программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Елена Викторовна  Ворона

Программа учебной дисциплины "Биология" для НПО ( технический профиль ) 78 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biologiya_78.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ - №75»

                                                                                                                         Утверждаю:

Директор ГОУ НПО ПЛ-75

Монин В.В._____________

                                                                                           «31»  августа 2012г.

(печать)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

2012


 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

для профессий начального профессионального образования

Авторы:  ВОРОНА Е.В, преподаватель химии и биологии , первой квалификационной   категории ,ГОУ НПО ПЛ №75 р.п. Озинки

Рецензенты:



____________________________________________________________________    

(Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Биология» предназначенной для изучения биологии в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО  по специальностям НПО (сварщик (электросварочные  и  газосварочные  работы )) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС НПО третьего поколения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по «Биологии» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы начального профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Биология изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО технического  профиля в учреждениях НПО – в объеме 117 часов. Программа включает в себя элементы профессионально- направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой учебной дисциплины предусмотрено проведение лабораторных и практических занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ учЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. условия реализации  учебной дисциплины

22

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

23

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ »

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ »

является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 150709.02 «Сварщик (электросварочные  и  газосварочные  работы». Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях НПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «БИОЛОГИЯ »  входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу  программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.


В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для ряда биологических, сельскохозяйственных, медицинских и других специальных дисциплин.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен знать/понимать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

78

Биология


Введение


1. Учение о клетке

11

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8

3. Основы генетики и селекции

15

4.Эволюционное учение

14

5. История развития жизни на Земле

9

6. Основы экологии

16

7 Бионика

2

Зачет

2

Итого

78

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

Лекции

66

Лабораторные и практические  занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося  (всего)

39

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;


выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);


подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

Итоговая аттестация в форме контрольной работы за первый год обучения, и дифференцированного зачета  за второй год обучения

Перечень лабораторных и практических работ

Наименование лабораторных и практических работ

Количество часов

1

Лабораторные работа №1: Приготовление и описание  микропрепаратов  клеток растений

1

2

Практическое работа № 1: Родословная человека  и их анализ

1

3

Лабораторная работа№2 : Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная  оценка возможного их влияния на организм

1

4

Контрольная  работа по теме : «Основы генетики»

1

5

Практическая работа № 2: Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной , наземно-воздушной , почвенной )

1

6

Контрольная работа по теме : «Эволюционное учение»

1

7

Практическая работа № 4: Составление схем передачи  веществ и энергии  по цепям  питания в природной экосистеме и в агроценозе

1

8

Практическая работа № 5: Описание  и практическое создание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум )

1

9

Практическая работа № 6: Сравнительное описание одной из естественных  природных систем ( например ,леса ) и какой- нибудь агроэкосистемы ( например , пшеничного поля )

1

10

Практическая работа № 7: Решение экологических задач

1

11

Итоговая контрольная работа

2

Итого:

12

Перечень самостоятельных работ

Наименование тем

Виды самостоятельных работ

Количество часов

1

Клеточная теория строения организмов .история и современное состояние.

Проектно- исследовательская деятельность



4

2

Доказательства  разной интенсивности метаболизма  в разных условиях  у  растений и животных

Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




3

3

Бесполое размножение  ,его многообразие и практическое использование

Работа над выполнением рефератов:

Тематика:

1.Биологическое значение митоза и мейоза.

2Биологическое значение чередования поколений





2

4

Влияние  окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов

Работа над выполнением рефератов:

1.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка

2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.


3


5

Успехи современной генетики  в медицине и здравоохранении

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов


2



6

История происхождения отдельных сортов  культурных растений .Центры многообразия и происхождения культурных  растений и домашних животных .

Проектно- исследовательская деятельность





3



7

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Проектно- исследовательская деятельность



2


8

Адаптивная радиация организмов ( на конкретных примерах ) как результат действия естественного  отбора

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




3



9

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных  возможностей


Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




2

10

Современные  представления о зарождении жизни.

Проектно- исследовательская деятельность



2

11

Современный этап развития человечества .Человеческие расы Опасность  расизма  .

Работа над материалом учебника


2





12

Воздействие человека на природу на разных этапах развития человеческого общества

Работа над выполнением рефератов.

Тематика:

1.Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. 

2.Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.







3



13

Пути повышения биологической продуктивности  в искусственных экосистемах Экологические кризисы и экологические катастрофы

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов




4




14

Рациональное использование и охрана  ( конкретных ) невозобновимых природных ресурсов , возобновимых природных ресурсов

Проектно- исследовательская деятельность





4

Итого:

39

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- комплект учебно-методических пособий по биологии;

- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарии, лабораторная посуда и химические реактивы)

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и

мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы :

Основные источники:

1.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2009.

2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2007.

3.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2007.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2007.

Дополнительные источники:

1. Журнал. 1 сентября Биология: приложение к газете 1 сентября учрежден Министерством образования и науки РФ

2. Журнал. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса»

3. Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru

4. Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium.ru

5.Интерактивный курс для школьников «Биология 10-11 класс»Издательство «Просвещение»2008

6. Интерактивный тренинг –подготовка к ЕГЭ «Биология » Новая школа 2007

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


тестирование,

лабораторные работы,

практическиезанятия

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

практические занятия

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

практические занятия

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

практические занятия, исследовательская работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

практические занятия

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

практические занятия

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

исследовательская работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил

индивидуальные творческие задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...