Рабочая программа 10 -11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Экзамен» в 2008 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.programma_10-11kl._2011-12.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _________/Латыпова З.Л./ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Абзаново. МР Зианчуринский район РБ________/Булатасова С.А._/ подпись ФИО «__»____________20__г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с.Абзаново ___________/_Тимербулатова Г.М./ ФИО Приказ № ___ от «__»__________200_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Хасановой Айгуль Ахсановны
Ф.И.О.,
высшая
категория
по_биологии, 10-11 класс , базовый
Предмет, класс и т.п.
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии с учетом регионального компонента государственного стандарта общего образования и программы для общеобразовательных школ, (автор Пасечник В.В.), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Экзамен» в 2008 году.
В базовую программу были внесены следующие изменения:
1. На 1 час снижено время изучения 1 раздела «Биология как наука. Методы научного познания» (тема 1.1), в результате освободилось время для обобщения и повторения изученного материала за курс 10 класса.
2. Изучение темы «Реализация наследственной информации в клетке» перенесено из 2 раздела «Клетка» в тему «Обмен веществ и превращения энергии» 3 раздела «Организм».
- Для проведения зачетно-обобщающих уроков по темам «Химический состав клетки», «Размножение и индивидуальное развитие организма», «Наследственность и изменчивость» используются 3 часа из резервного времени, в результате чего общее количество часов на 3 раздел «Организм» увеличено на 3.
- В 4 разделе «Вид» проведена корректировка часов: на тему 4.2 добавлен 1 час за счет темы 4.1.
- На 2 часа снижено время изучения 5 раздела «Экосистемы» (темы 5.1 и 5.2), в результате освободилось время для обобщения и повторения изученного материала за курс 11 класса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебного материала по разделам и часам:
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Биология как наука. Методы научного познания | 3 | |
Клетка | 10 | |
Организм. | 23 | |
4. | Вид | 20 |
5. | Экосистемы | 9 |
Резервное время | 3 | |
Итог | 68 |
- 10 класс - 11 класс
Ф.И.О. учителя: Хасанова Айгуль Ахсановне
учитель биологии высшей квалификационной категории.
Предмет: общая биология.
Классы: 10 «а» - 34 часа, 11 «б» - 34 часа.
10 кл. Лабораторных работ - 2; Практических работ -3; Контрольных работ -6; Семинаров -2
11 кл. Лабораторных работ - 5; Практических работ -0; Контрольных работ -4; Семинаров -5
Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В.Пасечника, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ и опубликованной издательством «Дрофа» в 2009.
Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009 .
Методический комплекс:
1. Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2007 г.
2. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2008.
3. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.
Тематический план
(68 часов, 1 час в неделю)
10 класс (34 часа в год)
№ | Тема урока | Дата проведеня | Количество часов | Наглядный материал | планируемый результат | ||
1(1) | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | предполагаемая | фактическая | теоритическая | Лабораторная, практичксая | Таблицы по классификации и систематике; определители. | Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, биологические науки, этапы научных исследований, определять проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы из полученных результатов. |
2(2) | Сущность жизни и свойства живого. | Схемы в учебнике, таблицы по теме, словарь | Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляцию, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств Ж.О. царст царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. | ||||
3(3) | Уровни организации живой материи. | На основе знания уровней организации жизни, учащиеся должны охарактеризовать каждый уровень организации жизни с точки зрения системного подхода. | |||||
1(4) | Методы цитологии. Клеточная теория. | Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материальное единство органического мира. | |||||
2(5) | Химический состав клетки (5часов) Неорганические вещества, их роль в клетке. | Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, опорные схемы | Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке | ||||
3(6) | Органические вещества клетки. Углево- ды, липиды, их роль в клетке. | Рисунки, слайды, схемы, таблицы по теме | . Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. Объяснять переход количественных изменений в качественные на примере углеводов | ||||
4(7) | Строение и функции белков. | Рисунки, слайды, схемы, таблицы по теме | Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул | ||||
5(8) | Нуклеиновые кислоты. АТФ. | Рисунки, схемы, таблицы по теме | Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК. | ||||
6(9) | Зачетно-обобщающий урок по теме «Химический состав клетки» | Электронный учебник. Опорные конспекты и таблицы по теме | Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул. | ||||
7(10) | Строение клетки (4часа) Клеточная мембрана. Ядро. Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений и животных. | Учащиеся должны знать строение и функции ядра, клеточных мембран. | |||||
8(11) | Цитоплазма. Органоиды клетки. | Таблицы, схемы, плакаты по теме, рисунки в учебнике, флешь анимации | Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки, клеточных включений. | ||||
9(12) | Пр.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | Схемы по теме, рисунки в учебнике, сборник тестов | Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты | ||||
10 (13) | Особенности строения прокариотической клетки. Вирусы. | Таблица «Строение вируса», опорные схемы, рисунки | Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека. | ||||
1(14) | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ______________________________________________ Ф.И.О., категория по_______________________________________________ Предмет, класс и т.п. 20_ - 20_ учебный год | Учащиеся должны знать особенности строения клеток. | ||||
2(15) | Обмен веществ и энергии в клетке (3 часа) Энергетический обмен. | Опорные конспекты и таблицы по теме | Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания. | ||||
3(16) | Питание клетки. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. | Цифровые образовательные ресурсы | Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания. | ||||
4(17) | Генетический код. Биосинтез белка. | Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 7 часов | Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации. | ||||
5 (18) | Размножение (4часа) Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | Таблицы, рисунки по теме, словарь, справочник, комнатные цветы | Учащиеся должны знать значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. | ||||
6 (19) | Мейоз. | Таблицы, рисунки по теме, словарь, справочник, модель цветка | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза. | ||||
7(20) | Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. | Рисунки и таблицы по теме | Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого и полового размножения | ||||
8(21) | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Таблица «Зародыши хордовых животных | Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. | ||||
9 (22) | Онтогенез (3часа) Эмбриональный период. Л.р.№2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Раздел 3. Основы генетики – 7 часов | Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты. | ||||
10 (23) | Постэмбриональный период. Влияние факторов среды на развитие зародыша человека. | Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации | Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики. Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека | ||||
11 (24) | Зачетно-обобщающий урок по теме «Размножение и инд. развитие организма». | Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации | Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве. | ||||
12 (25) | Наследственность и изменчивость (8час.) Введение в генетику. Моногибридное скрещивание. | Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации | Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики. Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. | ||||
13 (26) | Анализирующее скрещивание. | Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач. | ||||
14 (27) | Пр.р.№2 «Решение элементарных генетических задач». | Сборник задач | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач. | ||||
15 (28) | Дигибридное скрещивание. | Рисунки, таблицы, схемы по теме | Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета. | ||||
16 (29) | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. | Рисунки, таблицы, схемы по теме, видеофильм | Учащиеся должны знать закон Моргана и понимать основные положения хромосомной теории, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. | ||||
17 (30) | Сцепленное с полом наследование. Пр.р.№3 «Составление простейших схем скрещивания». | Рисунки, таблицы, схемы по теме | Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач. | ||||
18 (31) | Изменчивость. | Биологические объекты: листья, семена, хвоинки, рост и вес учащихся класса и т.д. | Учащиеся должны знать виды изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, формулировку закона гомологических рядов. | ||||
19 (32) | Семинар №2 «Генетика человека. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Схемы, рисунки, видеофильм | Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека. | ||||
20 (33) | Зачетно-обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость». | ||||||
34 | Повторение учебного материала за курс 10 класса (из резервного времени). |
11 класс (34 часа в год)
1 (1) | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции. | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 37. «Генная инженерия», К57-8. | Предмет и задачи селекции, методы селекции | ||||
2 (2) | Методы селекции растений. | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 38. | Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве. | ||||
3 (3) | Селекция животных и микроорганизмов. Биотехнология. | «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» уроки 39-40, презентации учащихся. | Формирование знаний о селекции животных и микроорганизмов, методы и приёмы; успехи современной селекции в животноводстве и биотехнологии. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | ||||
1 (4) | Развитие представлений об эволюции живой природы. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 41. «Теория эволюции» | Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра. | ||||
2 (5) | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 42. «Путешествие Дарвина и его теория» | История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | ||||
3 (6) | Борьба за существование и её формы. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 47. | Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. | ||||
1 (7) | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 45, 46. «Вид и видообразование», | Определение понятия «вид», его критерии. | ||||
2 (8) | Синтетическая теория эволюции. Генетический состав популяций. | Понятие популяции. Роль популяции в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. Популяционная генетика. Генофонд. Мутационный процесс. | |||||
3 (9) | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. | Причины изменения генофонда популяций. | |||||
4 (10) | Естественный отбор и его формы. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 50. | Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора. | ||||
5 (11) | Приспособленность и её относительность. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 51, 52. «Окраска животных и её эволюционное значение», | Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности. | ||||
6 (12) | Изоляция. Видообразование. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 53, 54. | Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, микроэволюция, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование. | ||||
7 (13) | Макроэволюция и её доказательства. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 54.
| Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. | ||||
8 (14) | Система растений и животных – отображение эволюции. | Систематические группы, принципы современной классификации. | |||||
9 (15) | Главные направления эволюции органического мира. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 55, 56, 57. | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. | ||||
10 (16) | Эволюционное учение | ||||||
1 (17) | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 58, 59, 60 «Эволюция и развитие жизни на Земле», презентации учащихся. | Гипотезы происхождения жизни: креационизм, биогенез, абиогенез, панспермия. Отличительные признаки живого. Начальные этапы эволюции жизни. | ||||
2 (18) | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 61 – 64. «Бактерии завоевывают мир» | Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Основные ароморфозы. | ||||
3 (19) | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | «Выход на сушу позвоночных» | Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы. | ||||
1 (20) | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 65 «Эволюция приматов и происхождение человека», презентации учащихся. | Гипотезы происхождения человека. Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека. | ||||
2 (21) | Основные стадии антропогенеза. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 66, 67. «Эволюция человека». | Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. | ||||
3 (22) | Движущие силы антропогенеза. Расы человека. | Презентация урока. | биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, происхождение человеческих рас. Критика расовой теории и социального дарвинизма. | ||||
4 (23) | Происхождения жизни на Земле. Антропогенез. | ||||||
1 (24) | Что изучает экология. Среда организма и её факторы. | «Уроки биологии 10-11 классы» урок 69, 70, 71. | Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерентность. | ||||
2 (25) | Местообитания и экологические ниши, основные типы экологических взаимоотношений. | «Уроки общей биологии 10-11 кл.» урок 72.
| Местообитания, экологическая ниша, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | ||||
1 (26) | Экологические сообщества. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 73. | Популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. | ||||
2 (27) | Структура сообщества. Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 74. | Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды. | ||||
3 (28) | Экологическая сукцессия. Агроценозы. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 75, 76. | Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Искусственные сообщества, их отличия от естественных. | ||||
1 (29) | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 77, 78. | Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. | ||||
2 (30) | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 79. | Биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы. | ||||
1 (31) | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | презентации учащихся | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Локальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы в Мурманской области. | ||||
2 (32) | Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 80. презентации учащихся. | Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. Правила поведения в природной среде. | ||||
33-34 | Повторение учебного материала за курс 11 класса (из резервного времени). | обобщение |
33+1
32+2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...