Планирование уроков биологии в 8 классе (рабочая программа)
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
программа состоит из пояснительной записки, где определены цели и задачи курса, требования к основным знаниям и умениям учащихся, дан перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии в 8 классе.
МБОУ «Спеховская СОШ». Составитель Терентьева Р.П
Пояснительная записка
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части, рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности т.д. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс биологии 8 класса
Учащиеся должны знать:
- систематическое положение человека и его происхождение;
- особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- о значении внутренней среды организма, иммунитете, терморегуляции, обмене веществ;
- особенности индивидуального развития организма;
- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- факторы, разрушающие здоровье человека;
- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
- работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник : А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Биология. Человек. М., Вентана-Граф, 2007.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы, методическое пособие, М., Дрофа, 1996.3
Сухова Т. С. Тесты. Биология 6-11 классы, учебно-методическое пособие , М.,1998.
Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Лабор. работы | Контр. работы | Практ. р. Тренировочные. |
1 | Введение. Организм человека. Общий обзор. | 6 | 2 | 1 | |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 2 | 1 | 2 |
3 | Кровь. Кровообращение | 8 | 1 | 1 | 2 |
4 | Дыхательная система | 6 | 2 | 1 | 2 |
5 | Пищеварительная система | 7 | 2 | 1 | 1 |
6 | Обмен веществ и энергии | 3 | 1 | ||
7 | Мочевыделительная система | 2 | |||
8 | Кожа | 3 | |||
9 | Эндокринная система | 3 | |||
10 | Нервная система | 5 | 1 | 3 | |
11 | Органы чувств и анализаторы | 5 | 1 | 1 | |
12 | Поведение и психика | 6 | 1 | ||
13 | Индивидуальное развитие организма | 5 | |||
Всего | 68 | 9 | 7 | 13 |
№ п/п | Тема урока | дата | Деятельность уч-ся | Контроль знаний | Дом. Зад. |
Введение. Организм человека. Общий обзор. 6ч. | |||||
1/1 | Введение. Биологическая и социальная природа человека. | рассказ | Стр. 3-5 | ||
2/2 | Науки об организме человека | План | Знание определений | П. 1 | |
3/3 | Структура тела. Место человека в живой природе. | Анализ таблицы | П. 2, табл. | ||
4/4 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | Лабор. работа 1 | Действие фермента каталазы на пероксид водорода | П. 3, рис.6 | |
5/5 | Ткани | Лабор. Работа 2 | Просмотр под микроскопом тканей | П. 4, рисунки в тетр. | |
6/6 | Системы органов в организме. Нервная и гуморальная регуляции. | Практ. работа | Получение мигательного рефлекса и его торможение | Стр.32-33, тест. вопр. | |
Опорно-двигательная система. 9ч. | |||||
7/1 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Лабораторная работа 3, 4. | Строение костной ткани, состав костей. | П. 6, назв. Костей | |
8/2 | Скелет головы и туловища. | Работа с муляжом | Показ с объяснением | П.7, рис21 | |
9/3 | Скелет конечностей. | Практ.р. стр.46 | Показ с объяснением | П.8. сообщен. | |
10/4 | Первая помощь при травмах. | демонстрация | Практическое занятие | П. 9, понятия | |
11/5 | Мышцы. | Объяснение по таблице | П. 10 | ||
12/6 | Работа мышц. | Опыт | П.11, опыт | ||
13/7 | Нарушение осанки и плоскостопие. | Практ. работа | Проверяем правильность осанки | П.12, стр.61 | |
14/8 | Развитие опорно-двигательной системы. | Анализ текста учебника | П.13 | ||
15/9 | Урок обобщения и контроля знаний. | Тест 1. | Стр.66 | ||
Кровь. Кровообращение. 8ч. | |||||
16/1 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. | Лабор. работа 5. | Сравнение крови человека с кровью лягушки | П.14, рис37 | |
17/2 | Иммунитет. | сообщения | П.15, табл. | ||
18/3 | Тканевая совместимость и переливание крови | схема | П.16, схема | ||
19/4 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | Рассказ по таблице | П.17, термины | ||
20/5 | Движение лимфы. | Рассказ по схеме | П.18 | ||
21/6 | Движение крови по сосудам | Пр. р. | Стр. 88-89 | П.19 | |
22/7 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | Пр.опыт | Дома | П.20 | |
23/8 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | Тест 2. Стр. 99-100 | П.21, пр.р. | ||
Дыхательная система. 6ч. | |||||
24/1 | Значение дыхания. Органы дыхания. | Рассказ по таблице | П.23 | ||
25/2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Лабор.р. 6 | Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | ||
26/3 | Дыхательные движения. | Лабор.р. 7 | Дыхательные движения | П.25, опыт | |
27/4 | Регуляция дыхания | Пр.р. | Измерение обхвата грудной клетки | П.26, пр.р. | |
28/5 | Болезни органов дыхания и их предупреждение | Пр.р. | Определение запыленности воздуха в классе | П.27 | |
29/6 | Первая помощь при поражении органов дыхания | Контрольная работа 3. | П.28 | ||
Пищеварительная система. 7ч. | |||||
30/1 | Значение пищи и ее состав | сообщение | П.29. схема | ||
31/2 | Органы пищеварения | Пр.р. | Работа слюнных желез | П.30 | |
32/3 | Зубы | Лабор.р. 8 | Действие ферментов слюны на крахмал | П.31, рис65 | |
33/4 | Пищеварение в ротовой полости и желудке | Лабор.р. 9 | Действие ферментов желудочного сока на белки | П.32 | |
34/5 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | П.33 | |||
35/6 | Регуляция пищеварения. Обобщающее повторение. | Тест 4. | П.34 | ||
36/7 | Заболевания органов пищеварения | сообщения | П.35 | ||
Обмен веществ и энергии. 3ч. | |||||
37/1 | Обменные процессы в организме | Пр.р. | Стр. 145-146 | П.36 | |
38/2 | Нормы питания | Таблица | П.37 | ||
39/3 | Витамины | Таблица | П.38 | ||
Мочевыделительная система. 2ч. | |||||
40/1 | Строение и функции почек | Рассказ по таблице | П.39, рис70 | ||
41/2 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | Сообщения | П.40 | ||
Кожа. 3ч. | |||||
42/1 | Значение кожи и ее строение | Рисунок в тетради | П.41 | ||
43/2 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи | Сообщения, рефераты | П.42 | ||
44/3 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Сообщения, рефераты | П. 43 | ||
Эндокринная система. 2ч. | |||||
45/1 | Железы внешней , внутренней и смешанной секреции | Составление таблицы | П.44 | ||
46/2 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | Анализ рисунков | П.45 | ||
Нервная система. 5ч. | |||||
47/1 | Значение, строение и функционирование нервной системы | Пр.р. | Действие прямых и обратных связей | П.46 | |
48/2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы | Пр.р. | Штриховое раздражение кожи | П.47 | |
49/3 | Нейрогормональная регуляция | П.48 | |||
50/4 | Спинной и головной мозг: строение и функции | Пр.р. | Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка | П.49, рис79 | |
51/5 | Проверочная работа. | Тест 5. | |||
Органы чувств. Анализаторы. 5ч. | |||||
52/1 | Как действуют органы чувств и анализаторы | П.51 | |||
53/2 | Орган зрения и зрительный анализатор | П.52 | |||
54\3 | Заболевания и повреждения глаз | П.53, рис80 | |||
55/4 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Пр. р. | Выполняется дома. | П.54 | |
56/5 | Органы осязания, обоняния и вкуса. | Тест 6. | П.55 | ||
Поведение и психика. 6ч. | |||||
57/1 | Врожденные формы поведения | П.56 | |||
58/2 | Приобретенные формы поведения | Пр. р. | Перестройка динамического стереотипа | П.57 | |
59/3 | Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. | П.58, 59 | |||
60/4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | П.60 | |||
61/5 | Воля и эмоции. Внимание. | П.61 | |||
62/6 | Работоспособность. Режим дня. | Тест 7. | П.62 | ||
Индивидуальное развитие организма. 5ч. | |||||
63/1 | Половая система человека. | План-конспект | П.63 | ||
64/2 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | сообщения | П.64 | ||
65/3 | Внутриутробное развитие организма и развитие после рождения. | Анализ текста и рисунков | П.65 | ||
66/4 | О вреде наркогенных веществ. | Сообщения | П.66 | ||
67/5 | Психологические особенности личности. | П.67 | |||
68/6 | Итоговый урок по курсу. | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс по программе В.В.Пасечника
Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе П...
Тематическое планирование уроков биологии 8 класс.
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программой основного общего образования по биологии. Планирование соответствует цели и задачам изучения биологии на...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и предназначена для 8 классов....
Тематическое планирование курса биологии 9 класс по программе В.В. Пасечника 2010 год
Тематическое планирование для коррекционной школы...
Тематическое планирование курса биологии 9 класс по программе В.В. Пасечника 2010 год
Тематическое планирование для коррекционной школы...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.
Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...