Тематическое планирование 9 класс по Пасечнику
тест (биология, 9 класс) на тему
Тематическое планирование 9 класс по Пасечнику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl.tematicheskoe_planirovanie.docx | 18.39 КБ |
9.docx | 35.53 КБ |
11_profil.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по Биологии
Для 9 класса (68 часов)
Название темы | № урока | Название урока | Домашнее задание |
Введение (3 ч.) | 1 (1) | Биология – наука о жизни | §1 |
2 (2) | Методы исследования в биологии | §2 | |
3 (3) | Сущность жизни и свойств живого | §3 | |
Молекулярный уровень (6 ч.) | 1 (4) | Молекулярный уровень: общая характеристика | §1.1 |
2 (5) | Углеводы. Липиды | §1.2-1.3 | |
3 (6) | Состав, строение и функции белков | §1.4-1.5 | |
4 (7) | Нуклеиновые кислоты | §1.6 | |
5 (8) | АТФ, биологические катализаторы и другие органические соединения клетки | §1.7-1.8 | |
6 (9) | Вирусы | §1.9 | |
Клеточный уровень (12 ч.) | 1 (10) | Основные положения клеточной теории | §2.1 |
2 (11) | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро | §2.2 | |
§2.3 | |||
3 (12) | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | §2.4-2.5 | |
4 (13) | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | §2.6 | |
5 (14) | Различие в строении клеток прокариот и эукариот | §2.7 | |
6 (15) | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | §2.8 | |
7 (16) | Энергетический обмен в клетке | §2.9 | |
8 (17) | Питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Гетеротроф. | §2.10-2.12 | |
9 (18) | Синтез белков в клетке | §2.13 | |
10 (19) | Деление клетки. Митоз. | §2.14 | |
11 (20) | Обобщающий урок по разделу «Клеточный уровень» | ||
Организменный уровень (13 ч.) | 1 (21) | Бесполое размножение организмов | §3.1 |
2 (22) | Половое размножение организмов. Оплодотворение | §3.2-3.3 | |
3 (24) | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | §3.4 | |
4 (25) | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. | §3.5-3.6 | |
5 (26) | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследование признаков | §3.7 | |
6 (27) | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Кроссинговер | §3.8 | |
7 (28) | Взаимодействие генов | §3.9 | |
8 (29) | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | §3.10 | |
9 (30) | Решение задач по генетике | ||
10 (31) | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | §3.11 | |
11 (32) | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | §3.12 | |
12 (33) | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | §3.13 | |
13 (34) | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | §3.14 | |
Популяционно- видовой уровень (3 ч.) | 1 (35) | Критерии вида | §4.1 |
2 (36) | Популяции | §4.2 | |
3 (37) | Биологическая классификация | §4.3 | |
Экосистемный уровень ( 5 ч.) | 1 (38) | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | §5.1 |
2 (39) | Состав и структура сообщества | §5.2 | |
3 (40) | Потоки вещества и энергии в экосистемы | §5.3 | |
4 (41) | Продуктивность сообщества | §5.4 | |
5 (42) | Саморазвитие экосистемы | §5.5 | |
Биосферный уровень (3 ч.) | 1 (43) | Биосфера. Среды жизни | §6.1 |
2 (44) | Средообразующая деятельность организмов | §6.2 | |
3 (45) | Круговорот веществ в биосфере | §6.3 | |
Основные учения об эволюции (9 ч.) | 1 (46) | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | §7.1 |
2 (47) | Изменчивость организмов | §7.2 | |
3 (48) | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | §7.3 | |
4 (49) | Борьба за существование и естественный отбор | §7.4 | |
5 (50) | Форма естественного отбора | §7.5 | |
6 (51) | Изолирующие механизмы. Видообразование | §7.6-7.7 | |
7 (52) | Макроэволюция | §7.8 | |
8 (53) | Основные закономерности эволюции | §7.9 | |
9 (54) | Обобщающий урок по разделу «Основы учения об эволюции» | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч.) | 1 (55) | Гипотезы возникновения жизни | §8.1 |
2 (56) | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни на Земле | §8.2-8.3 | |
3 (57) | Основные этапы развития жизни на Земле | §8.4 | |
4 (58) | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое | §8.5-8.6 | |
5 (59) | Развитие жизни в мезозое | §8.7 | |
6 (60) | Развитие жизни в кайнозое | §8.8 | |
7 (61) | Обобщающий урок по разделу «Возникновение и развитие жизни на Земле» | ||
Организм и среда (4 ч.) | 1 (62) | Экологические факторы. Условия среды | §9.1 |
2 (63) | Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические ресурсы | §9.2-9.3 | |
3 (64) | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов | §9.4-9.5 | |
4 (65) | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | §9.6 | |
Биосфера и человек (4 ч.) | 1 (66) | Итоговая контрольная работа | |
2 (67) | Эволюция биосферы | §10.1 | |
3 (68) | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | §10.2-10.3 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Годовой календарный график текущего контроля по биологии
на 2011-2012 учебный год
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Контрольная работа, дата проведения | Лабораторная работа, дата проведения |
1. | Введение. | 3 | ||
2. | Молекулярный уровень. | 6 | К.р. № 1 | |
3. | Клеточный уровень. | 12 | К.р. № 2 | Л.р. № 1 |
4. | Организменный уровень. | 13 | К.р. № 3 | Л.р. № 2 |
5. | Популяционно-видовой уровень. | 3 | Л.р. № 3 | |
6. | Экосистемный уровень. | 5 | ||
7. | Биосферный уровень. | 3 | К.р. № 4 | |
8. | Эволюция. | 9 | К.р. № 5 | |
9. | Возникновение и развитие жизни. | 7 | Л.р. № 4 | |
10. | Организм и среда | 4 | ||
11. | Биосфера и человек | 4 | Итоговая |
Структура курса
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1. | Введение. | 3 |
2. | Молекулярный уровень. | 6 |
3. | Клеточный уровень. | 12 |
4. | Организменный уровень. | 13 |
5. | Популяционно-видовой уровень. | 3 |
6. | Экосистемный уровень. | 5 |
7. | Биосферный уровень. | 3 |
8. | Эволюция. | 9 |
9. | Возникновение и развитие жизни. | 7 |
10. | Организм и среда | 4 |
11. | Биосфера и человек | 4 |
Итого | 68 |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. |
2. | Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости организмов. |
3. | Лабораторная работа № 3. Изучение морфологического критерия вида. |
4. | Лабораторная работа № 4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. |
Перечень проверочных работ по модулям
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Молекулярный уровень. | Контрольная работа № 1 |
2. | Клеточный уровень. | Контрольная работа № 2 |
3. | Организменный уровень. | Контрольная работа № 3 |
4. | Эволюция. | Контрольная работа № 4 |
Содержание программы Введение в общую биологию 9 класс
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы
Тема 1.1. Молекулярный уровень (6 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (12 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа
- Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа
- Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа
- Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Лабораторная работа
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
- Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
- Изучение и описание экосистемы своей местности
Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Лабораторная работа
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (7 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа
- Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.
- В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2010.
- Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.
- Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008.
Дополнительная литература:
- Биология.9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011. – 253с.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 348с.
- ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ФИПИ. – М.: «Интеллетк-Центр», 2010. – 144с.
- П.Н. ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
- О.А. Пепеляева, и.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.
- Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
- http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
- http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по программе Пасечника В. В.
Биология. Общая биология. 11 класс
(учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М., Дрофа)
Профильный уровень- 102 часа, 3 часа в неделю.
Базовый уровень- 35 часов, 1 час в неделю.
1 . Эволюционное учение 35 часов. | |||
1(1) | Основные этапы развития эволюционных идей. | 52 | |
2 | Значение работ К.Линнея для естествознания. | 52 | |
3 | Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка.. | 52 | |
4 | Естественнонаучные предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 52 | |
5 | Возникновение эволюционного учения Ч.Дарвина и его основные положения. | 52 | |
6 (2) | Биологический вид и его критерии. | 53 | |
7 | Урок практикум. | 1.Критерии вида. | |
8 (3) | Популяции | ||
9 | Популяционная структура вида. | 54 | |
10 (4) | Генетический состав и изменение генофонда популяций | ||
11 | Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. | 55 | |
56 | |||
12 | Закон Харди-Вайнберга и условия его выполнения. | ||
13 | Наследственная изменчивость и её роль в эволюции. | ||
14 (5) | Борьба за существование и ее формы | 57 | |
15 | Борьба за существование: межвидовая и борьба с неблагоприятными факторами. | 57 | |
16 (6) | Естественный отбор и его формы. | 58 | |
17 | Творческая роль естественного отбора. Половой отбор. | 58 | |
18 | Биологическая адаптация и её относительный характер. | 58 | |
19 | Другие факторы эволюции и их характеристика: волны жизни, дрейф генов, генный поток. | ||
20 (7) | Изолирующие механизмы и видообразование. | 59 | |
21 | Микроэволюционные процессы. Аллопатрическое видообразование. | 60 | |
22 | Другие формы видообразования: симпатрическое и внезапное. | 60 | |
23 | Контрольная работа по вопросам микроэволюции. | ||
24 (8) | Макроэволюция и ее доказательства | ||
25 | Палеонтологические доказательства эволюции. | 61 | |
26 | Эмбриологические доказательства эволюции. | 61 | |
27 | Биогеографические доказательства эволюции. | ||
28 (9) | Современная система животных и растений как отображение эволюции. | 62 | |
29 | Типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция, дивергенция. | 63 | |
30 (10) | Главные направления эволюции. Ароморфоз и идиоадаптация. | 63 | |
31 | Урок практикум. | 3. Выявление основных ароморфозов у хордовых животных. | |
32 | Урок практикум. | 4. Выявление идиоадаптаций у покрытосеменных растений. | |
33 | Соотношения направлений эволюции в достижении биологического прогресса или биологического регресса. | ||
34 | Современная теория эволюции и её значение для развития естествознания | ||
35 | Контрольная работа по макроэволюционным процессам. | ||
2. Основы селекции и биотехнологии 12 часов. | |||
36 (11) | Задачи селекции и биотехнологии. Понятие сорта, штамма. | 64 | |
37 | Основные методы селекции. | 65 | |
38 | Современные направления в селекции. | ||
39 | Центры происхождения культурных растений. | 65 | |
40 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | 65 | |
41 (12) | Основные методы селекции растений. Работы И.В.Мичурина и Г.Д. Карпеченко, Н.В.Цицина.. | 65 | |
42 (13) | Основные методы селекции животных. | 66 | |
43 | Генетическое клонирование: перспективы и проблемы. | 66 | |
44 (14) | Селекция микроорганизмов и её особенности. | 67 | |
45 | Проблемы генной инженерии. | 67 | |
46 | Биотехнология. Значение и перспективы развития. | 68 | |
47 | Обобщающий урок по теме: « Основы селекции и биотехнологии». | ||
3. Антропогенез. 13 часов. | |||
48 | Развитие взглядов на происхождение человека. | 69 | |
49 (15) | Систематическое положение человека. Сходство с животными. | 69 | |
50 | Различия человека и животных. | 69 | |
51 (16) | Основные стадии антропогенеза. Предшественники человека. Древнейшие люди. | 70 | |
52 | Древние люди. | 70 | |
53 | Первые современные люди. | 70 | |
54 (17) | Движущие силы антропогенеза. | 71 | |
55 | Решающая роль общественно- трудовых отношений в эволюции человека. Современные проблемы человеческого общества. | 71 | |
56 (18) | Прародина человека. |
| 72 |
57 | Характеристика основных расовых групп. | 73 | |
58 | Гипотезы расогенеза. Факторы расогенеза. Критика расизма. | 73 | |
59 | Естественный отбор в современном человеческом обществе. | ||
60 | Обобщающий урок по теме: « Антропогенез». | ||
4. Основы экологии . 19 часов. | |||
61 (19) | Предмет, задачи и значение экологии. | 74 | |
62 (20) | Среда обитания. Экологические факторы и их классификация. | 75 | |
63 (21) | Местообитание и экологические ниши | 76 | |
64 (22) | Основные типы экологических взаимодействий: нейтрализм, аменсализм, комменсализм. Протокооперация. | 77 | |
65 | Основные типы экологических взаимодействий: мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. | 77 | |
66 | Конкурентные взаимодействия: внутривидовая, межвидовая. | 78 | |
67 (23) | Основные экологические характеристики популяции. | 79 | |
68 | Динамика популяции: рождаемость, смертность, расселение, темпы роста и гомеостаз популяций. Механизмы регуляции. | 80 | |
69 (24) | Экологические сообщества. Классификация экосистем.. | 81 | |
70 (25) | Структура сообщества: видовая, морфологическая, трофическая. | 82 | |
71 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | 83 | |
72 (26) | Типы пищевых цепей, круговорот веществ. | 5. Составление схемы пищевой цепи аквариума. | 84 |
73 (27) | Экологические пирамиды. Экологические сукцессии | 85 | |
74 | Виды экологических сукцессий. | 86 | |
75 | Агроценозы как экологические системы. | ||
76 (28) | Антропогенные факторы среды. Загрязнения среды. | 87 | |
77 (29) | Основы рационального природопользования. | 88 | |
78 | Охрана природы и её аспекты. Природоохранительные меры. | ||
79 (30) | Решение экологических задач | ||
5. Возникновение и развитие жизни на Земле. 9 часов. | |||
80 | Определение жизни и признаки живого. | ||
81 (31) | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: биогенеза и абиогенеза, эксперименты Л. Пастера. | ||
82 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: теория космозоев, панспермии. | 89 | |
83 | Теория происхождения жизни на Земле академика А.И. Опарина. | 89 | |
84 | Современные представления о происхождении жизни. | 90 | |
85 (32) | Основные этапы развития жизни на земле: химический, предбиологический, биологический. | 91 | |
86 | Гипотезы происхождения эукариот. | ||
87 | Семинарское занятие: « Основные направления эволюции различных групп растений и животных в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры». | ||
88 | Семинарское занятие: « Основные ароморфозы в эволюции органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры». | ||
6. Биосфера, её состояние и эволюция. 8 часов. | |||
89 | Понятие о биосфере. Функции живого вещества. | 92 | |
90 | Границы биосферы. | ||
91 (33) | Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания. | 92 | |
92 | Влияние человека на эволюцию биосферы. | 92 | |
93 (34) | Антропогенное воздействие на биосферу. | 93 | |
94 | Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. | 93 | |
95 | Международные и национальные программы оздоровления природной среды. | ||
96 (35) | Обобщающий урок по теме: Биосфера». | ||
97 | Итоговое тестирование. |
Теоретическая часть- 91час.
Практическая часть-1 час-лабораторная работа; 4- уроки- практикумы.
Итоговое тестирование – 1 час
Резерв времени- 5 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника 8 класс
Авторское тематическое планирование биология 8 класс...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Развернутое календарно-тематическое планирование по автору Пасечник
Календарно-тематическое планирование "Животные"...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
Календарно-тематическое планирование Биология. 9класс. Пасечник.Формат Excel.
Календарно-тематическое планирование Биология. 9класс. Пасечник.Формат Excel....