Генетика и селекция.Исходный материал для селекции.Искусственный отбор
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Представление о селекции как науке;
Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_383genetika_i_selekciya.zip | 2.93 МБ |
Подписи к слайдам:
Учитель биологии МБОУ СОШ № 10 п.Раздольное Надеждинского района Приморского края Бурнатова Л.А.
Сформировать представление о селекции как науке;Раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки.
Задачи селекции:1. Повышение урожайности сортов культурных растений, увеличение продуктивности пород домашних животных и штаммов микроорганизмов.2. Улучшение качества продукции. (Н-р: содержание белка и клейковины в зерне…)3. Улучшение физиологических свойств.(Н-р: скороспелость, морозостойкость, иммунитет к заболеваниям…)Значение селекции: Получение ценных для человека урожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных.
В 1875 году Мичурин, в возрасте всего 20 лет, создал опытно–гибридизационный питомник в городе Козлове Тамбовской губернии и всю жизнь занимался созданием новых сортов плодово–ягодных культур. В 1912 Мичурин был награжден орденом Святой Анны 3–ей степени. В 1913 году отказался от предложения Департамента земледелия США переехать в Америку или продать свою коллекцию растений. В 1917 приветствовал установление Советской власти, получил поддержку от Советского правительства и продолжил плодотворную работу. Иван Владимирович Мичурин вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевики, смородины и табака. Мичурину присвоили звание доктора биологических наук и почетного члена Академии наук. В 1932 году город Козлов Тамбовской губернии, где он работал, переименовали в Мичуринск.
Крупнейший российский биолог, ботаник, генетик и селекционер, академик АН СССР с 1929 года, академик ВАСХНИЛ, ее президент (1929–1935 гг.) и вице–президент (1935–1937 гг.).Родился в Москве. В 1911 году окончил Московский сельско–хозяйственный институт. В 1917–21 годах – профессор Саратовского университета. В 1921 переехал в Петроград (Ленинград), где в 1923–29 годах был директором Всесоюзного Государственного института опытной агрономии, в 1924–1940 годах Вавилов – директор Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (позднее – Всесоюзный институт растениеводства), в 1930–40 – директор института генетики АН СССР. С целью изучения растительных ресурсов земного шара им были организованы многочисленные экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Малой и Средней Азии, Китай, Северную и Южную Америки, различные районы СССР. Ученый установил на их территории древние очаги формообразования культурных растений. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, заложил основы сортоиспытания полевых культур. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологичных рядов и наследственной изменчивости организмов. Мужественно защищал генетику в борьбе с «учением» Т. Д. Лысенко. Необоснованно репрессирован в 1940 году, погиб в тюрьме города Саратова в 1943 году, реабилитирован посмертно.
Исходное сортовое и видовое разнообразие растений и животных;Изучение роли мутаций в проявлении и развитии исследуемых признаков;Исследование закономерностей наследования при гибридизации;Применение различных форм искусственного отбора.
Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть существование параллельных форм у других видов и родов.Н-р: исследуя изменчивость признаков у растений семейства злаковых, Н.И. Вавилов установил 38 признаков характерных для различных видов этого семейства, у ржи – 37, у овса и ячменя – по 35. (рис. 56 с.136)Данный закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы; и используется в фармакологии (при изготовлении лекарств), медицине (изучение наследственных заболеваний)…
Прочитайте §29 учебника (раздел «Закон гомологических рядов») и заполните таблицу.
Примеры проявления закона у животных
Примеры проявления закона у растений
1.
1.
2.
2.
Название центра происхождения культурных растений
примеры растений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
№
Породы домашних животных
Дикие предки
Место обитания
1.
2.
3.
№
Породы домашних животных
Дикие предки
Место обитания
1.
КРС
тур
Европа, Азия, Северная Америка
2.
лошади
Лошадь Пржевальского, тарпан
Монголия
3.
собаки
Волки и шакал
Европа
Процесс превращения диких животных в домашних. выживали те, которые менее агрессивно относились к приручению.
Отбор , производимый человеком, наиболее ценных в хозяйственной отношении пород животных и сортов растений, с целью получения от них потомства с желательными признаками.Бессознательный Методический(Отбирались наиболее (целенаправленныеЖизнеспособные особи) скрещивания для получения определяющей будущей породы или сорта):Использование в пищу 1. Массовый отбор – отбор по Малопригодных для фенотипу.Размножения особей. 2. Индивидуальный отбор – отбор родительских пар и оценка их потомства.
1. В своей повседневной селекционной деятельности человеку удалось вывести, новуюА) породу Б) вид Г) особь Д) сорт2. Примером подтверждения закона гомологических рядов наследственной изменчивости у растений является:А) красная и фиолетовая окраска зерновки у ржи;Б) альбинизм у горилл и воронов;В) катаракта у мышей и крыс;Г) глухота у морских свинок и собак.3. Диким предком современной лошади былА) тур Б) тарпан В) зубр Г) лось.
1.Учебник «Общая биология 9 класс». Т.М.Ефимова, А.О.Шубин,Л.Н.Сухорукова; под редакцией Д.И.Трайтака и Н.Д.Андреевой.(изд. Мнемозина 2009 г.)2. Диск-визуальная школа Кирилла и Мефодия (по биологии).3. Фотографии – интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отбор учебного материала при работе со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Из банка заданий ЕГЭ по математике сформированы карточки по 4-6 заданий вида: В1, В2, В3, В4, В5, В8. Таким образом, 40 карточек для индивидуальной работы содержат в общей сложности полт...
Принципы отбора учебного материала по русскому языку
Принципы отбора учебного материла в соответсвии ФГОС...
Карта изучения материала учащимися по теме "Естественный отбор и его формы"
Карта/алгоритм самостоятельного изучения материала учащимися по теме "Естественный отбор и его формы" для 10-го класса. Учебник "Общая биология" под ред. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова и др....
Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»
Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...
Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"
Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...
Ресурсный материал к уроку по теме: " Естественный отбор"
Ресурсный материал к уроку по теме: "Естественный отбор"...
Материал по математике для отбора в 10 класс
Материал представляет из себя набор заданий по алгебре и геометрии, выполнение которых позволит отобрать обучающихся для обучения в 10 профильном математическом классе после общеобразательной программ...