Урок биологии в 8 классе по теме "Гигиена дыхания"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данный урок проводится как обобщающий по теме "Дыхание".
Цель:
Обучающая: дать понятие о заболеваниях органов дыхания и их предупреждении; убедить учащихся в необходимости соблюдения норм гигиены
Развивающая: на основе имеющихся знаний сделать анатомо-физиологические обоснования основных правил гигиены дыхания;
Воспитательная: раскрыть значение правильного дыхания; сформировать представление о вредном воздействии курения на органы дыхания и на организм в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_dyhaniya.rar | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по предмету
Предмет: биология
Уровень образования: общеобразовательный
Тема: Гигиена дыхания
Тип урока: обобщающий
Форма проведения урока: комбинированный
Время проведения: декабрь
Участники: 8 класс
Цель:
Обучающая: дать понятие о заболеваниях органов дыхания и их предупреждении; убедить учащихся в необходимости соблюдения норм гигиены
Развивающая: на основе имеющихся знаний сделать анатомо-физиологические обоснования основных правил гигиены дыхания;
Воспитательная: раскрыть значение правильного дыхания; сформировать представление о вредном воздействии курения на органы дыхания и на организм в целом.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.
Познавательные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли; определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Коммуникативные УУД: Общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, саморегуляция, оценка
Личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация
Основные понятия: гигиена, правила дыхания, экологическая обстановка
Межпредметные связи: химия, экология
Ресурсы: Приложение 5
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Эпиграфом урока будет поговорка «Это нам нужно как воздух». Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни» А что такое дыхание? Дыхание – синоним жизни. Каким воздухом человек должен дышать? Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Почему? | Проблемный вопрос: Зачем человеку необходим воздух? Для дыхания. Учащиеся перечисляют все что ассоциируется со словом дыхание (корзина идей) | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии | Всегда ли человек может дышать полной грудью? Почему нарушается работа органов дыхания? Задание «Проверь себя» Слайд 1,2 Задание «Закончи предложение» Слайд 3,4 | Ответы учащихся. Учащиеся называют причины нарушения работы органов дыхания.
| Познавательные Регулятивные |
Выявление места и причины затруднения | Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5 Сформулируйте цели нашего урока. Слайд 6 Таблица №1 (Приложение 1) Как влияют на организм человека возможные компоненты воздуха в помещении? | Формулируют тему урока «Гигиена дыхания». Доказать, что дыхание – это жизнь Сообщение учащегося Подсчитано, что в 1м3 воздуха школьного класса до начала занятий находится 2600 микробов, а к концу занятий первой смены их количество достигает 13500! Линолеум, краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, телефаксы, ксероксы, сканеры – словом всё, чем окружает себя современный человек, выделяют вреднейшие вещества. Это - углекислота, метан, аммиак, альдегиды, кетоны, угарный газ и др. Вредные вещества поступают в окружающий нас воздух из лёгких при дыхании (149 веществ), а также с поверхности кожи, с испарением пота (271 вещество). Работают с таблицей №1. Ответы учащихся Работа всех систем организма человека зависит от того, каким воздухом он дышит не только на улице, но и в помещении. Слайд №7,8 Подсчитано, что в 1м3 воздуха школьного класса до начала занятий находится 2600 микробов, а к концу занятий первой смены их количество достигает 13500! Линолеум, краска и лак, которыми покрыты стены и мебель, пластик, синтетические ковры, телевизоры, компьютеры, телефоны, телефаксы, ксероксы, сканеры – словом всё, чем окружает себя современный человек, выделяют вреднейшие вещества. Это - углекислота, метан, аммиак, альдегиды, кетоны, угарный газ и др. Вредные вещества поступают в окружающий нас воздух из лёгких при дыхании (149 веществ), а также с поверхности кожи, с испарением пота (271 вещество). Приложение 1 Мало того, что каждое из этих веществ само по себе очень вредное, они же ещё перемешиваются, образуя страшные для всего живого воздушные коктейли. Загрязнение воздуха жилых помещений велико. Исследования свидетельствуют, что концентрация токсических веществ в воздухе квартир нередко достигают такой степени, что у людей развиваются заболевания верхних дыхательных путей, бронхиты, аллергические состояния. Американские учёные установили, что от болезней возникающих в результате влияния токсических веществ, находящихся в воздухе жилых помещений и учреждений, в США ежегодно умирают десятки тысяч людей. Кроме этого в воздухе помещений много частичек пыли. | Познавательные |
Построение проекта выхода из затруднения | Что же необходимо делать, какие меры по очищению воздуха необходимо предпринять? Даже В. Маяковский выразил это так: «Нельзя человека закупорить в ящик жилище проветривай лучше и чаще». Комнатные растения просто незаменимы. Какие растения должны быть в каждом доме? Слайд 9,10 О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно.… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман.… Пейте только проточный воздух.…Держитесь в своей болезни политики открытых дверей» http://festival.1september.ru/articles/313186/ Каким воздухом мы дышим? Достаточно ли он чистый? В нашей стране в настоящее время экологическая ситуация чрезвычайно сложная. Во многих крупных городах предел допустимой концентрации вредных веществ, превышает норму в несколько раз. Давайте выясним чистый ли воздух в нашей области? Какова экологическая обстановка в Липецкой области? Послушаем сообщение. | Ответы учащихся: проветривать помещения, делать влажную уборку, сажать комнатные растения Сообщение учащегося Приложение 2 Сообщение учащегося. Экологическая ситуация в Липецкой области достаточно сложная. Основные стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха области (предприятия чёрной металлургии, машиностроения, металлообработки и химической промышленности) расположены в городах Липецк, Елец, Данков, Усмань и Грязи. Наиболее часто повышенный уровень загрязнения воздуха связан с такими веществами, как оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, формальдегид, углеводороды. Четвёртая часть крупных источников загрязнения атмосферного воздуха области сосредоточена в Липецке. г. Липецк относится к самым неблагополучным территориям области. В структуре заболеваемости среди всех возрастных групп первое ранговое место занимают болезни органов дыхания. Среди детского населения на 20,9% увеличилось количество детей страдающих бронхиальной астмой; на 28,9% - хроническими болезнями миндалин и аденоидов; в 1,8 раза – пневмониями.) http://protown.ru/russia/obl/articles/2747.html | Регулятивные Познавательные |
Реализация построенного проекта | Какова обстановка в нашем городе? В связи с увеличением количества автотранспорта, атмосферный воздух загрязнён выхлопными газами автомобилей. Слайд №11 Как они влияют на дыхательную систему? К чему это приводит? Академик В. П. Петленко, подчёркивая значение дыхания, приводит древнее изречение: «Ум – властелин чувств, а дыхание властелин ума». Как вы это понимаете? Давайте в этом убедимся. Слайд 12 Физкультминутка
Дышать нужно через нос. Почему необходимо дышать через нос? Постоянное соприкосновение органов дыхания с окружающей средой делает их уязвимыми в отношении многих заболеваний. Больной человек при разговоре, кашле и чихании разбрызгивает капли слюны и слизи дыхательных путей, содержащие болезнетворные микробы, и таким путём может заразить других людей. Такие заболевания как грипп, туберкулёз, ОРВИ и другие передаются воздушно-капельным путём. Назовите, какие это заболевания? Чем опасны эти заболевания? Как их можно предупредить? Каковы профилактические меры? Однажды мудрый старец, увидев, как торговец расхваливает листья табака, сказал людям: «Этот «божий» лист приносит человеку огромную пользу: к курящему в дом не войдёт вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». И после пояснил свои слова: «Вор не войдёт в дом курящего потому, что тот будет всю ночь кашлять, собака не укусит его, потому что он ослабнет и будет ходить с палкой, и, наконец, он не состарится, ибо умрёт молодым!» В чём же вред курения? Слайды 16-21 О чувствах человека, оставившего эту дурную привычку, прекрасно сказал В. В. Маяковский: | Работают с таблицей «Влияние составных частей выхлопных газов автотранспорта на органы дыхания» Это приводит к возникновению ряда заболеваний. Неправильное дыхание препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к дисфункции обмена веществ, снижая общую физическую и умственную работоспособность, провоцируя быстрое утомление. Дыхательные упражнения особенно необходимы для людей с ослабленным здоровьем. Дыхание – хороший показатель в определении состояния человека. В момент напряжения, волнения, испуга дыхание становится прерывистым, частым, поверхностным. Поэтому ритмическое и успокаивающее дыхание способствует нормализации чувственно-эмоционального состояния. Ответы учащихся 1 учащийся: Слайд 13, 14 Туберкулёз – это болезнь, которая передаётся от больного человека здоровому через воздух. Обычно туберкулёз поражает лёгкие, но может быть поражение мозга, глаз, суставов, позвоночника, мочеполовой системы. Возбудителем туберкулёза является туберкулёзная палочка. Бациллы туберкулёза попадают в воздух, если больной туберкулёзом кашляет, чихает, смеётся или поёт. Это не только капельная, но и пылевая инфекция. Туберкулёзная палочка хорошо сохраняется в сырых и тёмных помещениях, а в сухих , освещённых солнцем светом местах гибнет. Основные признаки этого заболевания: Это усталость, потеря веса, может быть температура, обильное отделение пота по ночам. Симптомы туберкулёза лёгких выражаются в кашле, боли в груди или кашле с кровью. Любой человек может заболеть туберкулёзом. Около 8 млн. человек во всём мире заболевают ежегодно, а по Липецкой области – от 600 до 800 человек. Ежегодно от этой болезни умирает от 120 до 150 жителей нашей области. Количество людей, имеющих бациллу туберкулёза оценивается от 10000 до 15000 человек. Эти люди могут заболеть в будущем. Профилактика туберкулёза
Как узнать, есть ли у Вас туберкулёз?
2 учащийся: (Газета «Грязинские известия, 2011 г.) Слайд 15 Грипп – это вирусное заболевание. Вирус гриппа давно гуляет среди людей и не раз был причиной массовых эпидемий. Вирусы гриппа микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Содержатся в слизи, слюне больного человека, который при чихании и кашле рассеивает возбудителя инфекции в окружающем пространстве. Заражение происходит при вдыхании воздуха, содержащего вирусные частицы, то есть воздушно-капельным путём. Грипп очень заразен, быстро распространяется и вызывает эпидемию. Развивается грипп стремительно. Первые симптомы появляются уже через 1-2 дня с момента заражения и развивается в течение нескольких часов. Грипп может протекать легко и тяжело, с температурой и практически без неё. Чаще всего даже при небольшой температуре появляется насморк или кашель, ломит тело и ноют мышцы, накатывают приступы слабости. Можно ли предупредить грипп? (ответы учащихся) Грипп можно предупредить: 1. Сделать прививку. 2. Использовать марлевую повязку при обращении с больным. 3. При кашле и чихании следует прикрывать рот и нос платком. 4. Есть больше овощей и фруктов. 5. Закаливаться. 6. Мыть руки, и как можно чаще. Научно-исследовательский медицинский центр ВМС США провёл исследование, в ходе которого 40 тыс.участников мыли руки 5 раз в день. В результате удалось снизить частоту заболеваний дыхательных путей на 45%. 7. Проветривать помещение Люди, которые начинают регулярно курить в школьном возрасте, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще по сравнению с теми, кто начал курить в 25 лет. Табачный дым раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Длительное курение приводит к сужению голосовой щели и осиплости голоса. Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом: характерный кашель после пробуждения и отхаркивание мокроты. Снижается сопротивляемость лёгких различным инфекционным заболеваниям, в частности туберкулёзу. Табачный дёготь, в котором наиболее высока концентрация канцерогенных веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в лёгочных пузырьках, вызывая рак лёгкого. Лёгкие курильщика, умершего от рака, пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля За 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в лёгких курильщика откладывается до 6 кг сажи, 16 г табачного дёгтя. Самой грозной расплатой за курение оказывается рак лёгких. 90% умерших от этой болезни – курильщики. Влияя почти на все органы и системы органов нашего организма, курение сокращает жизнь на 10-12 лет. Не начинайте курить! Если Вы курите, незамедлительно бросьте курить! Я счастлив Я сегодня дышу как слон, походка моя легка, и ночь пронеслась, как чудесный сон, без единого кашля и плевка… Я стал определённый весельчак и остряк- ну просто – душа общества. Я порозовел и пополнел, забыл и гриппы, и кровать. Граждане, вас интересует рецепт? Открыть или… не открывать? …сообщаю: граждане - я сегодня - бросил курить. Длительное пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение. «Пассивное курение способствует развитию у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам. Риск развития рака лёгких увеличивается на 30%. | Коммуникативные Познавательные |
Первичное закрепление во внешней речи | Сформулируйте основные правила дыхания Дайте биологическое обоснование правил дыхания Слайд 22 Выскажите своё отношение к следующим ситуациям, дайте им научное обоснование: ((слайд №23) а) Что вы предпримите, если возникнет необходимость навестить своего заболевшего гриппом одноклассника? б) Пойдёте ли вы на концерт или дискотеку во время эпидемии гриппа? в) Что вы предпримите, чтобы защититься от инфекционного заражения в местах массового скопления людей? |
Учащиеся работают в парах, обсуждают ситуации. | Коммуникативные |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Используя полученные знания, дайте анатомо-физиологическое обоснование правилам гигиены дыхания. Запишите их в таблицу. Основные правила гигиены дыхания. Приложение 4 На столах лежат листы с таблицей, учащиеся её заполняют. | Учащиеся работают с таблицей, сверяют по эталону | Регулятивные Познавательные |
Включение в систему знаний и повторение | Игра «Меткий стрелок» Симптомы какого заболевания перечислены? а) Усталость, потеря веса, может быть температура, обильное отделение пота по ночам, кашель, боли в груди, кашель с кровью (туберкулёз) б) повышается температура, насморк, кашель, ломит тело и ноют мышцы, накатывают приступы слабости (грипп) в) лёгкие пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля (рак лёгкого) Итак, вернемся к эпиграфу урока. «Это нам нужно как воздух» Для чего необходим нам воздух? Какой должен быть воздух по составу? Достигли мы целей урока? Назовите факторы, негативно влияющие на дыхательную систему: слайд №25 | Учащиеся отвечают на вопросы Предполагаемые ответы учащихся
| Регулятивные |
Рефлексия учебной деятельности | Что мы узнали сегодня на уроке? Что вас удивило? VI Домашнее задание (Слайд № 26) Выучить параграф 27. Проведите самоанализ Хорошо ли ты заботишься о своих органах дыхания? Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений. Если утверждение соответствует твоему состоянию или поведению, поставьте напротив него «Да», если не соответствует – «Нет».
Подсчитайте, чего получилось больше – «Да» или «Нет»? Подумай, что тебе надо делать, чтобы улучшить состояние своих органов дыхания. Наметь программу развития и защиты своих органов дыхания. Кроме задания к следующему уроку, вы получаете задание на всю жизнь (слайд №27) | Ответы учащихся | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
Приложение 1
Таблица №1
Возможные компоненты воздуха в помещении | Влияние их на организм |
Углекислота | Расширяет сосуды мозга, повышает артериальное давление → чувство тяжести в голове, головная боль, быстрая утомляемость, дискомфорт |
Угарный газ | В больших количествах оказывает токсическое действие на организм → нарушается транспорт кислорода к тканям → возникает кислородная недостаточность |
Альдегиды Аммиак | Могут стать причиной патологических изменений внутренних органов, в первую очередь органов дыхания. Отрицательно сказываются на деятельности ЦНС → повышенная утомляемость, головная боль Воздействие аммиака усиливают другие вредные примеси в воздухе → учащение дыхания, повышение артериального давления, вялость, сонливость, раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, головная боль |
Приложение 2
(Универсальным поглотителем ядов являются спатифиллум, традесканция, сансиеверия, хризантема, алоэ.
Формальдегид поглощают различные виды фикусов, такие растения, как нефролепис, драцена.
Аспарагус поглощает частички тяжелых металлов, и способствует оздоровлению воздуха.
Пестролистая диффенбахия тоже очищает воздух от токсинов. Она хорошо живёт в комнатах, окна которых выходят на автостраду или промышленную зону.
Кактусы защищают от радиоактивного излучения.
Чемпионом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум: за 24 часа он освежает воздух более эффективно, чем специальные устройства.Это знакомое многим неприхотливое и быстро размножающееся растение поглощает не только фенол и формальдегид, но и угарный газ. Пригодится хлорофитум и в домах курильщиков – это растение весьма эффективно поглощает табачный дым. Идеальный оздоровитель воздуха, обладает бактерицидными свойствами. Если хлорофитум растёт вольготно, то, скорее всего, в воздухе вредные примеси. Это растение используется для очистки воздуха даже в космических кораблях.)
(демонстрация комнатных растений)
Приложение 3
Влияние составных частей выхлопных газов автотранспорта на органы дыхания
Углеводороды | Раздражение дыхательных путей, возникновение раковых опухолей |
Оксид углерода - СО | Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания |
Оксиды азота | Резкое раздражение лёгких и дыхательных путей (кашель) |
Озон | Хронические изменения и воспалительные процессы в лёгких |
Аэрозоль свинца | Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода |
Приложение 4
Основные правила гигиены дыхания.
Правила гигиены дыхания | Обоснование гигиенических правил |
Дышать надо глубоко и размеренно |
Вдыхать воздух надо всегда через нос |
При кашле и чихании следует закрывать рот и нос платком |
Важно бороться с пылью |
Курение вредно для органов дыхания |
Озеленять помещения и улицу |
Приложение 5
См. Презентацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...
Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"
разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...
Тест биология 8 класс Транспорт веществ .Дыхание
К уроку биологии 8 класс, тест "Траспорт веществи дыхание"...
дыхание растений. урок. биология 6 класс.
"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....
Тесты по биологии 8 класс. Болезни органов дыхания
Тесты по биологии 8 класс...
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...
Урок с он-лайн использованием Интернет-ресурсов. Биология. 6 класс. "Фотосинтез и дыхание"
Конспект и презентация урока по теме "Дыхание растений" с использованием интерактивных элементов, он-лайн просмотром видео и лаборатории.Сделан по ФГОС.Проверка и повторение фотосинтеза, введение пред...