Домашняя творческая работа по генетике и селекции
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Творческая работа по биологии для учащихся 10 класса, которую они должны выполнить дома по результатам изучения темы: "Основы генетики и селекции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levchenko_domashnyaya_tvorcheskaya_rabota_po_genetike_i_selekcii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Левченко А.Л. Методика профильного обучения биологии
Домашняя творческая работа по генетике и селекции
Задания:
- Заполните таблицу «Закономерности наследования аллельных генов при полном доминировании» и выведите общую формулу расщепления при полигибридном скрещивании независимо наследуемых пар признаков.
Таблица
Закономерности наследования аллельных генов при полном доминировании
Число независимо наследуемых пар признаков | Количество типов гамет у гибридов в F2 | Число комбинаций гамет в F2 | Число гомозиготных генотипов в F2 | Число гетерозиготных генотипов в F2 | Число разных генотипов в F2 | Число разных фенотипов в F2 при полном доминировании | Соотношение фенотипов в F2 при полном доминировании | Соотношение генотипов в F2 |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
N |
- Известно, что аллели – это разные состояния одного и того же гена. Обычно диплоидный организм имеет два разных состояния одного того же гена (доминантное и рецессивное) и соответственно каждый признак контролируется двумя аллельными генами. Однако известны немало случаи, когда признак проявляется в нескольких формах и контролируется тремя, четырьмя и более аллелями, например, группа крови у человека и другие. Это явление носит название множественного аллелизма. Объясните причину возникновения данного явления с точки зрения мутации генов. Какое значение имеет множественный аллелизм для популяции?
- Заполните таблицу «Взаимодействие аллелей разных генов» и сделайте выводы об особенностях взаимодействия неаллельных генов по сравнению с аллельными.
Таблица
Взаимодействие аллелей разных генов
Название типов взаимодействия аллелей разных генов | Характер взаимодействия | Расщепление F2 в по фенотипу | Фенотипические классы | Примеры |
Комплементарное действие генов – аллели разных генов дополняют друг друга, совместно формируя признак | ||||
9:3:3:1 | ||||
9:6:1 | ||||
9:3:4 | ||||
9:7 | ||||
Эпистаз – аллель одного из генов является супрессором, т.е. подавляет фенотипическое проявление другого гена | ||||
13:3 12:3:1 12:4 | ||||
9:3:4 9:7 | ||||
Полимерия – несколько аллелей разных генов отвечают за один признак | ||||
15:1 | ||||
9:6:1 1:4:6:4:1 |
- При скрещивании двух сортов левкоя, один из которых имеет махровые красные цветки, а второй – махровые белые, в первом поколении гибриды имели простые красные цветки, а во втором поколении наблюдается расщепление: 68 растений с махровыми белыми цветками, 275 – с простыми красными, 86 – с простыми белыми, 213 – с махровыми красными. Как наследуется окраска и форма цветков левкоя?
- Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение каких клеток наиболее опасно для последующих поколений? Для мужчин или для женщин более опасно облучение? Ответ поясните. К чему может привести полученная доза облучения?
- Н.И. Вавилов создал коллекцию семян зерновых культур на основе образцов, привезенных из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. В период блокады Ленинграда работники Всесоюзного института растениеводства (ВИР) бережно хранили ее. Объясните, в чем заключается уникальность и ценность данной коллекции.
- Для получения полиплоидов применяют колхицин. Действуя на процесс митоза, колхицин парализует расхождение хромосом к полюсам, но не препятствует репродукции клеток. К какому типу изменчивости относится это явление? Какие еще методы можно использовать для искусственного получения полиплоидов?
- Попытайтесь теоретически получить гибрид тритикале = рожь x пшеница, составив схему скрещивания:
Твердая пшеница Рожь
2n = 28 2n = 14
n = ? n = ?
? гибрид
(стерильный или плодовитый)
Почему?
Действия ученых ? ? гибрид,
(стерильный или плодовитый)
- Какой путь должен пройти селекционер, чтобы создать сорт высокого качества (по И.В. Мичурину). Ответ аргументируйте.
- Одним из разделов биотехнологии является инженерная энзимология, основанная на применении высокоэффективных биологических катализаторов — ферментов для получения аминокислот, сахаров, антибиотиков и других веществ. До недавнего времени ферменты получали из тканей различных животных, растений и микроорганизмов. Почему для получения ферментов в промышленных масштабах в настоящее время используют преимущественно микроорганизмы, а не другие источники? В чем преимущества их использования?
42
2 n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генетика и селекция.Исходный материал для селекции.Искусственный отбор
Представление о селекции как науке;Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки....
Контрольная работа "Основы генетики и селекции"
Контрольная работа представлена в двух вариантах. Состоит из разных типов заданий: тестовое задание с одним вариантом выбора, верные и неверные утверждения, вопросы, требующие полные развернутые ответ...
Тематические тесты по теме « Основы генетики и селекции» Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015г.
Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015. Состоят из двух вариантов . Могут быть использованы как контрольная рабоа по теме:" Основы генетики и селекции"...
Тест. Генетика и селекция.
Тест содержит вопросы, требующие одного правильного ответа....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов (34 часа) "Основы генетики и селекции"
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов (34 часа) "Основы генетики и селекции"...
Контрольная работа в 9 классе по теме "Генетика и селекция"
Контрольная работа в вде тестовых заданий, а также заданий с открытым ответом. Содержит одну задачу на моногибридное скрещивание. Рассчитана на 35 -40 минут....
Обобщение по теме "Генетика и селекция"
Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки. Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обуча...