План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Тепаева Марина Юрьевеа

В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_botanike.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Учитель биологии

Тепаева Марина Юрьевна

ГБОУ СОШ с Колывань

Красноармейского района

Самарской области.

Конспект урока.

Тема: Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые.

Цель: Познакомить с основными признаками семейства Пасленовые, разнообразием и значением растений в природе и жизни человека. Научить учащихся  разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи и умениям находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, конструировать вопросы по содержанию учебной статьи, определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.

 Оборудование: гербарий томата, картофеля, паслена, табака, петуньи, белладонны, дурмана, перца, баклажана, модель цветка картофеля, таблица «Семейство Пасленовые»,

Ход урока:

1.Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

Работа по вариантам:

Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семействам Крестоцветные и Розоцветные.

1.Стручок                                           А.Капуста

2. Ягода                                               Б. Земляника

3. Кисть.                                              В. Вишня

4. Семянка.                                          Г. Горчица

5. Костянка                                         Д. Пастушья сумка

6. Зонтик                                             Е. Абрикос

7.   Травы                                            Ж. Черемуха

8. Ч4 Л4 Т2+4 П1                                                     З. Левкой

9. Ч5 Л5 Т8 П1                                                         И. Ярутка.

10. Деревья                                         К. Шиповник

4. Рефлексия: отгадайте загадки:

Ягода - красна,

Ягода – вкусна,

Режь да соли!

Ешь да хвали!

/Томат/

Помидору - брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

     /Баклажан/

- Сегодня мы познакомимся с семейством, к которому относятся эти растения.

С помощью учителя составление систематического положения семейства.

Надцарство, царство, подцарство, отдел, класс, семейство.

Работа в группах

Прочтите  статью учебника и рассмотрите гербарий растений данного семейства. Выполните задания:

Составьте в тетрадях таблицу «Характеристика семейства Пасленовые»

Признак

Семейство Пасленовые

Формула цветка

Соцветие

Плод

Жилкование листьев

Характеристика листа

( простой, сложный)

Корневая система

Представители

Значение

Составьте описание семейства с использованием рисунков.

Основываясь на описании внешнего вида растения, установите, к какому классу оно относится

После описания семейств историческая справка, подготовленная учениками:

Картофель.

Родина картофеля – Перу. Более 3 тыс. лет назад индейцы начали возделывать картофель. Его клубни – основная пища индейцев. Хранили клубни весьма необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Они мокли под дождем, сохли на солнце, подмерзали ночами. Наконец, они сморщивались и размягчились. Тогда женщины и дети толкли их  босыми ногами, освобождая от кожуры. Полученный продукт называли «чуньо». После открытия Америки картофель привезли в Европу. В ботанических садах Испании и Италии его называли «перуанским земляным орехом». На первых порах при внедрении картофеля в быт европейцев произошло немало курьёзных случаев. Например, несколько раз на званных обедах вельмож подавали кушанья не из клубней, а из плодов картофеля. Между тем эти плоды, похожие на помидоры, не только несъедобны, но и ядовиты. В Брюсселе находится музей картофеля, где посетители могут послушать пьесу Иогана Себастьяна Баха, которую он посвятил картофелю.

Белена

На стеблях можно одновременно увидеть бутоны, распустившиеся цветы и плоды. Все органы  белены сильно ядовиты! Именно настой белены  вложил  Шекспир в руку убийцы короля  в трагедии «Гамлет». Причины широкого распространения белены – громадное количество семян: одно растение образует 10000-900000 семян. Белена и дурман были широко известны вавилонянам и персам, арабам и египтянам, римлянам и грекам, употреблявшим их  в лекарственных целях. В современной медицине вещества, получаемые из них, входят в состав лекарств, используемых для лечения бронхиальной астмы.

-------------

4.Беседа

Какие признаки указывают на принадлежность этого семейства к классу Двудольных?

Какие признаки  помогают отличить растения разных  семейств?

Ребята сейчас возьмите в руки цветные карточки. Желтый цвет – пасленовые, зеленые – крестоцветные. Я буду называть признак, а вы поднимите карточку семейства, которому этот признак соответствует. Если признак подходит для обоих семейств, поднимите обе карточки.

1.  плод- стручок

соцветие кисть

сорные растения

содержат яд- соланин

плод – ягода

семя с двумя семядолями

жилкование  листьев сетчатое

в цветке по 5 чашелистиков и лепестков.

корневая система стержневая.

Зарядка. Приседание – семейство пасленовые, руки вверх - растения семейства крестоцветные.

картофель

горчица

клоповник

табак

редис

белена

пастушья сумка

ярутка

5. Работа в парах. Разложите карточки в определенной логической последовательности

Надцарство Эукариоты

Царство Растения

Подцарство высшие растения

Отдел

Покрытосеменные

  Класс

Двудольные

Семейство

Пасленовые

Род

Паслен

Вид

Паслен черный

Выбери лишнее.

А) Коробочка, кисть, зерновка, ягода, табак.

Б) Табак, томат, капуста, белена, петунья

Я предлагаю вам самим поставить себе оценку за вашу работу на уроке. У вас на столе 3 разноцветные карточки  если вы считаете, что вы заработали 5, то поднимите зеленую карточку, если 4 – то желтую,  если 3 - то красную.

Приложение.

Характеристика семейства Пасленовые.

        В семействе около 2000 видов. Огромное большинство их – дикорастущие травянистые растения. Пасленовые – одно из важнейших в хозяйственном отношении семейств; оно включает пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны), декоративные (петуния гибридная, душистый табак), лекарственные ( красавка-беладонна)

        Несмотря на большое внешнее разнообразие, все пасленовые обладают общими отличительными признаками. Цветки этих растений имеют чашечку из 5 сросшихся  чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик. Плоды у пасленовых – либо ягоды (паслен черный, томат), либо коробочки (табак, петуния). В вегетативных органах растений этого семейства содержится ядовитое вещество – соланин.

        Одно из самых характерных растений этого семейства - паслен черный. Он растет в садах, на огородах и бахчах. Это небольшое травянистое однолетнее растение с белыми звездчатыми цветками цветет летом и осенью до самых заморозков. Черные спелые ягоды съедобны, а зеленые плоды и стебли ядовиты.

        Петуния гибридная и душистый табак цветут на клумбах до выпадания снега. У душистого табака лепестки образуют длинную трубку, плод – коробочка с    многочисленными мелкими семенами. Цветки петунии похожи на цветки душистого табака, но у них 5 ярко окрашенных лепестков срослись в воронку.

        Цветки томата - желтые самоопыляющиеся.  Плоды – ягоды, как у паслена, но крупнее, ярко красные, иногда желтые или белые. Родина томатов – Южная Америка.

        К семейству пасленовых  относятся ядовитые растения белена черная, дурман обыкновенный, белладонна. Чаще других встречается белена черная.Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель блены обладает неприятным запахом. Ядовито все растение. При отравлении появляются головная боль, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. Белену и другие ядовитые пасленовые растения не следует брать в руки.

        Много ядовитых веществ содержат листья табака курительного. Особенно ядовит никотин. Он отравляет кровь, разрушает сердце, органы дыхания. У курящих подростков слабая память. Они раздражительны, подвержены простудным и другим заболеваниям.

Характеристика семейства Крестоцветных.

В состав семейства крестоцветных входит около 3000 видов однолетних, двулетних и многолетних растений. Эти растения опыляются насекомыми, поэтому большинство из них имеют нектарники и пахнут.

        Всем растениям семейства крестоцветных свойственны общие признаки. Для растений этого семейства характерны цветки одинакового строения, в которых лепестки расположены крестообразно. Цветки имеют чашечку из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные, один пестик. Соцветие- кисть. Плоды – стручки или стручочки. Листья расположены на стебле поочередно или собраны в прикорневую розетку. Корневые системы стержневые; у некоторых растений образуют корнеплоды.

        В семействе крестоцветных много культурных растений: капуста, брюква, редька огородная, редис, репа, турнепс, горчица полевая. Много в нем сорных растений: сурепка, ярутка полевая, пастушья сумка. Растения семейства крестоцветных – хорошие медоносы. Семена некоторых крестоцветных содержат масло, которое употребляют в пищу или используют в технических целях. Для получения масла  выращивают горчицу и рыжик. Неко торые растения являются лекарственными .( пастушья сумка, редька огородная, гулявник лекарственный).  Редька огородная незаменима при простудных заболеваниях.

        Более 4 тыс. лет назад человек стал выращивать капусту. Наши предки славяне  выращивали её с 9 века и первыми изобрели способ её заквашивания. В настоящее время возделывают очень много разновидностей и сортов капусты

Конспект урока.

Тема: Строение и работа сердца.

Цель:Изучить строение сердца и сердечный цикл; рассмотреть причину автоматизма сердца; выяснить что регулирует работу сердца; показать роль вегетативной нервной системы в регуляции работы сердца.

 Оборудование: модель «Сердце», модель торса человека, таблицы с изображением строения сердца и сердечного цикла, телевизор с видеомагнитофоном, видеокассета «Анатомия».

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний.

а) Работа с классом:

Понятийный диктант: На доске написаны определения. Дайте этим понятиям определения: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, гомеостаз, фибриноген, фибрин, гемоглобин, оксигемоглобин, иммунитет, фагоциты, воспаление.

б)  5 учащихся находят соответствия. (работа  с карточками)

Сформулируйте по памяти признаки кругов кровообращения человека. Затем выберите из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого, и зашифруйте их последовательными цифрами.

Большой круг

Малый круг.

Ответы:

1,5, 8, 10, 11; 2, 3, 7, 9, 12.

Правый желудочек+левое предсердие.

Правый желудочек +правое предсердие

Левый желудочек + правое предсердие.

Левый желудочек + левое предсердие.

Легочная артерия и легочная вена.

Аорта и полые вены.

9. Капилляры в легких

10. Капилляры во всех частях тела

11.Артериальная кровь превращается в венозную.

12. Венозная кровь превращается в артериальную

                     

Изучение нового материала.

Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце»

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может меж ребер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

1. Фронтальная беседа:

Вопросы к классу:

1. Где располагается сердце?

2. Какой тканью образовано сердце?

Почему стенка левого желудочка толще, чем правого?

Сколько камер в сердце человека?

Как вы думаете, как сообщаются камеры в сердце?

Рассказ- дополнение учителя о строении сердца

Постановка проблемы.

Мы с вами охарактеризовали сердце как удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни  отдыхает!

Сердечная мышца сокращается четко и точно 60-70 раз в минуту. Промежутки между остановками и сокращениями сердца абсолютно точны.

Сердечный цикл. Задание: Просмотрите фрагмент видеофильма «Сердечный цикл» и заполните в тетрадях таблицу.

Фаза

Продолжительность

Состояние предсердий

Состояние желудочков

Состояние клапанов

створчатых

полулунных

1 фаза. Сокращение (систола)предсердий

2 фаза. Сокращение (систола) желудочков

3 фаза. Общее расслабление (диастола)

Вопрос: 1.Почему наше сердце работает всю жизнь и ни на секунду не останавливается?

           2. Обратите внимание! Какие клапаны большую часть цикла открыты, а какие –закрыты?

Постановка проблемы.

С давних пор люди пытались познать свой организм, интересовались процессами происходящими в организме. Вы помните работы Андрея Везалия, врача, основателя научной анатомии. Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каково же было изумление у него и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки обнаружили слабо сокращающееся сердце!

Но почему же сокращалось сердце трупа? Неужели это был живой человек, а не труп, и Везалий ошибся? Как объяснить роковой случай  с Везалием?

Ребята предложите свои версии. Обсуждение в группах. Высказывают свои предположения.

Рассказ учителя: В сердце кроме обычных мышечных клеток, есть скопления особых клеток – уклеек. Эти клетки образуют в сердце два скопления. Одно располагается в правом предсердии в месте впадения верхней полой вены, а другой между этим же предсердием и правым желудочком. В первом узле возникает возбуждение и передается по стенкам предсердия. Таким образом, сердце сокращается под влиянием импульсов возникающих в нем самом. Это явление получило название автоматии (автоматизма). Но было бы ошибкой, думать что сердце работает самостоятельно, независимо от состояния организма. Какие вы знаете способы регуляции функций в организме?

Регуляция работы сердца.

 В ходе беседы вспомнить два типа регуляции работы сердца, причины влияющие на учащение и уменьшение количества сердечных сокращений (страх, физическая работа, сон). При выяснении влияния физической работы на силу и частоту сердечных сокращений  предлагается провести физиологическую пробу: сосчитать пульс в состоянии покоя и после 10 приседаний.

 Учитель предлагает учащимся познакомиться самостоятельно со статьей « Нервная и гуморальная регуляция». По ходу работы  в тетради делаются пометки. Работа заканчивается по сигналу. Учитель вместе с учащимися составляет схему на доске, а учащиеся переносят в тетрадь.

Регуляция сердечного цикла.

         

           Нервная                                                                                               Гуморальная      

Рецепторы находятся                                                           адреналин - усиливает

внутри полости сердца и                                                      ацетилхолин -тормозит

крупных сосудов                                                               К+ -угнетает, Са2+   -усиливает работу

Парасимпатический                          Симпатический нерв

нерв (блуждающий)                            ускоряет работу сердца

замедляет работу сердца                                

Закрепление.

Учащиеся формулируют: Что нового и важного для себя они узнали!

Сокращение каких отделов сердца протекает медленнее, почему?

Одинаковое ли количество крови протекает через предсердия и желудочки? Почему оно не может быть разным?

Решите задачу: Сколько метров крови перекачивает сердце человека за 1 час  и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков  150 см3  крови? (ответ 630 и 15120 л.)  

   

Оценка работы школьников учителем.

Домашнее задание:§22, задания после параграфа, устно, задание к рубрике (!)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

Конспект урока биологии 6 класс "Семейство Крестоцветные"

Данный урок,  в игровой форме, позволит:вспомнить символы, которые используются при записи формулы цветка,познакомиться с  отличительными признаками семества Крестоцветные,развивать умения в...

Урок биологии по теме "Семейство пасленовые. Картофель" (конспект)

Урок построен с использованием сигнальных загадок, схем....

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....