урок по теме "Скелет человека"
план-конспект урока по биологии по теме

Шартон Ольга Михайловна

урок биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skelet.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Скелет человека ".

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций скелета человека. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать в команде; развивать способности стремления к успеху, уверенности в себе, самостоятельности.

 Воспитывать интерес к изучению строения организма человека, ответственное отношение о сохранении и укреплении здоровья.  

Оборудование: компьютер, демонстрационные таблицы “Скелет человека”, карточки с названием частей скелета,».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о строении скелета человека, изменении его по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения.

Личная значимость изучаемого для учащихся: правильная осанка как основа здоровья.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы деятельности учащихся: работа в группе, индивидуальная работа,

Приемы деятельности учителя: проведение самостоятельной работы по изученному материалу, организация работы с текстом, рисунками учебника. Фронтальная работа

Организация деятельности учащихся: изучают строение скелета, проводят опыт по определению осанки, выполняют проверочную работу по изученному на уроке материалу, обобщают изученное.

Основные понятия и термины урока: череп, позвоночник, пояс конечностей, грудина, лопатка, таз, крестец, свободная конечность, осанка.

                                                               Ход  урока

I. Организационный момент.

 На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер. “Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы. Факты! Никто точно не скажет сколько костей в скелете человека. У новорождённого ребёнка их около 270, некоторые мелкие кости в дальнейшем срастаются в крупные. Примерно у 20% взрослых людей имеются отклонения в количестве позвонков, у 5% -  имеется добавочное ребро, причём у мужчин оно встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Поэтому анатомы осторожно говорят, что у человека «несколько более 200 костей».

Проверка домашнего задания

- Выполните задание 1

1. Что относится к опорно-двигательному аппарату?

2.Какие функции выполняет скелет?

3. Какой  тканью образованы  кости?

4. Какие формы костей вы знаете?

1. Какой химический состав костей?  2. Как кости растут в длину и толщину

3. Какие соединения костей вы знаете?

2. индивидуальная работа. Выполнение теста

Критерии оценки

«5»- 0-1 ошибка

«4»- 2 ошибки

«3» - 3-ошибки

Изучение нового материала.

Мы раскроем всем секрет

Про диковинный скелет

Что за дивный агрегат?

Чем он только не богат

Кости, связки и суставы…

Это все не для забавы!

Череп, голень, таз, плечо..

Что не названо еще?

Обо всем поговорим,

Все детали повторим!

Для чего какая кость

Где срослось, где не срослось

Чем и как соединены?

Какой длины и толщины?

Чем прикрыты мозг и сердце?

К тайнам всем откроем дверцы!

Сегодня мы познакомимся с отделами скелета, какими костями они образованы, какие функции выполняют.

1. части скелета. Слайд №4

Скелет

                                   Осевой скелет                                   Добавочный

                                    Скелет головы                                        

                                    Скелет туловища               Верхние конеч.          Нижние конечности

2. Строение скелета головы. Работа в группе. Прочитать по цепочке текст на стр.98, ответить на вопросы:

- значение черепа

- назовите отделы черепа

-какими костями образован череп (форма, соединение)

- назовите подвижную кость черепа

Слайд 6. Отличие черепа человека от черепа млекопитающих.

3 скелет туловища. (показ на таблице)

Скелет туловища

 Скелет позвоночника                                                                     скелет грудной клетки

Работа в группе. Стр. 98 рассмотреть рисунок, найти отделы скелета, сколько позвонков в каждом отделе. Заполнить таблицу.

Отдел позвоночника

Число позвонков

1.Шейный

7

2.

3.

4.

5.

Всего

Рассмотреть рисунок строение позвонка. Дома зарисовать позвонок, обозначить его части.

Слайд 8. Отличие скелета позвоночника человека  от позвоночника млекопитающих

Ответить на вопросы:

- Какова функция позвоночника

- Сколько всего позвонков в позвоночнике?

-какие позвонки срастаются

- Каково значение изгибов позвоночника? (Благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках предохраняя головной мозг и внутренние органы от сотрясений)  

- Какова функция грудной клетки? (Защитная, служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей) .

Строение грудной клетки. Рассказ  учителя. Показ по таблице.

Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами ребер и плоской грудной костью, или грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Первые семь пар ребер называются истинными, следующие три пары — ложные ребра, их реберные хрящи соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две последние пары ребер — блуждающие они оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

Занимательная минутка: Самый большой объем груди – 315 см – был зафиксирован у американского супертяжеловеса Роберта Хьюза, вес которого составлял – 485 кг при росте 184 см. У мужчин среднего роста – не превышает 140 см.

 Физкультминутка Я называю кости, если они входят в состав грудной клетки поднимаем руки вверх, не входят машем головой (ребра, шейные позвонки, грудина., крестец, грудные позвонки, ключицы) 

Лабораторная работа по определению правильности осанки

Задача: Как определить, правильная ли у тебя осанка?

Определи правильность своей осанки.

1. Выбери самую чистую стенку и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены.

2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей. Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!).

3. Оцени результат

А. Кулак не прошел, а только ладонь: можешь повоображать перед друзьями и радоваться - осанка у тебя хорошая.

Б. Кулак все же пролез: не спеши огорчаться - а вдруг стена кривая? - позвони архитекторам и строителям с просьбой провести самую тщательную проверку ровности стены. Но если с ровностью порядок - говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке!

Работа в группе «Изучение скелета конечностей». Работая с учебником на стр.100-101 подпишите рисунок,

Занимательная минутка: Самая длинная ступня – около 60 см – принадлежала великану Мохаммеду Алан Чана (рост 233 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.

        Самое малое число пальцев на ногах – 2 – встречается у некоторых людей из африканских племен вадамо и каланга. Их называют «страусиными людьми»

        Физкультминутка. Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловище – наклоны вперед; верхняя конечность – поднятие рук вверх, нижняя конечность – присесть.

Кости: Лучевая, лобная, грудина, тазовая, теменная, позвонок, ключица, бедренная.

!Интересно! В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.

Итог урока: Сегодня мы познакомились со строением скелета человека, отличием его от скелета животных. Давайте заполним схему все вместе.

Дома: стр. 98-101 повторить. Заполнить таблицу

Строение скелета и его значение

Отдел скелета

Кости, его образующие

Значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"

Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».

Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....