Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

БУРНАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Представление о селекции как науке;

Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

Вклад  И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_383genetika_i_selekciya.zip2.93 МБ

Подписи к слайдам:

Д/З §29,30 вопросы.
Учитель биологии МБОУ СОШ № 10 п.Раздольное Надеждинского района Приморского края Бурнатова Л.А.
Сформировать представление о селекции как науке;Раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки.
Задачи селекции:1. Повышение урожайности сортов культурных растений, увеличение продуктивности пород домашних животных и штаммов микроорганизмов.2. Улучшение качества продукции. (Н-р: содержание белка и клейковины в зерне…)3. Улучшение физиологических свойств.(Н-р: скороспелость, морозостойкость, иммунитет к заболеваниям…)Значение селекции: Получение ценных для человека урожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных.
В 1875 году Мичурин, в возрасте всего 20 лет, создал опытно–гибридизационный питомник в городе Козлове Тамбовской губернии и всю жизнь занимался созданием новых сортов плодово–ягодных культур. В 1912 Мичурин был награжден орденом Святой Анны 3–ей степени. В 1913 году отказался от предложения Департамента земледелия США переехать в Америку или продать свою коллекцию растений. В 1917 приветствовал установление Советской власти, получил поддержку от Советского правительства и продолжил плодотворную работу. Иван Владимирович Мичурин вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, ежевики, смородины и табака. Мичурину присвоили звание доктора биологических наук и почетного члена Академии наук. В 1932 году город Козлов Тамбовской губернии, где он работал, переименовали в Мичуринск.
Крупнейший российский биолог, ботаник, генетик и селекционер, академик АН СССР с 1929 года, академик ВАСХНИЛ, ее президент (1929–1935 гг.) и вице–президент (1935–1937 гг.).Родился в Москве. В 1911 году окончил Московский сельско–хозяйственный институт. В 1917–21 годах – профессор Саратовского университета. В 1921 переехал в Петроград (Ленинград), где в 1923–29 годах был директором Всесоюзного Государственного института опытной агрономии, в 1924–1940 годах Вавилов – директор Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур (позднее – Всесоюзный институт растениеводства), в 1930–40 – директор института генетики АН СССР. С целью изучения растительных ресурсов земного шара им были организованы многочисленные экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Малой и Средней Азии, Китай, Северную и Южную Америки, различные районы СССР. Ученый установил на их территории древние очаги формообразования культурных растений. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, заложил основы сортоиспытания полевых культур. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологичных рядов и наследственной изменчивости организмов. Мужественно защищал генетику в борьбе с «учением» Т. Д. Лысенко. Необоснованно репрессирован в 1940 году, погиб в тюрьме города Саратова в 1943 году, реабилитирован посмертно.
Исходное сортовое и видовое разнообразие растений и животных;Изучение роли мутаций в проявлении и развитии исследуемых признаков;Исследование закономерностей наследования при гибридизации;Применение различных форм искусственного отбора.
Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть существование параллельных форм у других видов и родов.Н-р: исследуя изменчивость признаков у растений семейства злаковых, Н.И. Вавилов установил 38 признаков характерных для различных видов этого семейства, у ржи – 37, у овса и ячменя – по 35. (рис. 56 с.136)Данный закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы; и используется в фармакологии (при изготовлении лекарств), медицине (изучение наследственных заболеваний)…
Прочитайте §29 учебника (раздел «Закон гомологических рядов») и заполните таблицу.
Примеры проявления закона у животных
Примеры проявления закона у растений
1.
1.
2.
2.
Название центра происхождения культурных растений
примеры растений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Породы домашних животных
Дикие предки
Место обитания
1.
2.
3.



Породы домашних животных
Дикие предки
Место обитания
1.
КРС
тур
Европа, Азия, Северная Америка
2.
лошади
Лошадь Пржевальского, тарпан
Монголия
3.
собаки
Волки и шакал
Европа
Процесс превращения диких животных в домашних. выживали те, которые менее агрессивно относились к приручению.
Отбор , производимый человеком, наиболее ценных в хозяйственной отношении пород животных и сортов растений, с целью получения от них потомства с желательными признаками.Бессознательный Методический(Отбирались наиболее (целенаправленныеЖизнеспособные особи) скрещивания для получения определяющей будущей породы или сорта):Использование в пищу 1. Массовый отбор – отбор по Малопригодных для фенотипу.Размножения особей. 2. Индивидуальный отбор – отбор родительских пар и оценка их потомства.
1. В своей повседневной селекционной деятельности человеку удалось вывести, новуюА) породу Б) вид Г) особь Д) сорт2. Примером подтверждения закона гомологических рядов наследственной изменчивости у растений является:А) красная и фиолетовая окраска зерновки у ржи;Б) альбинизм у горилл и воронов;В) катаракта у мышей и крыс;Г) глухота у морских свинок и собак.3. Диким предком современной лошади былА) тур Б) тарпан В) зубр Г) лось.
1.Учебник «Общая биология 9 класс». Т.М.Ефимова, А.О.Шубин,Л.Н.Сухорукова; под редакцией Д.И.Трайтака и Н.Д.Андреевой.(изд. Мнемозина 2009 г.)2. Диск-визуальная школа Кирилла и Мефодия (по биологии).3. Фотографии – интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отбор учебного материала при работе со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Из банка заданий ЕГЭ по математике сформированы карточки по 4-6 заданий вида: В1, В2, В3, В4, В5, В8. Таким образом, 40 карточек для индивидуальной работы содержат  в общей сложности полт...

Принципы отбора учебного материала по русскому языку

Принципы отбора учебного материла в соответсвии ФГОС...

Карта изучения материала учащимися по теме "Естественный отбор и его формы"

Карта/алгоритм самостоятельного изучения материала учащимися по теме "Естественный отбор и его формы" для 10-го класса. Учебник "Общая биология" под ред. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова и др....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"

Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...

Ресурсный материал к уроку по теме: " Естественный отбор"

Ресурсный материал к уроку по теме: "Естественный отбор"...

Материал по математике для отбора в 10 класс

Материал представляет из себя набор заданий по алгебре и геометрии, выполнение которых позволит отобрать обучающихся для обучения в 10 профильном математическом классе после общеобразательной программ...