рабочая программа по биологии 10 класса по учебнику Беляева
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа соответствует Федеральному образовательному стандарту полного среднего образования, осуществляется по учебнику Беляева, рассчитана на 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_bio_10.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень),
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МОУ Горетовской СОШ, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество часов: всего 68 час; в неделю 2 час.
Количество контрольных работ за год -6
Количество лабораторных работ за год – 5
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник для образовательных учреждений
«Биология. 10-11 класс » Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц и др.-М.:Просвещенеие, 20 г.г.10-2012( в соответствии с федеральным перечнем учебников рекомендован к использованию действующим на 2012-2013 учебный год)
Учебно-тематический план курса биологии 10 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | в том числе |
уроков | контр. работ | лабор работ |
1 | Введение. Характерные свойства живого. Уровни организации жизни. | 1 | 1 | - | - |
ТЕМА №1 «КЛЕТКА_СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО» | 29 | 24 | 4 | 3 |
2 | ГЛАВА I: Химический состав клетки. | 10 | 8 | К.р №1 | Л.Р.№1 |
3 | ГЛАВА II: Структура и функции клетки. | 7 | 5 | К.Р.№2 | Л.Р.№2 |
4 | ГЛАВА III: Обеспечение клеток энергией. | 3 | 3 | - | - |
5 | ГЛАВА IV: Наследственная информация и реализация её в клетке. | 8 | 7 | К.р. №3 |
ТЕМА № 2 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ» | 10 | 8 | 1 | 1 |
6 | ГЛАВА V: Размножение организмов. | 5 | 5 | - | - |
7 | ГЛАВА VI: Индивидуальное развитие организмов. | 5 | 3 | К.р.№4 | Л.р.№3 |
ТЕМА №3 «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ» | 22 | 18 | 2 | 2 |
ГЛАВАVII : Основные закономерности явлений наследственности | 11 | 10 | К.Р.№5 | - |
ГЛАВАVIII: Закономерности изменчивости | 7 | 5 | - | Л.Р.№4 Л.р.№5 |
ГЛАВАIX: Генетика и селекция | 5 | 4 | К.Р.№6 | - |
ПОВТОРЕНИЕ | 5 | 5 | - | - |
Резерв | 1 |
Итого: | 68 | 57 | 4 | 6 | 5 |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно - тематическое планирование
по биологии в 10 классе
№ п\п в теме,в разделе, в году | Наименование темы, раздела, урока | Кол-во часов | Дата урока | Наглядн. пособия, ТСО, интернет-ресурсы, эксперимент | кодификатор |
план | факт |
месяц | н е д е л я |
1\1 | ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ | 1 | сент | 1 | А-1 |
ТЕМА №1 «КЛЕТКА-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО» | 29 |
1\1\2 | ГЛАВА I: Химический состав клетки. | 10 | 1 |
2\2\3 | Неорганические соединения. | 2 | таблица | А3 А-27 |
3\3\3 | Биополимеры. Углеводы Липиды | 2 | таблица | А3 А-27 |
4\4\5 | Биополимеры. Белки, их функции. | 3 | таблица | А3 А-27 |
5\5\6 | Ферменты. Лабораторная работа№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | 3 | Лабораторная работа№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | А-3 А-27 |
6\6\7 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. | 4 | Модель ДНК , таблица | А-3 А-27 |
7\7\8 | Решение задач | 4 | С-5 |
8\8\9 | АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. | окт | 1 | таблица | А-3 А-27 |
9\9\10 | Обобщающий урок по теме | 1 | А-27 |
10\10\11 | Контрольная работа №1 по теме «Химический состав клетки» | 2 |
ГЛАВА II: «Структура и функции клетки. | 7 |
1\11\12 | Клеточная теория | 2 | А-2 |
Лабораторная работа №2 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». | 2 | А-2 В-4 В-5 |
2\13\14 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Практическая работ а №3 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». | 3 | таблица | А-2 |
3\14\15 | Органойды клетки:ЭПС, рибосомы, Комплекс Гольджи, лизосомы | 3 | таблица | А-2 |
4\15\16 | Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. | 4 | таблица | А-2 |
5\16\17 | Ядро. Прокариоты и эукариоты | 4 | таблица | А-2 |
6\17\18 | Вирусы. | нояб | 1 | таблица | А-5 А-32 |
7\18\19 | Контрольная работа №2 по теме «Структура и функции клетки». | 2 | А2 В-1 А-27 |
ГЛАВА III:«Обеспечение клеток энергией». | 3 |
1\19\20 | Обмен веществ. Фотосинтез | 2 | таблица | А-28 В-6 В-8 |
2\20\21 | Анаэробный гликолиз | 3 | таблица | А-28 В-8 |
3\21\22 | Аэробный гликолиз | 3 | таблица | А-28 В-8 |
ГЛАВА IV: «Наследственная информация и реализация её в клетке» | 8 |
1\22\23 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | 4 | таблица | А-28 |
2\23\24 | Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 4 | таблица | А-28 |
3\24\25 | Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. | дек | 1 | модель | А-28 |
4\25\26 | Решение задач. | 1 | В-8 |
5\26\27 | Регуляция транскрипции и трансляции. | 2 | Модель | А-28 |
6\27\28 | Генная и клеточная инженерия | 2 | презентация |
7\28\29 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Обмен веществ» | 3 | В-8 |
8\29\30 | Контрольная работа №3 по теме: «Клетка – структурная и функциональная единица живого» | 3 |
ТЕМА № 2 «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 10 |
ГЛАВА V: Размножение организмов. | 5 |
1\1\31 | Деление клетки. Митоз | 4 | таблица | А-4 А-29 |
2\2\32 | Бесполое и половое размножение | 4 | таблица | А-4 А-29 |
3\3\33 | Мейоз. | янв | 2 | таблица | А-4 А-29 |
4\4\34 | Образование половых клеток и оплодотворение у животных | 2 | таблица | А-4 А-29 В-8 |
5\5\35 | Двойное оплодотворение у растений | 3 | таблица | А-4 А-29 В-8 |
ГЛАВА VI: Индивидуальное развитие организмов. | 5 |
1\6\36 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие | 3 | таблица | А-6А-29 |
2\7\37 | Постэмбриональное развитие | 4 | таблица | А-6 А-29 |
3\8\38 | Организм как единое целое. | 4 | А-6 А-29 |
4\9\39 | Обобщающий урок по теме | февр | 1 | В-8 |
5\10\40 | Контрольная работа №4 по теме «Размножение и развитие организмов» | 1 |
ТЕМА №3 «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ» | 22 |
ГЛАВАVII : Основные закономерности явлений наследственности | 11 |
1\1\41 | Генетика. Понятия генетики. IиII законы Г.Менделя. | 2 | Презентация таблица | А-7 А-30 |
2\2\42 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | 2 | А-7 А-30 |
3\3\43 | Анализирующее скрещивание Неполное доминирование | 3 | таблица | А-7 А-30 |
4\4\44 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | 3 | таблица | А-7 А-30 |
5\5\45 | Решение задач | 4 | С-6 |
6\6\46 | Сцепленное наследование.Генетика пола | 4 | таблица | А-7 А-30 |
7\7\47 | Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность | март | 1 | таблица | А-7 А-30 |
8\8\48 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | 1 | гербарий | А-7 А-30 В-8 |
9\9\49 | Решение генетических задач | 2 | А-7 А-30 С-6 |
10\10\50 | Решение генетических задач | 2 | А-7 А-30 С-6 |
11\11\51 | Контрольная работа №5 по решению генетических задач | 3 |
ГЛАВАVIII: Закономерности изменчивости | 7 |
1\12\52 | Модификационная и наследственная изменчивость Мутационная изменчивость. | 3 | таблица | А-9 |
2\13\53 | Лабораторная работа №4»Описание фенотипов комнатных и дикорастущих растений» | 4 | гербарий | А-9 |
3\14\54 | Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | апрель | 1 | Натуральные обьекты | А-9 |
5\15\55 | Наследственная изменчивость человека | 1 | таблица | А-8 |
6\16\56 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | 2 | А-8 |
7\17\57 | Семинар «Наследственные заболевания человека и их предупреждение и лечение» | 2 | презентации | А-8 |
ГЛАВАIX: Генетика и селекция | 5 |
1\18\58 | Селекция и её задачи.Центры происхождения культурных растений.Одомашнивание как начальный этап селекции | 3 | таблица | А-31 |
2\19\59 | Методы современной селекции Полиплоидия, отдалённая гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции Успехи селекции | 3 | таблица | А-31 |
3\20\60 | Селекция микроорганизмов | 4 | А-31 |
4\21\61 | Контрольно-обобщающий урок по теме | 4 | А-30 А-32 А-36 В-6 В-8 |
5\22\62 | Контрольная работа №6 по теме «Основы генетики и селекции» | май | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ | 5 |
1\63 | Клетка-основная структурная и функциональная единица живого | 1 | А-2,3,27 |
2\64 | Обеспечение клеток энергией | 2 | А-28 |
3\65 | Наследственная информация в клетке и её реализация | 2 | А-4,5,6,29 |
4\66 | Основные закономерности наследственности и изменчивости | 3 | А-7,8,9 |
5\67 | Значение селекции и биотехнологии | 3 | А-30,31 |
68 | Резерв -1 час | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...