Доклад на тему: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии".
статья по биологии на тему
Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить школьников так, что бы они не только знали, но и непрерывно пополняли свои знания сами? )Ещё великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря о развитии личности, имел в виду не только развитие мышления, но и развитие других качеств – наблюдательности, воображения, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. Он считал, что именно учитель должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_samostoyatelnosti_na_urokah_biologii.docx | 184.37 КБ |
podgornova_n.i.ppt | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Развитие познавательной самостоятельности
на уроках биологии».
Учитель биологии
МБОУ СОШ №10
Подгорнова Н.И.
Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии.
(СЛАЙД №1)
Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить школьников так, что бы они не только знали, но и непрерывно пополняли свои знания сами? (СЛАЙД №2)Ещё великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря о развитии личности, имел в виду не только развитие мышления, но и развитие других качеств – наблюдательности, воображения, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. Он считал, что именно учитель должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному труду.
То, что самостоятельная работа ученика – главный путь воспитания самостоятельности, ни у кого не вызывает сомнений. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в то же время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов, ошибок, сомнений. И, тем не менее, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности решать без помощи из вне очередные познавательные задачи, диктуемые ходом усвоения конкретной темы учебного предмета. Без активной самостоятельной работы ума познания нет. Не возникает также и познавательной потребности. Этим нередко объясняется то, что учащиеся просто заучивают текст параграфа, не осмысливая его, в сущности, не проявляя познавательного интереса.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
(СЛАЙД №3)
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, тренировочные упражнения.
Решение задач, практические и лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (биологические диктант). Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Доклады и рефераты, презентации.
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Кроме того, качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельности работы.
На основе моей диагностической работы, результатов контрольных работ, самостоятельных работ, КДР в каждом классе можно разделить учащихся на три группы:
- слабоуспевающие учащиеся,
-учащиеся с хорошей познавательной деятельностью,
-сильные учащиеся.
И с ними провожу строго дифференцированную работу, ставя перед собой задачу, прежде всего качества обучения.
Выделяется три уровня самостоятельности: (СЛАЙД №4)
подражательно-пассивный (низкий),
активно-поисковый (средний),
интенсивно-творческий (высокий).
При низком уровне самостоятельности ребенок может выполнять действия по готовому образцу (копирование). В среднем и старшем возрасте низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне их воспроизведения.
Средний уровень – это свободное применение знаний и умений в знакомой, стандартной ситуации. Учебную задачу выдвигает учитель, но планировать решение может ученик сам.
При высоком уровне самостоятельности ученики успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации.
Активизация и развитие познавательной самостоятельности учеников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя.
Это способствует как сознательному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков, так и развитию их познавательных интересов. Применительно к изложению учителем нового материала необходимые уровни можно обеспечивать посредством сочетания учебных заданий разной степени сложности, предполагающих различные степени самостоятельности школьников при их выполнении. При этом должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику.
Степень сложности учебных заданий при изложении нового материала можно повышать на основе последовательного обобщения заданий. Обобщение заданий оказывается возможным потому, что биология как учебный предмет представляет собой систему сложных по содержанию, но логически взаимосвязанных тем. Например, усложнение кровеносной системы от рыб до млекопитающих.
Задания на основе их обобщения можно представить тремя степенями сложности.
Задания первой степени сложности нацеливает учащихся на активное слушание при проблемном изложении учителем нового материала. Учитель, демонстрируя наглядные пособия, записи на доске, сам выделяет существенные признаки понятий. Сопоставляя различные факты, он как бы рассуждает вслух. Учащиеся, следя за ходом его рассуждений, вникает в сущность нового материала.
Используя задания второй степени сложности, учитель уже предлагает вопросы и задания эвристического характера – на выделения существенных признаков и определение соответствующих понятий. Чтобы дети с подобной работой успешно справились, им дается в качестве наводящей развернутая система вспомогательных заданий.
На основе рисунков выстраивается система вопросов, которые помогают учащимся ответить на ряд вопросов. Например, по теме «Дыхание» к рисункам можно предложить следующие вопросы.
- Почему жабры рыб всегда имеют красную окраску?
-Почему стенки легочных пузырьков такие тонкие?
- Какие органы относятся к дыхательной системе человека?
Работа с тестами так же является одним из видов самостоятельной деятельности учащихся. У учащихся формируются навыки работы с тестами в частности группы А. (СЛАЙД №5)
Например, по теме «Клетка»
1.«Силовые станции» клетки - это
1) вакуоли 2)лизосомы
3)рибосомы 4) митохондрии
2. К органоидам клетки относятся
1) вакуоли 2)гормоны
3)витамины 4)нуклеиновые кислоты
3.Наследственный аппарат клетки содержится в
1)ядре 2)оболочке
2)лизосоме 3)цитоплазме
При такой работе идет планомерная подготовка к ЕГЭ
Считаю очень эффективным видом самостоятельной деятельности учащихся на уроке заполнение схем и таблиц. (СЛАЙД №6)
Например, в 7 классе по теме: «Органы выделения». Учитель рассказывает, а учащиеся по ходу его рассказа заполняют таблицу.
На доске таблица:
№ | Группа животных | Особенности строения выделительной системы |
1. | Простейшие | |
2. | Кишечнополостные | |
3. | Плоские и круглые черви | |
4. | Кольчатые черви | |
5. | Членистоногие | |
6. | Рыбы | |
7. | Земноводные | |
8. | Пресмыкающиеся | |
9. | Птицы | |
10. | Млекопитающие |
№ | Группа животных | Особенности строения выделительной системы |
1. | Простейшие | Клеточная мембрана, сократительная вакуоль |
2. | Кишечнополостные | Клетки эктодермы |
3. | Плоские и круглые черви | Система выделительных трубочек – протонефридии |
4. | Кольчатые черви | Метанефридии |
5. | Членистоногие | 2 пары железистых органов (Зеленая железа) мальпигиевые сосуды |
6. | Рыбы | Туловищная почка – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал |
7. | Земноводные | Туловищная почка – мочеточник – клоака – мочевой пузырь |
8. | Пресмыкающиеся | Тазовая почка – мочеточник – клоака – мочевой пузырь |
9. | Птицы | Тазовая почка – мочеточник – клоака |
10. | Млекопитающие | Тазовая почка – мочеточник – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал |
К заданиям третей степени сложности относятся такие приемы изучения нового материала как «Анализ и дополнение текста учебника», «Согласен – не согласен», решение экологических проблем.
За усовершенствование текста параграфа обычно берутся творческие ученики с критическим складом ума, которые всегда стремятся к совершенству. Они изучают текст параграфа, анализируют его и вносят некоторые изменения, иногда упрощая его и дополняя интересными фактами.
Очень важным моментом считаю использование учебника на уроке. Потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Задания всех степеней сложности можно применять на всех этапах урока.
Например, при закреплении знаний по теме «Особенности строения и процессов жизнедеятельности водорослей» в 6 классе. (СЛАЙД №7)
Первая группа учащихся дают ответы на вопросы.
Почему водоросли относят к низшим растениям?
Какое строение имеет хламидомонада?
Как размножаются водоросли?
Или же отвечают на тесты:
В строении тела водорослей отсутствуют:
а) стебли в) корни
б) листья г) стебли, листья, корни
Ризоиды водорослей служат для:
А) дыхания;
Б) вегетативного размножения;
В) прикрепления к субстрату;
Г) фотосинтеза.
Вторая группа учащихся самостоятельно работают над заданием «дополните схему» (СЛАЙД №8)
Водоросли
_________________
____________ Многоклеточные __________ Бурые водоросли
Хлорелла ________________ Птилота ___________
Третья группа решает экологическую задачу: (СЛАЙД №9)
Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятней всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?
Из своего опыта работы хотелось бы отметить наиболее эффективный метод проверки знаний учащихся, когда они самостоятельно составляют вопросы из параграфа для своих товарищей, при этом они должны обязательно знать на них ответ. После составления вопросов учащиеся обмениваются друг с другом. Первичную проверку результатов ответов учащиеся также делают самостоятельно друг у друга.
На всех этапах урока можно отметить три основных ступени самостоятельности школьников.
На первой ступени предусматривается обсуждение учителем ответов учащихся в ходе выполнения заданий, на второй – учитель привлекает учащихся к коллективному обсуждению ответов своих товарищей, на третьей – учащиеся при выполнении заданий опираются на самоконтроль, обращаясь к учителю в случае затруднений. В ходе изучения сложных тем объяснительно – иллюстративный метод обучения должен постепенно перерастать в методы поискового характера.
Таким образом, от метода к методу повышается степень сложности заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении. В результате использования каждого метода предполагает более высокий уровень самостоятельной работы учащихся. (СЛАЙД №10)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря о развитии личности, имел в виду не только развитие мышления, но и развитие других качеств – наблюдательности, воображения, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. Он считал, что именно учитель должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному труду . И хорошо сказал по этому поводу: «… дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками. Выполнение упражнений, ответы на вопросы, рецензии ответов товарищей. Решение задач , практические, лабораторные работы. Проверочные, самостоятельные работы (биологические диктанты). Доклады, рефераты, презентации. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Выделяется три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий).
Формирование у учащихся работы с тестами группы А Тема :«Клетка» 1.«Силовые станции» клетки - это 1) вакуоли 2)лизосомы 3)рибосомы 4) митохондрии 2. К органоидам клетки относятся 1) вакуоли 2)гормоны 3)витамины 4)нуклеиновые кислоты 3.Наследственный аппарат клетки содержится в 1)ядре 2)оболочке 2)лизосоме 3)цитоплазме
Тема: «Органы выделения».
Первая группа учащихся дают ответы на вопросы или однотипные тесты. Почему водоросли относят к низшим растениям? Какое строение имеет хламидомонада? Как размножаются водоросли? В строении тела водорослей отсутствуют: а) стебли в)корни б) листья г) стебли, листья, корни Ризоиды водорослей служат для: А) дыхания; Б) вегетативного размножения; В) прикрепления к субстрату; Г) фотосинтеза.
Заполните пропуски (вторая группа учащихся) Водоросли Зеленые водоросли ________ ___________ __________ __________ ________ _______ _______ _________
Третья группа решает экологическую задачу: Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятней всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения.
Доклад на тему "Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения"....
Методическая разработка мастер-класса по теме: «Развитие учебно-познавательных компетентностей на уроках математики с использованием ИКТ»
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
Доклад на тему "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках обслуживающего труда"
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Задача ...
Методический семинар на тему: «Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии.»
Сегодня, когда в школу пришёл новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя, ему просто необходимо искать новые методы работы. Я считаю, что процесс обуче...
Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"
Материал интересный, поможет педагогу грамотно выступить с докладом на семинаре...
Доклад по теме: "Развитие формирования коммуникативной компетенции на уроках биологии, физической культуры, технологии."
Материал из опыта работы на уроках биологии, технологии, физической культуры....