Программа по курсу" Бактерии.Грибы. Растения" 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Паскарь Елена Вячеславовна

Данной программой пользуюсь при преподавании курса ботаники в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass_word_97_-_2003.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе по курсу «Бактерии. Грибы. Растения»(6класс, 70часов)

Рабочая программа составлена на основе :

федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерной программы по биологии, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Преподавание курса «Бактерии. Грибы. Растения» в 6 классе ведётся по Программе основного общего образования по биологии. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, - М,: Дрофа, 2004г.

На изучение биологии на базовом  уровне в 6 классе отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Отводимого времени не хватает для полного усвоения  учащимися 6 класса учебного материала, а именно полученные знания о строении, классификации и разнообразии растений в 6 классе будут необходимы при сдачи ГИА, ЕГЭ. На основе этого за счёт школьного компонента в  программу добавлен ещё один час.

Программа рассчитана на 68 часов при режиме работы по четвертям. Программа предусматривает занятия по учебнику Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2007. – 272с.т

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов джеятельности и ключевых компетенций.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Ожидаемый результат: -Формирование целостного восприятия органического мира;

  -формирование практической значимости биологических знаний.

Ведущие идеи курса биологии - идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах и природной среде – определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий

Результаты изучения курса «Биология»  в 6 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:

Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. М.: Дрофа, 2011. – 80с.:ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/понимать

Основные биологические понятия  и термины; результаты выдающихся биологических открытий.

Биологические явления и процессы в природе и живых организмов, взаимодействия между ними; изменение окружающей среды в результате деятельности человека; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды; охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Многообразие растительного мира; основные свойства растительных организмов.

Систематические категории растений, их характеристика и образ жизни.

Размножение растений; бесполое размножение; половое размножение.

Биосфера, ее структура и функции; круговорот веществ в природе.

Жизнь в сообществах, основы экологии; история формирования сообществ живых организмов; основные биомы суши, их флора и фауна; взаимодействие организма и среды; абиотические и биотические факторы, воздействующие на растительные организмы.

уметь

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;

Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений;

Приводить примеры многообразие растительного мира; размножения растений; использования и охраны окружающей среды, адаптации растений к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на них.

Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Учета биологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными растениями или группой, процессами, их изменений в результате биотических, абиотических и антропогенных воздействий; оценка их последствий.

рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде; образ жизни растительного организма по его внешнему облику.

 Рационально использовать природные ресурсы и бережно относиться к окружающей среде.

Отслеживание результатов проводится через различные формы контроля: 

- тематический;

- итоговый;

- групповой;

- фронтальный;

- индивидуальный;

- текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы;практические работы;тестирование;зачеты;контрольные работы;срезовые работы);

- промежуточная аттестация (тестирование;контрольные работы;защита реферата;защита проекта;защита научно – исследовательской работы)

формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

Основные методы работы и формы: словесные  (рассказ, лекции, семинары, зачеты, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др.), практические( проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторная работа и т.д.), наглядные( опыт, эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами), исследовательские, словесный, описательный, проблемные, частично-поисковые, групповые , элементы модульного обучения,  индивидуальные.

Перечень УМК

Учебник  Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2008. – 272с.т

1.Тетрадь с печатной основой.

2.Пасечник В. В; Снисаренко т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд; стереотип. – М. Дрофа, 2008.- 80 с.: ил.

3. Методическое пособие для учителя

 Н.И. Галушкова «Поурочные разработки по биологии 6 класс» –Волгоград.: «Учитель», 2007

4. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В, В. Пасечника; И, Н. Пономарёвой – М.; «Глобус» 2008

5.  Стандарт основного общего образования

6. Примерная программа по биологии  основного общего образования

        Мультимедийная поддержка курса

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебно электронное издание) Республиканский мультимедийный центр, 2004

2. Репетитор. Биология (для подготовкистаршеклассников в Вузы)

3. Библиотека электронныхнаглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно- электронное издание) «Кирилл и  Мефодий» 2003г.

4. Экология. Учебное пособие .10-11 класс – Дрофа,2004 год

5. Уроки с применением ИКТ 6 класс –М;  Глобус,2009

6.Интернет ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://bio.1september.ru/, http://www.uchportal.ru, http://www.uroki.net, http://kozlenkoa.narod.ru/, http://www.it-n.ru, http://www.rusedu.info, http://festival.1september.ru/, http://www.pedsovet.ru, http://www.alleng.ru/, электронный учебник: http://ekol-ush.narod.ru/, и др., на основе материалов данных сайтов ко всем урокам созданы презентации для более информативного насыщения урока.

Дополнительная литература для учителя:

Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

Контрольныеи проверочные работы по биологии классы 9-11- М; «Дрофа» 2001

Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

Красная книга Саратовской области. - Саратов  2006

Е.В. Петров. Основы Классической генетики(теория, тесты, задачи с решениями)- Саратов «Добродея» 1997

Н.Н. Воронцов,Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991

Биологический эксперемент в школе. –М; «Просвещение» 1991.

            Уроки с применением ИКТ 6 класс –М;  Глобус,2009

Содержание программы

        6 класс
Бактерии. Грибы. Растения (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Царство бактерии (3 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

3. Царство грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

4. Царство растения (8 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Изучение строения листа.

Изучение макро- и микростроения стебля.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6. Жизнь растений (15 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Этапы развития (фенофазы).

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Растение – целостный организм.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

7. Классификация растений (7 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.

Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия: ознакомление с выращиванием растений в защищенном фунте.

8. Природные сообщества (6 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

9. Развитие растительного мира (2 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Демонстрация, оборудование

Введение

2

1. Клеточное строение организмов

5

1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. 2.Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3.Рассматривание пластид под микроскопом.

микропрепаратов различных растительных тканей.

2. Царство бактерии

3

3.Царство грибы

4

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов

муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

4.Царство растения

8

1.Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

2.Изучение строения мха (на местных видах).

3.Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

4.Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

5.Строение и многообразие покрытосеменных растений

16

1.Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

2.Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

3.Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

4.Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

5.Изучение строения листа.

6.Изучение макро- и микростроения стебля.

7.Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

8.Изучение строения цветка.

9.Ознакомление с различными видами соцветий.

10.Ознакомление с сухими и сочными плодами.

6.Жизнь растений

15

Л.Р.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Практические работы

1.Вегетативное размножение комнатных растений.

2.Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия: зимние явления в жизни растений.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

7.Классификация растений

7

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия: ознакомление с выращиванием растений в защищенном фунте.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

8.Природные сообщества

6

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

9.Развитие растительного мира

2

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Повторение

2

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...