Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого». | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
09.12 . Биология. 8 класс.
Тема: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Цель: Выяснить особенности строения насекомых, их специфические свойства, роль в природной среде и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- формирование познавательных интересов и мотивов;
-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы;
-формирование целостного научного мировоззрения;
-формирование бережного отношения к природе.
Метапредметные :
Познавательные (П):
-выдвигать гипотезу;
-давать определения понятиям;
-классифицировать объекты;
-делать выводы и заключения;
-участвовать в совместной деятельности (работа в паре, малых группах);
-выделять главные и существенные признаки понятий;
-составлять описание объектов;
-осуществлять поиск и отбор информации;
-выявлять причинно-следственные связи;
-вступать в диалог с учителем;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные (Р):
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;
-оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Коммуникативные (К):
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
-местообитание насекомых;
-приспособленность насекомых к разным средам обитания;
-внешнее и внутреннее строение насекомых
-сравнивать между собой классы типа Членистоногие;
-объяснять причину процветания класса Насекомые на Земле;
-выполнять лабораторную работу;
-фиксировать результаты наблюдений, делать выводы;
-соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Ход урока
- Организационный момент. (2 мин).
2.Проверка домашнего задания
Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с основными классами Типа Членистоногие. Это классы?
Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.
Учитель. Проверку д/з мы проведем в виде биологического диктанта.
Учащиеся 1 варианта выписывают признаки класса паукообразных, учащиеся 2 варианта выписывают утверждения класса ракообразных.
- Кутикула содержит твердый хитин, придающий прочность.—р
- Две пары усиков на голове. –р
- Первые наземные животные, покорившие сушу. –п
- Имеют трахеи и легочной мешок.—п
- Пищеварение происходит вне организма. –п
- Три пары членистых конечностей. –н
- Дышат с помощью кожных жабер. –р
- Имеется одна или две пары крыльев. ---н
- Питаются мелкими или уже разлагающимися организмами. –р
- К головогруди прикреплены хелицеры и педипальпы. --п
Ответы : ракообразные—1,2,7,9
Паукообразные: --3,4,5,10
(взаимопроверка, оценка)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Кто заметил лишние утверждения в диктанте? Какие?
Каких организмов характеризуют лишние утверждения?
Что это за животные? … кому известны эти существа?
Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, лесах, в общем, везде.
Учитель. Правильно, это насекомые. (слайд 2). Записываем тему урока
Какому царству, типу, классу, они относятся?
Учащиеся: Царство животные, тип Членистоногие, класс Насекомые.
Вопрос. За что они получили такое название?
- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.
Учитель: Наука – изучающая насекомых называется энтомология.
4.Изучение нового материала. (30 мин)
На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя,
И качался в такт цветок,
Свой зеленый стебелек
Стройно наклоняя.
Учитель. Представили себя на лугу, среди этой красоты?
По исследованиям ученых на каждого человека приходится по 250 млн. насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых.
Как вы думаете, почему насекомые - самая процветающая группа организмов на Земле? (Предположения учащихся).
Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно сделать?
Учащиеся: Изучить внешнее и внутреннее строение насекомых.
Для изучения внешнего строения, выполним лабораторную работу, в ходе которой вы продолжите заполнять начатую на прошлых уроках таблицу
Общая характеристика типа Членистоногие
характеристика | Ракообразные (30-35тыс. видов) | Паукообразные (36 тыс. видов) | Насекомые (более 1млн. ви-дов) |
Среда обитания | Водная, наземно-воздушная, организменная | наземно-воздушная, водная, организменная | наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная |
Части тела | Головогрудь и брюшко | Головогрудь и брюшко | Голова, грудь и брюшко |
Количество ходильных ног | 5 пар членистых конечностей | 4пары членистых конечностей | 3пары членистых конечностей |
Наличие крыльев | нет | нет | 1или2пары |
Количество усиков | 2пары | нет | 1пара |
Органы зрения | 2сложных глаза | 8простых глаз | 2сложных глаза |
Скелет | Наружный хитиновый панцирь | Наружный хитиновый панцирь | Наружный хитиновый панцирь |
При выполнение лабораторной работы не забываем про технику безопасности
Цель: выявить особенности внешнего строения насекомого.
задания.
- Определите, из каких отделов состоит тело насекомого. Рассмотрите голову насекомого, сколько усиков? Сколько глаз? Какие они? Определите по таблицам и рисункам (стр.118) тип ротового аппарата.
- Рассмотрите грудь насекомого. Определите количество ног, их расположение.
- На спинной стороне найдите крылья. Сколько их? Какие они? Чем отличаются пары крыльев?
- Рассмотрите брюшко насекомого. Есть ли конечности на брюшке? С помощью лупы найдите дыхальца.
- Перечислите характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих. Чем насекомые отличаются от других членистоногих?
5.Первичное закрепление знаний.
Так как вы ознакомились с внешним строением насекомых, докажите, что они относятся к типу Членистоногих (членистые конечности, тело разделено на отделы, хитиновый покров)
Чем насекомые отличаются от паукообразных? (тело разделено на три отдела, есть крылья, три пары конечностей)
А что можно сказать о ротовых аппаратах насекомых? Чем определяется такое разнообразие ротовых аппаратов?– ( строение ротового аппарата определяется способом питания и видом пищи)
У насекомых разнообразны и конечности. Как вы думаете, почему? Это результат приспособления к …передвижению по различным поверхностям
Физкульминутка БАБОЧКА
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела
Итак, мы переходим к изучению внутреннего строения насекомых.
Учащиеся делятся на группы получают пакеты с карточками-заданиями по изучению одной из внутренних систем насекомых и готовятся по своему вопросу.
Задание. Каждая группа изучает свою систему органов и отвечает на вопрос:
В чём сходство и различия в строении систем внутренних органов у паукообразных и насекомых?
Изучив информацию по странице 119-120 заполняем таблицу.
Система органов | Органы | Функции |
Система органов дыхания | ||
Кровеносная система | ||
Пищеварительная | ||
Нервная система | ||
Выделительная система | ||
Половая система |
Каждая группа рассказывает всему классу о системе органов данной в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания, указывают на черты сходства и отличия с паукообразными.
Пример: 1. задание – по изучению кровеносной системы насекомых, цепочка терминов – незамкнутая кровеносная система - гемолимфа – перенос питательных веществ – трубковидное сердце .
(Работа с понятием гемолимфа)
2. Задание по изучению дыхательной системы
Трахеи – дыхальца – доставка кислорода – удаление углекислого газа
3.Задание по изучению пищеварительной системы
Ротовая полость – зоб – слепозамкнутые выросты между желудком и средней кишкой – переваривание пищи – всасывание
4.Задание по изучению нервной системы
Головной мозг – окологлоточное нервное кольцо – брюшная нервная цепочка – органы чувств
5.Задание по изучению выделительной системы
Мальпигиевы сосуды – жировое тело – выделение продуктов обмена веществ
6.Задание по изучению половой системы
Раздельнополые – внутреннее оплодотворение- яичники и яйцеводы- семенники, семяпроводы, непарный семяизвергательный канал, - яйцеклад
А теперь давайте выявим особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных. Для этого посмотрите на таблицу, в которой некоторые ячейки не заполнены, проанализируйте и заполните их
Характеристика класса насекомых
Признак животного | Особенности класса насекомых | Биологическое значение признака |
Движение | Крылья, разнообразные конечности | Способность к полету и передвижению по различным поверхностям, что способствовало широкому распространению |
Деление тела на отделы | Три отдела тела: голова, грудь, брюшко | Некоторая подвижность головы |
Способ питания | Разнообразное строение ротовых органов | Возможность использовать разнообразную пищу |
Ориентация в окружающей среде | Наличие развитых органов чувств | Способность находить пищу, обнаруживать врагов |
Размеры тела | Небольшие размеры | Возможность заполнения недоступных для других мест обитания |
Способ дыхания | Трахейная система | Потребление для дыхания атмосферного кислорода |
Развитие нервной системы | Развитие «головного мозга», брюшная нервная цепочка | Наличие более сложных рефлексов |
Вывод: Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать составной частью экосистем суши, пресных вод, почвы.
Вариант 2.
Выберите верное утверждение.
1.Ротовой аппарат насекомых различается по строению, в зависимости от способа питания.
2. На голове находятся несколько простых глаз.
3. Конечности у насекомых состоят из члеников.
4. Мышечная система насекомых, по сравнению с другими членистоногими проще устроена.
5. Трахеи пронизывают все тело насекомого.
6 . Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые
7.Крылья, 1 или 2 пары, находятся на сегментах груди
8. Крылья – это складки стенки тела.
9. Головной мозг у насекомых состоит из трех участков – переднего, заднего и среднего.
Информация для учителя. 1,3,5,7,8,9,
Вариант 1.
Тест
1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое
2.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) три пары в) две пары
3.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки
4. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке
5.Крылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди
6. Покровы тела насекомых: а)известковый б) хитиновый в) костный
7.У насекомых: а) сложные и простые глаза б) только сложные глаза в) только простые глаза
Самопроверка . Ответы:1-б 2-б, 3-в, 4-в, 5-в, 6 -б, 7-а
Оценка. Суммируется оценка двух тестов, ставится средняя арифметическая.
Урок близится к концу, я хочу чтобы вы высказали свое мнение по поводу сегодняшнего урока.
6.Рефлексия
Ребята, закончите предложение: Сегодня я узнал, что…
Мне было интересно….
Мне не понравилось….
7.Информация о домашнем задании.
Параграф 25 №1-5-в тетради на печатной основе.
"Задачи мира насекомых" (Слайд 21)
Большое впечатление на нас производят прыжки блохи. Насекомое длиной всего 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от стартовой площадки до места приземления достигает 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см. как далеко мог бы прыгнуть человек, если бы он был таким же прыгуном, как блоха? (Если бы человек был таким прыгуном, как блоха, он мог бы прыгать на 113 метров в высоту и на 198 метров в длину.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...
Лабораторная работа: изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений. 6 класс. Биология.
Лаборатоная работа составлена в соответствии с УМК И.Н. Пономаревой....
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».
Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....