Использование компьютерных технологий на уроках изобразительной деятельности в С(К)ОУ VIII вида
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Использование компьютерных технологий на уроках изобразительной деятельности в С(К)ОУ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternykh_tekhnologiy_na_urokakh_izo.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск
Использование компьютерных технологий на уроках изобразительной деятельности в С(К)ОУ VIII вида
(доклад)
Выполнила:
учитель ИЗО
Нугаева В.М.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.
В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями. В настоящее время в детских садах и школах для более эффективной коррекционной работы с детьми используются специальные компьютерные программы «Видимая речь» (IBM), «Мир за твоим окном» (авторы ЕЛ. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина), «Математика для тех, кому трудно: состав числа» (авторы И.В. Больших, О.И. Кукушкина) и некоторые другие. Эти компьютерные программы умело применяются в педагогическом процессе специальных дошкольных и школьных учреждений VIII вида.
Па сегодняшний день школы, в которых обучаются умственно отсталые дети, остро нуждаются в совершенствовании материально- технической базы. Отсутствие современных технических средств обучения (компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок, образовательных электронных ресурсов и т.п.) сказывается на качестве образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов научно-естественного направления. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и естествознания, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер, как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал (карточки, перфоконверты, перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (репродукции, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.
Необходимо отметить, что работу учителя ИЗО коррекционной школы, в этом направлении значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним. Мультимедийные учебные комплексы по ИЗО, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами по ИЗО, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций). Мультимедийная учебная презентация - электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др.
С нашей точки зрения прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:
- определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
- разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
- отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;
- продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта, и т. п.);
- определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
- продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, фрагментов видеофильмов, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование эстетического вкуса.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала.
Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ па экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания ИЗО, организации и проведения внеклассных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 2Дидактические основы использования технических средствобучения и воспитания ……………………………………………………… ... 4Примене...
Использование информационных и компьютерных технологий участниками образовательного процесса базового учреждения стажировочной площадки (школа VIII вида)
Содержание:Участники образовательного процесса — разнообразие уровней компьютерной грамотности.Процессы информатизации в ГБС(К)ОУ школе № 9 г. Новороссийска.Программы обучения основам компьютерн...
«Использование компьютерных программ на занятиях по логопедии в специальной коррекционной школе VIII вида»
Компьютер в специальном образованииВ последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрени...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА".
Основными задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грам...
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
В В статье говорится о значении внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"
В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...