Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ-Березовская СОШ№12 . На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_7_klass.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области-
Березовская средняя общеобразовательная школа № 12
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
решением методического объединения заместитель директора по УВР
учителей естественнонаучного цикла ______________К.С. Белогурова
протокол №_______от__________ ______________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
"Проектная деятельность по биологии"
для 7 классов
(срок действия 5 лет)
Составитель:
Киселева Наталья Петровна-
Учитель биологии
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013 года и образовательной программы МКОУ-Березовская СОШ№12 . На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
Цели:
- Формирование УУД обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;
- развитие компетентности общения.
- Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи
поэтапного освоения:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта.
- Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе.
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план
работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- Обучение методам творческого решения проектных задач.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
- Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных
способностей
- Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для
ученика
- Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки
созерцательного восприятия и экспериментировать
- Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
- Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных
традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
- Принцип успешности – и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш-
ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Общая характеристика курса
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Ожидаемые результаты
Личностные
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать,
рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить
эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
Предметные
- Познавательная сфера:
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- Ценностно – ориентационная сфера:
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- Трудовая сфера:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием;
- Эстетическая сфера:
- умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Распределение часов:
7 класс – 35 часов в год, 1 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.
Формы контроля:
Выступление с проектами перед одноклассниками, открытые уроки, участие в районном конкурсе проектов, школьные мероприятия, выставки.
Этапы формирования навыков исследовательской деятельности
1 ступень 5-6 класс:
- Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
- Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских
работ.
- Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс:
- Апробация и реализация интегрированных проектов.
3 ступень: 9-11 класс:
- Долгосрочные проекты и исследовательские работы.
Проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Содержание программы
7 класс
Введение (3 часа).
Интегрированный проект. Структура интегрированного проекта. Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном проекте.
Работа над проектом (12 часов).
Выбор темы, определение результата. Постановка проблемы, гипотезы. Поиск информации. Структурирование информации. Анализ собранной информации. Проведение исследования (эксперимента). Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. Оформление проекта (в виде презентации).
Защита проекта (2 часа).
Защита проекта
Учебно-тематический план
7 класс
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение. | 6 | 6 | - |
2 | Работа над проектом. | 24 | 4 | 20 |
3 | Защита проекта. | 5 | 5 | - |
Итого: | 35 | 15 | 20 |
Литература
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.
2. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. – М., 2012.- 51 с.
3. Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
4. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
6. ФГОС нового поколения.
Информационные сайты
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-439
http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm
http://festival.1september.ru/articles/595534/
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/03/vystuplenie-metod-proektov-v-proforientatsii
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по биологии
7 класс
№ | Тема занятия | Ожидаемый результат | Дата | |
По плану | По факту | |||
Введение (6 часов). | ||||
1 | Тема занятия: Что такое – интегрированный проект. | Знают, что такое интегрированный проект. | ||
2 - 3 | Тема занятия: Структура интегрированного проекта | Знают структуру интегрированного проекта. | ||
4 - 6 | Тема занятия: Постановка проблемы, гипотезы в интегрированном проекте. | Знают особенности постановки проблемы и выдвижения гипотезы в интегрированном проекте. | ||
Работа над проектом (24 часов). | ||||
7 - 8 | Тема занятия: Составление плана работы. | Составляют собственный план работы над индивидуальным интегрированным проектом. Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы. | ||
9 | Тема занятия: Выбираем тему. | Выбирают наиболее интересную для каждого тему интегрированного проекта из предложенного перечня, либо предлагают свою. | ||
10 - 11 | Тема занятия: Ставим проблему и гипотезу. | Учатся целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы. Формулируют проблему согласно выбранной темы и выдвигают гипотезу интегрированного проекта. | ||
12 - 14 | Тема занятия: Поиск информации. | Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); Работают с различными источниками информации выбирают необходимую. | ||
15 - 16 | Тема занятия: Структурирование информации. | Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); Структурируют выбранную информацию, выбирают наиболее значимую и интересную по выбранной теме. | ||
17 - 19 | Тема занятия: Анализ собранной информации. | Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); Анализируют выбранную информацию. | ||
20 | Тема занятия: Определение будущего продукта. | Соотносят между собой этапы проектирования. Определяют вид и структуру будущего отчета, проекта | ||
21 - 23 | Тема занятия: Проведение исследования (эксперимента). | Определяют и проводят необходимое исследование, эксперимент или сравнение. Выполняют работу по цепочке. | ||
24 - 26 | Тема занятия: Обработка и анализ полученных данных, формулирование вывода. | Обрабатывают и анализируют полученную в ходе исследования (эксперимента) информацию, формулируют вывод. | ||
27 - 29 | Тема занятия: Оформление проекта (в виде презентации). | Объединяют найденную информацию, и данные исследования, оформляют проект в виде презентации. Соотносят между собой этапы проектирования. | ||
Защита проекта (5 часов). | ||||
30 - 33 | Тема занятия: Подготовка к защите проекта. | Выбирают краткое содержание проекта для доклада. Строят логическую цепь рассуждений; Учатся полно выражать свои мысли. | ||
34 - 35 | Тема занятия: Защита проекта | Защищают созданный проект. Учатся оценивать адекватно себя и сверстников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для учащихся 5-7 классов...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (проектная деятельность) «Математика в проектах» 5-6 классы
Рабочая программавнеурочной деятельности(проектная деятельность)«Математика в проектах»5-6 классы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 6 классов
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной ...