Урок на тему: "Выделительная система. Почки"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Комбинированный урок, сочетающий в себе репродуктивное повторение, постановку темы как элемент проблематизации и деятельностное освоение и закрепление темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok_pochki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК НА ТЕМУ: ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ И РАБОТА ПОЧЕК
(открытый урок – 30 мин.)
учитель биологии Кущенко Алла Петровна
8 класс, биология
Тип урока – комбинированный
Класс разделен на 3 группы, расположены полукругом и направлены к доске
Методическая цель: сформировать у обучающихся знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы.
Задачи: создать педагогические условия, благодаря которым обучающиеся смогут
- рассказать о строении мочевыделительной системы;
- указать локализацию почек в организме;
- представить схему строения выделительной системы;
– объяснять процесс образования мочи, заполнив таблицу «Образование мочи»;
- установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией;
- раскрыть роль выделения продуктов обмена веществ из организма;
– задуматься о преимуществах здорового образа жизни и правильного питания
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (рабочие листы, задания для команд), шкатулка с фильтром, стул, накрытый тканью, видеофрагмент «Образование мочи»
Ключевые слова: почки, нефрон, капсула, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, антидиуретический гормон, диурез.
ХОД РАБОТЫ
- Организационный момент (0,5 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. Я надеюсь, что наш урок будет плодотворным.
- Мотивационная беседа и целеполагание (3-5 мин.)
Сегодня на урок я принесла с собой не только весеннее настроение, но и веточку с набухающими почками, как верный признак начала весны, начало зарождения новой жизни для растения, его расцвет и процветание. Мы радуемся началу весне, но проходит время и на месте вегетативных почек появляются листочки, а на месте генеративных – цветочки. И мы радуемся этой красоте природы гораздо дольше, забывая о почках до следующей весны.
Ребята, в нашем организме есть орган, о котором мы не говорим так часто, как, например, о сердце, руках и ногах, но этот орган является одним из самых жизненно необходимых органов.
К сожалению, мы часто, простужаемся, более ангиной, кариесом, гриппом, и даже не задумываемся, что именно этот орган на каком-то этапе просто не справляется с пренебрежительным отношением к собственному здоровью и порой тоже заболевают. Их работу можно сравнивать с работой доктора в инфекционной больнице: малейшая оплошность и доктор сам нуждается в помощи!
Может Вы догадались, о каком органе идет речь? (это почки)
И именно почкам, как главному органу выделительной системы, мы сегодня посвятим урок. Чтобы понять, почему почки являются важнейшим органом, почему его работу сравнивают с доктором инфекционной больницы, мы должны изучить строение выделительной системы в целом и почек в частности, выявить взаимосвязь их строения и функций, понять роль выделения продуктов обмена веществ из организма.
Кроме того, ребята, у меня в руках находится шкатулка с предметом, который можно легко ассоциировать с почками. И в конце урока я уверена, мы узнаем, что же там спрятано!
И вот ребята, вам, первая подсказка: При нарушении обоих почек наступает сильное отравление организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Почему это происходит? Какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали? Почему, именно почки могли бы спасти человека?
Что это может быть? Как Вы думаете? Может кто-то уже догадался?
(возможно, но это мы узнаем в конце урока)
- Актуализация знаний (5 мин.)
Но, прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним изученный материал (вопросы на карточках для команд, если команда не знает ответа, отвечает другая команда или добавляет)
- Что такое обмен веществ? Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма?
- Какие системы органов участвуют в процессе выделения? (кожа, дыхательная система, выделительная система)
- Какие вещества выделяются из организма? Какие вещества образуются в результате обмена веществ? (мочевина, мочевая кислота, углекислый газ, вода, соли, непереваренные остатки пищи)
Молодцы, вот у нас сейчас и состоялся, можно сказать, обмен веществ (обмен информацией).
Может сейчас кто-то готов ответить, что находится в шкатулке?
- Изучение нового материала (15 мин.)
Общая схема строения выделительной системы
Выделение – это важнейшая часть обмена веществ. Все продукты обмена переносятся кровью к органам выделения. Давайте вспомним, из чего состоит мочевыделительная система животных? (параллельно в ходе беседы заполняется схема 1)
Органы мочевыделительной системы = почки→мочеточники→ мочевой пузырь → мочеиспускательный канал
Строение почки и нефрона (раздаточный материал строение почки и нефрона – записать составные части)
У человека в норме имеется пара почек бобовидной формы темно-коричневого цвета. Почки располагаются в брюшной полости на уровне поясничных позвонков по обе стороны от позвоночника. Каждая почка достигает в длину 10-12 см, в ширину – 5-6 см, толщину – 4 см. Масса одной почки – 120-200 г. Левая почка несколько длиннее правой, иногда имеет большую массу.
В почке различают 2 слоя: более темный – наружный – корковый (0,4-0,7 см), внутренний – светлый (шире) – мозговой (2-2,5 см).
Структурно-функциональной единицей почки является НЕФРОН. В каждой почке их насчитывается до 1 млн. Начинается нефрон тонкостенной капсулой (Шумлянского-Баумена), похожей на бокал, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Расположенные в корковом сое капсулы нефрона состоят из эпителиальных клеток, образующие внутренние и внешние пластинки, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий каналец нефрона.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: общая длина канальцев нефрона в двух почках достигает 100 км.
Каналец впадает в собирательную трубочку, а та – малую почечную чашку (сосочковые протоки), затем в большие почечные чашки – почечную лоханку.
Почечная лоханка берет начало в мочеточник, по которому мозг отводится в мочевой пузырь (мускульный мешок вместимостью до 0,5 л), который находится в полости таза.
В течение суток через почки проходит четверть всего объема циркулирующей крови, это составляет около 1500 л. Но почему же выделяется за сутки всего 1-1,5 л мочи?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся, как в наших почках образуется моча!
Процесс образования мочи (заполняется таблица) – просмотр видеоролика
Таблица проверяется, учитель добавляет
По артериям в почки под давлением поступает кровь, которую нужно очистить от продуктов жизнедеятельности. Кровь по приносящей артерии попадает в капиллярный клубочек. Происходит фильтрация плазмы крови в полость капсулы Шумлянского-Баумена. Так возникает первичная моча. У взрослого человека за сутки образуется до 200 литров первичной мочи. Она содержит полезные вещества для организма – глюкоза, витамины, аминокислоты, минеральные соли, а также продукты распада – мочевую кислоту и мочевину.
Первичная моча поступает в канальцы нефронов и наступает следующий этап – обратное всасывание – реабсорбция в кровеносные сосуды из канальцев нефронов воды, солей, аминокислот, глюкозы.
Эти процессы сложны и многообразны. Какие-то вещества поступают обратно путем осмоса и диффузии. Этот процесс идет с затратами энергии или нет? (без энергетических затрат). Другие же – с затратами.
Мочевина, мочевая кислота и некоторые другие вещества не всасываются в кровь или всасываются частично. Что же происходит с концентрацией мочевины? (увеличивается) Концентрация мочевины увеличивается до 10 раз и образуется, так называемая вторичная моча.
Так почему же за сутки выделяется только 1-1,5 л, несмотря на то, что циркулирует около 1500 л? (происходит обратное всасывание полезных веществ)
Куда дальше будет продвигаться моча?
По собирательным трубочкам в → большие → почечную лоханку → по мочеточникам → мочевой пузырь (накапливается) → через мочеиспускательный канал выводится наружу.
Молодцы! Ребята, а как происходит процесс высвобождения самопроизвольно или регулируется? (конечно, регулируется). Какие виды регуляции участвуют? (нервная и гуморальная)
Регуляция процессов выделения
Нервная регуляция
Какой вид нервной системы регулирует работу внутренних органов? (вегетативная нервная система)
При этом симпатический отдел ВНС уменьшает объем образования мочи, а парасимпатический – усиливает процесс прохождения крови через почки, усиливается процесс образования мочи.
В гуморальной регуляции участвует гормон задней доли гипофиза – вазопрессин – антидиуретический гормон АДК – антимочевой, который усиливает обратное всасывание воды, уменьшение объема выделяемой мочи.
Ребята, вот мы и изучили нашу тему, может сейчас вы ответите, что же спрятано в шкатулке?
- Первичное закрепление знаний
ЗАДАНИЕ: к изображенной схеме допишите функции органов выделительной системы.
ЗАДАНИЕ: Заполнить таблицу «Образование мочи» (заполняется во время просмотра видеофрагмента, оценивание лучшей таблицы)
Процесс | Где происходит? | Состав мочи |
«СВЕТОФОР – ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
(у каждой команды красные и зеленые карточки – верный ответ - зеленая, неверный – красная)
- К мочевыделяющим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал +
- Почки – органы бобовидной формы, расположенные в полости живота в поясничной области +
- Наружный слой почек – мозговой, внутренний – корковый
- Структурно-функциональная единица почки – почечное тельце
- Капсулы нефронов располагаются в корковом слое почек +
- Почки обильно снабжены кровеносными капиллярами, которые тесно переплетаются с мочевыми канальцами почек +
- При образовании вторичной мочи в кровяное русло вновь возвращается вода, соли, углеводы +
- Первичная моча образуется в результате фильтрации плазмы крови в полости капсулы Шумлянского-Баумена +
- Когда мочевой пузырь наполняется, в головной мозг подается соответствующий сигнал, вызывающий позыв к мочеиспусканию +
- Процесс регуляции мочевыделения осуществляется гуморальным способом
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ: 1100111110 Молодцы!
- Раскрытие интриги (некоторые из вас уже давали ответ в начале урока…)
ЗАДАНИЕ: один учащийся вызывается к доске и присаживается на стул, чтобы раскрыть интригу и сформулировать основной вывод
Почему же при нарушении 2 почек, человек может погибнуть в течение 3-5 дней?
Ребята, так какова основная функция почек? (фильтрация) Что находится в нашей шкатулке, что можно ассоциировать с основной работой почек? Без этого Вы не можете уже обходиться дома, так же как и наш организм без почек, которые работают по принципу предмета в шкатулке ФИЛЬТР
Молодец!
- Подведение итогов, оценивание
Хотелось бы отметить работу группы….
Очень хорошо работали и качественно отвечали на вопросы ….
Качественно и грамотно была оформлена таблица…
Ну, и, конечно, наш ….., который сделал правильные выводы и разгадал интригу
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Кодификатор и тестовые задания на тему:"Выделительная система и кожа"
Цели тестирования: Оценка уровня знаний учащихся. Проверка теоретических знаний по разделам: выдел...
Открытый урок по теме "Выделительная система человека"
Урок усвоения новых знаний, который поможет сформировать знания анатомо-физиологических особенностей, функций и значения выделительной системы человека...
Тест по теме: "Выделительная система"
Тест по теме: "Выделительная система"...
Конспект урока русского языка в 8 класса по теме: "Выделительные знаки препинания при вводных словах"
в документе представлен подробный конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Выделительные знаки препинания при вводных словах". Данный конспект разработан по учебнику "Русский язык 8 класс" А...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
Вопросы и задания к зачетному уроку по теме "Выделительная система. Кожа"
Материал включает разноплановые вопросы и задания, которые могут быть использованы как для зачетного урока по соответствующей теме в 8 классе, так и для тематического контроля при подготовке к ЕГЭ и О...
Комментарии
Щербинина Татьяна Николаевна
Спасибо, очень хороший урок.