урок по теме "Насекомые"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Лапко Наталия Геннадиевна

урок по теме "Насекомые" расскрывает строение представителей класса Насекомые, их многообразие, особенности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_nasekomye.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лапко Наталия Геннадиевна,

учитель биологии высшей категории

Мичуринская СОШ-сад.

Тема: Класс Насекомые(7 класс)

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с  особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления  таблиц, работы  с  дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости  для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска , проектор, слайд-презентация «Класс Насекомые», музыкальная композиция «Звуки приро-ды», «Утро в лесу», карточки с заданиями, картинки с изображением насе-комых, разноуровневые задания по теме «Насекомые», рабочая тетрадь, «Прозрачный журнал».

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индиви-дуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа уча-щихся, самостоятельная индивидуальная работа с разноуровневыми зада-ниями.

Педагогическая технология урока: ПТТМСО( педагогическая технология трехмерной методической системы обучения Караева)

Основное содержание урока:

  1. Насекомые - самая многочисленная группа животных, освоившая все среды жизни.
  2. Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания.
  3. Взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых.
  4. Развитие и размножение  насекомых.

Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.

                                   

Ход урока:

  1. Орг. момент(1 мин). 
  2. Актуализация  знаний по изученным ранее темам (3 мин).

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?
  2. Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?
  3. Какую роль выполняет хитиновый покров?
  4. Какие классы относятся к типу Членистоногие?
  5. Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?
  6. В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?
  1. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, ребята, на  прошлых  уроках  вы  познакомились  с  основными  классами  Типа  Членистоногие. Это классы…?                                        

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.

Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых  на  нашей  планете  обитает  больше  всего. Это класс Насекомые (рассказ сопровождается демонстрацией разнообразия насекомых, на интерактивной доске, на фоне музыки «Звуки природы», «Утро в лесу»).                                                                                                            

Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их на-считывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов живот-ных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплоти-лась в насекомых.

  Не случайно они привлекали внимание человека  с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

       Ученые  подсчитали, что  на  каждого  человека  на нашей  планете  приходится  по  250  насекомых. Что  же  тогда  получается, что наша  Земля – это  целая  планета  насекомых?(во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь)

Действительно, планета  эта  так  красива,

Разнообразная,  цветная,  всем  на  диво!

Там  бабочки  различные  летают,

Цветы  нам  всем  они  напоминают.

Трудяги-муравьи  травиночки  несут,

Все  строят, строят, строят  свои  дома вокруг!

И  пчелы  постоянно  тут  летают,

И  мед  свой  вкусный  собирают,

Который  нас  весь  год  оздоровляет.

А  на  стрекоз  ты  не  сердись,

Ты  мысленно  присядь  на  них  и  вознесись …

В  такие  голубые  дали,

Где,  нет  и  не  было  печали

Увидишь  ты, как  все  вокруг  прекрасно

И  чувствуешь, живешь  ты  не  напрасно!

Так  пусть  же  отворит  планета  эта   двери,

Чтоб  все  сюда  смогли  войти,  да  поскорее

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

    3.1.          Групповая работа учащихся (10 мин). 

Учитель. На отдельном столе находятся картинки с изображением бабочки, жука и стрекозы. Ребята, вам предлагается выбрать  картинку с изображе-нием насекомого, которое больше всего нравится, и занять место в  группе с эмблемой данного насекомого (класс делится на 3 группы).

Вопрос классу: Какие у вас возникают ассоциации с теми насекомыми, которым вы отдали предпочтение?(предполагаемые ответы учащихся учи-тель записывает на доске в кружочки в виде схемы «Насекомое»):

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

е

Учитель: А теперь вам в ходе выполнения работы предлагается доказать что все ассоциации, названные вами, совпадают с насекомыми. Каждая группа получает задание, при выполнении  которого можете использовать учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал (задания групп пред-ставлено на слайде на интерактивной доске).

Задание 1 группы: Используя текст учебника, стр164-165, изучите особен-ности внешнего строения представителей класса Насекомые, заполните таблицу (приложение1а,б).

Задание 2 группы:  Используя текст учебника, стр 165-166, и картинку внутреннего строения майского жука, изучите особенности внутреннего строения представителей класса Насекомые, заполните таблицу. (приложе-ние2а,б).

Задание 3 группы: Рассмотрите особенности размножения и развития на-секомых, строение ротового аппарата насекомых. с чем связаны их разно-видности. Привести примеры(заполните таблицу). (приложение3а,б).

  1. Корректирующая работа учащихся(8 мин).

Учитель: От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе ( при ответах учащихся на вопросы заданий исполь-зуются  материалы  слайд-презентаций (после каждого ответа учащихся оценивание производится в «Прозрачном журнале»).

  1. Закрепление полученных знаний (4 мин):

1 тур: Верно ли суждение? (на интерактивной доске вопросы , у каждого учащегося карточка для ответов, после завершения высвечивается правильные ответы, приложение 4)

1. Верно ли, что насекомое – шестиногие насекомые? +

2. Верно ли, что брюшко насекомых располагаются крылья? –

3. Верно ли, что для саранчи характерно развитие с полным превращением? –

4. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +

5. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +

6. Верно ли, что у насекомых взрослая особь называется Имаго? +

7. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +

8. Верно ли, что у насекомых замкнутый круг кровообращения? –

9. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +

10. Верно ли составлена схема развития насекомых с полным превращением: яйцо-куколка-личинка- взрослая особь? –

  1. Обобщение опорных знаний (15 мин).

Учитель. Ребята, вам предлагается работа с  разноуровневыми заданиями по изученной теме (приложение 5). (во время работы учитель контролирует правильность выполнения заданий каждого уровня сложности. Оценивание каждого уровня осуществляется  в «Прозрачном журнале»)

  1. Задание на дом (1 мин): §43 стр.164-168. Работа в рабочих тетрадях:

тема 35 «Класс: Насекомые», стр.11-12. (изображение на интерактивной доске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...