№ п/п | № урока |
|
| Тема урока | Задачи урока | Понятийный аппарат |
|
| Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения |
«Введение. Науки, изучающие организм человека» (2 часа). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
1. |
|
|
Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.
|
Раскрыть двойственную природу человека, смысл наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии.
|
Анатомия, физиология, гигиена, психология.
|
|
|
|
П.1 определе-ния вопросы стр.8 |
|
2. | 2. |
|
| Становление наук о человеке. | Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека.
|
| портреты учёных |
|
| П.2 повт.п. 1 |
|
«Происхождение человека» (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. | 1. |
| Систематическое положение человека. |
| Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ, привести доказательства эволюции человека, значение рудиментов и атавизмов. | Рудимент, атавизм, таксон |
| таблица |
| П.3 повт. 7кл. п.27,50 |
|
4. | 2. |
| Историческое прошлое людей.
|
| раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды,содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в антропогенезе. | религия |
| фрагмент видеофильма |
| п.4 |
|
5. | 3. |
| Расы человека
|
| повторить признаки вида, раскрыть биологическую и социальную составляющую рас.
| нация, народ, расы, расизм, народность |
| таблица, рисунки |
| п.5 основные положения гл.2 |
|
«Строение организма» (4 часа). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
1. |
|
Общий обзор организма человека. |
дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения. Топографии внутренних органов, полостях тела, системах органов. |
уровни организации, орган, система органов, гормоны |
|
торс человека муляж, таблицы |
|
п.6 повт. строение клетки |
|
7.
|
| 2. |
| Клеточное строение организма.
| показать единство органического мира; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить химический состав клеток; повторить деление клеток. | обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость, внешняя и внутренняя среда |
| картофель, тёрка, стакан, перикись водорода; табл. «Строение клетки». |
| п.7 табл. стр.33 |
|
8. |
| 3. |
| Ткани: эпителиальные, соединительная и мышечная. Лаб. работа №1: «Ткани организма человека» | раскрыть основные понятия, познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме; закрепление умения работать с микроскопом. | ткань, орган, тканевая жидкость, межклеточное вещество |
| таблица |
| п.8 до нервн. |
|
9. |
|
4. |
|
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.
| познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов. | нервная цепь, синапс, нейроглия, возбуждение и торможение |
|
|
| п.8,9 вопросы |
|
«Опорно-двигательная система» (7 часов). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. | 1. |
|
| Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лаб. работа №2 «Микроскопичес-кое строение кости». | раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав. Микро- и макроскопическое строение костей, их классификацию
| скелет, мышца, костная пластинка, костная ткань |
|
|
| п.10 вопросы |
|
11. | 2. |
|
| Скелет человека. Осевой скелет. Соединение костей. | Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих, выявить особенности скелета, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. Закрепить знания о строении и функциях частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения костей, повторить материал о происхождении человека | Типы соединений костей |
| таблица |
| П.12 повт. п.8 |
|
12. | 4. |
|
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Лаб работа «Мышцы человека» | Повторить материал о типах мышечной ткани, дать понятие об основных группах мышц | Брюшко мышцы, головка и хвост, синергисты, антогонисты
|
|
|
| п.13. задание стр.65 повт. п.8,9 |
|
13. | 5. |
|
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». | дать понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменениях мышц при тренировках
| гиподинамия, утомление, синергисты, антогонисты |
|
|
| п.14 повт п11,12 |
|
14. | 6. |
|
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб. работа №5,6 «Выявление нарушений осанки», «Выявление плоскостопия». | познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, выяснить отрицательные последствия нарушений
| осанка, остеохондроз, сутулость, плоскостопие |
|
|
| п.15 повт. п10 |
|
15. | 7. |
|
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
| дать сведения о травмах и мерах первой помощи при них | ушиб, перелом, шина, гематома, вывих |
|
|
| п.16 вопросы стр. 79-80 |
|
| Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Внутренняя среда организма» (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. | 1. |
|
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | провести анализ функций крови и её компонентов, познакомить с механизмом свертываемости, роль анализа крови
| гомеостаз, фагоцитоз, антигены, антитела, внутренняя среда |
|
|
| п.17 стр.89 (!) письм. |
|
18. | 2. |
|
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | показать барьерную роль, формировать понятие иммунитет и его виды, инфекционные болезни
| иммунитет, воспаление, общее заболевание |
|
|
| п.18 история вакцин |
|
19. | 3. |
|
| Иммунология на службе здоровья. | познакомить с наукой иммунологией, дать классификацию иммунитета, понятие аллергии и тканевой совместимости | аллергия., тканевая совместимость, группы крови, резус-фактор |
|
|
| п.19 |
|
«Кровеносная и лимфатическая система» (6 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. | 1. |
|
| Транспортные системы организма.
| понятие об органах кровеносной и лимфатической системы, их строении и функциях | артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны |
|
|
| п.20 стр.105 |
|
21. | 2. |
|
| Круги кровообращения. Лаб работа №7,8. «Функции венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
| Изучение плана строения сердца, продолжение формирования практических навыков работы | предсердия, желудочки, капилляры, вены |
|
|
| п.21 |
|
22. | 3. |
|
| Строение и работа сердца.
| раскрыть связь строения сердца с функцией, дать понятие о сердечном цикле и автоматизме | клиническая смерть, околосердечная сумка, адреналин |
| модель сердца |
| п.22 рис. 53,Д в тетрадь |
|
23. | 4. |
|
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб. работа №9,10 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты с пульсом».
| выяснить причины движения крови по сосудам, принципы измерения кровяного давления, механизм регуляции кровоснабжения | кровяное давление, пульс., гипер- гипотония |
| тонометр, нитка, секундомер |
| п.23 |
|
24. |
5. |
|
|
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях Лаб. работа №11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» |
познакомить с основами упражнения сердца и сосудов, влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, знать правила ухода за раной
|
ударный объём сердца, гангрена, перемежающаяся хромота, спазм сосудов гематома. Струп, закрутка |
|
|
| п.24 вопр. стр.125 повт. п 14,16 п.25 стр.129-130 |
|
25. | 6. |
|
| Контрольная работа по теме «Внутреняя среда организма . Кровеносная система».
|
|
|
|
|
|
|
|
«Дыхание» (4 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26. | 1. |
|
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразованииЗаболевания дыхательных путей.
| раскрыть значение биологического окисления, роль органов дыхания в газообмене, раскрыть взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, познакомить с болезнями дых. путей | носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, альвеолы, гайморит. Тонзиллит, артикуляция |
|
|
| п.26 повт п 21 задание стр. 139-140 |
|
27. | 2.
|
|
| Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание.
| раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем, роль крови в газообмене | легочная плевра, диффузия, «ворота лёгких» |
|
|
| п.27 |
|
28.
| 3.
|
|
| Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Лаб работа №12 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время»
| повторить материал о лёгочном и тканевом дыхании, разъяснить вред курения, охрне воздушной среды | легочная и пристеночная плевра, диафрагма, никотин, смог, респиратор |
|
|
| п.28 |
|
29.
| 4. |
|
| Функциональные возможности дых. Системы как показатель здоровья. Приёмы реанимации. Лаб. работа №13,14 «Измерение грудной клетки на вдохе и выдохе» «Функциональные пробы с задержкой дыхания»» | показать простейшие приёмы самоанализа дыхательной системы. Понять роль флюорографии, приёмов реанимации | биологическая и клиническая смерть, реанимация |
|
|
| п.29 отчёт |
|
«Пищеварительная система» (6 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30. | 1. |
|
| Питание и пищеварение. | раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, показать разницу между продуктами питания и питательными веществами, роль кулинарной обработки пищи | пластический и энергетический обмен, перистальтика, рацион |
|
|
| п.30 |
|
|
|
|
|
31. | 2. |
|
| Пищеварение в ротовой полости. | понять роль вкусовых рецепторов, строение слюнных желёз, зубов, причины их заболеваний, правил гигиены ротовой полости. | рецепторы вкуса, зубы, кариес, пульпит |
|
|
| п.31 стр.165 задание |
|
|
|
|
|
32. | 3. |
|
| Пищеварение в желудке и 12-ти перстной кишке. Лаб. работа №15 «Действие слюны на крахмал» | раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в расщеплении пищи, проследить за изменение пищи в отделах пищеварительного тракта. | фермент, пищевод, желудок, печень, трипсин, дисбактериоз |
|
|
| п.32 |
|
|
|
|
|
33.
| 4. |
|
| Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени, аппендикс. | закрепление материала о ферментах, познакомиться с барьерной ролью печени, функциями аппендикса и кишечника | гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит |
|
|
| п.33 термины |
|
|
|
|
|
34. | 5. |
|
| Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций.
| познакомиться с методом фистул Павлова, историей открытия условных и безусловных рефлексов, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения обосновать правила гигиены, понятие о опасных кишечных инфекциях | условные и безусловные рефлексы, фистула, слюноотделение ботулизм, анаэробы, карантин |
|
|
| п.34 п.35 стр.181 |
|
35. | 6. |
|
| Контрольная работа по теме «Дыхание . Пищеварение» |
|
|
|
|
|
|
|
«Обмен веществ и энергии» (3 часа). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36. | 1. |
|
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.
| ввести понятие обмена веществ, познакомить с его стадиями, проследить преобразование веществ. | обмен веществ, энергетический и пластический обмен веществ |
|
|
| п.36 повт. п.30 |
|
37. | 2. |
|
| Витамины (семинар).
| раскрыть значение витаминов и способов их сохранения. |
|
|
|
| п.37 |
|
38. | 3. |
|
| Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лаб. работа №16 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | дать сведения об основном и общем обмене веществ, энергетической ёмкости и энергозатратах | основной обмен, общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость |
|
|
| п.38 |
|
«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (4часа). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39.
| 1. |
|
| Кожа – наружный покровный орган.
| познакомить со строением и функциями кожи, волос и ногтей. | эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, волосы, ногти, терморегуляция |
| таблица |
| п.39 аллергия п.19 |
|
40. |
2. |
|
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | гигиена кожи, познакомить с болезнями кожи связанными с обменом веществ, гиповитаминозами, помощи при ожогах и обморожениях | гиповитаминоз, болезни кожи |
|
|
| п.40 повт.п.29 |
|
41.
| 3. |
|
| Терморегуляция организма. Закаливание. | Раскрыть механизм терморегуляции, объяснить причины теплового и солнечного удара, значение закаливания, роль одежды. | терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, закаливание |
| таблица |
| п.41 вопросы |
|
42.
| 4. |
|
| Выделение. | раскрыть значение органов выделения в поддержании внутренней среды, работу нефронов. | Нефрон, почки, первичная и вторичная моча |
| таблица |
| п.42 вопросы |
|
«Нервная система» (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43.
|
1. |
| Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. |
| раскрыть значение нервной системы в поддержании гомеостаза, роли психики в отражении мира вспомнить филогенез нервной системы, строение спинного мозга, строение белого и серого вещества, функций мозга | потребности, активность, субъективное отражение кора, ядра мозга, нервные волокна |
| таблица |
| п.43 вопросы стр.221-222 п.44 вопросы стр.227 |
|
44.
|
3.
|
| Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка. Лаб. работа №17 «Пальценосная проба и особенности движений, связанные с работой мозжечка». |
| познакомить со строением головного мозга, его отделами, раскрыть функции отделов мозга | задний мозг, мост, мозжечок |
| муляж |
| п.45 |
|
45. |
4. |
| Функции переднего мозга. |
| раскрыть функцию коры мозга, значение ассиметрии левого и правого полушария | таламус, гипоталамус |
| муляж |
| п.46 повт п.44 |
|
46. | 5. |
| Соматический и вегетативный отделы нервной системы. |
| дать понятие о соматическом и автономном отделах, симпатическом и парасимпатическом подотделах, раскрыть их взаимосвязь | вегетативные узлы |
| таблица |
| п.47 |
|
Контрольная работа по теме «Нервная система» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Анализаторы» (5 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48. | 1. |
|
| Анализаторы. | раскрыть строение анализатора, механизм обработки информации, рассмотреть вопрос о достоверности информации и выяснить природу иллюзий | анализатор, модальность. иллюзия |
|
|
| п.48 |
|
49.
| 2. |
|
| Зрительный анализатор. Лаб. работы №18-22 «Изменение величины зрачков»; «Функции хрусталика»; «Функции палочек и колбочек»; «Поиск слепого пятна»; «Иллюзия при бинокулярном зрении». | раскрыть значение зрения, строение и функции глаза, механизм работы сетчатки, дать представление о бинокулярном зрении | коньюктива, близорукость, дальнозоркость, диоптрия, бельмо |
|
|
| п.49 вопросы стр.248 |
|
50.
|
3. |
|
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | дать понятие о причинах глазных инфекций, травмах; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости косоглазия. Выяснить роль гигиены в профилактике болезней глаз. | гигиена |
|
|
| п.50 |
|
51.
| 4. |
|
| Слуховой анализатор.
| раскрыть общность зрительного и слухового анализатора, рассмотреть строение уха, дать понятие о причинах заболеваний и гигиене слуха. | наружное ухо, внутреннее ухо, тугоухость |
| таблица |
| п.51, составить таблицу |
|
52. | 5. |
|
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | выяснить механизм работы вестибулярного аппарата, кожно- мышечного, обонятельного и вкусового анализатора.
| вестибулярный аппарат, мышечное чувство, вибрационное чувство |
|
|
| п.52 |
|
«Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53. | 1. |
|
| Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | раскрыть роль Сеченова, Ухтомского, Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности, разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.
|
|
|
|
| п.53 |
|
54. | 2. |
|
| Врождённые и приобретённые программы поведения. | показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения и приобретённых форм поведения и приспособлению в природе, к социальной среде
| инстинкты., навыки, привычки, эмоции, этология |
|
|
| п.54 |
|
55. | 3. |
|
| Сон и сновидения.
| дать понятие о биоритмах на примере циркадных (суточных) ритмов, раскрыть природу сна, фазы сна | быстрый сон, медленный сон, сновидения |
|
|
| п.55 таблица |
|
56. | 4. |
|
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
| определить роль речи как средства общения, осознанные и интуитивные решения. | базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь |
|
|
| п.56 |
|
57. | 5. |
|
| Воля, эмоции, внимание. Лаб. работа №23 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»
| определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, показать значение эмоций, раскрыть основы внимания, познакомиться со способами поддержания внимания.
| волевое действие, аффект, стресс, рассеянность |
| тесты |
| п.57 стр.292-293 |
|
Контрольная работа по теме «Высшая нервная система» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Железы внутренней секреции (эндокринная система)» (2 часа).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58. | 1. |
|
| Роль эндокринной регуляции. | дать понятие о железах внутренней секреции, смешанной и внешней секреции, показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ | железы, гормоны |
|
|
| п.58 задание2 стр.301 |
|
59. | 2. |
|
| Функции желёз внутренней секреции. | рассмотреть функции желёз внутренней секреции, раскрыть нарушения, мерами профилактики заболеваний
| гипофиз, щитовидная железа, половые железы, надпочечники, поджелудочная железа |
| таблица |
| п.59 вопросы |
|
«Индивидуальное развитие организма» (5 часов). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60. | 1. |
|
| Жизненные циклы. Размножение. | Дать понятие о жизненных циклах, вспомнить половое и бесполое размножение, ознакомиться с половыми системами.
|
|
|
|
| п.60 |
|
61. | 2. |
|
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера и причинами отклонения от него, раскрыть причины приспособления к внутриутробной жизни
| плодные оболочки, плацента, пупочный канатик |
|
|
| п.61 |
|
62. | 3. |
|
| Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. | раскрыть различия между наследственными и рождёнными заболеваниями, пути прогнозирования и профилактики | СПИД. Гепатит В. |
|
|
| п.62 |
|
63. | 4. |
|
| Развитие ребёнка после рождения. | раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей;
| индивид, личность, интерес, склонность |
|
|
| п.63 |
|
64. | 5. |
|
| Становление личности. Интересы, склонности, способности. | показать особенности становления организма и личности
| темперамент |
| тесты |
| п.64 |
|
Уроки обобщения и закрепления знаний (4 часа).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65. | 1. |
|
| Организм человека как целостная система. | обобщить знания полученные об основных системах органов
| организм, система |
| тесты |
| п.6-9 повт. |
|
66. | 2. |
|
| Образ жизни человека и здоровье. | закрепить знания о влиянии курения, алкоголя, наркомании, лекарств и вредных веществ на оргнизм
| образ жизни |
| фильм |
| п.28, 35,50 |
|
67.
| 3. |
|
| Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. (семинар) | обобщить знания о влиянии внешних факторов на здоровье человека
| здоровье |
|
|
| записи в тетради |
|
68.
| 4. |
|
| Заключительный урок «Как сохранить здоровье». | дать практические рекомендации по сохранению здоровья, составить перечень основных правил. |
|
|
|
| летнее задание |
|