рабочая программа по биологии.
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 2» города Чебоксары
«Утверждаю» Директор МБВСОУ «ЦО № 2» _____________Е.М.Надеждина « _____»_______________2012 | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______Н.В.Царегородцева «____»______________2012 | Рассмотрено на заседании ШМО общеобразовательных дисциплин «_____»__________________2012 Протокол №___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 7 классе
на 2011-2012 учебный год
15,5 часа (0,82 часа в неделю)
Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна
Стаж: 17 лет
Чебоксары – 2012
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2007. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
В целом структура авторской программы сохранена, но в некоторых темах уменьшено количество часов на изучение материала, в связи уменьшением количества часов положенных по учебной программе школы на 2011-2012туч. год.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Календарно тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основной материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
Тема 1. Введение ( 1 час) | |||||||||
1 | Многообразие живого и наука систематика. | Вводный урок | Углубить и систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов, познакомить с уровнями организации живого | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника. | Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Называть уровни живой природы. | Учебник. Стенды кабинета биологии | Фронтальный | Стр. | |
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ ( 1 час) | |||||||||
2 | Царство прокариоты. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сформировать знания об особенностях организации прокариот | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий | Учебник . таблица «Строение бактериальной клетки» | Фронтальный | Учебник, стр. | |
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ ( 2 часа) | |||||||||
3 | Отдел настоящие грибы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Систематизировать знания о грибах, их отличии от других царств живой природы | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными | Учебник, таблица «Строение гриба», муляжи плодовых тел грибов | Индивидуальный | Учебник, стр. | |
4 | Отдел Оомицеты. Лишайники. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о лишайниках, как о симбиотических организмах, их роли в природе | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Учебник, коллекции лишайников | Фронтальный | Учебник, стр. | |
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 2 часа) | |||||||||
ТЕМА 3.1. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ ( 1 час) | |||||||||
5 | Подцарство низшие растения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сформировать знания о характерных признаках строения и жизнедеятельности водорослей | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. | Давать определение термину. низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. | Учебник, таблицы, | Тестовый, | Учебник, стр. | |
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ( 1 час) | |||||||||
6 | Подцарство высшие растения | Комбинированный урок. | Сформировать знания характерных признаках, строении и жизнедеятельности высших растений. | Основные признаки высших растений, особенности строения, жизнедеятельности высших растений. Места обитания и распространения высших растений. | Распознавать и описывать высшие растения. Распознавать тип размножения высших растений. | Учебник. Таблицы. | Фронтальный | Учебник, стр. | |
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ ( 8 часов) | |||||||||
ТЕМА 4.1. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ( 1 час) | |||||||||
7 | Общая характеристика простейших. | Комбинированный урок. | Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных животных | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | Учебник, таблицы. | Индивидуальный, | Учебник, стр. | |
ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ( 7 часов) | |||||||||
8 | Тип губки. Тип Кишечнополостные. . | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности губок и кишечнополостных. | Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных | Учебник, таблицы. | Индивидуальный, | Учебник, стр. | |
9 | Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности червей. | Признаки червей. Классификация. Общая характеристика типа. Особенности строения и жизнедеятельности червей . Признаки типа. | Называть признакичервей. Объяснять происхождение. Распознавать и описывать строение червей. Выделять особенности жизнедеятельности червей. | Учебник, таблицы. | Индивидуальный, | Учебник, стр. | |
10 | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности моллюсков | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. | Учебник, таблицы, раковины, влажные препараты | Фронтальный | Учебник стр. | |
11 | Тип членистоногие | Комбинированный урок. | Сформировать знания о характерных особенностях строения членистоногих | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строениечленистоногих. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | Учебник, таблицы, коллекции членистоногих | Фронтальный | Учебник,стр. | |
12 | Тип иглокожих. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности иглокожих | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие | Учебник, таблицы, коллекции, влажные препараты. | Фронтальный | Учебник, стр. | |
13-14 | Тип хордовые. (2 часа) | Комбинированный урок. | Познакомить с особенностями организации хордовых | Черты строения. Приспособления к местам обитания. Особенности жизнедеятельности. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей. Объяснять происхождение. Выявлять приспособленность к местам обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека. | Учебник, таблицы, | Фронтальный | Учебник стр.. | |
15 | Итоговый зачет |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, , регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
V. Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с; а также методических пособий для учителя:
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
- Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
- Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с.
5) Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.
- Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
- В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
- Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
4) Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
5) Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство
Волгоград», 2004. - 172с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
- Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...