Урок по теме "Рыбы"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Жмыхова Александра Владимировна

Целью данной презентации является рассказ об общих характерных чертах класса рыб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby.rar2.39 МБ

Подписи к слайдам:

У родителей и детокВся одежда из монеток.Плавают под мостиком И виляют хвостиком.
Загадка
Рыбы – это хордовые животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат жабры , рот рыб вооружен подвижными челюстями . Имеются парные конечности, представленные грудными и брюшными плавниками. Непарные конечности образованы хвостовым и анальным плавниками. Тело покрыто чешуей. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают боковой линией
Отделы тела
Отделы скелета
Кости, образующие скелет
Функции отделов
голова
Череп
Кости черепа(черепная коробка), нижняя и верхняя челюсть, жаберная крышка.
Защита головного мозга, удержание добычи
ТуловищеХвост
ПозвоночникА)туловищный отделБ) хвостовой отдел
Позвонки, ребраПозвонки
Опора для тела, крепятся мышцы, защита спинного мозга органов грудной полости
ПлавникиА) парныеБ) непарные
Скелет парных плавников:А)пояса конечностей-плечевой -тазовыйБ) скелет парных плавниковСкелет непарных плавников:А)основа для прикрепления,Б) скелет непарных плавников
Кости в мышахКости в мышцахКостные плавниковые лучиМножество косточек в телеКостные лучи
Движение, крепление плавников с телом.
Тип Хордовые
Подтип Бесчерепные
Подтип Черепныеили Позвоночные
Класс Ланцетники
Класс Ланцетники
Ланцетник – переходная форма от беспозвоночных животных к позвоночным признаки беспозвоночных:Нет черепа, нет головного мозга признаки позвоночных:имеется хорда; Нервная трубка расположена на спинной стороне тела над хордой.
Позвоночныеживотные
Класс Хрящевые рыбыКласс Костные рыбыКласс ЗемноводныеКласс ПресмыкающиесяКласс ПтицыКласс Млекопитающие
Ихтиология -
наука о рыбах( от греческого «ихтис» -рыба)
Классификация рыб
Тип Хордовые
П/тип Позвоночные
Надкласс Рыбы
Класс Хрящевые рыбы
Класс Костные рыбы
Подкласс Пластинчато-жаберные
Подкласс Осетровые
Подкласс Кистепёрые
Подкласс лучепёрые
Подкласс Двоякодышащие
Отряд Акулы
Отряд Скаты
Подкласс Цельноголовые
Отряд Химеры
Петушок
Камбала
Конёк
Гуппи
Карась
Скат
Сом
рыба - бабочка
Аквариумные
Речные
Морские
рыба - молот
рыба - игла
рыба - клоун
рыба - бабочка
рыба - луна
зебра - крылатка
рыба - конёк
рыба - меч
Особенности внутреннего строения и размножения рыб связанные с жизнью в воде:
Органы дыхания – жабры, плавательный пузырь, оплодотворение наружное – в воде, орган чувств – боковая линия.
Какие особенности внутреннего строения помогают рыбе жить в воде ?
3
4

скелет
мускулатура
движение
Череп
Позвоночник + ребра
плавники
(головной мозг)
(спинной мозг)
ОДС
5
Нервная система.
6
НС
ЦНС
Периферическая
нервы
Головной мозг :
Спинноймозг
Продолговатый
Передний
Средний
Промежуточный
Мозжечок
7
Кровеносная система.
Венозная кровь, артерии
Жабры, газообмен в капиллярах
Артериальная кровь
Органы, Газообмен в капиллярах
Венозная кровь, вены
П
Ж
8
Дыхательная система
9
Жабры
Жаберные дуги
Жаберныетычинки
Жаберные лепестки
капилляры
газообмен
Удержание добычи
Жаберные крышки
Защита
10
Пищеварительная система
11
Р
Г
П
Ж
К
АО
Язык+Зубы
Поджелудочная железа
Печень с желчнымпузырем
Плавательный пузырь
расширяется
сжимается
12
Выделительная система
2 почки
мочеточники
мочевой пузырь
мочевоеотверстие
13
Размножение и развитие рыб
14
Внутреннее строение рыб
Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения
Каждая из лент содержит огромное количество икринок
яйцеклетка
Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них
сперматозоид
Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш
Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку.
Личинки рыб
Личинка питается, растет и вскоре становится мальком
Чем малек отличается от личинки?
Малек растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его достигает длины 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.
Рыбы- животные и имеют половые железы. У самцов они называются или молоки, а у самок- . В яичниках созревают (икринки), а в семенниках- . Оплодотворение у большинства рыб . После оплодотворения из икринки развивается , а из нее развивается .
раздельнополые
семенники
яичники
яйцеклетки
сперматозоиды
наружное
личинка
малек
Стадии развития рыб
в воде несколько сутокЯйцеклетка +сперматозоид = зародыш -> Несколько месяцев личинка -> малек –> взрослаябез плавников особь
Миграции- перемещения рыб
Миграции
кормовые
связанные с размножением
из рек в моря
сельдь. акула
из моря в реки
горбуша, кета
угорь
Нерест- сложное инстинктивное поведение рыб во время размножения
Проанализируйте информацию
Почему рыбы откладывают разное количество икринок? От чего это зависит?
Луна-рыба
300 млн.икринок
Икринки свободноПлавают в воде
Треска, угорь
10 млн. икринок
Липкая икра. которую
Щука, сазан
1 млн. икринок
приклеивают нагрунт или
Окунь
900 тыс. икринок
к растениям
Кета
3-4 тыс. икринок
Икра в ямках,
Горбуша
1-2 тыс. икринок
засыпанных галькой
Колюшка
100 икринок
Сомик-гоплостерн
10-3 икринок
Значение рыб в природе и жизни человека:Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.Регулируют численность водных животных.Являются объектом промысла людей.Источник рыбьего жира.Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.Диетическое питание (животные белки и углеводы). Минеральные удобрения. Кормовая мука.Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.Эстетическое значение.
Основные принципы охраны рыб Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д. Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых и сиговых рыб.Криоконсервация их генома, или создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
Классификация рыб
Тип Хордовые
П/тип Позвоночные
Надкласс Рыбы
Класс Хрящевые рыбы
Класс Костные рыбы
Подкласс Пластинчато-жаберные
Подкласс Осетровые
Подкласс Кистепёрые
Подкласс лучепёрые
Подкласс Двоякодышащие
Отряд Акулы
Отряд Скаты
Подкласс Цельноголовые
Отряд Химеры
Класс хрящевые рыбы
В течении всей жизни имеют хрящевой скелет Открытые жаберные щели
Отряд Акулы
Большинство из 400 видов современных акул имеют удлиненное, торпедообразное тело. Их жаберные щели расположены по бокам головы, а грудные и брюшные плавники - в горизонтальной плоскости. Кожа акул покрыта особыми толстыми чешуйками с острым выростом на вершине, который покрыт слоем эмали. Чешуйки развиваются не только на теле, но и на челюстях. Здесь они превращаются в зубы, расположенные в несколько рядов. Острые конусовидные зубы акул нередко имеют не одну, а несколько вершин, а у некоторых видов - еще и зазубренную режущую кромку. 
Отряд СКАТЫ
Тело скатов сильно уплощено, а широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. В отличие от акул, которые плавают за счет колебательных движений хвоста, скаты используют для этого грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
Подкласс ЦельноголовыеОтряд Химеры
Небольшую, своеобразную группу хрящевых рыб образуют химеры. Их вальковатое, слегка сжатое с боков тело, длиной от 60 см до 2 м, постепенно утончается к хвосту, который заканчивается длинной нитью. Перед первым спинным плавником расположен ядовитый шип. В отличие от акул и скатов, тело химер голое и покрыто обильной слизью. 
Класс Костные рыбы
Имеют полностью или частично окостеневший скелет
Подкласс Осетровые рыбы
В отличие от остальных костных рыб, у осетровых костным является только череп, а позвоночник образован мощным хрящом.
Подкласс Кистеперые рыбы
Кистеперые являются интересной и очень своеобразной группой рыб, которые появились в девоне, около 408-360 миллионов лет назад. Это были малоподвижные рыбы, большую часть времени проводившие около дна. Их главной отличительной особенностью являлся скелет мясистых парных плавников, который состоял из нескольких разветвленных в форме кисти сегментов. Именно за это они и получили свое название.
Латимерия
Подкласс Лучеперые
Лучеперые рыбы составляют свыше 95% ныне живущих рыбообразных и рыб. Опору осевого скелета у них образует, как правило, костный позвоночник, только у немногих сохраняется хорда или ее остатки. Основания парных плавников не носят характера вдающейся в плавник лопасти. покрытой чешуей, или такая лопасть невелика и скелет ее не имеет опорной центральной оси, а образован рядом элементов - радиалий
Подкласс Двоякодышащие
Главной отличительной чертой этих рыб является способность жить в пересыхающих водоемах и дышать атмосферным воздухом. Помимо жабр, у них есть легкое, которое образовалось из плавательного пузыря и по строению напоминает легкое наземных позвоночных животных. Именно за способность их так назвали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...