Урок по теме "Насекомые".
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Чернова Ольга Павловна

Конспект урока содержит психолого-педагогическую характеристику класса, есть цель, задачи. В конспекте прописаны деятельность учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_pervuyu_kategoriyu.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1.Ценности :

           Общечеловеческие - Жизнь. Здоровье.

           Общекультурные    - Познание

           Личностные           - Общение.

 2. Программа  " Биология. Многообразие  живых  организмов"  7  класс,

       М.: Дрофа , 1999г., авторы В.Б.Захаров и  Н.И.Сонин  является  про-

       должением  программы  " Биология. Живой  организм"  6 класс,

       автор  Н.И.Сонин.

       Учебник :  Захаров  В.Б., Сонин Н.И. " Биология. Многообразие  живых          

       организмов" 7 класс - Учебник  для  общеобразовательных   учебных

       заведений  -  5-е издание, стериотипное - М.: Дрофа , 2002 г.

   3.Характеристика  субъекта  педагогической  деятельности.

           Я , Чернова О.П., хорошо  ориентируюсь  в  учебном  материале  и  

     способна  реализовать  поставленные  цели.

     На  своих  уроках  использую  различные  методы  обучения :объясни-

     тельно - иллюстративный , репродуктивный , проблемно - поисковый ,      

     стимулирование  интереса к  учению , развитие  устной  и  письменной

     речи.

     Частично  применяю  на  уроках  методы  самостоятельной  работы:

     работу  с  книгой, дополнительной  литературой, проведение  опытов  и

     наблюдений. Для  стимулирования  интереса  к  учению  включаю  в

     содержание  уроков  позновательные  игровые  моменты , подбираю

     интересные  вопросы , занимательные  рассказы , провожу  нестандарт-

     ные  уроки. Выбор  методов  зависит  от  задач  урока  и  содержания

     изучаемого  материала. На  уроке  использую  различные  методы обуче-

     ния : индивидуальные , групповые , фронтальные .

     Уроки  стараюсь  проводить  на  эмоционально  положительном  уровне.

     К  детям  отношусь  уважительно , доброжелательно , с пониманием.

     Имею  уравновешенный  характер. С  детьми  поддерживаю  дружеские

     отношения.  

   4.Харктеристика  объекта  педагогической  деятельности .

     

      Психолого - педагогическая  характеристика  класса.

      В  7 "А" классе  26  человек , из  них  12  девочек  и  14  мальчиков.Воз-

      растной  состав  однороден , это  дети  19    года  рождения.

      Класс  отличается  самостоятельностью, сплочённостью , в  нём  есть

      свой  актив, который  пользуется  авторитетом  у  всего  класса.Эти  ре-

      бята , а их  7  человек  успешно  обучаются  по  всем  предметам, друже-

      любны, всегда  готовы  помочь  окружающим. Это  очень  надёжные, от-

      ветственные  дети, они  имеют  влияние  и  создают  положительную  ат-

      мосферу  в  классе.Это  формальные  лидеры, на  них  учитель  может  

      опираться  в  своей  работе.Есть  и  изолированные  дети, их  4  человека,

      они  умерены  в  учёбе, дружны  между  собой, но  у  них  не  складыва-

      ются  отношения  с  классом.

      Нарушителей  дисциплины  в  классе  нет, для  этого  нет  благоприятной

      почвы.По  результатам  анкетирования  психолога  у  большенства  уча-

      щихся  класса ( 15 человек ) в  отношение  к  учёбе  преобладают  соци-

      альные  мотивы, ребята  понимают  необходимость  получения  образо-

      вания  для  успешности  в  дальнейшей  жизни. Но  у  7  человек  преоб-

      ладают  позновательные  интересы  и  их  привлекает  сам  процесс  по-

      лучения  знаний.У  4  человек  преобладают  эмоциональные  мотивы

      обучения - желание  быть  на  виду, общаться.

      В  классе  положительный  эмоциональный  настрой, дети  умеют  об-

      щаться  между  собой, и  со  взрослыми, не  стесняются  проявлять свои

      чувства, высказывать  мнения, искренне  открыты. Но  есть  ребята  зас-

      тенчивые, стесняющиеся  открыто  проявить  себя, они  требуют  особо-

      го  внимания, чуткого  отношения  со  стороны  учителя ( индивидуаль-

      ного  подхода ).

      По  своему  развитию  учащихся  можно  поделить  на  три  группы.

      У  12  человек  высокий  уровень  саморегуляции, который  проявляется

      в  умение  внимательно  слушать, сосредотачиваться, работать  по  инту-

      иции, прилагать  волевые  усилия, контролировать  своё  поведение, под-

      держивать  работоспособность.У  этих  ребят  развита  наблюдатель-

      ность, острая  восприимчивость, умение  видеть  и  выделять  признаки,

      анализировать, сравнивать, устанавливать  причинно - следственные свя-

      зи.У  них  развиты  почти  все  виды  памяти : зрительная, слуховая, мо-

      торная,  логическая.Присутствует  практическое, образное  и  логичес-

      кое  мышление.Хорошо  развита  речь, богат  её  словарный  запас.Хо-

      рошо  развит  позновательный  интерес.Ребята  проявляют  гибкость        

      мышления , могут  выполнять  нестандартные  задания.

      10 человек  имеют  средний  уровень  развития.У  этих  ребят  внимание  

      произвольное, объём  концентрации  и  устойчивости  средний, появля-

      ется  утомление, преобладает  механическая  память.Эти  дети  не сразу

      усваивают  учебный  материал.Они  видят, выделяют  признаки, анали-

      зируют, сравнивают, находят  различия, обобщают.Иногда  при выпол-

      нение  заданий  необходима  помощь  учителя  или  сильного  ученика.

      Учебный  материал  усваивают.Обладают  средним  уровнем  обучаемос-

      ти.Эти  дети  уравновешенны, способны  к  волевому  усилию, любят

      учиться  и  трудиться.

       У 4  человек  саморегуляция  недостаточно  развита, они  часто  отвле-

      каются, медленно  сосредотачиваются, плохо  удерживают  внимание,

      это  необходимо  учитывать  давая  индивидуальные  задания, постоян-

      но  необходимо  стимулировать  их  работоспособность  и  включая  в

      деятельность.Эти  дети  с  трудом  усваивают  учебный  материал.Они

      выделяют  признаки, сравнивают, обобщают, но  при  этом  им  часто не-

      обходима  помощь  учителя  или  сильного  ученика.

      В  целом  класс  работоспособный , на  протяжении  всего  урока  дети

      могут  выдерживать  высокий  темп  работы, способны  усваивать  боль-

      шой  объём  материала.Но  важно  поддерживать  работоспособность,

      через  мотивацию  деятельности.Дети  умеют  и  любят  работать  в груп-

      пах, с  удовольствием  готовят  опережающие  задания, много  читают.

      Учащихся  класса  отличяет  серьёзное  отношение  к  учёбе  по  биоло-

      гии:

      12  человек  имеют  оценку  "5";

      10  человек  имеют  оценку  "4";

      4  человека  имеют  оценку  "3".

      По  данным  психолога  24  человека  в  классе  имеют  адекватную  само-

      оценку.Поэтому  ребята  адекватно  относятся  к  своим  успехам  и  неу-

      дачам  и  ведут  себя  соответственно  ситуации.

5.Доминантная  цель  и  задачи  темы:

     

     Доминантная  цель  темы : ввести  представление  о  многообразии  на-

     комых, их  роли  в  природе  и  жизни  человека  на  примере  медонос-

     ной  пчелы.

     Образовательные  задачи:  иметь  представление  о  многообразии  на-

                                    секомых; знать :

                                    - роль  насекомых  в  природе;

                                    - значение  насекомых  в  жизни  человека;

                                    - как  живёт  семья  пчёл;

                                    - как  образуется  мёд;

                                    - каковы  отношения  в  семье  пчёл.

    Развивающие  задачи: развивать  умение  работать  с  учебником, допол-

                                    нительным  текстом, рисунками;

                                    - дополнительной  литературой, наглядными  пособи-

                                      ями  на  уроке ( таблицы, схемы);

                                    - умение  развивать  речь  и  позновательный  интерес

                                      учащихся  к  различным  заданиям.

    Воспитательные  задачи: воспитание  ответственности  каждого  ученика

                                    за  процесс  обучения;

                                    - высказывать  своё  мнение, проявлять  интерес  к  

                                      предмету, к  живому;

                                    - воспитывать  аккуратность  и  бережное  отношение  

                                      к  своему  здоровью.

 

  6.Поурочное  планирование  темы: " Тип  членистоногие "- 7 часов.

     Урок 1.Особенности  строения  и  жизнедеятельности  членистоногих.

                 Класс  ракообразные.

     Урок 2.Многообразие  ракообразных, их  роль  в  природе.

     Урок 3.Класс  паукообразные, особенности  строения  и  жизнеде-

                 ятельности.

     Урок 4.Многообразие  паукообразных, их  роль  в  природе.

     Урок 5.Класс  насекомые, особенности  строения  и  жизнедеятель-

                 ности.

     Урок 6.Размножение  и  развитие  насекомых.

     Урок 7.Многообразие  насекомых, их  роль  в  природе  и  практичес-

                 кое  значение.

         

             ТЕМА  УРОКА : Многообразие  насекомых, их  роль

                                 в  природе  и  практическое  значение.

   ТИП   Комбинированный

   Дидактическая  задача  урока: Ознакомить  учащихся  с  новыми  

                      знаниями  и  закрепить  знания , полученные  на  прошлом  

                      уроке.

   Место  урока  в  теме: Это  седьмой  урок  в  теме  "Тип  членистоногие".

     На  предыдущем  уроке  учащиеся  познакомились  с  особенностями  

     размножения  и  развития  насекомых, выяснили  в  чём  различия  в

     развитии  насекомых  с  полным  и  неполным  превращением.

     На  данном  уроке  учащиеся  расширяют  и  углубляют  знания  о  мно-

     гообразии  насекомых, знакомяться  с  ролью  насекомых  в  природе,

     узнают  о  практическом  значение  насекомых  на  примере  медонос-

     ной  пчелы.Узнают  о  применение  мёда  в  целях  сохранения  своего

     здоровья.

   Ценности:  Познание. Ответственность. Творчество. Общение.

 

 Цели:

             Образовательная: познакомить  учащихся  с  многообразием

                                     насекомых, обеспечить  усвоение  следующих  

                                     задач  входящих  в  содержание  темы: это  зна-

                                     чение  насекомых  в  природе  и  жизни  чело-

                                     века  на  примере  медоносной  пчелы, как  об-

                                     разуется  мёд, как  живёт  семья  пчёл  и  каковы

                                     отношения  в  этой  семье.

             Развивающая: развивать  умение  работать  с  текстом  учеб-

                                     ника  и  дополнительной  литературой, гото-

                                     вить  сообщения  на  заданную  тему, развивать

                                     умение  выделять  главное, существенное  в  

                                     изучаемом  материале, анализировать  и  делать

                                     выводы, развивать  речь  и  позновательный

                                     интерес  учащихся.Отрабатывать  навыки  об-

                                     щения  при  работе  в  парах, развивать  основ-

                                     ные  виды  умственных  операций.

         Воспитательная: воспитывать  ответственность  каждого  ученика

                                    за  процесс  обучения  и  к  своему  здоровью;

                                    формировать  правильное  отношение  к  природе.

 

     Средства:

             Методы:  1. По  источнику  передачи  и  восприятия  информа-

                                 ции - словесный, наглядный, практический;

                             2. По  степени  самостоятельности  мышления  обу-

                                 чающихся - поисковый;

                             3. По  стимулированию  интереса  к  учению - созда-

                                 ние  ситуации  занимательности  и  ситуации  успе-

                                 ха;

                             4. Методы  контроля - индивидуальный  опрос.

     

             Приёмы:  беседа, работа  с  учебником, работа  с  рисунками,

                             рассказ  учителя, работа  по  заданиям.

             Формы:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Оборудование:  Таблицы " Многообразие  насекомых", рисунки  в

                            учебнике,  схемы  и  рисунки  на  доске.

                                                                                    Приложение  № 1.

        Задание  для  самостоятельной  работы  у  доски.

   Таблица :  " Сходства  и  различия  в  развитии  насекомых ".

                СХОДСТВА                                                 РАЗЛИЧИЯ

                                    Ожидаемый  результат  работы.

                СХОДСТВА                                                  РАЗЛИЧИЯ

    1.При  полном  и  неполном  прев-          1.При  неполном  превращении

       ращении  развитие  начинается                из  яйца  образуется  личинка

       со  стадии  яйца;                                       с  чертами  взрослого  орга-

                                                                          низма;

   

    2.При  полном  и  неполном  прев-          2.При  неполном  превращении

       ращении  из  яйца  выходит  ли-              личинка  не  проходит  стадию

       чинка;                                                       куколки;

    3.В  результате  любого  развития           3.При  полном  превращении  из

       образуется  взрослая  особь.                   яйца  образуется  личинка  не  

                                                                         похожая  на  взрослый  орга-

                                                                         низм.

                                                                                         

                                                                                            Приложение № 2.

                  Задание  для  самостоятельной  работы  на  местах.

   КАРТОЧКА № 1.  Из  перечисленных  насекомых  выписать  только  тех

                               у  кого  развитие  происходит  с  полным  превращением.

          Примеры : ногохвостка, камподея, кузнечик, бабочка, саранча,

                            комнатная  муха, колорадский  жук, вредная  чере-

                            пашка, клоп, тля, медведка, наездники, комары, слеп

                            ни.

_________________________________________________________________      

  КАРТОЧКА  № 2.  Из  перечисленных  насекомых   выписать  только  тех

                            у  кого  развитие  происходит  с  неполным  превращением.

          Примеры : ногохвостка, камподея, кузнечик, бабочка, саранча,

                            комнатная  муха, колорадский  жук, вредная  чере-

                            пашка, клоп,  тля,  медведка, наездники, комары, слеп-

                            ни.

________________________________________________________________

                                   Ожидаемый  результат  работы.

      КАРТОЧКА № 1.  

         ногохвостка, камподея, бабочка, комнатная  муха, колорадский  жук,

         наездники, комары, слепни.

__________________________________________________________________

     КАРТОЧКА № 2.

         кузнечик, саранча, вредная  черепашка, клоп, тля, медведка.

_________________________________________________________________

                                                                                     Приложение  к  уроку.

                               " На  доске  закреплены  слова ".

  МАТКА -

  ТРУТЕНЬ-

  РАБОЧАЯ  ПЧЕЛА-

  ВОСК-

  МЁД-

  СОТЫ-

                 

                                                                                     Приложение  к  уроку.

                                    Дополнительный  текст.

    Семья  пчёл.Медоносные  пчёлы ( отряд  перепончатокрылых ) живут

живут  большими  семьями : дикие - в  дуплах  деревьев, домашние - в уль-

ях. В  каждой  семье  имеется  самка - матка, несколько  сотен  трутней -

самцов ( они  бывают  в  улье  в  период  размножения ) и  до  70 тыс. рабо-

чих  пчёл.

    Матка - самая  крупная  пчела : брюшко  её  длиннее, чем  у  других  

пчёл. Трутни - пчёлы  средней  величины. Они  отличаются  крупными  гла-

зами, соприкасающимися  на  затылке. Рабочие  пчёлы  мельче  остальных

членов  семьи  и  отличаются  от  них  рядом  особенностей.

    На  нижней  стороне  брюшка  рабочей  пчелы  имеются  гладкие, без  во-

лосков  участки - зеркальца. На  их  поверхности  выделяется  воск. Пчёлы  строят  из  него  ячейки  - соты. На  наружной  стороне  задних  ног  рабо-

чих  пчёл  заметно  по  одному  углублению, окружённому  длинными  во-

лосками, - это  корзиночки. Имеются  и  щёточки - широкие  членики  этих  же  ног  с  твёрдыми  щетинками. При  их  помощи  пчёлы  собирают  пыль-

цу  с  цветков  растений  и  помещают  её  в  соты. Пыльца  пропитанная мё-

дом ( перга ), - запас  белкового  корма. У  рабочих  пчёл  имеется  медовый

зобик - расширение  пищевода. Собранный  на  цветках  растений  нектар

пчёлы  приносят  в  соты. Из  нектара, смешанного  в  медовом  желудочке

с  выделениями  глоточных  желёз, образуется  мёд - запас  сахористой  пи-

щи. На  конце  брюшка  рабочих  пчёл  находится  зазубренное  втяжное жа-

ло. Когда  пчела  вонзает  его  в  жертву, то  по  его  желобку  в  ранку  сте-

кает  яд, вызывающий  гибель  мелких  животных. Если  пчела  жалит  чело-

века, то  она  погибает, так  как  не  может  вытащить  жало  из  его  кожи  и

отрывает  его  с  частью  внутренних  органов.

     Роение  пчёл. Перед  выходом  из  ячейки  молодая  матка  издаёт звуки.

Старая  матка  старается  убить  её, чему  препятствуют  рабочие  пчёлы. За

несколько  суток  до  выхода  молодой  матки  старая  с  частью  рабочих  

пчёл  покидает  улей. Это  явление  называют  роением.

    Человек  получает  от  пчёл  мёд, воск, пчелиное  молочко, пчелиный яд.

                                                                                     Приложение  к  уроку.

                               " На  доске  закреплены  слова "

  Ожидаемый  результат  работы  с  текстом.

 МАТКА - самая  крупная  пчела  в  улье. Это  самка, брюшко  её  

                             длиннее, чем  у  других  пчёл.

ТРУТЕНЬ - самцы, пчёлы  средней  величины.Они  отличаются

                                 крупными  глазами.

РАБОЧАЯ  ПЧЕЛА - мельче  остальных  и  является

                                                           недоразвитой  самкой.

ВОСК - его  вырабатывают  пчёлы  для  постройки  сот.

МЁД - запас  сахаристой  пищи.

СОТЫ - это  ячейки  из  воска  для  скопления  мёда.

                                                                                   Приложение  к  уроку.

                                           "  Новые  слова "

   

   КОРЗИНОЧКИ -

 ПЕРГА -

 ЗЕРКАЛЬЦА -

 ЩЁТОЧКИ -

 МЕДОВЫЙ  ЗОБИК -

                                                                                  Приложение  к  уроку.

                                       " Новые  слова "

  Ожидаемый  результат  работы.

КОРЗИНОЧКИ - это  углубление  на  наружной  стороне  зад-

                                               них  ног  рабочей  пчелы.

              ПЕРГА - запас  белкового  корма.

    ЗЕРКАЛЬЦА - это  гладкие,  без  волосков  участки  на        

                                                нижней  стороне  брюшка.

       ЩЁТОЧКИ - это  широкие  членики  на  внутренней  сторо-

                                               не  задних  ног  с  твёрдыми  щетинками.

 МЕДОВЫЙ  ЗОБИК - расширение  пищевода  у  рабочей

                                                             пчелы, где  образуется  мёд.

                                                                                  Приложение  к  уроку.

                           

                                    " Закончи  предложение ".

     1. Запас  белкового  корма.

     2. Расширение  пищевода  рабочей  пчелы, в  котором  образуется

         мёд.

     3. Углубление  на  задних  ногах  пчелы,  где  скапливается  пыльца.

   

     4. Участки  на  брюшке,  где  образуется  воск.

     5. Щетинки, предназначенные  для  счёсывания  пыльцы.

                                                                                   Приложение  к  уроку.

                                       " Три  варианта  работы ".

           Ожидаемый  результат  работы.

    1. Составить  мини - рассказ  о  деятельности  матки, трутня  и

        рабочей  пчелы  в  улье.

        В  улье  матка  и  трутень  осуществляют  процесс  размножения.

        Рабочая  пчела  осуществляет  в  улье  разнообразную  деятельность:

        ухаживает  за  личинками, добывает  пищу, защищает  улей.

    2. Выполнить  задание  " Найди  соответствие ".

                           матка                                 уход  за  личинками

                                                                   

                        трутень                                 размножение

             рабочая  пчела                                 добыча  пищи

   

                                                                      защита

    3. Заполнить  опорную  схему, опираясь  на  дополнительный  текст.

                                                ПЧЁЛЫ

                           матка             трутень           рабочая  пчела    

                                             ФУНКЦИИ

     

                     участвует в         участвует в        уход за личинками,

                  размножении      размножении       добыча  пищи, защита.

                                                                                     Приложение  к  уроку.

         Сообщение.

    Матка  откладывает  в  день  около  2000  яиц. Из  неоплодотворённых

выходят  трутни, из  оплодотворённых  матки  и  рабочие  пчёлы.Но  рабо-

чие  пчёлы  и  трутни  выкармливаются  пергой, а  матки - пчелиным  мо-

лочком.( Кстати  даже  старые  куры  преобретали  вновь  способность  нестись  если  им  в  корм  добовляли  это  " молочко "). После  выхода  

из  ячеек  рабочие   пчелы  живут  40 - 50  дней  и  за  это  время  меняют  

несколько  специальностей, в  зависимости  от  того,  какие  железы  у  неё

в  данный  момент  работают. Перед  выходом  из  ячейки  молодая  матка

издаёт  звук , старая  матка  пытается  её  убить, но  этому  мешают  рабо-

чие  пчёлы. Тогда  за  несколько  дней  до  выхода  молодой  матки, старая

с  частью  рабочих  пчёл  покидает  улей,  в  поисках  нового  места.Этот

прцесс  называется  роением.

 

                                                                                 Приложение  к  уроку.

                                      "  Работа  в  парах ".

    Ожидаемый  результат  работы.

1 эксперт.

             Пчёлы  дают :  Мёд - ценный  питательный  и  лечебный  продукт;

                                     Воск - сырьё  для  промышленности;

                                     Пчелиный  яд - лекарство.

                  Главная  польза  пчёл  в  природе - опыление  растений.

2 эксперт.

             Информация  о  местонахождении  медоносов  передаётся  пчёлами-

             - разведчицами  с  помощью  " танца ", то  есть  своеобразных  рит-

             мических  движений.

             танцы  запоминают  сборщицы  и  летят  в  нужное  место.

3 эксперт.

              Пчелиный  яд  у  людей  с  аллергией  уже  после  одног - двух

              укусов  может  вызвать  резкое  недомагание, 500 - могут  повлечь

              смерть, а  в  малых  дозах  яд  используют  для  лечения  ревма-

              тизма  и  артрита.

                                                                                Приложение   к  уроку .

                     КРОССВОРД - ожидаемый  результат  работы.

       1. Функция  матки  и  трутня  в  улье.

       2. Что  образуется  в  медовом  желудке  в  результате  смешивания  

           нектара  с  глоточными  выделениями?

       3. Главное  значение  пчёл  в  природе.

 

       4. Как  называется  процесс  ухода  старой  матки  с  частью  пчёл

           из  улья?

     

       5. Одна  из  функций  рабочей  пчелы.

       6. Запас  белкового  корма, которым  выкармливают  трутней  и

           рабочих  пчёл.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...