Конспект открытого урока по теме" Скелет головы"
план-конспект урока по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Учитель биологии ГБОУ Школы №734 Значкова Наталия Николаевна
Тема. Скелет головы. Череп.
Задачи: познакомить обучающихся со значением и строением черепа, раскрыть особенности строения черепа, связанные с развитием мозга; учить обучающихся называть и показывать кости черепа; развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты, работать с учебником, таблицами, моделями черепа; воспитание санитарно-гигиенических навыков
Оборуд: скелет человека, модель черепа, черепа с раскрашенными костями, опорная карта, интеллект-карта
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Актуализация опорных знаний и представлений
1.Фронтальный опрос
-из скольких частей состоит скелет человека?
-назвать части скелета?
-характеристика частей скелета?
-сколько костей в скелете человека?
-как соединятся кости в скелете?
-как называется подвижное соединение костей?
-как называется неподвижное соединение костей?
-какое еще есть соединение?
3.Сообщение темы урока.
Мотивационный настрой
Учитель вносит в класс чёрный ящик, внутри которого лежит неизвестный предмет и дает подсказки
- Существует легенда о смерти князя Олега. Прибыв на то место, где лежали останки его коня, князь наступил на них и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг оттуда выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер
- Символы на пиратских флагах?
Что же находится в черном ящике? Череп
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением, значением и особенностями черепа человека
4.Изучение нового материала
В процессе урока мы заполняем интеллект –карту, которая и будет вашим домашним заданием.
Приготовили заготовки, начертили изначальный кирпичик и заполнили его, а теперь заполняем различные уровни, используя для этого ответы на вопросы.
1.Значение черепа
(поисковая беседа)
-определение черепа? (скелет головы)
-значение черепа? (защита головного мозга)
-как соединяются кости черепа
2.Строение черепа
(объяснение, работа с моделями черепа)
В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел.
Это связано с увеличением головного мозга человека. Череп современного человека характеризуется объемом от 1100 до 1700 см3
Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. Назвать парные и непарные кости
Лобная кость—передняя часть черепа
Затылочная кость закрывает череп сзади, в ней находится затылочное отверстие, где соединяются головной мозг со спинным., а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.
Теменная кость-парная, образует свод черепа
Височная кость –тоже парная, находятся по обеим сторонам головы.
К лицевому отделу скелета относятся различные крупные и мелкие кости. Наиболее крупные – это скуловые и носовые кости, верхняя и нижняя челюсти.
Нижняя челюсть – единственная подвижная кость черепа. Подвижная нижняя челюсть позволяет человеку говорить, откусывать и пережёвывать пищу. На челюстях расположены ячейки для зубов ( работа с учебником-стр.45)
Минутка здоровья
3.Сравнение черепа человека и приматов
(просмотр иллюстрации)
Особенности черепа человека
В лицевом отделе развит подбородочный выступ в связи с членораздельной речью.
Мозговой отдел развит лучше, чем лицевой
5.Закрепление
- Работа по интеллект –карте
- Самостоятельная работа
(рабочая тетрадь стр.10 з.22)
- Дополнительная информация
(доктор советует)
Кости черепа очень крепкие, но и они нуждаются в защите. Спортсмены, которые занимаются опасными видами спорта: скоростным спуском на лыжах, бобслеем, авто и мотогонками, обязательно надевают шлем. Он защищает кости черепа и головной мозг от травм
- Игра «Словесная анатомия»
(опорная схема-стр.16 з.1)—отгадайте слова
Череп - - -(медлительное пресмыкающееся)-черепаха
Череп - - -(кровельный материал)-черепица
Череп - -(обломок керамического изделия)-черепок
6.Итог урока
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось?
-С каким настроением уходим с урока?
Встаньте.
На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.
Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « Спасибо»
7.Домашнее задание: стр.44-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...