Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-9_prokarioticheskaya_kletka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прокариотическая клетка (9 класс)
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотической клетки
Задачи урока:
Образовательные:
- Показать особенности строения прокариотической клетки
- Показать роль бактерий в природе и жизни человека
Развивающие:
- развивать навыки работы с различными источниками информации
- развивать культуру речи, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда,
- воспитывать умение слушать,
- продолжить формирование критического мышления.
Использованные технологии: технология развития критического мышления
Формы работы на уроке:
- Фронтальная и эвристическая беседа.
- Составление кластера
- Работа с текстом методом ИНСЕРТа
- Составление синквейна
- Работа с таблицей верных и неверных утверждений
- Работа с тестами
Оборудование: таблицы «Строение клетки», «Бактерии»; презентация «Прокариотическая клетка»; раздаточный материал с тестовыми заданиями и учебными текстами.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Стадия вызова. Сообщение цели и задач урока. Актуализация знаний учащихся о прокариотических организмах
.1. Задания для учащихся:
А) Установите соответствие
Прокариоты | а) простейшие |
Б) Ответьте на вопросы:
– Что вам известно о роли бактерий в природе?
– В чем заключается главное отличие прокариотической клетки от эукариотической? - Каково строение прокариотической клетки?
2.Совместное обсуждение результатов работы. Составление кластера. Проблемный вопрос: Что хотите узнать о прокариотах?
3.Работа учащихся перед изучением темы урока с верными и неверными утверждениями, с оценкой их достоверности.
Определите правильность суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)
№ | Суждения (вопросы) | До изучения темы | После изучения темы |
1. | Одна из форм бактериальных клеток - вибрион | ||
2. | Бактерии могут жить даже в ядерных реакторах | ||
3. | Спорообразование у бактерий – это способ размножения | ||
4. | Бактерии молочнокислого брожения используют не только для изготовления молочнокислых продуктов, но и для квашения капусты и огурцов и для силосования кормов | ||
5. | Носитель наследственной информации бактерий – кольцевая молекула ДНК | ||
6. | В бактериях отсутствуют такие органоиды как митохондрии | ||
7. | Впервые описал бактерии Антонии Ван Левенгук | ||
8. | В уличном воздухе города бактерий больше, чем в воздухе квартиры | ||
9. | Гормон инсулин может вырабатывать бактерия кишечной палочки | ||
10. | С помощью бактерий можно восстанавливать разрушающиеся памятники архитектуры |
III. Стадия осмысления.
- Демонстрация презентации «Прокариотическая клетка».
- Работа с печатными демонстрационными таблицами – сравнивание строения прокариотической и эукариотической клетки
- Работа с рисунком учебника на странице 123. Какова роль мезосом цитоплазматической мембраны?
- Вторичная работа с верными и неверными утверждениями. Оценка суждений после изучения новой темы. Выявление затруднений, связанных с недостатком информации.
- Работа с дополнительной информацией – учебным текстом о роли бактерий и природе и для человека. Чтение текста методом ИНСЕРТА.
Дополнительная информация
(чтение методом ИНСЕРТА –
V знакомая информация;
+ новая информация;
? непонятно;
- думал иначе)
Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды морей и океанов серу, железо и накапливать в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать залежи железа или серы.
Есть бактерии, которые питаются фенолом и другими вредными отходами производства. Их используют для очистки рек и озер от промышленных стоков, например, сточных вод коксохимических заводов. А чтобы потом очистить воду от бактерий, ее пропускают через специальные фильтры.
Бактерии вездесущи. В почве они проникают на глубину 2-3 км, в атмосфере встречаются на высоте до 12 км, а гидросфера вообще не имеет границ обитания этих организмов. Бактерии способны поселяться практически на любом субстрате, используя как органические, так и неорганические соединения. Они чрезвычайно устойчивы в отношении к экстремальным условиям среды: их обнаруживали даже на стенках ядерных реакторов. Главной причиной столь высокой приспособляемости микроорганизмов является их способность безудержно размножаться. Быстрота размножения (некоторые бактерии способны делится через 20 минут после предыдущего деления) приводит к тому, что при резкой смене условий существования они не вымирают, так как очень скоро среди них появляются мутантные формы, вполне приспособленные к новым условиям среды.
Некоторые бактерии питаются растворимыми солями кальция, выделяя при этом кальцит – нерастворимый в воде минерал, составную часть мрамора. Покрывая повреждённую поверхность мраморных монументов питательным раствором и внося туда же культуру соответствующих бактерий, можно добиться равномерного восстановления поверхности памятника
IV. Стадия рефлексии
- Какие знания изменились?
- Что узнали нового?
- Какая информация будет полезной лично для вас?
V. Оценочная стадия: выполнение тестирования и составление синквейна по теме «Бактерии»
Тест по теме: Прокариоты
1. Наука, изучающая бактерии, называется:
а) цитология; б) микробиология; в) вирусология
2. Бактерии являются организмами:
а) одноклеточными; б) многоклеточными; в) неклеточными.
3. Бактериальная клетка включает в себя:
а) комплекс Гольджи б) ядро; в) цитоплазму; г) митохондрии.
4. Образование спор у бактерий необходимо для:
а) размножения; б) переживания неблагоприятных условий; в) питания.
5. Для бактерий характерен способ питания:
а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитный;
г) хемосинтез.
д)все перечисленные
6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:
а) бактерии гниения; б) молочнокислые; в) клубеньковые; г) почвенные.
7. Бактерии в форме палочек – это:
а) бациллы; б) спириллы; в) кокки.
8. Изогнутые бактерии – это:
а) кокки; б) спириллы; в) вибрионы.
9. Бактерии, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:
а) аэробы; б) анаэробы; в) автотрофы.
10. Бактерии, использующие для своего питания готовые органические вещества:
а) автотрофы; б) гетеротрофы. в) хемотрофы
Пример составленного синквейна
- Бактерии
- Аэробные, анаэробные
- Размножаются, сохраняются, разлагают
- Являются великими могильщиками природы
- Прокариоты
VI. Домашнее задание: параграф 25 учебника С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова «Биология. Общие закономерности. 9 класс», стр.61-62 в рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Органические вещества клетки. урок биологии 10 класс
Презентация для использования на уроке общей биологии в 10 классе "Органические вещества клетки", содержит материал по строению, функциям углеводов, липидов и АТФ....
Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход на уроках биологии...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Строение эукариотической клетки"...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"
Дополнительный материал к уроку биологии 8 класс по теме "Клетки крови"...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........