"Прокариотическая клетка"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Осипова Татьяна Александровна

Разработка урока для 9 класса по теме "Прокариотическая клетка" для учебника Н.Сонина. Однако, может быть использована и для учебников других авторских коллективов. Предполагает заполнение опорного конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prokarioticheskaya_kletka_9_klass_sonin.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прокариотическая клетка».

Задачи:

  1. Расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.
  2.  Продолжить формировать умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различия и делать выводы.
  3. Изучить особенности строения прокариотической клетки, делая акцент на примитивных чертах прокариот.
  4. Выяснить роль бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование: таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», «Грибная клетка», «Бактериальная клетка».

Ход урока.

I.  Проверка знаний об особенностях строения клеток эукариот и прокариот по остаточным знаниям прошлых лет в виде фронтального опроса.

Вопросы.

  1. Как называется наука, изучающая клетки?
  2. На какие две группы можно разделить все клетки?
  3. Второе название ядерных клеток? Безъядерных?
  4. Какие царства объединяют ядерные организмы?
  5. Какое царство является безъядерным? Второе название этого царства?
  6. Авторы клеточной теории организмов? В каком году она была сформулирована?
  7. Определите, к каким царствам живой природы относятся клетки, представленные на таблицах? Свой ответ объясните.

II. Изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

            Бактерии впервые были описаны Антони ван Ливенгуком в 1683 году. Датой рождения микробиологии принято считать 17 сентября 1683 года, когда Ливенгук отправил письмо с описанием маленьких живых созданий, обнаруженных им в зубном камне, в Королевское общество в Лондоне. К этому знаменитому письму было приложено несколько не менее известных картинок.

            В настоящее время известно более 3.000  видов бактерий. На земном шаре нет мест, где бы они не обитали. Так в 1г пахотной земли – от 1 до 20 млрд. бактерий, даже в 1г снегов и льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. Обитают они и в нефтяных скважинах, и в водах ядерных реакторов, и в болотах. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Если у человека нарушается баланс микрофлоры организма, возникает заболевание – дисбактериоз.

2. Работа в тетрадях. Создание опорного конспекта.

(Одновременно, по ходу рассказа учитель рисует опорный конспект на доске).            1. 1.Бактерии – мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение.

2.Величина большинства колеблется от 0,2 до 1,3 мкм (10-6 м).

3. Форма бактерий может быть самая разнообразная: шаровидная (кокки), в виде палочек (бациллы), в виде «запятой» (вибрионы), спиралевидные (спириллы).

4. Строение бактериальной клетки.

            Бактериальная клетка покрыта оболочкой, которая состоит из плазматической мембраны, клеточной стенки и капсулы. Прочная клеточная стенка особого строения придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняет ряд других функций.

               Многие виды  бактерий образуют вокруг клетки слизистую капсулу.

В центральной части бактериальной клетки находится кольцевая цепочка ДНК, которая контролирует все процессы внутри клетки и является носителем генетической информации (ядерный материал).

                Ядрышки отсутствуют, отсутствует и большинство мембранных структур (ЭПС, митохондрии и др.),  но зато много рибосом.

                   Также в клетках бактерий большое количество различных включений, то есть непостоянных структур клетки, например, запасные питательные вещества, витамины.

5. Способы питания:

а) автотрофный ( фототрофы + хемотрофы);           Вспомнить терминологию вместе        

б) гетеротрофный (сапрофиты + паразиты).              с учащимися!

6. Способы существования:

а) аэробный (+О2), например, уксуснокислые бактерии;

б) анаэробный (- О2), например, бактерии столбняка;

в) факультативный (+- О2), например, молочнокислые бактерии.

6. Размножение – делением клетки надвое, при благоприятных условиях возможно каждые 20 минут. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами.

7. Небольшая группа бактерий – бациллы – способна образовывать споры.

Задание: найти в учебнике на стр.124 материал о роли спор в жизни бактерий. Сформулировать одной фразой.

3. Роль бактерий в природе и жизни человека (Сообщения учащихся, 3 доклада).

По ходу рассказа докладчиков, остальные учащиеся делают в тетради краткие записи. По окончанию докладов, проверка записей в тетради. Примерный конспект должен выглядеть так:

  • бактерии-разрушители (гниения);
  • почвенные бактерии;
  • азотфиксирующие бактерии (клубеньковые);
  • серосодержащие, железосодержащие, бактерии – разведчики месторождений;
  • молочнокислые;
  • болезнетворные (патогенные).

4. Профилактика бактериальных заболеваний (беседа с учащимися).

III. Закрепление изученного материала. Тест.

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология;

б) микробиология;

в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными;

б) многоклеточными;

в) неклеточными.

3. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;

б) ядро;

в) цитоплазму;

г) ядерное вещество;

д) митохондрии.

4. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий;

в) питания.

5. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;

б) сапрофитный;

в) паразитный;

г) хемосинтез.

6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;

б) молочнокислые;

в) клубеньковые;

г) почвенные.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;

б) спириллы;

в) кокки.

8. Изогнутые бактерии – это:

а) кокки;

б) спириллы;

в) вибрионы.

9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:

а) аэробы;

б) анаэробы;

в) автотрофы.

10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы.

11. Как называется массовое заболевание людей:

а) инфекция;

б) эпидемия.

12. Первым из ученых, кто  увидел и описал клетку бактерий, был:

а) Роберт Гук;

б) Антони ван Ливенгук;

 в) Луи Пастер.

Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б;

12 - б.

Дополнительное задание.

Выберите организмы – прокариоты. К каким группам относятся остальные организмы?

Столбнячная палочка, пеницилл, трутовик, спирогира, холерный вибрион, ягель, вирус гриппа, амеба, дрожжи, хламидомонада, кисломолочные бактерии, инфузория-туфелька, железобактерии, ламинария, бацилла, клубеньковые бактерии, лишайник.

IV. Подведение итогов урока.

Краткое подведение итогов учителем, исходя из задач урока.

Выставление оценок.

 V. Задание на дом.

стр. 122-124, опорный конспект.


Сообщение № 1.

           В природе бактерии разрушают  органические вещества – трупы животных и растений, их выделения и различные отбросы. Осенью осыпаются листья деревьев и кустарников. Падают на землю гнилые стволы старых деревьев. Отмирают однолетние травянистые растения и надземные побеги многолетних. И все это благодаря бактериям превращается в перегной, который удобряет почву.

               Перегнивание растений осуществляют сапрофитные бактерии гниения. Эти бактерии являются своеобразными санитарами нашей планеты. Они питаются органическими веществами мертвых тел и тем самым превращают их в перегной. Не будь в природе бактерий, Земля покрылась бы трупами растений и животных.

               Перегной, выработанный бактериями гниения, превращают в минеральные соли сапрофитные почвенные бактерии. Они живут в почве и тоже приносят много пользы в природе. Минеральные соли, которые вырабатывают почвенные бактерии, затем поглощаются из почвы корнями растений. В одном кубическом сантиметре поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов почвенных бактерий. Так, благодаря гнилостным и почвенным бактериям, вещества умерших организмов идут на развитие зеленых растений, на построение их корней, стеблей, листьев.

               В почве также живут бактерии, которые поглощают азот из воздуха, накапливая его в своем теле. Этот азот затем превращается в белки. После отмирания клеток бактерий эти белки превращаются в азотистые соединения, которые хорошо усваиваются бактериями. Такие бактерии называются азотфиксирующими. Примером таких бактерий являются клубеньковые бактерии, обитающие на корнях бобовых растений.

Сообщение № 2.

              Некоторые сапрофитные бактерии используются в пищевой промышленности для приготовления различных продуктов. Например, молочнокислые бактерии питаются сахаром, который содержится в молоке, и выделяют молочную кислоту. Благодаря этому выделению молоко сквашивается и превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.

             Простокваша – очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты  с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулезом, укрепления нервной системы.

             Молочнокислые продукты обладают важным свойством – они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т.е. она консервирует продукт.

              Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, кумыс калмыков из молока кобылиц, донское кислое молоко айран – все это продукты, полученные с помощью молочнокислых бактерий. С помощью таких же бактерий происходит квашение овощей и силосование кормов.

              Кроме того, существуют бактерии – разведчики. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты.

               Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды морей и океанов серу, железо и накапливать в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать залежи железа или серы.

            Есть бактерии, которые питаются фенолом и другими вредными отходами производства. Их используют для очистки рек и озер от промышленных стоков, например, сточных вод коксохимических заводов. А чтобы потом очистить воду от бактерий, ее пропускают через специальные фильтры.


Сообщение № 3.

          Но существуют и другие бактерии, которые причиняют вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают и консервируют. При этом от высокой температуры погибают не только бактерии, которые попали в продукты, но и их споры.  Есть бактерии, которые могут испортить редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Чтобы уберечь книги от порчи, их окуривают сернистым газом.

           Бактерии могут портить сено, которое сложено в стога, если оно недостаточно хорошо высушено. Некоторые бактерии проникают  в организм человека вместе с пищей, водой и воздухом, поселяются там и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называют болезнетворными.

              Одно из самых тяжелых заболеваний, которое вызывают болезнетворные бактерии – чума, или, как еще называют, моровая язва. Если болезнь передается от одного человека к другому, то тогда быстро заболевает очень много людей. Вспыхивает эпидемия. Опустошительные эпидемии чумы в древности были самым страшным бедствием. Зародилась чума на Востоке, в далеком и таинственном в те времена Китае. В 6 веке нашей эры болезнь проникла в Центральную Европу и свирепствовала там восемьдесят лет. В крупных городах болезнь истребляла до тысячи человек в день.

              Настоящей «чумой» сегодняшних дней можно считать туберкулез.  Проникшие в организм человека туберкулезные палочки не обязательно сразу вызывают заболевание, но жизнеспособные бактерии начинают размножаться. Организм человека борется с «интервентами», стараясь, если не убить, то хотя бы изолировать очаги инфекции – колонии микробов покрываются снаружи известковой оболочкой, но остаются в таких капсулах живыми. При неблагоприятных условиях – переохлаждении, недоедании  - «притаившиеся» возбудители туберкулеза могут активизироваться, и человек заболевает, начинается разрушение тканей. В сухих помещениях туберкулезные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.

              Болезнетворные бактерии  могут вызвать у человека и животных тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сап.

Проникнув внутрь, бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм. Это и вызывает разные тяжелые заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс

знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...

Прокариотическая клетка

Презентация на тему "Клетка прокариот"...

Конспект урока в 9 классе Прокариотическая клетка

Урок раскрывает особенности организации прокариот, роль бактерий в природе и жизни человека....

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений....

конспект урока"Прокариотическая клетка".

Урок  с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамо...

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране....

Урок биологии в 9 класс "Прокариотическая клетка"

Конспект урока в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"  с использованием технологии смыслового чтения...