Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Сердюк Ольга Романовна

Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b-9_prokarioticheskaya_kletka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прокариотическая клетка  (9 класс)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности  прокариотической клетки

 Задачи урока:

Образовательные:  

  1. Показать особенности строения прокариотической клетки
  2. Показать роль бактерий в природе и жизни человека

Развивающие:

  1. развивать навыки работы с различными источниками информации
  2. развивать культуру речи, логическое мышление

Воспитательные:                

  1. воспитывать культуру умственного труда,
  2. воспитывать умение слушать,
  3. продолжить формирование критического  мышления.

Использованные технологии: технология развития критического мышления

Формы работы на уроке:

  1. Фронтальная и эвристическая беседа.
  2. Составление кластера
  3. Работа с текстом методом ИНСЕРТа
  4. Составление синквейна
  5. Работа с таблицей верных и неверных утверждений
  6. Работа с тестами

Оборудование: таблицы «Строение  клетки»,  «Бактерии»; презентация «Прокариотическая клетка»; раздаточный материал с  тестовыми  заданиями и учебными текстами.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Стадия вызова. Сообщение цели и задач урока. Актуализация знаний учащихся о прокариотических организмах

.1. Задания для учащихся:

 А) Установите соответствие

Прокариоты

а) простейшие
б) сине-зеленые водоросли
в) вирусы
г) грибы
д) бактерии
е) фаги

Б) Ответьте на вопросы:

– Что вам известно о роли бактерий в природе?
– В чем заключается главное отличие прокариотической клетки от эукариотической?    -  Каково строение прокариотической клетки?

2.Совместное обсуждение результатов работы. Составление кластера. Проблемный вопрос: Что хотите узнать о прокариотах?

3.Работа учащихся перед изучением темы урока с верными и неверными утверждениями, с оценкой их достоверности.

 Определите правильность суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

1.

Одна из форм бактериальных клеток - вибрион

2.

 Бактерии могут жить даже в ядерных реакторах

3.

Спорообразование у бактерий – это способ размножения

4.

Бактерии молочнокислого брожения используют не только для изготовления молочнокислых продуктов, но и для квашения капусты и огурцов и для силосования кормов

5.

Носитель наследственной информации бактерий – кольцевая молекула ДНК

6.

В бактериях отсутствуют такие органоиды как митохондрии

7.

Впервые описал бактерии Антонии Ван Левенгук

8.

В уличном воздухе города бактерий больше, чем в  воздухе квартиры

9.

Гормон инсулин может вырабатывать бактерия кишечной палочки

  10.

С помощью бактерий можно восстанавливать разрушающиеся  памятники архитектуры

III. Стадия  осмысления.

  1. Демонстрация презентации «Прокариотическая клетка».
  2. Работа с печатными демонстрационными таблицами – сравнивание строения прокариотической и эукариотической клетки
  3. Работа с рисунком учебника на странице 123. Какова роль мезосом цитоплазматической мембраны?
  4. Вторичная работа с верными и неверными утверждениями. Оценка суждений после изучения новой темы. Выявление затруднений, связанных с недостатком информации.
  5. Работа с дополнительной информацией – учебным текстом о роли бактерий и природе и для человека. Чтение текста методом ИНСЕРТА.

Дополнительная информация

(чтение методом ИНСЕРТА –

V знакомая информация;

+  новая информация;

? непонятно;

-  думал иначе)

Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды морей и океанов серу, железо и накапливать в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать залежи железа или серы.

            Есть бактерии, которые питаются фенолом и другими вредными отходами производства. Их используют для очистки рек и озер от промышленных стоков, например, сточных вод коксохимических заводов. А чтобы потом очистить воду от бактерий, ее пропускают через специальные фильтры.

Бактерии вездесущи. В почве они проникают на глубину 2-3  км, в атмосфере  встречаются на высоте до 12 км, а гидросфера вообще не имеет границ обитания этих организмов. Бактерии способны поселяться практически на любом субстрате, используя как органические, так и неорганические соединения. Они чрезвычайно устойчивы в отношении к экстремальным условиям среды: их обнаруживали даже на стенках ядерных реакторов. Главной причиной столь высокой приспособляемости  микроорганизмов является их способность безудержно размножаться. Быстрота размножения (некоторые бактерии способны делится через 20 минут после предыдущего деления) приводит к тому,  что при резкой  смене условий существования они не вымирают, так как очень скоро среди них появляются мутантные формы, вполне приспособленные к новым условиям среды.

Некоторые бактерии питаются растворимыми солями кальция, выделяя при этом кальцит – нерастворимый в воде минерал, составную часть мрамора. Покрывая повреждённую поверхность мраморных монументов питательным раствором и внося туда же культуру соответствующих бактерий, можно добиться равномерного восстановления поверхности памятника

IV. Стадия рефлексии

  1. Какие знания изменились?
  2. Что узнали нового?
  3. Какая информация будет полезной лично для вас?

V. Оценочная стадия: выполнение тестирования и составление синквейна по теме «Бактерии»

Тест по теме: Прокариоты

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология;                                         б) микробиология;                 в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными;               б) многоклеточными;                     в) неклеточными.

3. Бактериальная клетка включает в себя:

а) комплекс Гольджи                б) ядро;             в) цитоплазму;             г) митохондрии.

4. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;                б) переживания неблагоприятных условий;      в) питания.

5. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;

б) сапрофитный;

в) паразитный;

г) хемосинтез.

д)все перечисленные

6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;  б) молочнокислые;   в) клубеньковые;        г) почвенные.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;              б) спириллы;        в) кокки.

8. Изогнутые бактерии – это:

а) кокки;              б) спириллы;              в) вибрионы.

9. Бактерии, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:

а) аэробы;             б) анаэробы;                   в) автотрофы.

10. Бактерии, использующие для своего питания готовые органические вещества:

а) автотрофы;                        б) гетеротрофы.     в) хемотрофы

Пример составленного синквейна

  1. Бактерии
  2. Аэробные, анаэробные
  3. Размножаются, сохраняются, разлагают
  4. Являются великими могильщиками природы
  5. Прокариоты

VI. Домашнее задание: параграф 25 учебника С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова «Биология. Общие закономерности. 9 класс», стр.61-62 в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс

Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....

Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"

Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........