Внутренняя среда организма. Кровь .
( разработка урока)
Цели урока:
- образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;
- развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;
- воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты: “Кровь человека”, “Кровь лягушки”.
Ход урока.
1 этап: Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
2 этап: Прием “Удивляй”
Слайд 1.(Приложение №1)
Учитель:
- А знаете ли вы, что долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.
- Ребята, а что вы знаете о крови?
- (Ответы учащихся)
Слайд 2.
Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”
- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке пойдет о крови.
- Как же назвать тему урока? Как можно красиво назвать тему?
-Давайте назовем тему урока: “Внутренняя среда организма. Кровь – зеркало организма”.
Слайд 3.
3 этап. Постановка целей.
- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?
Учащиеся высказывают свои предложения.
Учитель на доске прикрепляет листы с надписью:
Узнать:
Состав крови.
Функции крови.
Внутренняя среда организма.
- Ребята, проведите ранжирование, т.е. определите, в какой последовательности следует рассматривать данные вопросы.
- Мы с вами будем работать в группах. Какие правила нужно помнить, работая в группах?
(Вместе с учащимися составляется свод правил).
Правила работы в группах:
- Работают все.
- Каждый высказывает свое мнение.
- Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем.
- Замечания высказываем в тактичной форме.
- Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.
4 этап. Усвоение новых знаний.
Учитель: Начинаем работу.
1. Обратите внимание на доску, какой вопрос рассматриваем первым?
- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции?
Слайд 4.
Задание 1. Пользуясь текстом учебника (стр. 82-84), заполните схему и установите взаимосвязь между компонентами внутренней среды организма.
Вопросы: - Каковы компоненты внутренней среды организма? Как они связаны между собой.
Отчет о проделанной работе (ответы на вопросы).
Слайд 5.
Учитель: Сравните свою схему со схемой на слайде. Если есть неточности, то дополните свою схему. Сделайте вывод
Учащиеся: вывод: внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.
2. Объяснение учителя:
Гомеостаз – динамическое поддержание постоянства внутренней среды. Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон. Часть воды, минеральных и питательных веществ потребляется клетками, на смену им приходят новые вещества из органов дыхания и пищеварения. Аналогично происходит и удаление шлаков: выделяемые клетками вещества выводятся из организма. Вследствие этого происходит поддержание концентрации этих веществ в тканях и крови, причем содержание всех компонентов непрерывно колеблется около определенной средней точки.
3. Общее количество крови в организме 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Кровь – одна из важнейших жидкостей в организме.
Решаем вторую задачу
-Каков состав крови?
Слайд 6.
Заполните схему 2, используя текст учебника, рис. 43 стр. 85.
- Сравните составленную схему со схемой на слайде.
Слайд 7.
- Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: кровь представлена плазмой и форменными элементами. В состав плазмы входят неорганические вещества: вода, минеральные вещества и органические вещества: белки, жиры, углеводы. Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Учитель:
4.Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют -96%; лейкоциты – 3%; тромбоциты – 1%.
- Давайте более подробно изучим форменные элементы.
Слайд 8.
Используя текст учебника заполнить таблицу:
1 – 4 группы - эритроциты
2 - 5 группы - лейкоциты
3 – 6 группы - тромбоциты
Через 5 – 6 минут группы отчитываются по заданиям. При отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.
Слайд 9.
Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: форменные элементы крови различны по размерам, форме, строению и выполняемым функциям.
- Молодцы! Зная состав крови, определите, какие функции она выполняет в организме?
(ответы учащихся). В тетради записываются функции крови: защитная, транспортная, гуморальная, терморегуляция.
Учитель:
5. Прием “Удивляй”: Вы обратили внимание, что из всех форменных элементов эритроциты составляют 96 %. В 1 мм3 содержится 4 – 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится “ столбик” высотой 62 тысяч км, на оси этой длины могло бы вращаться несколько таких планет, как наша Земля. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м.2. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела.
-У червей кровь зеленая.
- У моллюсков – голубая.
- А какая кровь по цвету у большинства позвоночных, к которым относится и человек?
- Чем это объясняется ?
- Почему эритроциты красные?
6. Объяснение учителя о составе гемоглобина
Гемоглобин:
Гемо (железо, красный цвет). Глоба (белок)
7. Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода.
- А связано это с формой и размерами эритроцита?
- Давайте сравним эритроциты крови человека и лягушки?
Слайд10.
8. Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”. Самостоятельная работа.
- Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: эритроциты крови человека в процессе эволюции утратили ядро, приобрели двояковогнутую форму и уменьшились в размерах для того, чтобы переносить как можно больше кислорода.
Слайд 11.
Проверьте верно ли сделали вывод? Молодцы!
5 Этап. Закрепление знаний.
Предлагаю вам в группе решить задачу. Ответ обосновать.
1 группа: При переходе горцев на жительство в равнины и обратно, количество красных кровяных телец (эритроцитов) в крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае – как?
2 группа: При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
3. группа: При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2%) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?
4. группа: Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%). Чем объясняется такое различие?
5. группа: Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?
Заслушиваются и оцениваются ответы учащихся.
- Молодцы! У Вас все получилось!
Представьте ситуацию: Вы врачи, к Вам на прием пришли больные с результатами анализа крови. Установите диагноз.
- Можно ли по крови определить состояние здоровья человека?
Учащиеся изучают бланки анализа крови разных “больных” и ставят диагноз. Каждая группа отчитывается о выполнении задания.
6. Этап. Рефлексия.
- Так является кровь – зеркалом организма?
Обратите внимание на доску.
- Мы выяснили состав внутренней среды?
- Мы установили состав и функции крови?
- Справились с поставленными задачами?
- Мы достигли цели урока?
ДА!
-На уроке хорошо работали все. Молодцы!
Предлагаю проверить свои знания, выполнив тест.
Слайд 12.
Проверьте и оцените свою работу.
Слайд 13.
Критерий оценки:
0 ошибок – 5 балов.
1 ошибка - 4 балов.
2 ошибки - 3 балов.
3 ошибки - 2 балов.
7. Этап. Домашнее задание: §17,минисочинение по теме: “Путешествие эритроцитов по кровеносному руслу”.
|