"Стебель, его строение и значение".
презентация урока для интерактивной доски по биологии (6 класс) по теме

Суркова Ольга Николаевна

Урок с применением медиа технологий. Архив содержит презентацию и сценарий урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В деревьях музыки избыток,

Певучесть в мнениях немых,

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов…

Л.Н. Вышеславский, «Ветки».

Урок: «Стебель. Его строение и значение».

Цели и задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

Материалы и оборудование: поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, лупы, таблички с терминами, магнитная и интерактивная доски, муляж поперечного среза ветки липы.

Сценарий урока:

1.  Организационный момент. (Приветствие класса).

2.  Проверка домашнего задания. (Учитель предлагает двум ученикам у доски выполнить задания):

—   соединить стрелками ткани и соответствующие им функции;

рост

основная ткань

защита

покровная ткань

механическая ткань

образовательная ткань

накопление веществ

прочность

—   составить рассказ, используя ключевые слова. (Слова могут быть напечатаны на табличках и закреплены на магнитной доске. Учащийся может изменить порядок слов по своему усмотрению).

Лист…устьица… газообмен… углекислый газ и кислород…дыхание…образование органических веществ…выделяется…удаляется…свет…темнота…

(Всему классу предлагается выполнить задание):

—   в следующих предложениях найдите ошибки и исправьте их.

1)  Кожица пропускает свет внутрь листа, так как она располагается снаружи (прозрачная).

2)  Мякоть листа образована механической тканью (основной).

3)  Механическая ткань придает листу сочность (прочность).

4)  Простые листья имеют одну листовую пластинку (нет ошибок).

5)  Осевая часть побега — лист (стебель).

6)  Пара замыкающих клеток и щель между ними — это жилка (устьице).

3.  Изучение нового материала. (Используется подготовленная учителем презентация)

Слайды 1, 2, 3.

На доске появляются две стрелки —

После небольшой паузы объявляется тема урока (Слайд 2) и вопросы, решаемые в процессе изучения материала (Слайд 3).

—   Почему стебель можно сравнить с дорогой двустороннего движения?

—   Какое он имеет строение?

—   Где у дерева «паспорт»?

—   Узнаем, зачем растениям стебель?

Слайды 4, 5.

На примере рисунков и фотографий рассказывается о разнообразии стеблей по форме, по размерам и т. п. Говорится, что стебли бывают зеленые, древесные и т.д.

Слайды с 6 по 9.

Рассматривается внутреннее строение стебля.

По мере объяснения нового материала идет работа с натуральными объектами (спилы ветвей) и текстом учебника. Для закрепления изучаемого материала, учащимся предлагается составить схему строения стебля, глядя на появившийся рисунок (Слайд 6). Ученики на магнитной  доске расставляют  по порядку таблички с названиями слоев стебля, начиная с наружного.

кора (пробка, луб) — камбий — древесина — сердцевина

Предлагается ответить на вопросы:

—   Какой слой самый толстый? (древесина)

—   Какой слой самый тонкий? (камбий)

—   Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)

—   Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)

—   Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)

—   Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора).

Слайд 10.

Чтобы не «одревеснела» спина надо сделать физкультминутку.

Физкультминутка « Узнай своих». Класс условно делится на две команды «Луб» и «Древесина». Учитель называет части луба и древесины в произвольном порядке. Команды приседают под «свои» части.

Называемые части: пробка; луб; сосуды; ситовидные трубки; трахеиды; древесные волокна.

Слайд 11, 12.

Как можно узнать возраст побега или дерева в целом? Рассказ о годичных кольцах, их образовании, толщине. Работа с поперечными спилами 5-10 годичных веток деревьев.

Слайд 13.

Сердцевина стебля. (Заполнена основной тканью. Запасающая функция) Строение, значение.

Слайд 14.

Опыт, доказывающий перемещение воды и минеральных веществ по сосудам древесины.

Слайд 15.

Опыт, доказывающий перемещение органических веществ от листьев по ситовидным трубкам луба.

Таким образом, мы подошли к вопросу: Зачем растениям стебель? На доске с начала урока заготовлены таблички и перевернуты. По мере ответа учащихся открывается названная функция.

4.  Закрепление материала. (Учащимся предлагается выполнить несколько заданий).

—   Составьте синквейн к понятию стебель.

Пример синквейна: (правила составления синквейна [7])

1)  Стебель

2)  Зеленый, древесный.

3)  Проводит, держит, запасает.

4)  Является осевой частью побега.

5)  Орган.

—   Объясните поговорки.

1)  Не бывает древесины без коры.

2)  Где кора отлупилась, там козявкин дом.

3)  И у молодого деревца есть сердцевина. [3]

—   На доске написано слово СТВОЛ.

1)  Как из ствола без единого инструмента быстро сделать очень нужный предмет мебели? (СТОЛ)

2)  Какого животного можно обнаружить в стволе любого дерева? (ВОЛ) [3]

—   Отгадайте загадки.

Паренек синеглаз

Нам рубашки припас

Был – тростинкой

Стал – простынкой. (Лен) [3]

В темном лесу зародилась

Белым холстом расстелилась. (Бумага) [3]

5.  Домашнее задание и подведение итогов.

Слайд 16. (Задание на дом).

—   Работа с терминами.

—   Изготовление наглядного пособия по материалам практической работы.

—   Творческое задание (нарисовать спилы деревьев растущих к северу от высокой каменной стены, в густом лесу, на поле) [4].

Слайд 17. (Подведем итоги).

Дополнительные сведения для учителя:

  1. Главный вид, дающий пробку – пробковый дуб. Снимают урожай пробки, примерно раз в 10 лет. На стволах амурского бархата так же образуется пробка, но худшего качества. Пятнисты и продолговаты темные штрихи, заметные на поверхности укупоренной пробки – чечевички. [1]
  2. Наружные молодые стволы древесины – заболонь. Более светлые, меньшей механической прочности, меньшей устойчивости к поражениям, старые участки древесины (ядро) – сосуды заполняются различными консервирующими веществами, пропитываются дубильными веществами, эта часть приобретает характерную окраску для данной породы. Ядровые сорта древесины – грецкий орех, каштан, дуб. Их ядровая древесина высоко ценится. [1]
  3. Сердцевина многих растений часто загнивает, т.к. содержит много питательных веществ. У злаков (губоцветных, зонтичных) разрывается, образуя полость в стебле.
  4. Запас веществ из сердцевины стебля идет на развитие листьев, поэтому весной сок многих растений сладок.
  5. Дендрохронология – наука, изучающая климатические условия в истории Земли по годичным кольцам. Так, сопоставляя древесину живых и отмерших деревьев, были реконструированы условия за 8200 лет. [2]
  6. Самое старое дерево на Земле остистая сосна (4600 лет, запад Северной Америки). Годичные кольца остистой сосны неразличимы невооруженным глазом.

Список использованной литературы, медиа и Интернет-ресурсов:

  1. Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов «Ботаника для учителя» часть 1 издательство «Просвещение»1996
  2. Э.Ф. Илларионов «Биология 6(7) класс: Поурочные разработки» -М.: Вако, 2003
  3. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова « Занимательная ботаника» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999
  4. А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс » - М.: Вако, 2005
  5. За основу взята презентация «Строение стебля» Лебедев С.Н.  электронное приложение к методическому пособию «Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс» М: Глобус, 2008- 108 с.- (Современная школа)
  6. Фотография слайда 5 взята с Интернет-ресурса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000212-1000-4ddd-4839-300046b326a0/091.jpg
  7. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. 9 класс » - М.: Вако, 2006-464 с.

опорная

Проводящая

(транспортная)

запасающая

фотосинтезирующая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение побега.

Презентация к уроку биологии в 6 кл с применением интерактивной доски....

Урок биологии в 6 классе по теме: Стебель, его строение и функции.

Урок с использованием образовательных структур Сингапура.Цель: познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Задачи: раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и вып...

Стебель, его строение и значение

Конспект урока по в разделе Органы растений программа по Пономаревой...

Тест по теме «Стебель. Строение и значение»

Тест по теме «Стебель. Строение и значение» в двух вариантах. Курс" Биология. 7 класс" УМК  И. Н. Пономаревой...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...

Проверочные задания по теме «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»

Проверочные задания на отработку материала «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»...