Конспект открытого урока по теме" Скелет головы"
план-конспект урока по биологии на тему

КОНСПЕКТ УРОКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherep.docx91.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии ГБОУ Школы №734 Значкова Наталия Николаевна

Тема. Скелет головы. Череп.

Задачи: познакомить обучающихся со значением и строением черепа, раскрыть особенности строения черепа, связанные с развитием мозга; учить обучающихся называть и показывать кости черепа; развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты, работать с учебником, таблицами, моделями черепа; воспитание санитарно-гигиенических навыков

Оборуд: скелет человека, модель черепа, черепа с раскрашенными костями, опорная карта, интеллект-карта

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Актуализация опорных знаний и представлений

             1.Фронтальный опрос

-из скольких частей состоит скелет человека?

-назвать части скелета?

-характеристика частей скелета?

-сколько костей в скелете человека?

-как соединятся кости в скелете?

-как называется подвижное соединение костей?

-как называется неподвижное соединение костей?

-какое еще есть соединение?

3.Сообщение темы урока.

Мотивационный настрой

Учитель вносит  в класс чёрный ящик, внутри которого лежит неизвестный предмет и дает подсказки

  • Существует легенда о смерти князя Олега. Прибыв на то место, где лежали останки его коня, князь наступил на них и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг оттуда  выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер
  • Символы на пиратских флагах?

Что же находится в черном ящике? Череп

Сегодня на уроке мы познакомимся со строением, значением и особенностями черепа человека

4.Изучение нового материала

В процессе урока мы заполняем интеллект –карту, которая и будет вашим домашним заданием.

Приготовили заготовки, начертили изначальный кирпичик и заполнили его, а теперь заполняем различные уровни, используя для этого ответы на вопросы.

             1.Значение черепа

                (поисковая беседа)

-определение черепа? (скелет головы)

-значение черепа? (защита головного мозга)

-как соединяются кости черепа

         2.Строение черепа

             (объяснение, работа с моделями черепа)

В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел.
Это связано с увеличением головного мозга человека. Череп современного человека характеризуется  объемом от 1100 до 1700 см3
          Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. Назвать парные и непарные кости

Лобная кость—передняя часть черепа

Затылочная кость закрывает череп сзади, в ней находится затылочное отверстие, где соединяются головной мозг со спинным., а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

Теменная кость-парная, образует свод черепа

Височная кость –тоже парная, находятся по обеим сторонам головы.


         К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные – это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.
Нижняя челюсть – единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов ( работа с учебником-стр.45)

Минутка здоровья

         3.Сравнение черепа человека и приматов

                 (просмотр иллюстрации)

Особенности черепа человека

В лицевом отделе развит подбородочный выступ в связи с членораздельной речью.

Мозговой отдел развит лучше, чем лицевой

5.Закрепление

  • Работа по интеллект –карте

  • Самостоятельная работа

(рабочая тетрадь стр.10 з.22)

  • Дополнительная информация

    (доктор советует)

Кости черепа очень крепкие, но и они нуждаются в защите. Спортсмены, которые занимаются опасными видами спорта: скоростным спуском на лыжах, бобслеем, авто и мотогонками, обязательно надевают шлем. Он защищает кости черепа и головной мозг от травм

  • Игра «Словесная анатомия»

(опорная схема-стр.16 з.1)—отгадайте слова

Череп - - -(медлительное пресмыкающееся)-черепаха

Череп - - -(кровельный материал)-черепица

Череп - -(обломок керамического изделия)-черепок

6.Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание понравилось?

-С каким настроением уходим с урока?

Встаньте.

На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.

Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « Спасибо»

7.Домашнее задание: стр.44-45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...