Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты, грибы, растения" 7класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_7_kl.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра по теме «Царства прокариоты, грибы, растения».
(Обобщающий урок в 7 классе).
Задачи урока:
- Повторить особенности организации прокариот, грибов, растений;
- Закрепить умение выявлять черты сходства и различия растений, грибов, бактерий;
- Отработать навыки по анализированию информации, ведению диалога, оформлению графических сообщений.
Оснащенность урока: коллекции, гербарии, комнатные растения, муляжи грибов, цветков, плодов, рисунки, таблицы, плакаты, выставка книг, портреты ученых, слайдовая презентация.
Основные положения урока:
- Прокариоты – наиболее древние одноклеточные организмы, не имеющие ограниченного мембраной ядра, играющие значительную роль в природе и жизни человека.
- Грибы – особая группа живых организмов, не способная к фотосинтезу, по типу питания делящаяся на паразитов, сапрофитов и симбионтов и имеющая большое значение в природе и жизни человека.
- Зеленые растения – единственная на Земле производительная группа, обеспечивающая атмосферный воздух кислородом, создающая огромные запасы органического вещества и аккумулирующая солнечную энергию, за счет которой развивается жизнь на Земле.
В игре принимают участие 2 команды.
Конкурс «Аналитики».
Двум участникам из каждой команды раздают задания на карточках. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.
Задания:
- В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условиях условий обитания).
- Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники – индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений).
Конкурс «Эрудиты».
Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения о растениях, которые их заинтересовали. Максимальное количество баллов за конкурс – 9 баллов. Восемь баллов дается за основное задание, а дополнительные баллы команды получают за рисунки, фотографии, гербарии.
Конкурс «Устами младенца».
Зачитываются признаки растения, учащиеся по описанию должны его назвать. Максимальное количество баллов – 3.
Описание первого растения:
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет.
- Пушкин писал, что на нем сидит русалка.(Дуб).
Описание второго растения:
- Оно всегда зеленое или голубое.
- Из него делают струнные музыкальные инструменты.
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
- Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель европейская)
Конкурс «Пятый лишний».
Исключите из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему. Количество баллов – 6 (3 за каждый ответ).
- Ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка, хлорофилл. (Лишнее «хлорофилл», так как остальные – это части растительной клетки).
- Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. (Хлорелла – это одноклеточная водоросль, а остальные многоклеточные водоросли).
- Риччия, кукушкин лен, хвощ, маршанция, сфагнум.(Хвощ, а остальные мхи).
- Береза, огурец, тюльпан, томат, горох.(Береза – дерево, остальные - травы).
Конкурс «Реши экологическую проблему».
Каждая команда получает задание. На обдумывание 1 минута. 5 баллов за конкурс.
- Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох кукушкин лен – двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки и произойдет процесс оплодотворения).
- Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?(Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема).
Конкурс «Дальше, дальше…»
Команда 1.
- Круглая форма бактерий.(Кокки).
- «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь? (Стафилококки).
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты).
- Группа организмов, не имеющая ядра.(Прокариоты).
- Взаимовыгодное существование организмов.(Симбиоз).
- Какой гриб поражает картофель?(Фитофтора).
- Почему лишайники не встречаются в крупных городах?(Чувствительны к загрязнению).
- На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовые).
- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро).
- Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник).
- Какие бактерии приносят вред человеку? (Болезнетворные).
- Как называется тело лишайника? (Слоевище).
Команда 2.
- Палочковидная форма бактерий. (Бациллы).
- «Точка, точка, запятая…». Назовите формы бактерий. (Кокки и вибрионы).
- Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты).
- Ядерные организмы. (Эукариоты).
- Какие организмы называют «пионерами» растительности? (Лишайники).
- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи).
- Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения).
- Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза).
- Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые).
- Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (Цианобактерии).
- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики).
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка).
Конкурс «Заморочки».
Каждая команда получает по два вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передаются другой команде. За правильный ответ – 2 балла.
- Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают, но не разрушаются).
- Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться? (Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества).
- На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле будет урожай лучше и почему? (На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении).
- Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола,, поэтому и «жмется»гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев).
Конкурс «Гонка за лидером»
Команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа на вопрос. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
- Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему? (Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница – самоопыляемое растение).
- В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами).
- Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Ядовитые грибы тоже поражаются вредителями, они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека).
- Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы).
- На какой съедобный гриб похожа бледная поганка? (На шампиньон).
- С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб? (С белым грибом).
- Какие грибы растут под землей? (Трюфели).
- Какой «гриб» умеет летать? (Грибы не летают, но есть такая птица чомга, которую за невкусное мясо называют поганкой).
- Какие грибы лечат? (Их много. Наиболее известный гриб – пеницилл, из него получают лекарство - пеницилл).
- Что такое «чайный гриб»? (Это симбиоз дрожжей с уксуснокислыми бактериями).
- В результате симбиотической деятельности каких организмов из молока получается кефир? (Симбиоз дрожжей и молочнокислых бактерий).
- Какие съедобные грибы выращивает человек? (Шампиньоны и вешенки).
- Что такое ягель? ( Это лишайник, который еще называют «олений мох»).
- За какие качества гриб получил название «трутовик»? (Раньше его использовали как сухой трут для зажигания).
Конкурс «Угадай-ка».
Кто быстрее в течении 3 минут разгадает в ребусах названия грибов и растений. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ответы на ребусы: 1 команда – лисичка, хлорелла, ель, сосна, горох.
2 команда – репешок, слива, клевер, капуста, картофель.
По окончании игры подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
ПОВТОРЕНИЕ-ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМАМ: ЦАРСТВА ПРОКАРИОТЫ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ
Обобщающий урок...
Презентация по биологии на тему: Обобщающий урок по темам: "Прокариоты. Грибы. Растения". 7 класс.
Урок проводится в игровой форме: 2 команды проходят несколько этапов. Команды (по названиям систематических групп) готовят выступления, вопросы, ответы, возражения; наглядность. Набирают общее к...
Презентация на тему: "Царство Прокариоты"
Презентация на тему: "Царство Прокариоты" создана учеником 7 класса Беляковым Алексеем к разделу "Царство Прокариоты" и отражает особенности строения и жизнедеятельности (питания, размножения, обмена ...
Разработка открытого урока по теме "Царство прокариоты", 30.03.17 г.
Материал содержит презентацию и конспект урока по теме "Царство Прокариоты"...
Ресурсный материал к уроку по теме: "Царство Прокариоты"
Материал к уроку в 7 классе...