рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии по теме
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. № 1089); Федеральным Базисным учебным планом 2004г. (Нормативные документы и методические рекомендации, приказ МО России от 09.03.2004 г. № 1312) на основании примерных программ основного общего образования по биологии и среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, разработанных Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 7 июля 2005г. № 03-1263) и Федерального перечня учебников на 2011-2012 уч. год.
Данная рабочая программа составлена к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.» Пасечник В.В. - на основе примерной программы по биологии на базовом уровне и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2006,- 172 с., допущенной Министерством образования РФ, с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (Архангельск: АО ИППК РО, 2005).
Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68часов).
Лабораторных работ -22, практических работ – 3,
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений), их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся. В связи с этим предполагается работа с тетрадью на печатной основе.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения». М.Дрофа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МО Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО_________ Зам.директора по УВР Директор школы_____
Протокол №__ от ______ Опакай Д.Б. Серен-Чимит А.О.
« _ » ______ 2012 г «__» ________ 2012г «__»________ 2012
Рабочая программа по биологии
Составитель: Опакай Долаана Белек-ооловна
учитель биологии первой категории
МБОУ Тээлинская СОШ им В.Б. Кара-Сала
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. № 1089); Федеральным Базисным учебным планом 2004г. (Нормативные документы и методические рекомендации, приказ МО России от 09.03.2004 г. № 1312) на основании примерных программ основного общего образования по биологии и среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, разработанных Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от 7 июля 2005г. № 03-1263) и Федерального перечня учебников на 2011-2012 уч. год.
Данная рабочая программа составлена к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл.» Пасечник В.В. - на основе примерной программы по биологии на базовом уровне и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 2006,- 172 с., допущенной Министерством образования РФ, с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (Архангельск: АО ИППК РО, 2005).
Программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68часов).
Лабораторных работ -22, практических работ – 3,
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений), их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности уч-ся. В связи с этим предполагается работа с тетрадью на печатной основе.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения». М.Дрофа.
Цели и задачи преподавания биологии в 6 классе
– обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности бактерий, грибов и растений; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;
– добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной промышленности и природоохранной деятельности
– формировать умения по выращиванию растений
Требования к знаниям и умениям
Знать/понимать:
- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения
- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений
- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;
-роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- распознавать органы цветкового растения;
В результате включения регионального компонента в содержание учебной программы ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: организмов растений, бактерий, грибов и лишайников; экосистем своего региона
уметь:
- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе
- распознавать и описывать наиболее распространенные растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы
Тематическое планирование
Введение (2ч.)
Л.Р.1Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Т.1. Клеточное строение организмов (5ч.)
Л.Р.2Устройство увеличительных приборов
Л.Р 3 «Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука»
Т.2. Царство бактерии (3часа)
Т.3. Царство грибы (4 часа)
Л.Р.5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Л.Р.4 «Изучение строения плесневых грибов»
Т.4. Царство растения (8 ч.)
Л.Р.6 «Распознавание водорослей разных отделов»
Л.Р.8 «Изучение внешнего строения мхов»
Л.Р.9 «Распознавание растений отд. Папоротникообразные»
Л.Р.10 «Распознавание растений отд. Голосеменные»
Т.5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч)
Л.Р.11-12 «Изучение органов (семени) цветкового растения»
Л.Р 13 «Виды корней»
Л.Р.14 «Строение почек. Расположение на стебле»
Л.Р. 15 «Изучение строения цветка»
Л.Р.16 «Ознакомление с различными видами соцветий»
Л.Р.17 «Классификация плодов»
Т.6. Жизнь растений (15ч)
П.Р.18. «Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка»
Л.Р.19 «Наблюдение за ростом и развитием растений».
Л.Р 20 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Т.7.Классификация растений (9 ч)
Л.Р.21. «Распознавание растений
Т.8. Природные сообщества (5ч )
Л.Р 22. «Изучение особенностей строения растений»
Т.9.Развитие растительного мира (1час)
Всего Л.Р- 22
1.В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Рабочая тетрадь. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. М. Дрофа. 2011.
2.В.В. Пасечник. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учебник. М.: Дрофа, 2010
3.Лесные травянистые растения. Биология и охрана: Справочник. Алексеев Ю.Е., Вахрамеева М.Г.,Денисова, Л.В.,Никитина С.В.-М., Агропромиздат, 1988.
4.Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
5.Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Для учителя:
6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
Рабочая программа по биологии 7 класс
(УМК Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. 2012-2013 уч. год)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных» (39 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Индивидуальное развитие животных », «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» т.к. некоторые вопросы данной темы изучались в предыдущих разделах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен знать / понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения организмов животных разных систематических групп.
Уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
демонстрации | экскурсии | лабораторн. работы |
1. | Введение. Общие сведения о животном мире | 2 | 1 |
|
|
2. | Многообразие животных | 39 | 8 | 1 | 8 |
3. | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 13 | 1 |
| 5 |
4. | Индивидуальное развитие животных | 3 | 2 |
| 1 |
6. | Развитие животного мира на Земле | 3 | 1 |
|
|
7. | Биоценозы | 3 | 1 | 2 |
|
8. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | 1 |
|
|
| ИТОГО | 68 | 15 | 3 | 14 |
Содержание тем учебного курса биологии 7 класса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Многообразие животных (39 часов)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа №1: Знакомство с многообразием простейших
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2: Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3: Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №4:Особенности строения и жизни моллюсков
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5: Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №6: Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №7: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №8: Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 часов)
Покровы тела.
Лабораторная работа №9: Изучение особенностей различных покровов тела
Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа №10 Изучение способов передвижения животных
Лабораторная работа №11 Изучение способов дыхания животных
Лабораторная работа №12 Изучение ответной реакции животных на раздражение
Лабораторная работа №13 Изучение органов чувств животных
Тема 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №14: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Тема 4. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 5. Биоценозы (3 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Формы и средства контроля
1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.
3. Вводный, рубежный, итоговый контроль: проведение тестовых работ по темам курса.
Пособия:
- Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии.
- Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии.
- Лернер Г.И. ГИА, 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс – М.: Эксимо, 2011. – 240с.
Учебно-методические средства обучения
1. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
2. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
3 Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
4. Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2007.- 144с.
5. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.
Дополнительная литература:
1. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.
2. Галушкова Н. И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина, - Волгоград: Учитель, 2006. - 281с.
3. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.
4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
5. Лернер Г.И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс - М.: Эксимо, 2011. - 240с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009./1, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;
тетради с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2007;
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на
организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- распознавать органы и их топографию, системы органов;
- объяснять связь между строением и функциями органов;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты.
Рабочая программа по общей программы 11 класса
(профильный уровень )
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. (автор В.Б. Захаров ) М.: Дрофа, 2008г.
Учебник: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т Захарова.. М.: Дрофа, 2009
Используемая литература: Общая биология. 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология». Т.А. Козлова, Н.И. Сонин; под редакцией В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2004
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В.Б. Захарова) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на профильном уровне отводиться 210 часов, в том числе 105 часов в 10 классе и 105 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Результаты обучения приведены в Рабочей программе в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач
Распределение часов по темам в 11 классе в сравнении с программой
по биологии 10-11 классы профильный уровень В.Б. Захарова
№ | Название темы | Количество часов |
по программе | в рабочей |
Раздел 7.Эволюционное учение. 38 часов |
1. | Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы | 7 часов | 6 часов |
2. | Тема 7.2. Дарвинизм. | 7 часов | 6 часов |
3. | Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция | 14 часов | 14 часов |
4. | Тема 7.4 . Основные закономерности эволюции. Макроэволюция | 12 часов | 12 часов |
Раздел 8. Развитие органического мира. 18 часов |
5 | Тема 8.1.Основные черты эволюции животного и растительного мира. | 10 часов | 8 часов |
6 | Тема 8.2. Происхождение человека. | 10 часов | 10 часов |
Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 34 часа |
7 | Тема 9.1. Понятие о биосфере. | 6 часов | 8 часов. |
8 | Тема 9.2. Жизнь в сообществах. | 7 часов | 4 часа |
9 | Тема 9.3. Взаимоотношения организма и среды | 11 часов | 16 часов |
10 | Тема 9.4. Взаимоотношения между организмами | 6 часов | 6 часов |
Раздел 10. Биосфера и человек. 15 часов |
11 | Тема 10.1.Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 12 часов | 12 часов |
12 | Тема 10.2. Бионика | 2 часа | 3 часа |
|
|
|
|
| Итого | 105 часов | 105 часо |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
работы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении практических и лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Лабораторные работы | Практические работы |
Практическая работа №1: «Решение задач по молекулярной биологии» |
Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Практическая работа №2: «Сравнение процессов бесполого и полового размножения» |
Лабораторная работа №3: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | Практическая работа №3: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» |
Лабораторная работа №4: «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | Практическая работа №4: «Сравнение процессов митоза и мейоза» |
Лабораторная работа №5 «Строение животной, растительной грибной клетки и бактерий под микроскопом» | Практическая работа №5: «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных» |
Лабораторная работа №6: «Изучение клеток дрожжей под микроскопом» | Практическая работа №6: Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков |
Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | Практическая работа №7: «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» |
Лабораторная работа №8. «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | Практическая работа №8: «Решение генетических задач на сцепленное наследование» |
Лабораторная работа №9: «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Практическая работа №9: «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом» |
Практическая работа №10: «Решение генетических задач на взаимодействие генов» |
Практическая работа №11. «Решение генетических задач» |
Практическая работа №12: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможностей последствия их влияния на организм» |
Практическая работа №13: «Сравнительная характеристика пород (сортов)» |
Практическая работа №14: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...