Обобщение по теме "Генетика и селекция"
тест по биологии (9 класс)

Нагорнюк Елена Николаевна

Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.

 Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Обобщение по теме: Генетика и селекция», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_i_selektsiya.docx53.4 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика задачи.

 Предмет: Биология (общая).

 Класс: 10.

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.

 Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Обобщение по теме: Генетика и селекция», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

 Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

 • находить точную информацию в тексте;

 • переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

 Использованные источники:

 • Общая биология. 10 класс /Под ред. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захаров- М.: Дрофа, 2019.

• Рисунки из интернета

Текст задачи.

Гены и хромосомы

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
      Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.
      Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.

Задание 1.

Хромосомная болезнь человека — синдром Дауна — была изучена с помощью метода

 

1) генеалогического

2) близнецового

3) цитогенетического

4) биохимического

Задание 2.

Изучите кариотип, изображенный на рисунке. Объясните причины возникновения имеющейся мутации, определите тип мутации. Укажите пол и вид данного организма, заболевание.

C:\Users\USER\Desktop\karyotype-of-chromosomes-in-downs-syndrome-l-willatt-east-anglian-regional-genetics-service.jpg

Задание 3.

Предложите способы размножения стерильных растений, являющихся межвидовыми гибридами? Почему они стерильны? Ответ поясните.

Лист ответов.

 Задание 1. Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: 3. Балл: 1.

Задание 2. Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).

 Ответ:

Причины мутации: хромосомная патология, характеризующаяся наличием дополнительных копий генетического материала 21-й хромосомы, либо целой хромосомы (трисомия) Неправильное расхождение хромосом при образовании половых во время мейоза.

Тип: хромосомная мутация. 

Пол: мужской (ХУ)

Вид: человек разумный.

Критерии оценивания:

 Описаны все элементы схемы, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.

Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.

 Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

 Задание 3. 

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

 Ответ:

 1. Можно вывести полиплоидный вариант, который сможет размножаться.

 2. Можно размножать вегетативно (например, черенкованием).

 3.  В клетках межвидового гибрида отсутствуют пары гомологичных хромосом, что нарушает процесс расхождения хромосом в мейозе и приводит к стерильности полученных гибридов.

 Критерии оценивания:

Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла.

Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Умения.

Естественнонаучные:

1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных биологических задач.

 2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

 3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.

4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.

5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.

6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.

 Информационные:

1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.

2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.

 3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.

4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.

5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.

Общеучебные: 

1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.

2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.

 3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.

 4. Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.

 5. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.

6. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

7. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).

 8. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).

 9. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.

 10. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.

11. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"

Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...

Презентация по теме Селекция растений".

Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Селекция растений". В ней представлены особенности селекционных методов, матениал о наиболее часто селекционируемых сельскохозяйственных культурах, их ...

Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор

Представление о селекции как науке;Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад  И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки....

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"...

План-конспект урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».

План-конспект урока«Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».  Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....