Урок по теме "Класс Насекомые"
план-конспект урока (биология, 7 класс) на тему

Класс Насекомые включает более 1 миллиона видов животных, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Класс Насекомые.

Цель: Изучить особенности класса Насекомые.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Рассмотреть особенности организации насекомых;
  2. Выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции;
  3. Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении и его преимуществах;
  4. Познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых;
  1. Развивающие:
  1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, микропрепаратами и микроскопами.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых, изобразительные: таблицы с изображением строения насекомых, их многообразие, рисунки из учебника и других книг. 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Тестирование учащихся по теме «Класс Ракообразные и Класс Паукообразные». Тест составлен в 2-х вариантах и рассчитан на 5 минут (нужно определить верно ли то или иное утверждение).

III. Изучение нового материала.

Класс Насекомые включает более 1 миллиона видов животных, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии  насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту.

Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого (майский жук)»

( стр. 127).

Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющего роль наружного скелета. Тело их чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Голова состоит из слившихся сегментов, членики груди и брюшко более или менее чётко различимы. Голова и грудь несут конечности, брюшко иногда сохраняет лишь недоразвитые конечности, то есть их рудименты. На голове находится рот, пара сложных глаз. Голова несёт четыре пары придатков, образующих ротовой аппарат. Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн). Грудь состоит из трёх сегментов, называемых передне-, средне- и заднегрудь. Сегменты груди несут три пары ходильных конечностей. В связи с условиями обитания, в которых живёт тот или иной вид насекомого, конечности могут претерпевать значительные изменения: бегательные ноги (жуки, тараканы), прыгательные ноги – бедро и голень задней пары ног сильно вытягиваются (кузнечики), роющие ноги – все ноги укорачиваются, становятся массивными и вооружены хитиновыми зубцами (медведки), плавательные конечности – ноги сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков (жуки-плавунцы). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на средне- и заднегруди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков). Движение крыльев насекомых – результат особого сочленения крыла с туловищем и действия специальных крыловых мышц. У насекомых, ведущих паразитический образ жизни, крылья исчезли – бескрылость. Количество сегментов брюшка у различных насекомых варьирует.

Мышечная система (мышечные пучки) насекомых хороша развита, отличается высокой степенью дифференциации и специализации отдельных её элементов. 

Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки. Центральная нервная система включает головной мозг (надглоточный нервный узел, состоящий из переднего, среднего и заднего отделов), подглоточный нервный узел и брюшную нервную цепочку из парных нервных узлов – ганглиев.

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых.

Кровеносная система насекомых не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела. Имеется трубковидное «сердце» над кишечником. Гемолимфа насекомых представляет собой бесцветную или желтоватую жидкость, снабжающую ткани и органы насекомого питательными веществами.

Органами дыхания у насекомых служит сложная система трахей. По бокам средне, заднегруди и на сегментах брюшка находится до 10 пар отверстий – дыхалец. Воздухоносные трубочки пронизывают всё тело и доставляют кислород непосредственно к тканям и клеткам, как бы заменяя собой кровеносные сосуды.

Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, далее следует  глотка, пищевод, желудок. Из желудка пища попадает в кишку, где имеются симбиотические организмы (простейшие, бактерии). Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие. Насекомые приспособлены к различным источникам питания.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишечника. По мальпигиевым сосудам излишки жидкости поступают в просвет кишки и выводятся наружу.

Насекомые раздельнополы. Половые железы парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которое ниже соединяются во влагалище. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом. При прямом развитии, характерным для низших насекомых, из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. При неполном превращении (кузнечики, саранча) из яиц появляются личинки с чертами взрослого организма – имаго. Личинки претерпевают несколько линек и превращаются в имаго, не проходя стадии куколки. При полном превращении (бабочки) из яйца выходит личинка (гусеница), которая со временем превращается в куколку. Из куколки после кардинальной перестройки организма выходит взрослое насекомое – имаго. Стадии развития у насекомых строго приурочены к определённому сезону года: это явление получило название сезонного цикла.

IV. Закрепление изученного.

Тело насекомых состоит из трёх отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизменёнными конечностями, усики. Грудь несёт три пары ходильных ног, у большинства – крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих всё тело. Кровеносная система незамкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются: летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.

Задание: используя текст учебника составьте логические схемы строения всех систем органов насекомых.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; закончить оформление лабораторной работы; почитать дополнительную литературу; изучить материалы о размножении и развитии насекомых; подобрать стихи, рассказы, басни о насекомых.

 

 

1 вариант

1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

2. Органы дыхания моллюсков – жабры, у наземных – лёгкие.

3. Кровеносная система моллюсков замкнутая.

4. Моллюски преимущественно раздельнополые животные.

5. Членистоногие имеют сегментированное тело и членистые конечности.

6. Тело речного рака состоит из головы, груди и брюшка.

7. Кровеносная система ракообразных не замкнута.

8. Выделительная система ракообразных представлена мальпигиевыми сосудами.

9. Тело паука состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

10. Органы дыхания паукообразных представлены только легочными мешками.

 

 

 

2 вариант

1. Наружный слой раковины моллюсков образован тончайшими известковыми пластинками.

2. Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа.

3. Органы выделения моллюсков – почки.

4. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги.

5. Тип Членистоногие включает ракообразных, паукообразных и насекомых.

6. Хитин – это минеральное вещество.

7. Нервная система ракообразных построена по типу брюшной нервной цепочки.

8. У речного рака однокамерный желудок.

9. Паукообразные лишены усиков.

10. Пищеварение у паукообразных внутриполостное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Насекомые"

урок по теме "Насекомые" расскрывает строение представителей класса Насекомые, их многообразие, особенности жизнедеятельности....

Урок по теме "Насекомые".

Конспект урока содержит психолого-педагогическую характеристику класса, есть цель, задачи. В конспекте прописаны деятельность учителя и ученика....

Урок по теме "Насекомые"

Данная презентация будет являтся прекрасным дополнением к ознакомительному уроку по теме "Насекомые"...

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....