Урок по теме "Насекомые".
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Конспект урока содержит психолого-педагогическую характеристику класса, есть цель, задачи. В конспекте прописаны деятельность учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_pervuyu_kategoriyu.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Ценности :
Общечеловеческие - Жизнь. Здоровье.
Общекультурные - Познание
Личностные - Общение.
2. Программа " Биология. Многообразие живых организмов" 7 класс,
М.: Дрофа , 1999г., авторы В.Б.Захаров и Н.И.Сонин является про-
должением программы " Биология. Живой организм" 6 класс,
автор Н.И.Сонин.
Учебник : Захаров В.Б., Сонин Н.И. " Биология. Многообразие живых
организмов" 7 класс - Учебник для общеобразовательных учебных
заведений - 5-е издание, стериотипное - М.: Дрофа , 2002 г.
3.Характеристика субъекта педагогической деятельности.
Я , Чернова О.П., хорошо ориентируюсь в учебном материале и
способна реализовать поставленные цели.
На своих уроках использую различные методы обучения :объясни-
тельно - иллюстративный , репродуктивный , проблемно - поисковый ,
стимулирование интереса к учению , развитие устной и письменной
речи.
Частично применяю на уроках методы самостоятельной работы:
работу с книгой, дополнительной литературой, проведение опытов и
наблюдений. Для стимулирования интереса к учению включаю в
содержание уроков позновательные игровые моменты , подбираю
интересные вопросы , занимательные рассказы , провожу нестандарт-
ные уроки. Выбор методов зависит от задач урока и содержания
изучаемого материала. На уроке использую различные методы обуче-
ния : индивидуальные , групповые , фронтальные .
Уроки стараюсь проводить на эмоционально положительном уровне.
К детям отношусь уважительно , доброжелательно , с пониманием.
Имею уравновешенный характер. С детьми поддерживаю дружеские
отношения.
4.Харктеристика объекта педагогической деятельности .
Психолого - педагогическая характеристика класса.
В 7 "А" классе 26 человек , из них 12 девочек и 14 мальчиков.Воз-
растной состав однороден , это дети 19 года рождения.
Класс отличается самостоятельностью, сплочённостью , в нём есть
свой актив, который пользуется авторитетом у всего класса.Эти ре-
бята , а их 7 человек успешно обучаются по всем предметам, друже-
любны, всегда готовы помочь окружающим. Это очень надёжные, от-
ветственные дети, они имеют влияние и создают положительную ат-
мосферу в классе.Это формальные лидеры, на них учитель может
опираться в своей работе.Есть и изолированные дети, их 4 человека,
они умерены в учёбе, дружны между собой, но у них не складыва-
ются отношения с классом.
Нарушителей дисциплины в классе нет, для этого нет благоприятной
почвы.По результатам анкетирования психолога у большенства уча-
щихся класса ( 15 человек ) в отношение к учёбе преобладают соци-
альные мотивы, ребята понимают необходимость получения образо-
вания для успешности в дальнейшей жизни. Но у 7 человек преоб-
ладают позновательные интересы и их привлекает сам процесс по-
лучения знаний.У 4 человек преобладают эмоциональные мотивы
обучения - желание быть на виду, общаться.
В классе положительный эмоциональный настрой, дети умеют об-
щаться между собой, и со взрослыми, не стесняются проявлять свои
чувства, высказывать мнения, искренне открыты. Но есть ребята зас-
тенчивые, стесняющиеся открыто проявить себя, они требуют особо-
го внимания, чуткого отношения со стороны учителя ( индивидуаль-
ного подхода ).
По своему развитию учащихся можно поделить на три группы.
У 12 человек высокий уровень саморегуляции, который проявляется
в умение внимательно слушать, сосредотачиваться, работать по инту-
иции, прилагать волевые усилия, контролировать своё поведение, под-
держивать работоспособность.У этих ребят развита наблюдатель-
ность, острая восприимчивость, умение видеть и выделять признаки,
анализировать, сравнивать, устанавливать причинно - следственные свя-
зи.У них развиты почти все виды памяти : зрительная, слуховая, мо-
торная, логическая.Присутствует практическое, образное и логичес-
кое мышление.Хорошо развита речь, богат её словарный запас.Хо-
рошо развит позновательный интерес.Ребята проявляют гибкость
мышления , могут выполнять нестандартные задания.
10 человек имеют средний уровень развития.У этих ребят внимание
произвольное, объём концентрации и устойчивости средний, появля-
ется утомление, преобладает механическая память.Эти дети не сразу
усваивают учебный материал.Они видят, выделяют признаки, анали-
зируют, сравнивают, находят различия, обобщают.Иногда при выпол-
нение заданий необходима помощь учителя или сильного ученика.
Учебный материал усваивают.Обладают средним уровнем обучаемос-
ти.Эти дети уравновешенны, способны к волевому усилию, любят
учиться и трудиться.
У 4 человек саморегуляция недостаточно развита, они часто отвле-
каются, медленно сосредотачиваются, плохо удерживают внимание,
это необходимо учитывать давая индивидуальные задания, постоян-
но необходимо стимулировать их работоспособность и включая в
деятельность.Эти дети с трудом усваивают учебный материал.Они
выделяют признаки, сравнивают, обобщают, но при этом им часто не-
обходима помощь учителя или сильного ученика.
В целом класс работоспособный , на протяжении всего урока дети
могут выдерживать высокий темп работы, способны усваивать боль-
шой объём материала.Но важно поддерживать работоспособность,
через мотивацию деятельности.Дети умеют и любят работать в груп-
пах, с удовольствием готовят опережающие задания, много читают.
Учащихся класса отличяет серьёзное отношение к учёбе по биоло-
гии:
12 человек имеют оценку "5";
10 человек имеют оценку "4";
4 человека имеют оценку "3".
По данным психолога 24 человека в классе имеют адекватную само-
оценку.Поэтому ребята адекватно относятся к своим успехам и неу-
дачам и ведут себя соответственно ситуации.
5.Доминантная цель и задачи темы:
Доминантная цель темы : ввести представление о многообразии на-
комых, их роли в природе и жизни человека на примере медонос-
ной пчелы.
Образовательные задачи: иметь представление о многообразии на-
секомых; знать :
- роль насекомых в природе;
- значение насекомых в жизни человека;
- как живёт семья пчёл;
- как образуется мёд;
- каковы отношения в семье пчёл.
Развивающие задачи: развивать умение работать с учебником, допол-
нительным текстом, рисунками;
- дополнительной литературой, наглядными пособи-
ями на уроке ( таблицы, схемы);
- умение развивать речь и позновательный интерес
учащихся к различным заданиям.
Воспитательные задачи: воспитание ответственности каждого ученика
за процесс обучения;
- высказывать своё мнение, проявлять интерес к
предмету, к живому;
- воспитывать аккуратность и бережное отношение
к своему здоровью.
6.Поурочное планирование темы: " Тип членистоногие "- 7 часов.
Урок 1.Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.
Класс ракообразные.
Урок 2.Многообразие ракообразных, их роль в природе.
Урок 3.Класс паукообразные, особенности строения и жизнеде-
ятельности.
Урок 4.Многообразие паукообразных, их роль в природе.
Урок 5.Класс насекомые, особенности строения и жизнедеятель-
ности.
Урок 6.Размножение и развитие насекомых.
Урок 7.Многообразие насекомых, их роль в природе и практичес-
кое значение.
ТЕМА УРОКА : Многообразие насекомых, их роль
в природе и практическое значение.
ТИП Комбинированный
Дидактическая задача урока: Ознакомить учащихся с новыми
знаниями и закрепить знания , полученные на прошлом
уроке.
Место урока в теме: Это седьмой урок в теме "Тип членистоногие".
На предыдущем уроке учащиеся познакомились с особенностями
размножения и развития насекомых, выяснили в чём различия в
развитии насекомых с полным и неполным превращением.
На данном уроке учащиеся расширяют и углубляют знания о мно-
гообразии насекомых, знакомяться с ролью насекомых в природе,
узнают о практическом значение насекомых на примере медонос-
ной пчелы.Узнают о применение мёда в целях сохранения своего
здоровья.
Ценности: Познание. Ответственность. Творчество. Общение.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с многообразием
насекомых, обеспечить усвоение следующих
задач входящих в содержание темы: это зна-
чение насекомых в природе и жизни чело-
века на примере медоносной пчелы, как об-
разуется мёд, как живёт семья пчёл и каковы
отношения в этой семье.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учеб-
ника и дополнительной литературой, гото-
вить сообщения на заданную тему, развивать
умение выделять главное, существенное в
изучаемом материале, анализировать и делать
выводы, развивать речь и позновательный
интерес учащихся.Отрабатывать навыки об-
щения при работе в парах, развивать основ-
ные виды умственных операций.
Воспитательная: воспитывать ответственность каждого ученика
за процесс обучения и к своему здоровью;
формировать правильное отношение к природе.
Средства:
Методы: 1. По источнику передачи и восприятия информа-
ции - словесный, наглядный, практический;
2. По степени самостоятельности мышления обу-
чающихся - поисковый;
3. По стимулированию интереса к учению - созда-
ние ситуации занимательности и ситуации успе-
ха;
4. Методы контроля - индивидуальный опрос.
Приёмы: беседа, работа с учебником, работа с рисунками,
рассказ учителя, работа по заданиям.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Таблицы " Многообразие насекомых", рисунки в
учебнике, схемы и рисунки на доске.
Приложение № 1.
Задание для самостоятельной работы у доски.
Таблица : " Сходства и различия в развитии насекомых ".
СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ
Ожидаемый результат работы.
СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ
1.При полном и неполном прев- 1.При неполном превращении
ращении развитие начинается из яйца образуется личинка
со стадии яйца; с чертами взрослого орга-
низма;
2.При полном и неполном прев- 2.При неполном превращении
ращении из яйца выходит ли- личинка не проходит стадию
чинка; куколки;
3.В результате любого развития 3.При полном превращении из
образуется взрослая особь. яйца образуется личинка не
похожая на взрослый орга-
низм.
Приложение № 2.
Задание для самостоятельной работы на местах.
КАРТОЧКА № 1. Из перечисленных насекомых выписать только тех
у кого развитие происходит с полным превращением.
Примеры : ногохвостка, камподея, кузнечик, бабочка, саранча,
комнатная муха, колорадский жук, вредная чере-
пашка, клоп, тля, медведка, наездники, комары, слеп
ни.
_________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2. Из перечисленных насекомых выписать только тех
у кого развитие происходит с неполным превращением.
Примеры : ногохвостка, камподея, кузнечик, бабочка, саранча,
комнатная муха, колорадский жук, вредная чере-
пашка, клоп, тля, медведка, наездники, комары, слеп-
ни.
________________________________________________________________
Ожидаемый результат работы.
КАРТОЧКА № 1.
ногохвостка, камподея, бабочка, комнатная муха, колорадский жук,
наездники, комары, слепни.
__________________________________________________________________
КАРТОЧКА № 2.
кузнечик, саранча, вредная черепашка, клоп, тля, медведка.
_________________________________________________________________
Приложение к уроку.
" На доске закреплены слова ".
МАТКА -
ТРУТЕНЬ-
РАБОЧАЯ ПЧЕЛА-
ВОСК-
МЁД-
СОТЫ-
Приложение к уроку.
Дополнительный текст.
Семья пчёл.Медоносные пчёлы ( отряд перепончатокрылых ) живут
живут большими семьями : дикие - в дуплах деревьев, домашние - в уль-
ях. В каждой семье имеется самка - матка, несколько сотен трутней -
самцов ( они бывают в улье в период размножения ) и до 70 тыс. рабо-
чих пчёл.
Матка - самая крупная пчела : брюшко её длиннее, чем у других
пчёл. Трутни - пчёлы средней величины. Они отличаются крупными гла-
зами, соприкасающимися на затылке. Рабочие пчёлы мельче остальных
членов семьи и отличаются от них рядом особенностей.
На нижней стороне брюшка рабочей пчелы имеются гладкие, без во-
лосков участки - зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчёлы строят из него ячейки - соты. На наружной стороне задних ног рабо-
чих пчёл заметно по одному углублению, окружённому длинными во-
лосками, - это корзиночки. Имеются и щёточки - широкие членики этих же ног с твёрдыми щетинками. При их помощи пчёлы собирают пыль-
цу с цветков растений и помещают её в соты. Пыльца пропитанная мё-
дом ( перга ), - запас белкового корма. У рабочих пчёл имеется медовый
зобик - расширение пищевода. Собранный на цветках растений нектар
пчёлы приносят в соты. Из нектара, смешанного в медовом желудочке
с выделениями глоточных желёз, образуется мёд - запас сахористой пи-
щи. На конце брюшка рабочих пчёл находится зазубренное втяжное жа-
ло. Когда пчела вонзает его в жертву, то по его желобку в ранку сте-
кает яд, вызывающий гибель мелких животных. Если пчела жалит чело-
века, то она погибает, так как не может вытащить жало из его кожи и
отрывает его с частью внутренних органов.
Роение пчёл. Перед выходом из ячейки молодая матка издаёт звуки.
Старая матка старается убить её, чему препятствуют рабочие пчёлы. За
несколько суток до выхода молодой матки старая с частью рабочих
пчёл покидает улей. Это явление называют роением.
Человек получает от пчёл мёд, воск, пчелиное молочко, пчелиный яд.
Приложение к уроку.
" На доске закреплены слова "
Ожидаемый результат работы с текстом.
МАТКА - самая крупная пчела в улье. Это самка, брюшко её
длиннее, чем у других пчёл.
ТРУТЕНЬ - самцы, пчёлы средней величины.Они отличаются
крупными глазами.
РАБОЧАЯ ПЧЕЛА - мельче остальных и является
недоразвитой самкой.
ВОСК - его вырабатывают пчёлы для постройки сот.
МЁД - запас сахаристой пищи.
СОТЫ - это ячейки из воска для скопления мёда.
Приложение к уроку.
" Новые слова "
КОРЗИНОЧКИ -
ПЕРГА -
ЗЕРКАЛЬЦА -
ЩЁТОЧКИ -
МЕДОВЫЙ ЗОБИК -
Приложение к уроку.
" Новые слова "
Ожидаемый результат работы.
КОРЗИНОЧКИ - это углубление на наружной стороне зад-
них ног рабочей пчелы.
ПЕРГА - запас белкового корма.
ЗЕРКАЛЬЦА - это гладкие, без волосков участки на
нижней стороне брюшка.
ЩЁТОЧКИ - это широкие членики на внутренней сторо-
не задних ног с твёрдыми щетинками.
МЕДОВЫЙ ЗОБИК - расширение пищевода у рабочей
пчелы, где образуется мёд.
Приложение к уроку.
" Закончи предложение ".
1. Запас белкового корма.
2. Расширение пищевода рабочей пчелы, в котором образуется
мёд.
3. Углубление на задних ногах пчелы, где скапливается пыльца.
4. Участки на брюшке, где образуется воск.
5. Щетинки, предназначенные для счёсывания пыльцы.
Приложение к уроку.
" Три варианта работы ".
Ожидаемый результат работы.
1. Составить мини - рассказ о деятельности матки, трутня и
рабочей пчелы в улье.
В улье матка и трутень осуществляют процесс размножения.
Рабочая пчела осуществляет в улье разнообразную деятельность:
ухаживает за личинками, добывает пищу, защищает улей.
2. Выполнить задание " Найди соответствие ".
матка уход за личинками
трутень размножение
рабочая пчела добыча пищи
защита
3. Заполнить опорную схему, опираясь на дополнительный текст.
ПЧЁЛЫ
матка трутень рабочая пчела
ФУНКЦИИ
участвует в участвует в уход за личинками,
размножении размножении добыча пищи, защита.
Приложение к уроку.
Сообщение.
Матка откладывает в день около 2000 яиц. Из неоплодотворённых
выходят трутни, из оплодотворённых матки и рабочие пчёлы.Но рабо-
чие пчёлы и трутни выкармливаются пергой, а матки - пчелиным мо-
лочком.( Кстати даже старые куры преобретали вновь способность нестись если им в корм добовляли это " молочко "). После выхода
из ячеек рабочие пчелы живут 40 - 50 дней и за это время меняют
несколько специальностей, в зависимости от того, какие железы у неё
в данный момент работают. Перед выходом из ячейки молодая матка
издаёт звук , старая матка пытается её убить, но этому мешают рабо-
чие пчёлы. Тогда за несколько дней до выхода молодой матки, старая
с частью рабочих пчёл покидает улей, в поисках нового места.Этот
прцесс называется роением.
Приложение к уроку.
" Работа в парах ".
Ожидаемый результат работы.
1 эксперт.
Пчёлы дают : Мёд - ценный питательный и лечебный продукт;
Воск - сырьё для промышленности;
Пчелиный яд - лекарство.
Главная польза пчёл в природе - опыление растений.
2 эксперт.
Информация о местонахождении медоносов передаётся пчёлами-
- разведчицами с помощью " танца ", то есть своеобразных рит-
мических движений.
танцы запоминают сборщицы и летят в нужное место.
3 эксперт.
Пчелиный яд у людей с аллергией уже после одног - двух
укусов может вызвать резкое недомагание, 500 - могут повлечь
смерть, а в малых дозах яд используют для лечения ревма-
тизма и артрита.
Приложение к уроку .
КРОССВОРД - ожидаемый результат работы.
1. Функция матки и трутня в улье.
2. Что образуется в медовом желудке в результате смешивания
нектара с глоточными выделениями?
3. Главное значение пчёл в природе.
4. Как называется процесс ухода старой матки с частью пчёл
из улья?
5. Одна из функций рабочей пчелы.
6. Запас белкового корма, которым выкармливают трутней и
рабочих пчёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...