Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс насекомые"
статья по биологии (7 класс) по теме
В тексте даны различные задания (Тест, биологические задачи, вопросы) для индивидуальной и групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_kontrolno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бреклева Марина Борисовна
МОУ Яхромская сош №3
7 класс Контрольно-обобщающий урок по теме « Класс Насекомые».
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Насекомые»
задачи:
- образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся о приспособленности насекомых к среде обитания, о значении в природе
- развивающие: продолжить формирование умений
решать проблемные задачи,
работать с коллекцией насекомых,
проводить анализ,сравнение
- воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учебе,
осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: карточки-задания, коллекция насекомых, иллюстрации различных видов насекомых.
1. Организационный момент.
2. Фронтальная работа. Тест «Класс Насекомые».
А) все неправильные суждения исправить так, чтобы они были верными;
Другой вариант: решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение, на ваш взгляд, правильное – поднимите жёлтый кружочек, если вы с суждение не согласны – зелёный.
1. Пауки, как вши и блохи – бескрылые насекомые.
2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.
3. Насекомые живут не только на суше, но и в воде.
4. У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев.
5. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 3 или 2 простых глазка.
6. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков.
7. Усики насекомых – органы обоняния.
8. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие.
9. Бабочка-капустница питается нектаром цветов.
10. Насекомые, за редким исключением, раздельнополые.
Б) используя лист с тестом, составить характеристику насекомых.
Выберите 1 правильный ответ.
1. Зачем кузнечику «сабля»?
а) для «сражений», б) для откладки яиц, в) для красоты.
2. На кого похожа медведка?
А) на медведя, б) на саму себя, в) на крота.
3. Чем комар может быть полезен?
А) опылением растений,
Б) служит пищей рыбам,
В) только вреден.
4. Ухаживают ли с «пряниками» у насекомых?
А) иногда, б) обычное явление, в) у них это не принято.
5. Зачем слепню цветное зрение?
А) для художественного восприятия мира,
Б) чтобы голова не кружилась,
В) чтобы пищу и воду отыскивать.
6. Есть ли шестиногие львы?
А) да, б)только четвероногие, в) нет.
7. Зачем бабочкам инфракрасные лучи?
А) для ориентации в полете,
Б) для поиска пищи,
В) для разогревания крыльев.
8. Почему у стрекозы усы маленькие?
А) чтобы «лицо» не портить,
Б) потому что глаза большие,
В) плохо растут.
9. Почему шмели лохматые?
А) чтобы походить на медведя,
Б) чтобы отличаться от пчёл,
В) чтобы было потеплее.
10. Для чего сверчок стрекочет?
А) для нашего удовольствия,
Б) для удовольствия сверчихи,
В) сам не знает, для чего.
11. Для чего моли шёлк?
А) для постройки дома,
Б) для передвижения,
В) для питания.
12. Зачем майскому жуку газоанализатор?
А) для поиска пищи,
Б) для поиска подруги,
В) для ориентации на местности.
Ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – б , 9 – в, 10 – б, 11 – а, 12 – а.
3. Слово учителя.
4. Работа в группах «Насекомые защищаются».
Группа 1. Предостерегающая, или предупреждающая окраска.
Коллекции «Божья коровка», «Клоп-солдатик», «Колорадский жук».
Группа 2. Мимикрия.
Группа 3. Покровительственная окраска.
Коллекции «Бабочка-крапивница», «Щавелевый клоп», «Кузнечик».
Группа 4. Охранительное сходство.
Коллекции «Гусеница пяденицы», «Палочник».
Группа 5. Другие приспособления.
Коллекция «Комнатная муха».
5. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова.
1. Насекомые имеют покров - …
2. Крыльев у насекомых - …
3. Насекомые имеют отделы тела - …
4. Глаза у насекомых - …
5. Развитие у насекомых - …
6.Насекомые имеют усиков - …
7. Кровеносная система насекомых - …
8. Все насекомые - …
9. Нервная система насекомых - …
10. Выделительная система насекомых - …
6. Индивидуальная письменная работа (один вопрос на учащегося, группа получает конверт с вопросами).
Группа 1.
1. Каковы особенности строения рабочей пчелы?
2. Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчёл?
3. Кто такие наездники, каковы их особенности и значение в природе?
4. Как устроен муравейник, каков состав муравьиной семьи?
5. Каково значение перепончатокрылых в природе и жизни человека?
Группа 2.
1. В чём особенности строения комнатной мухи и её личинки, каковы их сходства и различия?
2. В чём сходство и различия малярийного комара и комара-пискуна?
3. Какие представители отряда двукрылых являются вредителями сельского хозяйства? Каковы меры борьбы с ними?
4. Какие представители двукрылых приносят пользу человеку и в чём она заключается?
5. Что такое гнус? Какое он имеет значение?
Группа 3.
1. Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жесткокрылые?
2. Какие представители отряда жесткокрылых являются помощниками человека?
3. Какие представители отряда жесткокрылых являются вредителями сельского хозяйства, каковы меры борьбы с ними?
4. Каковы особенности размножения и развития представителей отряда жесткокрылых?
5. Почему майского жука и паука-крестовика относят к разным классам, но одному типу?
Группа 4.
1. Каковы особенности строения представителей отряда прямокрылых и каково их значение в природе?
2. Каковы особенности строения и значение представителей отряда Клопы и Равнокрылые?
3. Каковы особенности развития насекомых с неполным превращением?
4. Каковы особенности строения комнатной мухи? Каковы меры борьбы с ней?
5. Каковы особенности внешнего строения жуков, где они обитают?
Группа 5.
1. В чём сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?
2. Какую пользу человеку приносит тутовый шелкопряд?
3. Каково значение чешуекрылых в природе?
4. Какие представители отряда чешуекрылых являются вредителями сельского хозяйства. Каковы меры борьбы с ними?
5. Ночные и дневные бабочки. В чём заключаются их различия?
7. Биологические задачи (устно после обсуждения в группах).
1. Лес даёт пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокоеды. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?
2. У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением надкрылий друг о друга. Комариный писк возникает от движений крыльев. Каково назначение данных сигналов, которыми так щедро наградила природа своих обитателей?
3. Когда солнце слабо светит, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся боком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают брюшко кверху. Объясните поведение животных в разных погодных условиях.
4. Большое впечатление на нас производят прыжки блохи. Насекомое длиной всего 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от стартовой площадки до места приземления достигает 35 см.Подсчитайте, на какую высоту мог бы прыгнуть человек, рост которого 170 см. как далеко мог бы прыгнуть человек, если бы он был таким же прыгуном, как блоха?
Ответ: 80 м в высоту, 136 м в длину.
5. Чтобы выработать 100 г мёда, пчела должна посетить примерно 1 000 000 цветков. Чтобы собрать 1 кг мёда, пчеле нужно принести 120-150 тыс. взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько км необходимо пролететь пчеле, чтобы собрать 1 кг мёда?
Ответ: 1 взяток-3 км, на 1 кг – 120-150 тыс. взятков, она пролетит от 360 до 450 тыс. км.
8. Охрана насекомых. презентация
Домашнее задание: повторить «Тип Членистоногие», творческие задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.
Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...
План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "
План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....