Домашняя творческая работа по генетике и селекции
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Творческая работа по биологии для учащихся 10 класса, которую они должны выполнить дома по результатам изучения темы: "Основы генетики и селекции". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Левченко А.Л. Методика профильного обучения биологии

Домашняя творческая работа по генетике и селекции

Задания:

  1. Заполните таблицу «Закономерности наследования аллельных генов при полном доминировании» и выведите общую формулу расщепления при полигибридном скрещивании независимо наследуемых пар признаков.

Таблица

Закономерности наследования аллельных генов при полном доминировании

Число независимо наследуемых пар признаков

Количество типов гамет у гибридов в F2

Число комбинаций гамет в F2

Число гомозиготных генотипов в F2

Число гетерозиготных генотипов в F2

Число разных генотипов в F2

Число разных фенотипов в F2 при полном доминировании

Соотношение фенотипов в F2 при полном доминировании

Соотношение генотипов в F2

1

2

3

N

  1. Известно, что аллели – это разные состояния одного и того же гена. Обычно диплоидный организм имеет два разных состояния одного того же гена (доминантное и рецессивное) и соответственно каждый признак контролируется двумя аллельными генами. Однако известны немало случаи, когда признак проявляется в нескольких формах и контролируется тремя, четырьмя и более аллелями, например, группа крови у человека и другие. Это явление носит название множественного аллелизма. Объясните причину возникновения данного явления с точки зрения мутации генов. Какое значение имеет множественный аллелизм для популяции?
  2. Заполните таблицу «Взаимодействие аллелей разных генов» и сделайте выводы об особенностях взаимодействия неаллельных генов по сравнению с аллельными.

Таблица

Взаимодействие аллелей разных генов

Название типов взаимодействия аллелей разных генов

Характер взаимодействия

Расщепление F2 в по фенотипу

Фенотипические классы

Примеры

Комплементарное действие генов –

аллели разных генов дополняют друг друга, совместно формируя признак

9:3:3:1

9:6:1

9:3:4

9:7

Эпистаз –

аллель одного из генов является супрессором, т.е. подавляет фенотипическое проявление другого гена

13:3

12:3:1

12:4

9:3:4

9:7

Полимерия –

несколько аллелей разных генов отвечают за один признак

15:1

9:6:1

1:4:6:4:1

  1. При скрещивании двух сортов левкоя, один из которых имеет махровые красные цветки, а второй – махровые белые, в первом поколении гибриды имели простые красные цветки, а во втором поколении наблюдается расщепление: 68 растений с махровыми белыми цветками, 275 – с простыми красными, 86 – с простыми белыми, 213 – с махровыми красными. Как наследуется окраска и форма цветков левкоя?
  2. Человек получил небольшую дозу ионизирующего облучения. Повреждение каких клеток наиболее опасно для последующих поколений? Для мужчин или для женщин более опасно облучение? Ответ поясните. К чему может привести полученная доза облучения?
  3. Н.И. Вавилов создал коллекцию семян зерновых культур на основе образцов, привезенных из многочисленных экспедиций в страны разных географических широт. В период блокады Ленинграда работники Всесоюзного института растениеводства (ВИР) бережно хранили ее. Объясните, в чем заключается уникальность и ценность данной коллекции.
  4. Для получения полиплоидов применяют колхицин. Действуя на процесс митоза, колхицин парализует расхождение хромосом к полюсам, но не препятствует репродукции клеток. К какому типу изменчивости относится это явление? Какие еще методы можно использовать для искусственного получения полиплоидов?
  5. Попытайтесь теоретически получить гибрид тритикале = рожь x пшеница, составив схему скрещивания:

            Твердая пшеница                                                                                Рожь



                   2n = 28                                                                                         2n = 14



                                      n = ?                                                   n = ?



                                                                                          ? гибрид



                                                                                 (стерильный или плодовитый)



                                                                                                  Почему?





              Действия ученых ?                                                     ? гибрид,



                                                                                          (стерильный или плодовитый)


  1. Какой путь должен пройти селекционер, чтобы создать сорт высокого качества (по И.В. Мичурину). Ответ аргументируйте.
  2. Одним из разделов биотехнологии является инженерная энзимология, основанная на применении высокоэффективных биологических катализаторов — ферментов для получения аминокислот, сахаров, антибиотиков и других веществ. До недавнего времени ферменты получали из тканей различных животных, растений и микроорганизмов. Почему для получения ферментов в промышленных масштабах в настоящее время используют преимущественно микроорганизмы, а не другие источники? В чем преимущества их использования?

42

2 n


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор

Представление о селекции как науке;Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад  И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки....

Контрольная работа "Основы генетики и селекции"

Контрольная работа представлена в двух вариантах. Состоит из разных типов заданий: тестовое задание с одним вариантом выбора, верные и неверные утверждения, вопросы, требующие полные развернутые ответ...

Тематические тесты по теме « Основы генетики и селекции» Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015г.

Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015. Состоят из двух вариантов . Могут быть использованы как контрольная рабоа по теме:" Основы генетики и селекции"...

Тест. Генетика и селекция.

Тест содержит вопросы, требующие одного правильного ответа....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов (34 часа) "Основы генетики и селекции"

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 классов (34 часа) "Основы генетики и селекции"...

Контрольная работа в 9 классе по теме "Генетика и селекция"

Контрольная работа в вде тестовых заданий, а также заданий с открытым ответом. Содержит одну задачу на моногибридное скрещивание. Рассчитана на 35 -40 минут....

Обобщение по теме "Генетика и селекция"

Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки. Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обуча...