Рабочая программа 10 -11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Хасанова Айгуль Ахсановна

 

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Экзамен» в 2008 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch.programma_10-11kl._2011-12.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_________/Латыпова З.Л./

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Абзаново.   МР Зианчуринский район РБ________/Булатасова С.А._/

подпись          ФИО

 «__»____________20__г.

«Утверждаю»

Директор

МОБУ СОШ   с.Абзаново

___________/_Тимербулатова Г.М./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Хасановой Айгуль Ахсановны

Ф.И.О.,

высшая

 категория

по_биологии, 10-11 класс , базовый

Предмет, класс и т.п.

2012- 2013 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии с учетом регионального компонента государственного стандарта общего образования и программы для общеобразовательных школ, (автор Пасечник В.В.), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Экзамен» в 2008 году.  

В базовую программу были внесены следующие изменения:

     1.   На 1 час снижено время изучения  1 раздела «Биология как наука. Методы научного познания» (тема 1.1), в результате    освободилось время для обобщения и повторения изученного материала за курс 10 класса.

     2. Изучение темы «Реализация наследственной информации в клетке» перенесено из 2 раздела   «Клетка» в тему «Обмен веществ и превращения энергии» 3 раздела «Организм».

  1. Для проведения зачетно-обобщающих уроков по темам «Химический состав клетки», «Размножение и индивидуальное развитие организма», «Наследственность и изменчивость» используются 3 часа из резервного времени, в результате чего общее количество часов на 3 раздел «Организм» увеличено на 3.
  2. В 4 разделе «Вид» проведена корректировка часов: на тему 4.2 добавлен 1 час за счет темы 4.1.
  3. На 2 часа снижено время изучения  5 раздела «Экосистемы» (темы 5.1 и 5.2), в результате освободилось время для обобщения и повторения изученного материала за курс 11 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

       В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

       знать /понимать

•      основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•      строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•      биологическую терминологию и символику;

       уметь

•      объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•      решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;  

•      описывать особей видов по морфологическому критерию;

•      сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

•   находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

Распределение учебного материала по разделам и часам:

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Биология как наука. Методы научного познания

3

Клетка

10

Организм.

23

   4.

Вид

20

  5.

Экосистемы

9

Резервное время

3

Итог

68

        - 10 класс        - 11 класс

Ф.И.О. учителя: Хасанова Айгуль Ахсановне

учитель биологии высшей квалификационной категории.

Предмет: общая биология.

Классы: 10 «а» - 34 часа, 11 «б» - 34 часа.

10 кл. Лабораторных  работ - 2; Практических работ -3; Контрольных  работ -6; Семинаров -2

11 кл. Лабораторных  работ - 5; Практических работ -0; Контрольных  работ -4; Семинаров -5

Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В.Пасечника, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ и опубликованной издательством «Дрофа» в 2009. 

Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009 .

Методический комплекс:

1. Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2007 г.

2. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику:  Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2008.

3. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010.

                                                                                 Тематический план

(68 часов, 1 час в неделю)

10 класс (34 часа в год)


Тема урока

Дата проведеня

Количество часов

Наглядный материал

планируемый результат

1(1)

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.



предполагаемая

фактическая

теоритическая

Лабораторная, практичксая

Таблицы по классификации и систематике; определители.

Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, биологические науки, этапы научных исследований, определять проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы из полученных результатов.





2(2)

Сущность жизни и свойства живого.


Схемы в учебнике, таблицы по теме, словарь

Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляцию, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств Ж.О.

царст


царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.

3(3)

Уровни организации живой материи.

На основе знания уровней организации жизни, учащиеся должны охарактеризовать каждый уровень организации жизни с точки зрения системного подхода.

1(4)

Методы цитологии. Клеточная теория.

Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материальное единство органического мира.

2(5)



Химический состав клетки (5часов) Неорганические вещества, их роль в  клетке.

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, опорные схемы

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке

3(6)

Органические вещества клетки. Углево-

ды, липиды, их роль в клетке.

Рисунки, слайды,   схемы, таблицы по теме

. Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов. Объяснять переход количественных изменений в качественные на примере углеводов


4(7)

Строение и функции белков.

Рисунки, слайды, схемы, таблицы по теме

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул

5(8)

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

Рисунки, схемы, таблицы по теме

Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.

6(9)

Зачетно-обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

Электронный учебник. Опорные конспекты и таблицы по теме

Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул.

7(10)

Строение клетки (4часа)

Клеточная мембрана. Ядро. Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений и животных.

Учащиеся должны знать строение и функции ядра, клеточных мембран.

 

8(11)

Цитоплазма. Органоиды клетки.

Таблицы, схемы, плакаты по теме, рисунки в учебнике, флешь анимации

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки, клеточных включений.

9(12)

Пр.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». 

Схемы по теме, рисунки в учебнике, сборник тестов

Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты

10

(13)

Особенности строения прокариотической клетки. Вирусы.

Таблица «Строение вируса», опорные схемы, рисунки

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека.

1(14)

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


______________________________________________

Ф.И.О., категория



по_______________________________________________

Предмет, класс и т.п.






















20_ - 20_  учебный год

Учащиеся должны знать особенности строения клеток.

2(15)

Обмен веществ и энергии в клетке (3 часа)

Энергетический обмен.

Опорные конспекты и таблицы по теме

Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.

3(16)

Питание клетки. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

Цифровые образовательные ресурсы

Учащиеся должны знать типы питания организмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различными типами питания.

4(17)

Генетический код. Биосинтез белка.

Раздел  2. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 7 часов

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.

5

(18)

Размножение (4часа) Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

 

Таблицы, рисунки по теме, словарь, справочник, комнатные цветы

Учащиеся должны знать значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.

6

(19)

Мейоз.

Таблицы, рисунки по теме, словарь, справочник, модель цветка

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза.

7(20)

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

Рисунки и таблицы по теме

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого и полового размножения

8(21)

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Таблица «Зародыши хордовых животных

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.

9

(22)

Онтогенез (3часа)

Эмбриональный период. Л.р.№2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Раздел 3. Основы генетики – 7 часов

Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты.

10

(23)

Постэмбриональный период. Влияние факторов среды на развитие зародыша человека.

Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации

Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики. Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека

11

(24)

Зачетно-обобщающий урок по теме                 «Размножение и инд. развитие организма».

Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации

Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве.

12

(25)

Наследственность и изменчивость (8час.) Введение в генетику.

Моногибридное скрещивание.

Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации

Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.

13 (26)

Анализирующее скрещивание.

Схемы и рисунки по теме, магнитные аппликации

Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.

14 (27)

Пр.р.№2 «Решение элементарных генетических задач».

Сборник задач

Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.

15

(28)

Дигибридное скрещивание.


Рисунки, таблицы, схемы по теме

Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и составлять решетку Пеннета.

16

(29)

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Рисунки, таблицы, схемы по теме, видеофильм

Учащиеся должны знать закон Моргана и понимать основные положения хромосомной теории, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании.

17 (30)

Сцепленное с полом наследование. Пр.р.№3 «Составление простейших схем скрещивания».

Рисунки, таблицы, схемы по теме

Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.

18

(31)

Изменчивость.

Биологические объекты: листья, семена, хвоинки, рост и вес учащихся класса и т.д.

Учащиеся должны знать виды изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, формулировку закона гомологических рядов.

19

(32)

Семинар №2 «Генетика человека. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Схемы, рисунки, видеофильм

Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

20

(33)

Зачетно-обобщающий урок по теме                 «Наследственность и изменчивость».

34

Повторение учебного материала за курс 10 класса (из резервного времени).

11 класс (34 часа в год)

1

(1)

Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 37.

«Генная инженерия», К57-8.

Предмет и задачи селекции, методы селекции

2

(2)

Методы селекции растений.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 38.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.

3

(3)

Селекция животных и микроорганизмов.

Биотехнология.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» уроки 39-40, презентации учащихся.

Формирование знаний о селекции животных и микроорганизмов, методы и приёмы; успехи современной селекции в животноводстве и биотехнологии. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

1

(4)

Развитие представлений об эволюции живой природы.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 41.

 «Теория эволюции»

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.

2

(5)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

 «Уроки биологии 10-11 классы» урок 42.

 «Путешествие Дарвина и его теория»

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной  теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

3

(6)

Борьба за существование и её формы.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 47.

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

1

(7)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.  

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 45, 46.

«Вид и видообразование»,

Определение понятия «вид», его критерии.

2

(8)

Синтетическая теория эволюции. Генетический состав популяций.

Понятие популяции. Роль  популяции в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. Популяционная генетика. Генофонд. Мутационный процесс.

3

(9)

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Причины изменения генофонда популяций.

4

(10)

Естественный отбор и его формы.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 50.

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

5

(11)

Приспособленность и её относительность.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 51, 52.

 «Окраска животных и её эволюционное значение»,

Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.

6

(12)

Изоляция. Видообразование.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 53, 54.

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, микроэволюция, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

7

(13)

Макроэволюция и её доказательства.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 54.

 

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

8

(14)

Система растений и животных – отображение эволюции.

Систематические группы, принципы современной классификации.

9

(15)

Главные направления эволюции органического мира.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 55, 56, 57.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

10

(16)

Эволюционное учение

1

(17)

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 58, 59, 60

 «Эволюция и развитие жизни на Земле», презентации учащихся.

Гипотезы происхождения жизни: креационизм, биогенез, абиогенез, панспермия. Отличительные признаки живого. Начальные этапы эволюции жизни.

2

(18)

Развитие жизни на Земле в  архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 61 – 64.

 «Бактерии завоевывают мир»

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Основные ароморфозы.

3

(19)

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

«Выход на сушу позвоночных»

Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы.

1

(20)

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

 «Уроки биологии 10-11 классы» урок 65 «Эволюция приматов и происхождение человека», презентации учащихся.

 


Гипотезы происхождения человека. Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека.

2

(21)

Основные стадии антропогенеза.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 66, 67.

 «Эволюция человека».

Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый,  питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы.

3

(22)

Движущие силы антропогенеза. Расы человека.













Презентация урока.

биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, происхождение человеческих рас. Критика расовой теории и социального дарвинизма.

4

(23)

Происхождения жизни на Земле. Антропогенез.

1

(24)

Что изучает экология.

Среда организма и её факторы.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 69, 70, 71.

Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерентность.

2

(25)

Местообитания и экологические ниши, основные типы экологических взаимоотношений.

 «Уроки общей биологии 10-11 кл.» урок 72.

 

Местообитания,  экологическая ниша, нейтрализм,  аменсализм,   комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

1

(26)

Экологические сообщества.

 «Уроки биологии 10-11 классы» уроки 73.

Популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

2

(27)

Структура сообщества. Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 74.

Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды.

3

(28)

Экологическая сукцессия.

Агроценозы.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 75, 76.

Сукцессия, типы сукцессий и их причины.

Искусственные сообщества, их отличия от естественных.

1

(29)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о  биосфере.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 77, 78.

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере.

2

(30)

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 79.

Биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы.

1

(31)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

презентации учащихся

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Локальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы в Мурманской области.

2

(32)

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 80. презентации учащихся.

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. Правила поведения в природной среде.

33-34

Повторение учебного материала за курс 11 класса  (из резервного времени).

обобщение

 

33+1

32+2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...