тематическое планирование
методическая разработка по биологии по теме
тематическое планирование зоологии, общей биологии по Вахрушеву А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoologiya.doc | 107.5 КБ |
obshchaya_bilogiya_9.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса биологии в 7-х класса
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ»
учитель: Дьячкова Ю. М.
Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо № 03-408 от 01.04.2005)
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Курс «Биология. Разнообразие организмов: животные » по федеральному базисному учебному плану рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Основные идеи курса:
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов и строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.
Исторический подход к явлениям жизни. Историческое воззрение на природу проводится в самого начала изучения предмета в основной средней школе, показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.
Экосистемный подход. В программе показана роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
Сравнительный метод (теория классификаций). Без применения этого научного метода нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода.
Таким образом, на конкретном материале зоологии осуществляется необходимое предварительное введение материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс).
Методическое обеспечение:
1. Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса. - М.: Баласс, 2005;
2. Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Задачник к учебнику для 7-го класса. - М.: Баласс, 2005;
3. Электронное пособие «Уроки биологии Кирилла и Мефодия: Животные».
4. Электронное пособие «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»
Тематическое планирование:
№ темы | название темы | количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Сравнительный метод | 3 |
3 | Отличия животных от других организмов | 3 |
4 | Простейшие | 5 |
5 | Низшие многоклеточные | 8 |
6 | Членистые и моллюски | 15 |
7 | Тип хордовые | 35 |
Поурочное планирование:
№ урока | тема урока | примечания |
1 | Введение | 1 |
Сравнительный метод | 3 |
2 | Цель науки - предсказание на основе опыта. |
3 | Гомология. Аналогия. |
4 | Систематика. Искусственная и естественная системы. |
Отличия животных от других организмов | 3 |
5 | План строения животной клетки. |
6 | Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный способы питания. |
7 | Комбинации признаков, отличающих животных от других групп |
Простейшие | 5 |
8 | План строения простейших. |
9 | Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки |
10 | Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий). |
11 | Роль простейших в биосфере и жизни человека. |
12 | Представление о природных очагах инфекционных заболевании. |
Низшие многоклеточные | 8 |
13 | Преимущества и недостатки многоклеточности. Губки. |
14 | Кишечнополостные - настоящие многоклеточные животные |
15 | Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных |
16 | Многообразие кишечнополостных. |
17 | Плоские черви - ползающие животные. |
18 | Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей. Меры профилактики заражения. |
19 | Круглые черви. Биологический прогресс на примере круглых червей. |
20 | Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней. |
Членистые и моллюски | 15 |
21 | Тип кольчатые черви. План строения кольчатого червя. |
22 | Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования. |
23 | Жизненные циклы кольчатых червей. |
24 | Общие черты планов строения моллюсков и членистоногих |
25 | Тип моллюски. План строения моллюсков. |
26 | Сравнительный анализ брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. |
27 | Роль моллюсков в жизни человека Тип членистоногие. План строения членистоногих.. Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых. |
28 | Класс ракообразные. Примеры жизненных форм и жизненных циклов |
29 | Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ). |
30 | Тип членистоногие. Класс паукообразные. |
31 | Приспособления к жизни на суше. |
32 | Тип членистоногие. Класс насекомые. |
33 | Жизненные формы насекомых |
34 | Многообразие насекомых. |
35 | Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления «вредителей». Роль насекомых в жизни биосферы и человека. |
Тип хордовые | 35 |
36 | План строения и жизненные циклы низших хордовых. Биогенетический закон. |
37 | Позвоночные животные. Бесчелюстные - первые позвоночные. |
38 | Надкласс рыбы. |
39 | Жизненный цикл рыб. |
40-41 | Многообразие рыб. |
42 | Особенности экосистемы океана. |
43-44 | Класс земноводные. Важнейшие черты, строения, связанные: жизнью на суше. |
45 | Размножение и развитие земноводных. |
46 | Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. |
47-48 | Класс пресмыкающиеся - первые настоящие наземные позвоночные. |
49 | Размножение и развитие рептилий. |
50 | Современные отряды и жизненные формы пресмыкающихся. |
51 | Роль пресмыкающихся в природных сообществах. |
52 | Возникновение теплокровности. |
53-54 | Класс птицы. Интенсификация обмена веществ. Полет. |
55 | Общий план строения. |
56 | Размножение и развитие птиц. |
57-58 | Основные экологические группы птиц |
59 | Роль птиц в природе и в жизни человека. |
60 | Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов. |
61-62 | Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ |
63 | Происхождение млекопитающих. |
64 | Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных. |
65-66 | Основные экологические группы млекопитающих. |
67 | Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. |
68 | Охрана зверей |
69 | Характерные млекопитающие своей местности. |
70 | Животные - самый яркий пример биологического прогресса |
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
- характерные признаки царства животных; - строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы г инфузории-туфельки); - роль простейших в биосфере и жизни человека; - многоклеточность и ее биологический смысл; - отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви: моллюски, членистоногие, хордовые); - основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека; - особенности жизненных циклов морских беспозвоночных; - особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезни - основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше; - основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека; - важнейшие отряды насекомых; - о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением; - роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд); - важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»; - насекомые человеческого жилища на примере своего региона; - роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний; - классы позвоночных животных; - приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше; - особенности размножения и развития представителей разные классов позвоночных; - роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли; - о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов; - особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни; - роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека; - о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности; - основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих; - основные группы домашних животных, их значение в жизни человека; - основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона; - характерных животных своего региона; - об охране животных, роли заповедников и заказников. - о гомологии как существенном сходстве; - важнейшие группы простейших; - важнейшие группы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков и иглокожих; - важнейшие отряды ракообразных и паукообразных; - о происхождении основных групп животных; - важнейшие отряды насекомых (прямокрылые, стрекозы, поденки, перепончатокрылые, жуки, двукрылые); - о происхождении теплокровности. | - сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп животных; - понимать смысл биологических терминов; - проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных; сезонными изменениями в природе; - ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты; - соблюдать правила поведения в кабинете биологии; - отличать пауков от насекомых; - уметь осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими беспозвоночными; - узнавать основные изученные типы животных (по таблице); - отличать представителей разных классов позвоночных животных; - отличать ядовитых животных своего региона; - соблюдать правила поведения в природе; - готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы. - сравнивать элементы по их относительному положению в целых; - сравнивать целые и их элементы при помощи рядов промежуточных форм; устанавливать соответствие внешне непохожих целых ж элементов при помощи «непрерывных» рядов; - отличать основные отряды насекомых; - отличать отряды земноводных, пресмыкающихся; - отличать важнейшие экологические группы птиц и млекопитающих. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса биологии в 9-х класса
«Биология. Порядок в живой природе»
учитель: Дьячкова Ю. М.
Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо № 03-408 от 01.04.2005)
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Курс «Биология. Порядок в живой природе» по федеральному базисному учебному плану рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Основные идеи курса:
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов и строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.
Исторический подход к явлениям жизни. Историческое воззрение на природу проводится в самого начала изучения предмета в основной средней школе, показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.
Экосистемный подход. В программе показана роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
Сравнительный метод (теория классификаций). Без применения этого научного метода нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода.
Таким образом, на конкретном материале зоологии осуществляется необходимое предварительное введение материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс).
Методическое обеспечение:
1. Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. Порядок в живой природе. Учебник для 9-го класса. - М.: Баласс, 2011;
2. Электронное пособие «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»
Тематическое планирование:
№ темы | название темы | количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Цитология. Регуляция на клеточном уровне | 7 |
3 | Организменные регуляции | 12 |
4 | Регуляция на популяционном и биосферном уровне | 12 |
5 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости | 13 |
6 | Эволюция – регулируемый процесс | 12 |
7 | Взаимоотношения человека и природы | 8 |
8 | Заключение | 1 |
Поурочное планирование:
№ урока | тема урока | примечания |
Введение | 4 |
1 | Чудо жизни. |
2 | Устройство живых систем |
3 | Уровни организации живого |
4 | Свойство живого |
Цитология. Регуляция на клеточном уровне | 7 |
5 | Живая клетка |
6 | Химические связи решают все |
7 | Хранение и использование информации |
8 | Поток энергии через живую клетку |
9 | Деление клеток |
10 | «Неживые» паразиты |
11 | Регуляция на клеточном уровне |
Организменные популяции | 12 |
12 | Соленость «внутреннего» моря |
13-14 | Регуляция температуры тела и дыхания |
15 | Транспортировка веществ и координация функций |
16-17 | Размножение – путь в будущее |
18 | Миллиард лет эволюции за короткую жизнь |
19-20 | Регуляция собственного развития |
21-22 | Регуляция на организменном уровне. |
23 | Повторение |
Регуляция на популяционном и биосферном уровнях | 12 |
24 | Всё связано со всем |
25 | Факторы среды и приспособления к ним |
26 | Экологические ниши и среды жизни |
27 | Что такое хорошо и что такое плохо |
28 | Популяция – одновидное сообщество |
29 | Регуляция численности |
30 | Экосистема – круговорот веществ в потоке энергии |
31 | Экосистема – гармония живого и неживого |
32 | Жизнь меняет условия своего существования |
33 | Агросистемы – искусственные экосистемы |
34 | Биосфера – экосистема экосистем |
35 | Экология. Повторение. |
Генетика – наука о наследственности и изменчивости | 13 |
36 | У истоков науки генетики |
37-38 | Наследование одной пары признаков |
39-40 | Наследование двух пар признаков |
41 | Непарные хромосомы |
42-43 | Взаимодействие генов |
44-45 | Изменчивость |
46 | Генетика и человек |
47 | Генитика. |
48 | Повторение |
Эволюция – регулируемый процесс | 14 |
49 | Эволюция – поиск удачного решения путем проб и ошибок |
50-51 | Искусственный отбор – альфа и омега селекции |
52-53 | Естественный отбор – движущая сила эволюция |
54 | Происхождение вида - итог микроэволюции |
55 | Вклад теории эволюции в биологию |
56 | Кто прогрессивнее: бактерии или человек |
58 | Как появилась жизнь? |
59 | Основные события в истории жизни на Земле |
60-61 | Вехи палеонтологической летописи |
62 | Эволюционная теория. |
63 | Повторение. |
Взаимоотношение человека и природы | 6 |
64 | Наши родственники |
65 | Из животных в люди |
66 | Неолитическая революция |
67 | Прогресс против природы |
68 | Экологический кризис |
69 | Взаимоотношения человека и природы |
Заключение | 1 |
70 | Решение биологических проблем – важнейшая задача человечества |
Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
- о природе устойчивости нормального онтогенеза; - особенности жизни в разных средах обитания; - понятие об экологической нише и жизненной форме; - об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем; - о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота; -о природе и профилактике наследственных болезней; -о происхождении и основных этапах эволюции; -о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека. | - находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма; - использовать знания о теории эволюции и экологии для оптимальной борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...