Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Бессмертная Ольга Александровна

Рабочая программа по биологии 8 класс. Учебник: "Человек", автор Н.И. Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_2012.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                   СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДАЮ  

руководитель ШМО                зам. директора по УМР            директор МКОУ СОШ                                                                                                                                                                      

                                                                                                       Селихинского с.п

____________                        _______ Г. А.  Королева             __________Л. М.  Шиманская

«        »________2012  г.  «        »__________2012   г         .

протокол №                                                                                              

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  МКОУ СОШ Селихинского с.п.

Бессмертной Ольги Александровны,

по биологии

в 8 классе

2012/2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.

         Настоящая программа предназначена для изучения курса « Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах « Живой организм» и « Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах.

        Программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на  базовом уровне.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

 Биология. Человек. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 287с

Биология. Человек. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек» /Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2010. – 154с.

Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику / Н.И. Сонина, М.Р. Сапина  « Биология. Человек». – 2-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2001. – 144с.

Диск к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. « Биология. Человек». 8 класс

  Работа учащихся с рабочей тетрадью на печатной основе организуется по выборочным заданиям, поэтому у учащихся должна быть еще рабочая тетрадь.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

          При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)

социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)

учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение 9 лабораторных и  8 практических работ.

Практическая работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные практические работы: «Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к. такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы. Практическая работа « Измерение массы и роста своего организма», заменена на « Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, переломах», т.к. имеет огромное практическое значение.

В примерную программу Н.И.Сонина внесены некоторые изменения, которые по имению автора, позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности уменьшено количество часов отводимых на изучение раздела «Человек и его здоровье» (2 вместо 4),  т.к. многие вопросы этого раздела изучаются как заключительные при изучении систем органов. Например, раздел «Транспорт веществ в организме» дополнен темой «Заболевания сердечнососудистой системы и их предупреждение», раздел «Дыхательная система» - «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», раздел «Опорно-двигательный аппарат» - «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования ОДА» и проч. Такое распределение учебного материала позволяет учащимся более глубоко осознать связь между строением и функционированием органов и их систем и влиянием на них образа жизни и других факторов внешней среды. В конце учебного курса подводятся итоги изучения этого материала на уроке «Человек и его здоровье». По сравнению с авторской программой в рабочей увеличено количество часов, отводимых на изучение темы «Координация и регуляция» (с 10 до 13), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела « Внутренняя среда организма» (с 3 до 4), « Транспорт веществ» (с 4до5) с целью увеличения количества времени отводимого на проведение лабораторных работ.

Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков.

     Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Программа предусматривает подготовку учащимися  сообщений, что  не является обязательным заданием для учащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по ним сообщений.

Требования к уровню подготовка выпускников

В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

строение и функции основных тканей и систем органов;

функциональные системы организма;

значение гомеостаза внутренней среды организма;

об обмене веществ, его значении и видах;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

строение и функции анализаторов;

механизмы ВНД;

функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

особенности индивидуального развития человека;

правила личной гигиены;

причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

распознавать органы и их топографию;

оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

измерять кровяное давление и частоту пульса;

давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)

Учебно-тематическое планирование.

№/№

Тема.

Кол-во часов

Место человека в системе органического

3 ч

Происхождение человека

2 ч

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1 ч

Общий обзор строения и функций организма

4 ч

Координация и регуляция

13 ч

Опора и движение

7 ч

Внутренняя среда организма

4ч.

Транспорт веществ

5 ч

Дыхание

5 ч

Пищеварение

5 ч

Обмен веществ и энергии

2 ч

Выделение

2 ч

Покровы тела

3 ч

Размножение и развитие

3 ч

Высшая нервная деятельность

6 ч

Человек  и его здоровье

2

Итого

66+2(Обобщение)

Содержание программы

Место человека  в системе органического мира (3 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека  (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека  (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов

Координация и регуляция (13 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

Изучение изменения размера зрачка.

Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

                             

Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

Изучение внешнего строения костей.

Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, переломах».

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Внутренняя среда организма  (4 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

Изучение микроскопического строения крови

Транспорт веществ  (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

Дыхание  (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 

Лабораторные и практические работы.

Определение частоты дыхания.

Пищеварение  (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

Воздействие слюны на крахмал

Воздействие желудочного сока на белки

Определение норм рационального питания.                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.

Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

Размножение и развитие  (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Человек и его здоровье  (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторы риска на здоровье

Обобщение знаний по курсу « Человек» ( 2 часа)

Учебно-методическое обеспечение рабочей  программы 8 класс

Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: « Академия развития», 1997. – 128с., ил. ( Серия: « Учиться надо весело»).

Анисимова В.С. и др. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителя. М., « Просещение2, 1978. 112с.

Биология. Человек. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 287с

Биология. Человек. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек» /Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2010. – 154с.

Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику / Н.И. Сонина, М.Р. Сапина  « Биология. Человек». – 2-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 144с.

Богданов Н.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Н.А. Богданов, А.А Каменский, Н.Ю Сарычева, Н.А. Соколова. – М.: Издательство « Экзамен», 2010. – 349с.

Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД  « МиМ», Издательство « Паритет», 1999. – 160с.

Витмор Я., Виллан П. Анатомия человека в вопросах и ответах. – СПб: Питер Ком, 1998. – 192с. – (Серия « В помощь студенту»)

Газеты издательского дома « Первое сентября». Биология – гл. ред. Н. Иванова.

Диск к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. « Биология. Человек». 8 класс

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6- 11 классы: справочное пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2001. – 240с.

Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс./ - М.: Аквариум, 1998. – 240с.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт. – сост. И.Б. Морзунова. -  2- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 254с.

Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

№ п/п

Наименование раздела программы, темы и  тема урока.

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Лабораторные и практические работы.

Форма урока

Тип урока


Вид контроля, измерители

Домашнее задание


Сроки

Тема 1. Место человека  системе органического мира

3 ч.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека

1

Знать:  основные науки, занимающиеся изучением человека.

Урок – дискуссия

Вводный урок


Фронтальный опрос

Записи в тетради

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

1

Знать: место человека в системе органического мира.

Уметь: определять положение человека в системе органического мира.

Табл. «Скелет человека», макет черепа человека и обезьяны

Комбинированный  урок


Фронтальный опрос,

Стр. 5-7 ТПО №3

Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

1

Знать: черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»

Уметь: выявлять особенности  строения тела человека, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций  в форме таблиц.

Модель «Мозга человека»

Презентация

Урок – исследование

Комбинированный урок,


Работа в рабочей тетради, биологический диктант

Стр. 7-11вопр.5,6,7.

Сообщения

Тема 2. Происхождение человека

2 ч.

Этапы и факторы становления человека.

1

Знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза, основные этапы эволюции человека, их особенности.

Уметь: объяснять совершенствование человека в процессе его эволюции.

Презентация  « Этапы становления человека»

Урок – исследование

Комбинированный урок


Фронтальный опрос , работа в ТПО

Стр. 10-13

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Знать: отличительные признаки расы.

Уметь: объяснять происхождение и единство рас, распознавать на таблицах, рисунках расы человека.

Презентация « Расы человека».

Географическая карта « народонаселение»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос , тестовая работа в ТПО

Стр. 18-20, вопросы

1,2,8

Тема 3. Краткая история развития знаний о  строении и функциях организма человека

1 ч.

Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи

1

Знать: понятия физиология, гигиена, анатомия

Портеры ученых, презентация

Урок -  трансвековое интервью

Урок формирования знаний

Фронтальный опрос

Стр. 21-29. Таблица

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4 ч.

Клеточное строение человека

1

Знать: строение животной клетки, функции частей органоидов клетки    

Уметь: называть  и распознавать на рисунках части и органоиды клетки .                  

Табл.             « Строение клетки»,

Динамическая модель « строение клетки»

Урок беседа – лекция

Комбинированный урок


Биологический диктант

Стр. 31-33. Вопр. 1,5,6

Ткани

1

Знать: строение и значение тканей

Уметь: называть  и распознавать на рисунках  типы тканей

Микроскоп, микропрепараты

Л/р№1: «Изучение микроскопического строения тканей».

Урок – исследование

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа с карточками

Стр. 34-39. ТПО № 23, 26.

Органы и системы органов человека .

1

Знать: строение органов и системы органов

Уметь: определять органы и системы органов человека.

Табл. «Системы органов человека»

Пр/р№1: «Распознавание на таблицах органов и систем органов».

Комбинированный урок


Биологический диктант, работа  с карточками

Стр. 40-43.определения

Взаимодействие органов и систем органов

1

Уметь: раскрывать взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека.

Табл. «Системы органов человека»

Урок – дискуссия

Урок обобщения знаний

Тестовая работа в ТПО, работа с карточками.

Стр. 44-45, вопрос № 9.

Тема 5. Координация и регуляция

13 ч.

Нервно – гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат, его особенности.

1

Знать: строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.

Уметь: распознавать виды регуляции в организме

Табл.            « нервная система», « эндокринная система»

Урок формирования знаний


Фронтальный опрос

Стр. 46-47, записи в тетради

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

Знать: основные функции эндокринных желез

Табл. «железы внутренней секреции»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос.

Стр. 47-49.вопр 1,2

Гормоны и их роль в обменных процессах.

1

Знать:  основные нарушения нервно-гуморальной регуляции  и их последствия для жизнедеятельности человека.

Табл. «железы внутренней секреции»

Презентация « нарушения нервно – гуморальной регуляции»

Урок – игра « На приеме у эндокринолога»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с карточками

Стр. 50-53ТПО  № 40,41

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

Знать: строение и функции нервной системы, ее частей, роль нервной системы в регуляции организма

Уметь: распознавать ее основные части

Табл.: «Нервная система»

Урок – лекция

Комбинированный урок


Фронтальный опрос, работа с карточками.

Стр. 54-56. Понятия

Рефлекс, проведение нервного импульса.

Знать: виды рефлексов, строение рефлекторной дуги.

Уметь: распознавать  виды  рефлексов.

Табл. « строение рефлекторной дуги»

Комбинированный урок

Словарный диктант

Стр. 56-59 ТПО № 50.

Строение и функции спинного мозга.

1

Знать: строение и функции спинного мозга

Уметь: распознавать его основные части

Табл. « строение спинного мозга»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

Стр. 59-62 вопр. 1,2,5.

Строение и функции головного мозга.

1

Знать: строение и функции головного мозга

Уметь: распознавать его основные части

Макет: «Головной мозг», табл. « Строение головного мозга»

Л/р№2: «Изучение головного мозга человека».

Урок – исследование

Комбинированный урок

Работа в ТПО, индивидуальный опрос.

Стр. 63-69

Вопр. 2, 4

Большие полушария головного мозга

1

Знать: строение и функции больших полушарий головного мозга

Уметь: распознавать его основные части

Макет: «Головной мозг» табл. « Строение головного мозга»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с карточками.

Стр. 70-74. Вопр.3,6

Анализаторы, их строение, функции.

1

Знать: органы чувств человека.

Иллюстрации учебника.

Комбинированный урок

Работа  в ТПО

Стр. 76, записи  в тетради

Строение, функции гигиена органов  зрения.

1

Знать: части зрительного анализатора.

Уметь: находить его на рисунках, таблицах, моделях.

Пр/р №2: «Изучение изменения размера зрачка».

Интегрированный урок

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр. 77-82. Вопр.3,7.9



Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха.

1

Знать: части слухового  анализатора.

Уметь: находить его на рисунках, таблицах, моделях.

Проектор, ПК. Модель: «Слуховой анализатор».табл. « строение слухового анализатора»


Комбинированный урок


Индивидуальный опрос

Стр. 84-89

Вопр.№1,2


Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

1

Знать: Роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды: их взаимосвязь : Н.С. и В.Н.Д. человека

Табл. « обонятельный, вкусовой, тактильный анализаторы»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа в ТПО

Стр. 91-98, вопр2,4

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

1

Обобщающий урок

Тестовая работа в ТПО

24.

Тема 6. Опора и движение



Скелет человека, его отделы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

1

Знать:  значение опорно – двигательного аппарата; основные отделы скелета

Уметь: распознавать части опорно – двигательного аппарата

Проектор, ПК. Табл. «Скелет человека»,  отдельные кости.

Интерактивная доска

Урок – лекция

Урок формирования знаний


Фронтальный опрос, работа с интерактивной доской

        Стр.100-101. Вопр. 1,2,4




25.

Состав и строение костей. Рост костей.

1

Знать: состав и свойства костей.

Уметь: характеризовать строение костей

Проектор, ПК. Демонстрация распилов костей.

Л/р№3.: «Изучение внешнего строения костей».

Урок – исследование

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа с карточками

Стр.102-104.

ТПО №95

26.

Типы соединения костей.

1

Знать:  типы соединения костей.

Уметь: распознавать типы соединения костей.

Табл. « Соединение костей»

Комбинированный урок


Индивидуальный опрос, работа с карточками

Стр.105107. сообщения « заболевания опорно – двигательной системы»

27.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Знать:меры, предупреждающие нарушение осанки

Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, переломах, растяжениях; соблюдать правильную осанку.

Пр/р № 3.: «Оказание первой доврачебной  помощи при ушибах, растяжениях, переломах».

Урок – практикум

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

Стр.255 -256.

28.

Мышечная система. Строение и функции мышц.

1

Знать: основные группы мышц и их функции.

Уметь: распознавать группы мышц на таблицах.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

Стр.116-121, вопр. 2,4


29.

Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка.

1

Знать: влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

 Уметь: разъяснять влияние нагрузки и ритма на работу мышц.

Пр /р.№ 4: «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

Урок – практикум

Комбинированный урок

Работа в ТПО, по карточка, индивидуальный опрос

Стр.122-124. ТПО № 109

30.

Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы

1

Знать: роль двигательной активности в сохранении здоровья

Урок обобщения знаний

Тест ТПО

31.

Тема 7: Внутренняя среда организма


Внутренняя среда организма и её значение.

1

Знать: основные компоненты внутренней среды организма.

Уметь: объяснять значение внутренней среды организмов

Видеофрагмент, табл. « Ткани организма», « Состав крови»

Урок формирования знаний

Фронтальный опрос.

Стр.  127, рис. На стр. 128

32.


Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.

1


Знать: значение и строение форменных элементов крови;

Уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови.


Табл. « Состав крови», микропрепараты крови, микроскопы.

Л/р№4.: «Изучение микроскопического строения крови».

Урок – исследование

Комбинированный урок

Стр. 128-134

Таблица, сообщения

33.

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. ХКК: сообщения учащихся с учётом местных данных

Знать: сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены.

Портрет И.И. Мечникова, табл. « Клетки крови»

Комбинированный урок

Словарная работа

Стр.136-137. Вопр.3, 4,8

34.


Группы крови. Переливание крови. Донорство.

1

Знать: группы крови и их различия, значение переливания крови и роль доноров в сохранении жизни людей.

Проектор, ПК. Табл. «Группы крови»

Комбинированный урок

Тест ТПО

Стр. 138-143,

35.

Тема 8: Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности.

1

Знать: строение и значение сердца,  фазы работы сердца.

Уметь: распознавать на таблицах органы кровообращения

Модель сердца человека, табл. «строение сердца

Урок формирования знаний

Фронтальный опрос

Стр.144-145,149-151вопр.2,4


36.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

1

Знать: изменение крови в кругах кровообращения

Табл. «Круги кровообращения».

Комбинированный урок

Биологический диктант

Стр. 147-149, 152-153вопр.

37.


Кровяное давление.

1

Знать: сущность понятий пульс, кровяное давление

Уметь: измерять артериальное давление и подсчитывать пульс.

Тонометр

Л/р№5.: «Измерение кровяного давления»

Пр/р №5:«Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

Урок – практикум

Комбинированный урок

Стр.153-155 сообщение

38.

ХКК . Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.


1

Знать: вредное влияние алкоголя и курения на органы кровообращения и их работу

Уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях.

Презентация « Заболевания органов кровообращения»

Л/р №6:  « изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

Урок – практикум

Урок обобщения знаний

Тест ТПО

Вопр.стр.157



39.



Тема 9: Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Строение органов дыхания.


1



Знать: строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь.

Уметь: распознавать на таблицах органы дыхания.



Видеофрагмент, табл. « Органы дыхания»


Урок формирования знаний



Фронтальный опрос



Стр.158-161 вопр.1,2


40.


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.


1

Знать: строение легких, изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Уметь: раскрывать сущность процесса газообмена в легких и тканях

Табл. «Органы дыхания», Электрон. Табл.» Строение легких»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа в ТПО


Стр. 160 -163 ТПО 3№ 143

41.


Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. ХКК: взаимосвязь состояния воздушной среды и здоровья (на примере края).

1

Знать: понятие жизненная емкость легких, как она измеряется.

Уметь: раскрывать сущность понятия жизненная емкость легких.

Схема: «Механизм вдоха и выдоха»

Пр/р.№6:  «Определение частоты дыхания».

Урок – практикум

Комбинированный урок

Биологический диктант

Стр. 164-166

42.

Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

1

Знать: строение и значение голосового аппарата

Видеофрагмент, модель гортани

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр166-167, сообщение

43.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания.

1

Знать: меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы.

Уметь: соблюдать гигиенические требования, оказывать доврачебную помощь при остановке дыхания.

Презентация « заболевания органов дыхания»

Урок – пресконференция

Обобщающий урок

Тест ТПО

Стр.168-170.

44.

Тема 10: Пищеварение


Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в питательных веществах. Пищеварение.

1

Знать: Состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма.

Табл. « Строение пищеварительной системы»

Урок формирования знаний


Фронтальный опрос

Стр. 171-173, вопр.1,4,7

45.


Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

ХКК: профилактика болезней зубов в условиях региона

1

Знать: строение и функции пищеварительной системы.

Уметь: распознавать органы пищеварительной системы на табл.,

Соблюдать правила личной гигиены полости рта.

Табл. « Строение пищеварительной системы»

Л/р № 7 «Воздействие слюны на крахмал»

Урок – исследование

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа с карточками.

Стр174-179, зарисовать зуб и подписать его части

46.

Пищеварение в желудке

1

Знать: роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении

Электр. табл. « Строение желудка», виртуальная лаборатория.

Л/р.№8: «Воздействие желудочного на белки».

Урок – исследование

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос , работа В ТПО

Стр.180-181, вопр.1,3

47.


Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Знать: Сущность и значение всасывания

Уметь: распознавать органы пищеварительной системы на табл.

Фильм « всасывание пит. Веществ»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр.181-186.сообщение

48.


Гигиена питания. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний.

1

Знать: гигиенические требования к составу пищи, влияние курения, алкоголя на пищеварительную систему

Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях.

Презентация

« Влияние алкоголя, табака на пищеварительную систему»

Обобщающий урок

Тест ТПО

Вопр.стр.186, рубрика подумайте.



49.

Тема 11: Обмен веществ и энергии


Характеристика обмена веществ, его виды.

1

Знать: суть и значение обмена веществ и энергии, понятия о пластическом и энергетическом обмене.

Уметь: Объяснять биологическую роль обмена веществ.

Видеофильм «Обмен веществ»

Урок – лекция

Урок формирования знаний

Фронтальный опрос

Стр.187-190

сообщения

50.


Витамины. Их роль в обмене веществ.

ХКК: эндемические заболевания обмена веществ и их профилактика.

1

Знать: Значение витаминов, понятие авитаминоза.

Презентация « Витамины»

Пр/р№7.: «Определение норм рационального питания»

Урок – путешествие

Обобщающий урок

Биологический диктант

Стр. 194-108.

Вопр.2, 6,9





51.


Тема 12: Выделение








Продукты обмена веществ. Органы выделения.




1

Знать: строение и значение выделительной системы.

Уметь: распознавать органы выделительной системы по таблицам

Эл. Табл. Строение мочевыделительной системы.

Демонстрация модели почек.

Урок формирования знаний


Фронтальный опрос

Стр.199-200

ТПО№ 179.

52.


Образование мочи. Роль кожи в процессах выделения.

1

Знать: Этапы образования мочи.

Уметь: распознавать органы выделительной системы по таблицам

Эл. Табл. Строение мочевыделительной системы.

Демонстрация модели почек.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа в ТПО

Стр.201-204.вопр.7,8




53.


Тема 13: Покровы тела


Строение и функции кожи.

1

Знать:  Строение и функции кожи

Уметь : устанавливать взаимосвязь строения и функции кожи

Табл. « Строение кожи»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа в ТПО

Стр. 205-208

Вопр.2-4

54.

Роль кожи в теплорегуляции Закаливание.  Гигиенические требования к одежде, обуви.

1

Знать:  значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви.

Уметь : разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания.

Табл. « Виды закаливания»

Комбинированный урок

Тест ТПО

Стр. 209-211

сообщения

55.


Заболевания кожи и их предупреждение.

ХКК: гигиенические требования к одежде и обуви в условиях Дальневосточного региона.

1

Знать:  гигиенические требования к коже, одежде и обуви.

Уметь : оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях.

Презентация « Заболевание кожи»

Пр\р № 8 «Оказание доврачебной помощи при травмах кожи»


Урок – практикум

Обобщающий урок

Фронтальный опрос

Записи в тетради




56.

Тема 14: Размножение и развитие.


Система органов размножения, строение и гигиена.

1

Знать: строение и значение органов размножения.

Табл. « Строение органов размножения»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр. 212-216,

ТПО № 189,190

57.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие.

1

Знать: сущность процесса оплодотворения, и его значение; развитие зародыша и плода в матке; гигиенические требования к режиму будущей матери.

Уметь: находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.

Презентация табл. «Половая система человека»





Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр. 217-220

Вопр.10,12

58.

Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

1

Знать: основные возрастные процессы.

Проектор, ПК. Табл. : «Половая система человека».

 

Комбинированный урок

Тест ТПО

Стр. 221-224

ТПО №194


59.


Тема 15: Высшая нервная деятельность

Рефлекс. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

1

Знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды

Проектор, ПК. Иллюстрации учебника,

портрет Павлова, Сеченова

Урок формирования знаний

Фронтальный опрос, работа в ТПО

Стр.225-230 ТПО № 198, 200

60.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

1

Знать: значение профилактики утомления, активного отдыха, сна.

Уметь: характеризовать фазы сна.

Проектор, ПК. Презентация « Нарушения сна»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос, работа с карточками.

С. 235-237вопр.5,6,9

61.


Рассудочная деятельность. Сознание  и мышление. Речь.

1

Знать: Значение мышления в жизни человека

Уметь: Отличать первую сигнальную систему человека от второй.

Презентация « Рассудочная деятельность»

Урок – дискуссия

Комбинированный урок

Фронтальный опрос.

Стр. 210-213

62.

Познавательные процессы и интеллект. Память.

1

Знать: основные познавательные процессы человека, виды памяти, способы развития памяти.

Презентация « Виды памяти»

Комбинированный урок

Работа в ТПО

Стр. 238-244.

63.

Гигиена умственного труда.

1

Знать: значение профилактики утомления, вредное влияние никотина, алкоголя на нервную систему.

Презентация « вредное влияние никотина и алкоголя на нервную систему»

Комбинированный урок

64.

Эмоции и темперамент.

1

Знать: Типы темперамента и его характеристики.

Уметь: определять типы темперамента.

Иллюстрации людей разного темперамента

Обобщающий урок

Тест ТПО

Стр.250 -253

Тема: Человек и его здоровье

2 ч.

65.

Человек и его здоровье.

1

Знать: значение двигательной активности для здоровья человека

Проектор, ПК.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Стр. 254-260

66.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде

1

Знать: правила поведения человека в окружающей среде.

Презентация « правила поведения человека в окружающей среде»

Л\р№9: «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Комбинированный урок

Биологический диктант

Записи в тетради

67.

Обобщение по курсу  «Человек».

1

Обобщающий урок

Записи в тетради

68.

Обобщение по курсу «Человек»

1

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...