Методический семинар на тему: «Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии.»
статья по биологии на тему

Подгорнова Наталья Ивановна

Сегодня, когда в школу пришёл новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя, ему просто необходимо искать новые методы работы. Я считаю, что процесс обучения должен быть привлекательным для учащихся, обеспечивать их самореализацию, поэтому актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления творческой, самодостаточной личности, умеющей самостоятельно учиться.

Развивать познавательную самостоятельность - значит делать учение мотивированным, учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, ребенок должен уметь выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач из арсенала имеющихся, а в идеале – находить свои собственные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

 «Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии.»

                                     Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня, когда в школу пришёл новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя, ему просто необходимо искать новые методы работы. Я считаю, что процесс обучения должен быть привлекательным для учащихся, обеспечивать их самореализацию, поэтому актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления творческой, самодостаточной личности, умеющей самостоятельно учиться.

Развивать познавательную самостоятельность - значит делать учение мотивированным, учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, ребенок должен уметь выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач из арсенала имеющихся, а в идеале – находить свои собственные.

Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления. То есть он может традиционно раскрывать перед учащимися учебный материал в готовом виде: знакомить с правилами, приводить примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов могут добиться, оценивать те результаты, к которым уже пришли.

В результате такого подхода учащиеся смогут:

- овладеть умением учиться;

- повысить уровень мотивации к процессу образования;

- иметь высокую познавательную активность;

- реализовать себя во всех видах учебной и внеурочной деятельности.  

Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  При планировании уроков я использую технологии проблемного обучения, проектной деятельности и здоровьесберегающие технологии, которые позволяют внедрять активные методы обучения.

Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы. Для реализации этой задачи я применяю ИКТ.

Структура  урока в рамках деятельностного подхода выглядит таким образом:

  • Мотивация учебной  деятельности
  • Актуализация знаний
  • Постановка проблемной ситуации
  • Открытие нового знания
  • Первичное закрепление
  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • Включение нового знания в систему знаний
  • Рефлексия      

Создание правильной мотивации урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока. И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. В настоящее время классы у нас малочисленные. Поэтому есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, но результат зависит ещё и от способностей ребёнка.

Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Например, прием «Удивляй!» Этот приём состоит в озвучивании необычных фактов, которые заинтересуют ребёнка, удивят его своей парадоксальностью или, наоборот, кажущейся обыденностью. Например, известно, что сова-неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна. Мы живём в сельской местности, и всем известно, как опасны вредители. Такой факт о сове, безусловно, заинтересует учеников ещё и с точки зрения экологии, ведь сохранение популяции сов – это сохранение урожая, сохранение природного баланса.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится необычным.

Создание проблемной ситуации – ещё один приём, который я активно использую на уроке. Я одновременно предъявляю классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.  Например, в 1906 году Теодор Рузвельт учредил на плато Кайбаб заповедник чернохвостых оленей. Он отдал приказ истребить на этом плато всех хищников: пум, волков, рысей. Первые результаты были превосходными: численность особей с 3000 голов в течении 15 лет возросла до 50000 голов. Однако, в последующие годы численность оленей резко сократилась. К 1940 году осталось стадо из 10000 особей. Почему так случилось?

Мне требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление или затруднение.

    Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключение каждой темы провожу зачетные уроки. Чаще всего они имеют форму тестов.

Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

1) составление кроссвордов;

2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте;

3) выполнение рисунков;

4) изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного);

5) составление рассказа с биологическими ошибками;

6) составление тестов, опорных схем и конспектов;

7) сбор и оформление гербариев, коллекций.    

В свою работу активно включаю информационно-коммуникативные технологии, которые активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках; позволяют грамотно работать с информацией. На уроках применяю компьютерные презентации, которые имеют полноценное методическое сопровождение урока, использую учебные фильмы, биологические видеосюжеты и мультимедийные пособия. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

Для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся я включаю в урок динамические музыкальные паузы, физкультминутки, гимнастику для глаз. Такие динамические паузы снимают усталость, способствуют смене деятельности на уроке, вызывают положительные эмоции у ребят любого возраста.

С учетом дидактических задач и возрастных особенностей ребят применяю игровые технологии. Игровые технологии повышают интерес к изучаемому материалу, активно включают детей в рабочую обстановку, вызывают желание помочь другу. Эти технологии чаще использую в средних классах.

Конечно, трудно сделать каждый урок игровым, но ведь можно любой этап урока провести интересно, используя не полностью технологию, а некоторые элементы. Например, в качестве физкультминутки можно использовать простую игру «Да-нет-ка». Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Учитель задает детям вопросы, предполагающие ответы «Да» или «Нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают.

Таким образом, считаю, что, используя интерактивные методы, новые технологии в преподавании биологии я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и оперировал ими, в результате чего активизируется их деятельность, повышается мотивация к изучению предмета. 

Над данной темой я работаю уже много лет. В 2012 году представляла ее на «Фестивале педагогических идей» педагогов общеобразовательных учреждений МО Крыловский район. И считаю, что с каждым годом она становится все актуальней. Развитие познавательной самостоятельности у учащихся способствуют достижению хороших результатов при участии в олимпиадах и конкурсах различного уровня, сдачи ЕГЭ и ОГЭ.      

         Но для того, чтобы ученикам было интересно на уроке, и сам учитель должен не просто идти в ногу со временем, но и опережать это самое время хотя бы на полшага. Поэтому для повышения собственной квалификации я регулярно прохожу курсы, участвую в семинарах и научно- практических конференциях, мастер -классах.  

А закончить своё выступление я бы хотела притчей.

                  «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»  

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

                 Уважаемые коллеги!

 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя комфортно и уютно, они будут уверенными в себе, а в дальнейшем счастливыми и успешными людьми.

Благодарю за внимание!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии".

Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить школьников так, что бы они не только знали, но и непрерывно пополняли сво...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Развитие учебно-познавательных компетентностей на уроках математики с использованием ИКТ»

         В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах...

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Материал интересный, поможет  педагогу грамотно выступить с докладом    на семинаре...

Методический семинар на тему: "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"

Методический семинар на тему "Развитие познавательных УУД на уроках английского языка на примере учебных заданий"...