Обобщение по теме "Генетика и селекция"
тест по биологии (9 класс)
Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Обобщение по теме: Генетика и селекция», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_i_selektsiya.docx | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (общая).
Класс: 10.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 9-10 классов, для изучения строения клетки.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Обобщение по теме: Генетика и селекция», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
• Общая биология. 10 класс /Под ред. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захаров- М.: Дрофа, 2019.
• Рисунки из интернета
Текст задачи.
Гены и хромосомы
Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.
Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.
Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.
Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.
Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.
В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.
Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.
Задание 1.
Хромосомная болезнь человека — синдром Дауна — была изучена с помощью метода
1) генеалогического
2) близнецового
3) цитогенетического
4) биохимического
Задание 2.
Изучите кариотип, изображенный на рисунке. Объясните причины возникновения имеющейся мутации, определите тип мутации. Укажите пол и вид данного организма, заболевание.
Задание 3.
Предложите способы размножения стерильных растений, являющихся межвидовыми гибридами? Почему они стерильны? Ответ поясните.
Лист ответов.
Задание 1. Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.
Ответ: 3. Балл: 1.
Задание 2. Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст).
Ответ:
Причины мутации: хромосомная патология, характеризующаяся наличием дополнительных копий генетического материала 21-й хромосомы, либо целой хромосомы (трисомия) Неправильное расхождение хромосом при образовании половых во время мейоза.
Тип: хромосомная мутация.
Пол: мужской (ХУ)
Вид: человек разумный.
Критерии оценивания:
Описаны все элементы схемы, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.
Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
Ответ:
1. Можно вывести полиплоидный вариант, который сможет размножаться.
2. Можно размножать вегетативно (например, черенкованием).
3. В клетках межвидового гибрида отсутствуют пары гомологичных хромосом, что нарушает процесс расхождения хромосом в мейозе и приводит к стерильности полученных гибридов.
Критерии оценивания:
Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Умения.
Естественнонаучные:
1. Использовать естественнонаучные знания для решения реальных биологических задач.
2. Актуализировать знания, использовать их для принятия решения.
3. Использовать школьные знания для объяснения и прогнозирования явлений окружающего мира.
4. Представлять естественнонаучную информацию в контексте решаемой задачи.
5. Умение объяснять (прогнозировать) природные и техногенные явления на основе разных моделей.
6. Использовать исследовательский метод (сбор, систематизация и анализ фактов, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка заключения, выводов) в нестандартных ситуациях.
Информационные:
1. Находить точную информацию в однородных, однотипных текстах.
2. Находить точную информацию в составных, разнотипных текстах.
3. Находить достоверные сведения в разных типах информационных источников: графиках, диаграммах, картах, схемах, таблицах.
4. Синтезировать и сопоставлять информацию разнотипных источников, делать выводы, заключения и обобщения.
5. Использовать разные типы выявления информации: ознакомительный, поисковый, ориентировочный, формулировать информационно и доказательно насыщенное суждение, заключение, выводы.
Общеучебные:
1. Решать задачу с привлечением дополнительной информации, личного опыта.
2. Решать задачу на основе межпредметного подхода с использованием комплексных подходов.
3. Удерживать взаимосвязь отдельных заданий задачи, использовать полученную информацию в одном задании для решения другого.
4. Переформулировать, дополнить условие задачи на основе реконструкции замысла и цели автора.
5. Использовать обоснованные приближения, упрощающие подходы, нетрадиционные способы решения задачи.
6. Уметь давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
7. Уметь на основе точной информации из текста давать качественную интерпретацию (делать выводы, заключение, обобщение, сравнение и др.).
8. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять их в общую и т.п.).
9. Уметь работать с разными типами текстов: бытовыми, научно-популярными, публицистическими и др.
10. Уметь переходить (переводить) от одного вида текста к другому (от схемы к словесному описанию и, наоборот, от словесного описания к таблице и, наоборот, от карты к словесному описанию, таблице, схеме, диаграмме и, наоборот.
11. Уметь выделять неявную, скрытую дополнительную необходимую информацию из вопроса к поставленной задаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"
Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...
Презентация по теме Селекция растений".
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Селекция растений". В ней представлены особенности селекционных методов, матениал о наиболее часто селекционируемых сельскохозяйственных культурах, их ...
Генетика и селекция.Исходный материал для селекции.Искусственный отбор
Представление о селекции как науке;Значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции, как науки....
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"
Задачи, методы, приемы и основы селекции организмов...
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"
Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"...
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
План-конспект урока «Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции».
План-конспект урока«Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции». Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....