Урок по теме Скелет
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок проводится по обобщению знаний по теме Скелет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uchitelya_biologii_mbou_sosh_no37_padyukina_t.v.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний в 8 классе по теме: Опорно-двигательная система
Падюкина Татьяна Валентиновна, учитель биологии МБОУ «СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов»
Количество часов- 1
Тип урока - обобщение и систематизация знаний
Целеполагание:
- обобщить и проверить знания пройденного материала и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-закрепить знания учащихся терминологии по теме; -закрепить знания учащихся о строениях и функциях скелета, как основной составляющей опорно-двигательной системы; -продолжить формирование понятия о взаимосвязи строения и функций, на примере скелета человека; -закрепить знания о гигиене опорно-двигательной системы; -понимания необходимости здорового образа жизни; | Познавательные обучающие действия: 1.формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с другими предметами школьного цикла; 2.формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ); 3.формирование умения творчески мыслить: •Регулятивные учебные действия: 1.формирование умения осуществлять личностную рефлексию 2.формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности: Коммуникативные действия: 1. формирование умения работать в группах; 2. формирование умения четко формулировать свою мысль; 3.формирование умения планировать учебное сотрудничество | 1.повторение материала и оценка знаний по теме; 2.формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3.развитие познавательного интереса |
Организационный момент – отметить отсутствующих учащихся
Класс делится на четыре группы. В каждой группе есть заранее подготовленный ученик (в дальнейшем в группе будет называться – педагог) .Каждой группе выдаются маршрутные листы:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ группы №1
Фамилия Имя ученика | Тема №1 «Скелет» | Тема №2 «Мышцы» | Тема №3 «Первая помощь» | Тема №4 «Нарушения опорно-двигательного аппарата» | Итоговая отметка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
Педагог в группе |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №2
Фамилия Имя ученика | Тема №2 «Мышцы» | Тема №3 «Первая помощь» | Тема №4 «Нарушения опорно-двигательного аппарата» | Тема №1 «Скелет» | Итоговая отметка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
Педагог в группе |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №3
Фамилия Имя ученика | Тема №3 «Первая помощь» | Тема №4 «Нарушения опорно-двигательного аппарата» | Тема №1 «Скелет» | Тема №2 «Мышцы» | Итоговая отметка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
Педагог в группе |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ №4
Фамилия Имя ученика | Тема №4 «Нарушения опрно-двигательного аппарата» | Тема №1 «Скелет» | Тема №2 «Мышцы» | Тема №3 «Первая помощь» | Итоговая отметка |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
Педагог в группе |
В конце урока вы получите отметки.
II.Ход урока:
На доске надпись:
Лень, праздность и гиподинамия - враги опорно-двигательной системы.
Ребята, объясните данное высказывание?
На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Опорно-двигательная система человека». Целью нашего сегодняшнего урока является обобщение ваших знаний по этой теме. Выясним, были ли вы внимательны на уроках и добросовестны дома.
Педагог в группе записывает в маршрутный лист фамилию имя ученика. Задает вопрос(вопросы в ПРИЛОЖЕНИИ 1) в группе по цепочке и ставит предполагаемую отметку в первую колонку. Время – 5минут. Затем группа, за исключением педагога, перемещается ко 2 педагогу. Педагог 2 группы задает вопросы и ставит отметку во вторую колонку, через 5 минут группа перемещается к 3 педагогу - задает вопросы и ставит отметку в третью колонку, далее – к 4 педагогу и выставление отметок в четвертую колонку.
Время на полное задание 20 минут.
Учитель собирает маршрутные листы и выборочно задает вопросы некоторым учащимся с целью перепроверки, корректировки и честности выставления отметки педагогов в группе.
Пока учитель выставляет отметки в классный журнал, педагоги в группе предлагает выбрать разноцветные карточки (желтые, красные, синие, зеленые). Ребята рассаживаются по группам своего цвета.
Таблички в группах
СКЕЛЕТ |
МЫШЦЫ |
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ |
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА |
Ученикам каждой группы предлагаются прочитать интересные факты об опорно-двигательной системе человека. Зачитывает один из членов группы. Затем ребята возвращаются в свои исходные группы и доносят полученную информацию.
Для группы «СКЕЛЕТ»
Как это ни странно, указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20% людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых двадцати имеет лишнее ребро, причем у мужчин лишнее ребро встречается примерно в 3 раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому не всегда ясно, как считать кости. Например, крестцовая кость явно состоит из пяти сросшихся позвонков. Считать ее за одну или за пять? Поэтому солидные руководства осторожно указывают, что у человека "несколько более 200 костей".
Для группы «Мышцы»
Самая длинная кость - бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая - стремечко, одна из косточек, передающих колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха, Она работает как рычаг, увеличивая давление звуковых волн. Ее длина всего 3-4 миллиметра.
Для группы «Первая помощь»
Самая маленькая мышца - мышца стремечка. При слишком сильных звуках она поворачивает стремечко так, что соотношение длины плеч косточки-рычага меняется, и коэффициент усиления звука падает.
Для группы «Нарушения опорно-двигательного аппарата»
Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч. Общий вес мышц у мужчины составляет около 40% от веса тела, а у женщины - около 30%.
3. Формирование вывода(рефлексия) с записыванием в тетрадь учащимися.
Кость - сложный живой орган, и для его жизни необходимы определенные условия питания, движения.
4. Домашнее задание: подготовиться к небольшой проверочной работе по теме: «Опорно-двигательная система»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 преподаватель – (красного цвета)
Какое строение имеет костная ткань?
Какие вещества входят в состав кости, и какое значение они имеют?
Каковы причины возникновения искривления позвоночника? Какие изменения в работе организма происходят при этом состоянии? Как предупредить искривление позвоночника?
Какие кости образуют верхнюю конечность?
Каковы особенности скелета черепа человека?
Благодаря чему происходит рост костей в длину и толщину?
Из каких отделов и костей состоит нижняя конечность человека?
Каково значение опорно-двигательной системы?
2 преподаватель – (зеленого цвета)
Как называется плотно-соединительно-тканная оболочка мышц?
Функция миофибрилл.
Какая работа называется динамической?
Объясните понятия – антагонисты и синергисты.
Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов?
Как устроен сустав? Приведите примеры суставов. Как строение сустава связано с выполняемыми функциями?
Как можно преодолеть утомление мышц и повысить работоспособность?
Строение двуглавой мышцы.
3 преподаватель - (синего цвета)
Как оказать первую медицинскую помощь при растяжении связок на нижней конечности?
Как называется плотно-соединительно-тканная оболочка мышц?
Как можно определить, что произошёл вывих сустава? Как оказать первую медицинскую помощь при вывихе? Обоснуйте свои действия.
Что такое плоскостопие?
5.Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».
6.Как оказать первую помощь при открытом переломе предплечья?
7. Есть подозрение на перелом позвоночника? Что делать? Обоснуй свои действия.
4 преподаватель – (желтого цвета)
Каковы причины возникновения плоскостопия?
Какой вклад внес в развитие медицины в области хирургии Пирогов Николай Иванович?
Назовите виды нарушений осанки человека.
Какую профилактику необходимо соблюдать во избежание искривления позвоночника?
Как можно предупредить плоскостопие?
Что такое осанка? В чем преимущества правильной осанки?
Как определить есть ли у вас искривление позвоночника?
Как определить есть ли у вас искривление плоскостопия?
СКЕЛЕТ
МЫШЦЫ
Первая помощь
Нарушения опорно-двигательного аппарата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация, Обобщающий урок по теме скелет.
Презентация к обобщающему уроку по биологии в 8 классе по теме "Скелет"...
Урок по теме: "Скелет человека"
Конспект урока по теме: "Скелет человека"....
Урок по теме "Скелет человека" 8 класс
Изучаем скелет человека....
Конспект открытого урока по теме" Скелет головы"
КОНСПЕКТ УРОКА...
урок по теме "Скелет человека"
урок биологии...
Открытый урок по теме: «Скелет. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: познакомить учащихся со скелетом человека, с видами костей, строением , химическим составом и типами соединения....
Методическая разработка урока по теме "Скелет человека". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся со строением отделов скелета человека и с особенностями, связанными с прямохождением....