Конспект обобщающего урока на тему "Царство Грибы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Молдаванова Татьяна Владимировна

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch._urok_griby_5_klass.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема и номер урока в теме.

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Тип и вид урока

Урок контроля знаний; комбинированный

Педагогическая цель

Повторить и систематизировать знания по теме «Грибы»

Задачи урока

Образовательная: выявить степень усвоения материла по главе «грибы».

Развивающая: расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

( предметные)

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с тестом, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами; делать зарисовки грибов; объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека.

Личностные

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; умение оценивать усваиваемое содержание в нравственно- этическом аспекте ( коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности); понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

Регулятивные-самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. 

Познавательные-структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные-формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные( беседа, диалог), наглядные( работа с рисунками, схемами), дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение), методы оценивания: самооценка учащимися своей деятельности, оценка товарища, оценка учителя.Вид контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа: тест, тематический практикум ( для учащихся VII вида), лабораторный практикум.

Понятия и термины

Микология, грибы, плодовое тело, грибница, шляпочный гриб, пластинчатый гриб, почкование, ядовитые грибы, грибы- паразиты, симбиотрофы, микориза.

Источники информации

Учебник,муляжи шляпочных грибов, натуральные объекты, стендовый доклад, сообщения учащихся, презентация, ресурсный материал к уроку(технологическая карта урока, терминологический диктант, тематический практикум).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

осуществляемые действия

формируемые умения

I.Орг. момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

вводная беседа.

Приветствие учителя

Эмоциональный настрой- корзиночки для грибов.

Приветствие

- подготовка рабочего места;

Осуществляют самопроверку.

Наблюдение,

устные ответы.

II.Мотивация к изучению нового материала.

Формирование темы и целей урока. Составление плана работы.

вводная беседа

« Сегодня на уроке  

мы ещё раз попутешествуем по царству грибов, будем собирать «урожай» – т.е

подведём итоги по изученной теме.

Цель урока: повторить и систематизировать учебный материал темы; продолжить развитие приёмов учебной деятельности( сравнение, классификация,, обобщение).

Задачи урока:

  1. выявить степень усвоения материла по главе «грибы»;
  2. расширить кругозор, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. развивать экологическую грамотность, бережное отношение к природе.

Вопросы:

  1. Что «НАДО»  мне для этого сделать?
  2. Что я «ХОЧУ» получить от этого урока?

3.Что я «МОГУ» для этого сделать?

Вы молодцы, всё знаете. Поэтому обязательно справитесь с контрольным заданием

Ставят своей  целью написание контрольной работы.

Устанавливают причинно – следственные связи

Наблюдение.

III.Актуализация опорных знаний

Проверка опорных знаний  учащихся, необходимых для решения контрольных заданий.

фронтальная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос.

Актуализация опорных знаний

Проверка опорных знаний  учащихся, необходимых для решения контрольных заданий.

1.Подберите обобщающее слово.

А) Ботаника. Б) Бактериология. В) Микология.                           Г) Зоология. _________________

2. Проклассифицируйте и укажите основание классификации:желтый груздь, сенная палочка, сосна сибирская, туберкулёзная палочка, одуванчик лекарственный, мухомор пантерный, трутовик окаймлённый, белый гриб.___________________________________________

_______________________________________________

3.Грибы очень разнообразны.. 1. Какие существуют грибы?

4.Грибники знают, что белые грибы чаще всего можно встретить вблизи берёз, сосен, елей , маслёнок- с сосной, рыжик с елью, подосиновики- в осинниках. Вопрос: Каким образом можно доказать, что между определёнными видами устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму?

или «Шампиньоны и вёшенки научились выращивать           ( рисунок 47,48 с.76 учебника) на соломе, на навозе, на обрезках стволов спиленных лиственных деревьев. Вопрос:  Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?

  Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское изобретение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Вопрос. 1.Что общего у грибов и животных? (отсутствие в клетках пластид; неспособность к фотосинтезу; по способу питания- гетеротрофы; содержание в клеточной стенке хитина).

2.Что общего у грибов и растений? (Неподвижный образ жизни, питание растворимыми органическими веществами, наличие прочных клеточных стенок, способ размножения- спорами, верхушечный и неограниченный рост ).

2.Грибы очень разнообразны. Вопрос. 1. Какие существуют грибы?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников.

Вопросы учителя.

IV. Контроль знаний

тест по вариантам

тематический практикум.

Контролирую работу учащихся.

Контрольная работа составлена на основе изученного материала и представлена тестовым заданием с выбором одного ответа, задания с развёрнутым ответом.

Для учащихся VII вида- тематический практикум.

ТЕСТ. Вариант 1.

Укажите правильный ответ

1.Грибы относятся к растениям

А. Да.   Б. Нет.

2. Гифами называют

А. Шляпку. Б. Пенёк. В. Плодовое тело. Г. Грибницу.  

3.В клетках грибов..

А. Отсутствует ядро. Б. Имеется одно ядро. В. Имеется несколько или много ядер.

4.Плесневые грибы…

А. Имеют плодовое тело.  Б. Имеют только грибницу.

5.Споры у плесневых грибов образуются…

А. В шляпке.  Б. На кончиках некоторых нитей грибницы.

6.Белый налёт плесени мукора становится через некоторое время черным, потому что

А. с возрастом в его грибнице образуются вещества чёрного цвета;

Б. на концах нитей грибницы образуются чёрные головки со спорами;

В. нити грибницы погибают и отмирают, становясь черными.

7. Корни деревьев и нити грибницы  (гифы) многих шляпочных грибов образуют:

А. мицелий.  Б.микоризу.

8.Укажите правильную последовательность развития шляпочного гриба подберёзовика.

А)образование микоризы с корнем берёзы;

Б)образование плодового тела;

В) прорастание споры;

Г)развитие грибницы.

Д) распространение нового поколения спор.

Ответ

1

2

3

4

5

ТЕСТ. Вариант 2.

Укажите правильный ответ

1.Грибы относятся к животным

А. Да.   Б. Нет.

2. В клетках грибов содержатся хлоропласты

А. Да Б. Нет.  

3.Споры у шляпочных грибов образуются…

А. На кончиках некоторых нитей грибницы. Б. В шляпке.

4.Плесневые грибы…

А. Имеют плодовое тело.  Б. Имеют только грибницу.

5.Споры у плесневых грибов образуются…

А. В шляпке.  Б. На кончиках некоторых нитей грибницы.

6.Зелёный  налёт на подгнивших плодах лимона - это

А. результат деятельности дрожжей, обитающих на поверхности плодов;

Б. плесневый гриб мукор;

В. плесневый гриб пеницилл.

7. К какой группе грибов относится мукор?

А. плесневым.  Б.шляпочным.  В. дрожжевым.

Г. паразитарным..

8.Укажите правильную последовательность развития гриба- трутовика на берёзе.

А)образование нового поколения спор;

Б)образование плодового тела;

В) попадание споры на рану на стволе дерева ;

Г).прорастание споры;

Д) распространение нового поколения спор.

Ответ

1

2

3

4

5

Выполняют задания

Демонстрируют внимательность, сосредоточенность, умение определять причинно- следственные связи между известным и что нужно найти

Тестовые задания

V Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Проверка предметных знаний – обмен технологическими картами.

2. Результаты тестирования.

Слушают учителя.

Взаимопроверка.

Осуществляют контроль знаний и  их коррекцию.

Устные ответы

VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями и их коррекция.

Закрепляющая беседа

  1. Прочитайте цель урока и самостоятельно оцените степень её достижения.
  2. Какие затруднения возникли у вас в ходе работы на уроке?
  3. Оцените свою работу на уроке: «Отлично», «хорошо», «плохо» .

Оценка вашей работы учителем, анализ работы, комментарий оценок

осуществляют самоанализ

Осуществляют контроль знаний и  их коррекцию.

письменный и устный ответы

Задание на дом.

1.Выполнили все задания без ошибок - можете выполнить творческое задание ( смотри ниже);

2. Иногда испытывали затруднения в работе и допускали ошибки -  повторите тему по учебнику.

3. Творческой задание:

Придумайте и запишите загадки о грибах ( с отгадками).

выбор задания

читают задание. Задают уточняющие вопросы.

наблюдение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме "Уроки здоровой еды"

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».

Обобщающий  урок  обществознания  по  теме  "Общество  и  человек"  проводится  с применением  обучающих  структур  сингапурской  техно...

Конспект обобщающего урока по математике в 6 классе. Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона.

Конспект  обобщающего урока по математике  в  6 классе.Урок посвящается юбилею В.П. Рочева – выпускника школы, олимпийского чемпиона....

Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»

Конспект обобщающего урока геометрии  в 9 классе по теме: «Метод координат»Продолжительность урока 45 минут.В классе 23 ученика.Группа А (9ч)  – слабый уровень развития устной и письменной р...