологии 7 класс по теме "Круглые черви". Данная презентация может быть использована как на уроке в качестве сопровождения объяснения учителя, т...

Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)

Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...