Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы" проводилось с целью воспитания бережного отношения к природе и всем ее богатствам, а главное - к воде, источнику всего живого на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladov.doc | 85.5 КБ |
kladovye_prirody.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по экологии в 5-м классе
«КЛАДОВЫЕ ПРИРОДЫ»
Воронина Нина Александровна
Учитель биологии, экологии, химии
МОУ СОШ с. Логиновка
Краснокутского района Саратовской области
ВЕДУЩИЙ(1): Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.
/Песня о море./
КАПИТАН (учитель): - Дорогие друзья! Сегодня на нашем научно-исследовательском судне «Искатель» мы направляемся в плавание. Мы узнаем, для чего нужна вода человеку, исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему вода в море соленая. Нам предстоит узнать, почему люди должны охранять не только моря и океаны нашей планеты, но и всю воду на Земле.
Но прежде, чем отправиться в путь, мы должны ответить на несколько вопросов:
- Почему вода в реке течет круглый год и никогда не выливается до конца?
- Куда впадают реки?
Ну что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с началом путешествия!
/Входит опоздавший ученик/
1-й ученик: Возьмите меня с собою!
Возьмите, ну что вам стоит?!
На этот большой корабль
Возьмите меня с собою!
Я буду вперёдсмотрящий,
Вперёд далеко смотрящий,
Вперёд далеко смотрящий,
Я риф далеко увижу,
Из пены седой торчащий,
Увижу акул, наверно,
И рыб, на цветы похожих.
Китов разгляжу я первый,
Китов я увижу тоже!
И ночью спать я не буду,
На вахте стоять я буду!
Вы ночью спокойно спите,
Возьмите меня, возьмите!
КАПИТАН: - Ну что, возьмем его с собой, ребята?
УЧАЩИЕСЯ: - Послушай задание.
Многие реки впадают в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?
/Процесс испарения – круговорот воды в природе./
2-й ученик: Процесс перемещения воды в природе — замкнутый и непрерывный. Под действием солнечного тепла вода испаряется с поверхности океанов, морей, рек, озер и других водоемов. Водяной пар поднимается в атмосферу, где из него образуются облака. Вода возвращается на землю в виде осадков. Часть из них попадает обратно в водоемы, а другая — в грунтовые воды.
3-й ученик: В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
4-й ученик: В огромных подземных кладовых природа держит в запасе грунтовые воды. Она копит их здесь, когда на землю выпадает слишком много атмосферных осадков, чтобы отдать их людям во время засухи.
5-й ученик: Грунтовые воды дарят почве плодородие, питают растения и животных, наполняют водой колодцы. Насколько важны для человека грунтовые воды, можно судить хотя бы по тому, что для снабжения питьевой водой грунтовые воды используются в восемь раз больше, чем поверхностные.
КАПИТАН:- Ну что ж, корабль готов к отправлению.
Слушай команду: поднять якорь! Полный вперед!
Чтобы нам было удобнее работать, мы разделим всю команду на группы:
Биологи.
Исследователи воды.
Исследователи морских растений.
Исследователи морских животных.
Экологи.
ВЕДУЩИЙ (2): Глядя на глобус, мы видим, что на земном шаре преобладает не коричневый и зеленый цвета материков и островов, а синий — цвет воды. Вода — самый важный элемент в природе. Водные ресурсы занимают почти три четверти поверхности Земли. Если бы вся вода распределялась по поверхности Земли равномерно, то образовалась бы водная оболочка толщиной в 2—4 километра.
ВЕДУЩИЙ (1): В действительности 97 процентов всех запасов воды заключается в морях и океанах, главным образом в Тихом океане, который занимает почти половину поверхности земного шара. Остальные 3 процента приходятся на ледники, реки и озера, грунтовые воды и водяной пар в атмосфере.
КАПИТАН: А для чего нужна человеку вода? Слово «Биологам».
Биологи
1-й ученик: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить —
Без воды нам не прожить!
И. Рыжова. Волшебная вода.
2-й ученик: Воду изображают химической формулой Н2О. Молекула воды такая маленькая, что если выстроить друг за другом сто миллионов молекул воды, то вся эта шеренга поместилась бы между двумя линейками в тетради. В 1805 году ученым Александру Гумбольдту и Жозефу Луи Гей-Люссаку удалось выяснить, как выглядит молекула воды. Она состоит из двух атомов водорода, присоединившихся к атому кислорода. (Показывает плакат с изображением молекулы воды.)
3-й ученик: Человек может прожить без пищи около сорока дней, а без воды — лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней. В 525 году до н. э. при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях погибло от жажды пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза II — войско, которое не мог одолеть ни один враг. Вот что значит вода в жизни человека!
4-й ученик: Тело взрослого человека на 65 процентов состоит из воды. Еще больше воды в теле ребенка. При весе 40 килограммов в нем 34 килограмма воды. Потеря организмом человека более 10 процентов воды может привести к смерти.
5-й ученик: Из отдельных органов нашего тела больше всего воды содержит мозг — 81 процент. В крови и железах — 73—80 процентов. Другими словами, на 5 литров крови взрослого человека приходится почти 4 литра воды. В мышцах — от 50 до 75 процентов воды, в костях — от 22 до 34 процентов.
1-й ученик: Вода в организме человека выполняет ряд важных функций. Она растворяет вещества, помогает переваривать пищу и регулирует температуру нашего тела.
2-й ученик: В среднем из организма человека выделяется за сутки 3 литра воды. Для нормальной деятельности организма важно, чтобы поступление воды в организм полностью покрывало ее расход. Отношение количества потребленной воды к количеству выделенной составляет водный баланс организма. Если воды выводится из организма больше, чем поступает, возникает чувство жажды. Больше всего воды человек получает через пищу. Много воды в грибах, овощах, фруктах и молоке.
3-й ученик: Кажется, что беспокоиться не о чем — уж чего-чего, а воды хватает. Но странная вещь: не всякую воды мы пьем. Со времен первых мореплавателей самым ценным грузом на корабле была пресная вода. Чем же объяснить жажду человечества при таких огромных запасах воды?
4-й ученик: Дело в том, что, если быть точными, 97,2 процента воды земного шара — это соленая вода морей и океанов, которую пить нельзя. Остается 2,8 процента пресной воды. Из них 2,15 процента пресной воды надежно «заморожено» в ледниках, а 0,001 процента содержится в атмосфере. И лишь 0,65 процента — это готовая к употреблению пресная вода, которая находится в реках, озерах и под землей.
КАПИТАН: - Ребята, вы сейчас смотрели на карту.
– Каким цветом изображены моря на карте?
- Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет?
- Раз уж речь зашла о цвете моря, о морской воде, предоставим слово исследователям воды.
Исследователи воды.
1-й ученик: Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, от песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.
2-й ученик: Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.
3-й ученик: Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
КАПИТАН: – Каким же цветом может быть море?
А можно ли пить морскую воду? Почему?
1-й ученик: Да, действительно, морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 г в1 л воды). Это примерно спичечный коробок на литровую банку. (Демонстрация).
В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горький вкус и запах йода.
Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль для того, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.
КАПИТАН: - А кто из вас знает, почему вода в море солёная?
- А какое свойство воды использует человек для получения соли из морской воды? (Испарение).
2-й ученик: В мире существуют места, где вообще нет пресной воды. Тогда воду для питья берут из моря. Для этого на берегах строят опреснители. Сейчас на территории России действует более 30 опреснителей, их суммарная производительность — 30 тысяч кубических метров пресной воды в сутки.
КАПИТАН: - А что если всю воду в море опреснить?
– Стоит ли делать это или нет?
- А теперь с докладом выступит «научно-исследовательский центр», занимающийся изучением морских растений.
Исследователи морских растений.
1-й ученик: Подводный мир растений также богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня мы поговорим о водорослях.
Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продаются консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много различных минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод, недостаток которого влияет, например, на умственные способности человека. Даже в соль, которая продаётся в магазинах, добавляется йод.
2-й ученик: На побережье морей на Дальнем Востоке и в Прибалтике созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей и даже шампуня и крема.
КАПИТАН: - Как вы думаете, какая может быть связь между водорослями и боксёрскими перчатками? (Иногда для набивки боксёрских перчаток используются морские водоросли).
3-й ученик: - А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.
КАПИТАН: - На море полный штиль. Значит можно спуститься под воду. Давайте посмотрим, что там? (Видеосюжет).
- А сейчас слово исследователям морских обитателей. Кто из них на этот раз попал в поле нашего зрения?
Исследователи морских животных.
(Дети показывают рисунки морских животных и рассказывают о них).
1-й ученик: Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу. Когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как планер. Поэтому её и называют летучей.
2-й ученик: Кальмары. У кальмара десять щупалец – ног. И все прикреплены к голове. Поэтому их и называют головоногими. На щупальцах у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми кальмары ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.
3-й ученик: Удильщик. Удильщик живёт на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбу? А вот как. На голове у него толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжёт» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только это и нужно: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу.
КАПИТАН: - Кроме перечисленных животных, в морях водятся морские ежи, морские звёзды, осьминоги, акулы, киты, дельфины, морские котики и многие другие. (Демонстрация).
- Ребята, а каких обитателей моря вы знаете ещё?
- Ещё есть так называемые промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания, из некоторых изготавливают консервы. Это треска, сельдь, скумбрия, ставрида, морской окунь, кефаль и др.
В морских глубинах обитает много живых организмов. А живым организмам нужно дышать.
- Чем же они дышат? Откуда в воде берётся кислород?
- А сейчас слово «экологам».
Экологи.
1-й ученик: Шёл по морю лайнер.
В тот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу,
Сквозь грохот и гул,
Услышал старпом
За бортом: «Караул!»
КАПИТАН: - Как вы думаете, ребята, чей это зов о помощи? «Караул!» может кричать человек, упавший за борт судна, но в последнее время «Караул!» кричит само море…
1-й ученик: За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю корабль – огромный танкер, вёз в своих трюмах нефть. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу, и нефть широко разлилась по поверхности воды.
КАПИТАН: Какие свойства нефти вы знаете?
2-й ученик: Мы знаем, что нефть маслянистая, темно-бурая жидкость. Легче воды, поэтому она растекается по поверхности моря огромным чёрным пятном.
КАПИТАН: Что же происходит после этого?
3-й ученик: В первую очередь страдают птицы. Чайки, гагары, утки, садясь на воду, уже не могут взлететь, потому что нефть склеила их перья, и гибнут.
Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей, не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают.
4-й ученик: Один кубический метр грязной воды портит десять кубических метров чистой воды! Достаточно 12,5 грамма нефтепродуктов на 1000 литров воды, чтобы сделать ее непригодной для питья, орошения и технического водоснабжения. А очистить воду от нефтепродуктов — дело сложное и дорогостоящее.
5-й ученик: В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых мешков, промышленных отходов).
Однажды у далёких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло течение.
КАПИТАН: Мы много поработали. И сейчас нам надо обобщить результаты нашей экспедиции.
1-й ученик: При производстве автомобилей, самолетов и другой техники нужно очень много воды. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
2-й ученик: Вода — народное достояние, и те, кто загрязняет ее, приносят людям вред. На лучших предприятиях воду вообще не сбрасывают в реку. Ее очищают и заставляют работать вновь. Если выливать эту воду в реки без очистки, то через некоторое время из рек ничего, кроме рваных башмаков и консервных банок, не выудишь. Существуют станции, где сточную воду превращают в питьевую. Вода проходит сложный процесс очистки от примесей и химических элементов.
3-й ученик: Природа подарила нам колоссальное богатство. Что по сравнению с ним клады и сокровища, за которыми охотились пираты? Представь себе, что моря и реки высохли до дна и все сокровища, которые море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги всех времен и народов — все принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды — и все золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных сокровищ.
4-й ученик: Вы поняли, каким богатством владеете? Тогда научитесь защищать его. Заводы и фабрики загрязняют реки и моря сточными водами. Если не принимать срочных мер — реки и моря «умрут». А вместе с ними исчезнет целый мир существ, обитающих в них и возле них.
5-й ученик: И беречь надо не только речную и морскую воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой воды бесполезно утекает в канализацию.
ВЕДУЩИЙ (1): Так давайте вместе бережнее относиться к чудесному Дару природы — воде!
/ Угощение дарами моря./
Дополнительный материал.
ВЕДУЩИЙ (1): Трудно поверить, что несколько столетий назад люди мылись очень редко. Даже короли не считали для себя обязательным ежедневное умывание и периодическую смену белья. В 1601 году, при осаде города Остенде испанская принцесса Изабелла поклялась, что не поменяет своей сорочки до тех пор, пока город не будет взят испанцами. Осада длилась три года. Принцесса сдержала свою клятву.
ВЕДУЩИЙ (2): Когда король Франции Людовик XIV вставал утром, ему подавали великолепную чашу, в которой было не больше пол-литра воды. Король погружал в воду лишь кончики пальцев, чуть-чуть промывал глаза, и с умыванием было покончено. В Средние века люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы отбить неприятный запах грязного тела.
ВЕДУЩИЙ (1): Теперь понятно, почему в те времена очень часто вспыхивали эпидемии заразных болезней. Чума опустошала целые города. Еще в 1872 году во время большой эпидемии оспы в Германии умерло 16 тысяч человек. Эпидемия холеры в 1892 году в Гамбурге унесла больше 8 тысяч человек. Из десяти человек только пятеро достигали десятилетнего возраста, а из ста новорожденных семьдесят умирало еще в грудном возрасте.
ВЕДУЩИЙ (2): Что могли сделать больницы с новым оборудованием, если в медицинском шкафу и ящике с инструментами царила грязь? Перед операцией врачи только слегка мыли руки. Инструменты не кипятились, бинты не стерилизовались. Многие врачи переносили на своих руках возбудителей болезни, не подозревая о том, что являются убийцами своих пациентов.
ВЕДУЩИЙ (1): Врачи, которые наконец поняли, что грязь не только приносит вред, но может быть и причиной смерти, взяли в свои постоянные помощницы чудесного доктора — воду, заставляя людей чаще мыться.
ВЕДУЩИЙ (2): Древние греки представляли себе богиню здоровья в виде молодой женщины с плошкой, наполненной водой. Они дали ей красивое имя Гигиея, от которого и произошло слово «гигиена», обозначающее заботу о здоровье.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Колышется даль голубая … Не видно нигде берегов… Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери
Почему вода в море соленая? Почему люди должны охранять не только моря и океаны нашей планеты, но и всю воду на Земле?
Схема Мирового круговорота воды
Н2О
Сколько воды в живых организмах ? 80% 90%
В организме человека вода: увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; помогает организму усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; помогает преобразовать пищу в энергию; участвует в обмене веществ; выводит различные отходы из организма. Для нормальной работы всех систем человеку необходимо как минимум 2 литра воды в день.
Не всякую воду мы пьём 97,2 % - солёная вода морей и океанов 2,15 % - «заморожено» в ледниках 0,001 % - содержится в атмосфере 0,65 % - пресная вода, которая находится в реках, озёрах и под землёй.
2,79 % 97,2 % 0, 0 1 % гидросфера пресная вода соленая вода вода в атмосфере
Исследователи воды Морскую воду пить невозможно, так как в ней растворено много различных солей (35 г в1 л воды). Это примерно спичечный коробок на литровую банку. В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солёно-горький вкус и запах йода.
Морские лилии
Голотурии
Офиуры
Морские ежи
Акула белая Акула - нянька Акула - молот Полярная акула Сельдевая акула
Скаты
электрический скат
манта морская лисица
орляк
Так давайте вместе бережнее относиться к чудесному Дару природы - воде !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.
Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....
Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"
Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"...
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы, проведенное в дни науки...
Внеклассное занятие по экологии Тема: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основ...
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы.
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружа...
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы "День Земли"
Цель мероприятия познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на ...
Внеклассное занятие «Туристы - экологи»
Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе....