урок по теме "Насекомые"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
урок по теме "Насекомые" расскрывает строение представителей класса Насекомые, их многообразие, особенности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_nasekomye.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лапко Наталия Геннадиевна,
учитель биологии высшей категории
Мичуринская СОШ-сад.
Тема: Класс Насекомые(7 класс)
Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой их обитания.
- Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
- Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости для достижения конечных результатов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска , проектор, слайд-презентация «Класс Насекомые», музыкальная композиция «Звуки приро-ды», «Утро в лесу», карточки с заданиями, картинки с изображением насе-комых, разноуровневые задания по теме «Насекомые», рабочая тетрадь, «Прозрачный журнал».
Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индиви-дуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа уча-щихся, самостоятельная индивидуальная работа с разноуровневыми зада-ниями.
Педагогическая технология урока: ПТТМСО( педагогическая технология трехмерной методической системы обучения Караева)
Основное содержание урока:
- Насекомые - самая многочисленная группа животных, освоившая все среды жизни.
- Особенности внешнего строения насекомых в связи со средой обитания.
- Взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых.
- Развитие и размножение насекомых.
Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.
Ход урока:
- Орг. момент(1 мин).
- Актуализация знаний по изученным ранее темам (3 мин).
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
- С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?
- Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?
- Какую роль выполняет хитиновый покров?
- Какие классы относятся к типу Членистоногие?
- Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?
- В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?
- Изучение нового материала.
Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с основными классами Типа Членистоногие. Это классы…?
Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.
Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых на нашей планете обитает больше всего. Это класс Насекомые (рассказ сопровождается демонстрацией разнообразия насекомых, на интерактивной доске, на фоне музыки «Звуки природы», «Утро в лесу»).
Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их на-считывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов живот-ных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплоти-лась в насекомых.
Не случайно они привлекали внимание человека с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.
Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых?(во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь)
Действительно, планета эта так красива,
Разнообразная, цветная, всем на диво!
Там бабочки различные летают,
Цветы нам всем они напоминают.
Трудяги-муравьи травиночки несут,
Все строят, строят, строят свои дома вокруг!
И пчелы постоянно тут летают,
И мед свой вкусный собирают,
Который нас весь год оздоровляет.
А на стрекоз ты не сердись,
Ты мысленно присядь на них и вознесись …
В такие голубые дали,
Где, нет и не было печали
Увидишь ты, как все вокруг прекрасно
И чувствуешь, живешь ты не напрасно!
Так пусть же отворит планета эта двери,
Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее
Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.
3.1. Групповая работа учащихся (10 мин).
Учитель. На отдельном столе находятся картинки с изображением бабочки, жука и стрекозы. Ребята, вам предлагается выбрать картинку с изображе-нием насекомого, которое больше всего нравится, и занять место в группе с эмблемой данного насекомого (класс делится на 3 группы).
Вопрос классу: Какие у вас возникают ассоциации с теми насекомыми, которым вы отдали предпочтение?(предполагаемые ответы учащихся учи-тель записывает на доске в кружочки в виде схемы «Насекомое»):
Н
А
С
Е
К
О
М
Ы
Е
е
Учитель: А теперь вам в ходе выполнения работы предлагается доказать что все ассоциации, названные вами, совпадают с насекомыми. Каждая группа получает задание, при выполнении которого можете использовать учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал (задания групп пред-ставлено на слайде на интерактивной доске).
Задание 1 группы: Используя текст учебника, стр164-165, изучите особен-ности внешнего строения представителей класса Насекомые, заполните таблицу (приложение1а,б).
Задание 2 группы: Используя текст учебника, стр 165-166, и картинку внутреннего строения майского жука, изучите особенности внутреннего строения представителей класса Насекомые, заполните таблицу. (приложе-ние2а,б).
Задание 3 группы: Рассмотрите особенности размножения и развития на-секомых, строение ротового аппарата насекомых. с чем связаны их разно-видности. Привести примеры(заполните таблицу). (приложение3а,б).
- Корректирующая работа учащихся(8 мин).
Учитель: От каждой группы 1-2 представителя должны представить отчет о выполненной работе ( при ответах учащихся на вопросы заданий исполь-зуются материалы слайд-презентаций (после каждого ответа учащихся оценивание производится в «Прозрачном журнале»).
- Закрепление полученных знаний (4 мин):
1 тур: Верно ли суждение? (на интерактивной доске вопросы , у каждого учащегося карточка для ответов, после завершения высвечивается правильные ответы, приложение 4)
1. Верно ли, что насекомое – шестиногие насекомые? +
2. Верно ли, что брюшко насекомых располагаются крылья? –
3. Верно ли, что для саранчи характерно развитие с полным превращением? –
4. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +
5. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +
6. Верно ли, что у насекомых взрослая особь называется Имаго? +
7. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +
8. Верно ли, что у насекомых замкнутый круг кровообращения? –
9. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +
10. Верно ли составлена схема развития насекомых с полным превращением: яйцо-куколка-личинка- взрослая особь? –
- Обобщение опорных знаний (15 мин).
Учитель. Ребята, вам предлагается работа с разноуровневыми заданиями по изученной теме (приложение 5). (во время работы учитель контролирует правильность выполнения заданий каждого уровня сложности. Оценивание каждого уровня осуществляется в «Прозрачном журнале»)
- Задание на дом (1 мин): §43 стр.164-168. Работа в рабочих тетрадях:
тема 35 «Класс: Насекомые», стр.11-12. (изображение на интерактивной доске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...