Развитие знаний о клеточном строении организмов
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Урок в 5-ом классе: "Развитие знаний о клеточном строении организмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_znaniy_o_kletochnom_stroenii.rar | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов.
Задачи:
- Сформировать первоначальное представление о клетке;
- Познакомить с историей развития микроскопической техники в ходе накопления знаний о клеточном строении организмов;
- Раскрыть сущность клеточной теории как первой биологической теории, роль ряда ученых в ее становлении
- Раскрыть особенности строения увеличительных приборов: лупы и светового микроскопа;
- Познакомить с техникой безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
- Начать формировать умения работать с микроскопом, приготавливать временные микропрепараты.
Планируемые результаты: называть увеличительные приборы, основные даты в истории становления учения о клетке; определять понятия по теме; описывать вклад Р. Гука, А. Левенгука и других ученых в становлении клеточной теории; называть части лупы и микроскопа; соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Основные термины и понятия по теме: микроскоп, клетка, клеточная теория, лупа, микропрепарат.
Основное содержание урока:
- История изучения клеточного строения организма
- Клеточная теория
- Устройство увеличительных приборов
Оборудование: световой микроскоп, презентация, учебник, тетрадь-тренажер.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель:
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
2.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.
Давайте скорее его прочитаем.
Учитель читает письмо.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 «АБ» класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов и узнать что они из себя представляют.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать и как выглядят живые организмы внутри?
С уважением, ваш Стекляшкин.
Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).
Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы, а также определить, из чего состоят живые организмы.
Учитель: Ребята, сформулируйте тему нашего урока.
Правильно. Записываем тему. (слайд 1)
-Ребята! А как вы думаете с помощью чего можно рассмотреть внешнее и внутреннее строение организмов? (лупы, микроскопа)
Действительно, мелкие черты внешнего строения можно рассмотреть с помощью лупы. (слайд 2)
Однако детально изучить внутреннее строение поможет только микроскоп. (слайд 3)
Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. (слайд 4). Рассмотреть строение микроскопа.
-Ребята, найдите в учебнике на стр.38,ответ на следующий вопрос: «Кто и когда впервые изобрел микроскоп»?
( Изобрели голландцы. В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Но, а усовершенствовал в 1665 Роберт Гук) слайд 5
С помощью микроскопа он рассмотрел тонкий срез растительной пробки, и предположил, что пробка состоит из крошечных ячеек плотно прилегающих к друг другу. Он назвал их клетка. (слайд 6)
-Ребята! А какой вклад в науку внес ученый Антони ванн Левенгук?
(он изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз).
Постепенно знания о клетки стали расширяться. Стало известно, что клетки имеют различную форму, а также что есть организмы состоящие только из одной клетки, а есть из множества. (слайд 6)
Клеточная теория:
-Ребята, найдите основные положения клеточной теории, и когла она была создана? (слайд 7)
1838 г.Матиас Шлейден и Теодор Шванн создали клеточную теорию:
Основные положения клеточной теории:
- Все живые организмы состоят из клеток
- Клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ
- В клетке происходят все процессы свойственные живому организму: питание, дыхание, выделение.
Правила работы с микроскопом:
- Переносить микроскоп нужно только двумя руками
- Следить, чтобы во время настройки линзы объектива не коснулись препарата.
- Не трогать руками увеличительные стекла
- После завершения работы столик протереть чистой салфеткой, микроскоп убрать в футляр.
- Домашнее задание:
Параграф 13, 14
Тетрадь-тренажер с.36 № 3-5; с. 39 № 1, 2; с. 42 № 1-3; с. 43 №4; с. 48 № 2.
Написать письмо Стекляшкину, о приборе, который помогает увидеть что находится внутри организма, а также как он устроен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)
Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...
Лист фронтальной работы по теме "Общий обзор организма. Клеточное строение организма".
Данный материал содержит задания для отработки и закрепления знаний на уроке биологии....
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Карточки для самостоятельной работы "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"
Карточки для самостоятельной работы "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"Урок самостоятельного открытия знаний в 5 классе.Материал к учебнику Л.Н.Сухоруковой...