Применени мультимедийных пособий при изучении биологии
статья по биологии по теме
Данная работа содержит рекомендации по применению мультимедийных пособий ра уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение мультимедийных пособий в изучении биологии.
МОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии Киселева С.Н.
Использование новых информационных (компьютерных) технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
- Формирование личности информационного общества
- Максимальное усвоение учебного материала
- Формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.
Компьютер для учащихся выполняет многогранные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды. При этом реализуется принцип адаптивности (приспособление содержания, уровня сложности заданий к индивидуальным особенностям учащихся), наличествует управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения учителем. Меняется и характер мотивации, её уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции.
Компьютерная технология позволяет одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.
Компьютерная технология обучения представляет комплекс унифицированных методологических, психолого-педагогических, программно-технических и организационных средств, предназначенных для интенсификации самостоятельной познавательной деятельности (учения), обучения или управления учением, а также для игрового решения учебных и практических задач.
Целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения биологии, можно разделить на программы:
- Справочные пособия по конкретным темам;
- Организация и проведение лабораторных, практических работ, экскурсий;
- Решение расчетных и экспериментальных задач
- Контроль и оценка знаний.
Использование этих программ в обучение дает:
- Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала
- Осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности
- Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию
- Осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся
- Визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране ЭВМ данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире
- Проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента
- Формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающегося.
Сейчас я хочу познакомить вас с теми мультимедийными пособиями, которые я применяю в процессе обучения учащихся.
В 2007 году издательство «Просвещение» открыла линию учебно-методических комплектов по биологии «Сферы». Многие из нас знакомы с этой линией по географии. Я хочу вас познакомить с комплектом «Биология. Живой организм» для 6 класса общеобразовательных учреждений. Итак академический школьный учебник (показ учебника).
- Данный учебник открывает линию учебно-методических комплектов по биологии «Сферы»
- Содержательно материал учебника направлен на формирование первых представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.
- Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных биологических задач и подготовке творческих работ.
К учебнику прилагается тетрадь-практикум (показ тетради).
- Тетрадь – практикум является составной частью учебно-методического комплекта «Биология. Живой организм» для 6 класса линии «Сферы».
- В ней содержатся задания для выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий, летних заданий в соответствии с новым образовательным стандартом и оформления их результатов. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с методами исследования биологии в лабораторных и полевых условиях, на экскурсиях. Последовательность лабораторных работ отвечает структуре учебника.
- Использование тетради-практикума ориентировано на применение теории знаний в практической деятельности, формирование умений наблюдать, ставить опыты, работать с микроскопом, собирать и гербаризировать растения, использовать агротехнические приемы на практике.
А также тетрадь-тренажер (показ)
- Тетрадь – тренажер является составной частью учебно-методического комплекта «Биология. Живой организм» для 6 класса линии «Сферы».
- В ней содержатся задания для самостоятельной работы учащихся в соответствии с новым образовательным стандартом. Главная особенность содержания тетради заключается в ее фиксированном формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе биологии умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях.
- Использование тетради-практикума ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, при этом выставление оценок в ней не является обязательным.
В тетради, как и в учебнике, 6 тем. В каждой теме повторяется 5 блоков заданий:
- «Решаем тесты» - поможет усвоить термины, запомнить и воспроизвести учебную информацию.
- «Работаем с текстом» - научит анализировать учебную информацию, делать выводы, добывать биологические знания не только из учебника, но и из научных статей, справочной литературы и даже из литературных произведений.
- «Изучаем и определяем» - поможет освоить главное умение биолога – научиться распознавать и определять разные виды клеток, тканей, органов, систем органов, виды живых организмов, типы природных сообществ.
- «Смотрим и думаем» - заставит задуматься над тем, что нас окружает, о причинах и следствиях явлений живой природы.
- «Сравниваем и обобщаем» - поможет научиться находить черты сходства и различия у объектов и процессов природы, делать выводы и обобщения о том, какой объект имеет более сложное строение, о причинах сходства и различия.
Каждый блок заданий включает задания разного уровня сложности, о чем можно судить по количеству расположенных около задания шариков. После выполнения заданий важно подсчитать количество шариков по каждому виду работ и сравнить его с максимально возможным, записав результат в специальных ячейках рубрики: «Подведем итоги» в конце каждой темы.
Рассмотрим одну из тем «Работа с лупой и микроскопом» (показ кадров из презентации)
Достоинства компьютерных программных средств обучения:
- Улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения
- Значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной биологии
- Наличие демонстраций тех биологических опытов, которые невозможно осуществить в школьной лаборатории или они опасны для здоровья детей
- Ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей
- Учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышает качество знаний учащихся).
Применение компьютера можно использовать в презентациях по различным темам (показ элементов презентаций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».
анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/31/picture-466622-1406808892.jpg)
Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции
В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-651231-1485332537.jpg)
«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»
Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов. Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-640123-1435599796.jpg)
Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом станов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100372-1547140136.jpg)
Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»
Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-1309186-1611747761.jpg)
Исследовательский проект на тему «Исследование эффективности изучения английского языка с применением мультимедийных средств на базе Точки Роста»
Исследовательский проект был призером на муниципальном конкурсе "Декада наук"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1429251-1666247177.jpg)
Данные учебные пособия помогут вам в изучении биологии
Это интересная презентация поможет вам в подготовка к уроку "Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека"...