рабочая программа по биологии.
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Царегородцева Наталия Владимировна

Рабочая программа по биологии 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 2»  города Чебоксары

                «Утверждаю»

     Директор МБВСОУ «ЦО № 2»

    _____________Е.М.Надеждина

    «  _____»_______________2012


                   «Согласовано»

       Зам. директора по УВР

 _______Н.В.Царегородцева

«____»______________2012

Рассмотрено на заседании ШМО

  общеобразовательных дисциплин

   «_____»__________________2012

Протокол №___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 7 классе

на 2011-2012 учебный год

15,5 часа (0,82 часа в неделю)

Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна

Стаж: 17 лет

Чебоксары – 2012

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

•   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2007. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

В целом структура авторской программы сохранена, но в некоторых темах уменьшено количество часов на изучение материала, в связи уменьшением количества часов положенных по учебной программе школы на 2011-2012туч. год.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Календарно тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

Тема 1. Введение  (   1  час)

1

Многообразие живого и наука систематика.

Вводный урок

Углубить и систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов, познакомить с уровнями организации живого

Царства   живых   организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника.

Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции.

Называть уровни живой природы.

Учебник. Стенды кабинета биологии

Фронтальный

Стр.

РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ

 (   1 час)

2

Царство прокариоты.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Сформировать знания об особенностях организации прокариот

Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.

Распознавать   и   описывать

строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий

Учебник . таблица «Строение бактериальной клетки»

Фронтальный

Учебник,

стр.

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (   2  часа)

3

Отдел настоящие грибы.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Систематизировать знания о грибах, их отличии от других царств живой природы

Признаки царства грибов. Строение   грибов:    грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.

Распознавать   и   описывать

внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными

Учебник, таблица «Строение гриба», муляжи плодовых тел грибов

Индивидуальный

Учебник,

 стр.

4

Отдел Оомицеты.

Лишайники.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о лишайниках, как о симбиотических организмах, их роли в природе

Лишайники - симбиоз гриба и

водорослей.

Условия жизни.

Значение.

Питание, размножение.

Распознавать   и   описывать

строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Учебник, коллекции лишайников

Фронтальный

Учебник,

стр.

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 2   часа)

ТЕМА 3.1. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ ( 1   час)

5

Подцарство низшие растения.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Сформировать знания о характерных признаках строения и жизнедеятельности водорослей

Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение.

Давать определение термину.

низшие растения. Распознавать   и   описывать

строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей.

Учебник, таблицы,

Тестовый,

Учебник,

 стр.

ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (  1  час)

6

Подцарство высшие растения

Комбинированный урок.

Сформировать знания характерных признаках, строении  и жизнедеятельности высших растений.

Основные признаки высших растений, особенности строения, жизнедеятельности высших растений. Места обитания и распространения высших растений.

Распознавать и описывать высшие растения. Распознавать тип размножения высших растений.

Учебник. Таблицы.

Фронтальный

Учебник,

стр.

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (   8  часов)

ТЕМА 4.1. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (  1   час)

7

Общая характеристика простейших.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Общая   характеристика   простейших как одноклеточных организмов.

Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения.

Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность

простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных.

Учебник, таблицы.

Индивидуальный,  

Учебник,

стр.

ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (  7  часов)

8

Тип губки. Тип Кишечнополостные. .

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности губок и кишечнополостных.

Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки.  Особенности строения и жизнедеятельности губок. Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок

Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Распознавать   и   описывать

строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных

Учебник, таблицы.

Индивидуальный,  

Учебник,

стр.

9

Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний

Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности червей.

Признаки червей. Классификация. Общая характеристика типа.  Особенности строения и жизнедеятельности червей . Признаки типа.

Называть признакичервей. Объяснять происхождение. Распознавать   и   описывать

строение червей. Выделять особенности жизнедеятельности червей.

Учебник, таблицы.

Индивидуальный,  

Учебник,

стр.

10

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности моллюсков

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.

Способы питания и передвижения.

Распознавать   и   описывать

животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.

Учебник, таблицы, раковины, влажные препараты

Фронтальный

Учебник

 стр.

11

Тип членистоногие

Комбинированный урок.

Сформировать знания о характерных особенностях строения членистоногих

Тип   членистоногие.   Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строениечленистоногих. Системы  внутренних органов: пищеварительная,    дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Многообразие и значение

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать   и   описывать

внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Учебник, таблицы, коллекции членистоногих

Фронтальный

Учебник,стр.

12

Тип иглокожих.

Урок изучения и первичного   закрепления новых знаний.

Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности иглокожих

Особенности строения и жизнедеятельности.

Роль иглокожих в природе и в жизни человека.

Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие

Учебник, таблицы, коллекции, влажные препараты.

Фронтальный

Учебник,

стр.

13-14

Тип хордовые.

(2 часа)

Комбинированный урок.

Познакомить с особенностями организации хордовых

Черты строения. Приспособления к местам обитания. Особенности жизнедеятельности.

Роль в природе и значение для человека.

Распознавать   и   описывать

представителей. Объяснять происхождение. Выявлять приспособленность к местам обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека.

Учебник, таблицы,

Фронтальный

Учебник

 стр..

15

Итоговый зачет

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

•   признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, животных и грибов своего региона;

•   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, , регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

уметь

•   объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках

значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

V.  Литература и средства обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с; а также методических пособий для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

  1. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические материалы).
  2. Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б., Сонина Н.И. - М.: Дрофа, 2006. - 46 с.

5)        Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с.

  1. Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с
  2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

  1. В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
  2. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

4)        Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с

5)        Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство
Волгоград», 2004. - 172с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»

  1. Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  2. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
  4. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...