урок по теме "Скелет человека"
план-конспект урока по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: " Скелет человека ".
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций скелета человека. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать в команде; развивать способности стремления к успеху, уверенности в себе, самостоятельности.
Воспитывать интерес к изучению строения организма человека, ответственное отношение о сохранении и укреплении здоровья.
Оборудование: компьютер, демонстрационные таблицы “Скелет человека”, карточки с названием частей скелета,».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о строении скелета человека, изменении его по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения.
Личная значимость изучаемого для учащихся: правильная осанка как основа здоровья.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы деятельности учащихся: работа в группе, индивидуальная работа,
Приемы деятельности учителя: проведение самостоятельной работы по изученному материалу, организация работы с текстом, рисунками учебника. Фронтальная работа
Организация деятельности учащихся: изучают строение скелета, проводят опыт по определению осанки, выполняют проверочную работу по изученному на уроке материалу, обобщают изученное.
Основные понятия и термины урока: череп, позвоночник, пояс конечностей, грудина, лопатка, таз, крестец, свободная конечность, осанка.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер. “Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы. Факты! Никто точно не скажет сколько костей в скелете человека. У новорождённого ребёнка их около 270, некоторые мелкие кости в дальнейшем срастаются в крупные. Примерно у 20% взрослых людей имеются отклонения в количестве позвонков, у 5% - имеется добавочное ребро, причём у мужчин оно встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. Поэтому анатомы осторожно говорят, что у человека «несколько более 200 костей».
Проверка домашнего задания
- Выполните задание 1
1. Что относится к опорно-двигательному аппарату?
2.Какие функции выполняет скелет?
3. Какой тканью образованы кости?
4. Какие формы костей вы знаете?
1. Какой химический состав костей? 2. Как кости растут в длину и толщину
3. Какие соединения костей вы знаете?
2. индивидуальная работа. Выполнение теста
Критерии оценки
«5»- 0-1 ошибка
«4»- 2 ошибки
«3» - 3-ошибки
Изучение нового материала.
Мы раскроем всем секрет
Про диковинный скелет
Что за дивный агрегат?
Чем он только не богат
Кости, связки и суставы…
Это все не для забавы!
Череп, голень, таз, плечо..
Что не названо еще?
Обо всем поговорим,
Все детали повторим!
Для чего какая кость
Где срослось, где не срослось
Чем и как соединены?
Какой длины и толщины?
Чем прикрыты мозг и сердце?
К тайнам всем откроем дверцы!
Сегодня мы познакомимся с отделами скелета, какими костями они образованы, какие функции выполняют.
1. части скелета. Слайд №4
Скелет
Осевой скелет Добавочный
Скелет головы
Скелет туловища Верхние конеч. Нижние конечности
2. Строение скелета головы. Работа в группе. Прочитать по цепочке текст на стр.98, ответить на вопросы:
- значение черепа
- назовите отделы черепа
-какими костями образован череп (форма, соединение)
- назовите подвижную кость черепа
Слайд 6. Отличие черепа человека от черепа млекопитающих.
3 скелет туловища. (показ на таблице)
Скелет туловища
Скелет позвоночника скелет грудной клетки
Работа в группе. Стр. 98 рассмотреть рисунок, найти отделы скелета, сколько позвонков в каждом отделе. Заполнить таблицу.
Отдел позвоночника | Число позвонков |
1.Шейный | 7 |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Всего |
Рассмотреть рисунок строение позвонка. Дома зарисовать позвонок, обозначить его части.
Слайд 8. Отличие скелета позвоночника человека от позвоночника млекопитающих
Ответить на вопросы:
- Какова функция позвоночника
- Сколько всего позвонков в позвоночнике?
-какие позвонки срастаются
- Каково значение изгибов позвоночника? (Благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках предохраняя головной мозг и внутренние органы от сотрясений)
- Какова функция грудной клетки? (Защитная, служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей) .
Строение грудной клетки. Рассказ учителя. Показ по таблице.
Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами ребер и плоской грудной костью, или грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Первые семь пар ребер называются истинными, следующие три пары — ложные ребра, их реберные хрящи соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две последние пары ребер — блуждающие они оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.
Занимательная минутка: Самый большой объем груди – 315 см – был зафиксирован у американского супертяжеловеса Роберта Хьюза, вес которого составлял – 485 кг при росте 184 см. У мужчин среднего роста – не превышает 140 см.
Физкультминутка Я называю кости, если они входят в состав грудной клетки поднимаем руки вверх, не входят машем головой (ребра, шейные позвонки, грудина., крестец, грудные позвонки, ключицы)
Лабораторная работа по определению правильности осанки
Задача: Как определить, правильная ли у тебя осанка?
Определи правильность своей осанки.
1. Выбери самую чистую стенку и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены.
2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей. Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!).
3. Оцени результат
А. Кулак не прошел, а только ладонь: можешь повоображать перед друзьями и радоваться - осанка у тебя хорошая.
Б. Кулак все же пролез: не спеши огорчаться - а вдруг стена кривая? - позвони архитекторам и строителям с просьбой провести самую тщательную проверку ровности стены. Но если с ровностью порядок - говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке!
Работа в группе «Изучение скелета конечностей». Работая с учебником на стр.100-101 подпишите рисунок,
Занимательная минутка: Самая длинная ступня – около 60 см – принадлежала великану Мохаммеду Алан Чана (рост 233 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.
Самое малое число пальцев на ногах – 2 – встречается у некоторых людей из африканских племен вадамо и каланга. Их называют «страусиными людьми»
Физкультминутка. Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловище – наклоны вперед; верхняя конечность – поднятие рук вверх, нижняя конечность – присесть.
Кости: Лучевая, лобная, грудина, тазовая, теменная, позвонок, ключица, бедренная.
!Интересно! В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.
Итог урока: Сегодня мы познакомились со строением скелета человека, отличием его от скелета животных. Давайте заполним схему все вместе.
Дома: стр. 98-101 повторить. Заполнить таблицу
Строение скелета и его значение
Отдел скелета | Кости, его образующие | Значение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"
Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....